Как я начала вести ютуб-канал и превратила хобби в миллионный бизнес
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Это возможно. И нет, получится не у всех. Несколько лет назад в США провели опрос. Трем тысячам детей задали банальный вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» В топ-5 попали космонавты, музыканты, учителя и спортсмены. Но первое место с огромным отрывом заняла профессия, которой еще недавно даже не существовало. Эта профессия — ютуб-блогер.
С чего все началось
Я не мечтала стать ютубером. Я выросла в российской провинции в 90-х и вместо Ивангая и Влада А4 смотрела кино на видеокассетах. Но во времена, когда изменения являются единственной константой, ты можешь стать кем угодно. Вместе с мужем Владимиром мы создали несколько ютуб-каналов с общей аудиторией свыше 5 миллионов подписчиков. Без вложений, без связей, без страха.
На данный момент я являюсь автором и продюсером двух ютуб-каналов — «Mogol TV», где 5 млн подписчиков, и «Владимир Логинов» с 80 000 подписчиков. Если зайти на сайт Social Blade — один из крупнейших мировых ресурсов со статистикой из социальных сетей — и вбить в поиске название первого канала, то можно обнаружить, что он входит в топ-100 ютуб-каналов России, что уже достойно. А если учесть, что половину из этого списка занимают сайты телеканалов, мультсериалов и прочие большие компании по производству контента, то достижение выглядит еще более притягательным.
Продвижение на «Ютубе»
Существует распространенный миф — набрать миллионы подписчиков на «Ютубе» можно двумя способами. Первый — потратить миллионы рублей на продвижение, второй — тебе должно очень повезти. В моем случае не было ни того, ни другого. Был только кропотливый труд. Когда я говорю, что потратила на раскрутку канала в пять миллионов подписчиков всего 3000 рублей, мне не верят. Тем не менее, это абсолютная правда.
В 2015 году мы запустили первый канал исключительно из интереса. Никто не рассчитывал зарабатывать на «Ютубе» миллионы. Времена были другие — это сегодня на площадке много рекламодателей и, соответственно, денег. Семь лет назад все было намного скромнее. Мы стали загружать свои первые видео — познавательные ролики с интересными фактами. Разумеется, просто выкладывать контент на площадку было недостаточно, нас никто не смотрел. Единственно верным следующим шагом была реклама.
Первый совет для тех, кто начинает вести ютуб-канал — купите рекламу (привет, Капитан Очевидность), но — не во «Вконтаке», не в «Фейсбуке», не в Телеграме или где-то еще. Хотите получить первых подписчиков на «Ютубе» — вам нужна реклама на «Ютубе». Причем это должен быть не Google Adwords, а прямая реклама на других ютуб-каналах, которые близки по тематике. По крайней мере — это мой опыт.
В 2015 году мы несколько раз покупали рекламу на других каналах со схожей тематикой. Каждая рекламная интеграция стоила около 800 рублей. После каждой такой интеграции приходило 300—400 подписчиков. Я понимаю, что это статья 2022 года и сегодня рассказ про рекламу в ролике на «Ютубе» за 800 рублей звучит как рассказ про мороженое из СССР за 5 копеек. Поэтому вот вам бесплатный совет.
Сегодня на ютуб-каналах есть специальная вкладка, которая называется «Сообщество». Это место, куда блогеры выкладывают небольшие посты, фото со съемок, а также могут разместить ссылку на ваш ролик. Можете спокойно купить пост за 1-2-3 тысячи рублей и получить трафик на канал и новых подписчиков. Опять же, учитывайте тематику на канале — она должна быть созвучна вашей. Если у вас канал про автомобили, а знакомая Аня ведет канал про моду, то ваша 1-2-3 тысячи рублей за рекламный пост в ее сообществе улетит в никуда. Это был грубый пример, но вы поняли логику.
