Ехали за зимней сказкой — попали на российский юг 90-х: почему я больше не поеду в Архыз

Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции

Пират Мармелад

не нашел шале и стриптиз

Я давно катаюсь на сноуборде и побывал на всех главных горнолыжных курортах России: Красной Поляне, Эльбрусе, Шерегеше и Хибинах.

Архыз оставался неохваченным. Решил это исправить и поехал туда вместе с супругой в новогодние каникулы. Купились на красивые фото в соцсетях. Как выяснилось позже, курорт выглядит совсем иначе, а удачные снимки можно сделать только с определенных немногочисленных ракурсов. Кстати, это, пожалуй, первое путешествие, в котором мы практически не фотографировали: совершенно не было желания сохранять память об увиденном.

Решили ехать на машине из Москвы по платной дороге. Заплатили около 2500 ₽ за проезд в одну сторону, но оно того стоило: трасса отличная, сэкономила нам много времени и нервов.

В пути ночевали в Ростове-на-Дону, еще пару дней провели на Домбае. В Ростове-на-Дону внезапно получили шикарный номер за скромные деньги. Приехали в парк-отель «Жардин» уже после полуночи, и нам предложили люкс за треть цены. За трехкомнатный номер с собственной кухней и джакузи заплатили 3000 ₽.

Чем ближе мы подъезжали к Карачаево-Черкесии, тем хуже становилась инфраструктура. На территории республики мы не встретили ни одной приличной заправки — буквально негде было купить еды и выпить кофе. Про туалеты вообще молчу, они везде были образца «сарай с дыркой в полу». Жена страдала.

Дорога на Архыз радовала видами, но пугала отсутствием приличных заправок

Увидев первый крупный торговый центр, мы обрадовались, что наконец сможем сделать нормальную остановку. Но столкнулись с другой особенностью региона — строгими нравами. Когда стояли в очереди за едой на фуд-корте, я обнял жену и невинно ее поцеловал. Моментально подошел охранник и