Следующий важный момент. Мы начали покупать рекламу, когда на канале уже было порядка 10 видео. Таким образом, эффективность рекламы значительно возрастает — мало кто будет подписываться на канал, где 1—2 ролика или их нет вовсе. Звучит очевидно, но далеко не все это понимают. Поставьте себя на место зрителя. Дальше все решает ваше терпение и трудолюбие. Готовьтесь, что на первом этапе, который, скорее всего, будет длиться минимум год, вы будете вкладывать много времени и сил в производство видео, получая при этом совсем немного просмотров. Но если вы хотите сделать успешный канал на «Ютубе» без большого бюджета, придется терпеть, много работать и, не отчаявшись, регулярно выкладывать ролики, это очень важно. Собственно, этим мы и занимались в первый год нашей работы на «Ютубе»
После того как мы с мужем купили несколько рекламных вставок для первого канала, он не начал расти, как на дрожжах. Да, это подтолкнуло количество просмотров, но это были не те цифры, которыми можно похвастаться или уж тем более заработать. В течение года мы выкладывали на канал по 2—3 ролика в неделю и практически ничего не зарабатывали. Большинство людей на нашем месте, скорее всего, просто бы бросили эту затею. Особенно если учесть, что у нас уже была полноценная работа. Но мы, как вы уже поняли, не бросили.
Как «Ютуб» стал моей основной работой
К тому моменту на канале было свыше 100 тысяч подписчиков и несколько видео с миллионами просмотров. Но самое главное — у нас был опыт. Мы поняли, как работает площадка, почему зрители смотрят/не смотрят то или иное видео, как должны выглядеть «кликабельные» превью, почему оставляют или не оставляют комментарии и так далее.
Опыт на площадке — это самое ценное, что вы можете получить. Механизм его приобретения довольно прост, по крайней мере на бумаге: делаете видео — смотрите на результат в аналитике канала — делаете вывод — снова делаете видео. Повторяете эти упражнения несколько десятков раз и вы поймете, как создавать контент на «Ютубе», который хотят смотреть зрители. Последние 7 лет мы именно так и делаем.
Сегодня на канале более 5 миллионов подписчиков, а ежемесячная цифра общих просмотров превышает 10 миллионов. Напомню, что в каждом ролике «Ютуб» показывает рекламу. Приблизительно половину прибыли площадка отчисляет автору. Так занятие, которое воспринималось поначалу как хобби, превратилось в бизнес с доходом в несколько миллионов рублей в год.
Стоит ли начинать вести ютуб-канал, если «все ниши заняты»
Еще один важнейший вопрос, которым задается каждый, кто хочет вести канал на платформе. Забавно, что один и тот же вопрос я слышу каждый год, начиная примерно с 2017-го. И мой ответ — конечно стоит. Если вы смотрите контент на «Ютубе», если вам нравится проводить время на платформе и у вас есть идея для проекта — обязательно стоит. Сегодня на платформе огромное количество разнообразной аудитории. Для сравнения: в 2015 на видеохостинге, по сути, не было ни одного крупного трэвел-блога. Те, кто хотел смотреть подобный контент, смотрели телевизор. Альтернатив не было.
В 2022 году вы можете сделать успешный канал, который будет посвящен, предположим, истории Средневековья. И потенциально за 2—4 года сможете собрать миллион подписчиков. Даже на канал с очень узкой тематикой сегодня найдется свой зритель. Отличным подтверждением этого тезиса является наш с мужем второй проект — канал «Владимир Логинов». За год мы выпустили 9 видео и собрали свыше 80 тысяч подписчиков. И это не развлекательный контент. Например, наше видео о Леонардо Да Винчи собрало свыше двух миллионов просмотров за три месяца. Часовой ролик о художнике, жившем 500 лет назад! В 2015 подобное видео могло бы от силы собрать десятки тысяч просмотров и это уж точно было бы не восьмое видео на канале.
История с проектом «Владимир Логинов» также подтверждает, что схема небольших материальных вложений плюс много труда работает и сегодня. Мы не рекламировали проект на Mogol TV и потратили на рекламу 15 000 рублей. Ключевой вклад в канал — терпение, труд и опыт. Ничего нового. Old but Gold.
Аудитория «Ютуба» продолжает расти, несмотря на конкуренцию с TikTok, Netflix и прочими. Возьмите предмет, который вам интересен и сделайте об этом канал. Это крайне важно, так в самые темные и отчаянные времена есть гарантия, что вы его не забросите и продолжите работать. И тогда, поверьте, рано или поздно вы добьетесь миллионных просмотров и, как следствие, миллионных доходов. На том, что вам нравится.
Единственное, чего не хватает «Ютубу» прямо сейчас — вашего канала. А лучшее время, чтобы начать — сейчас.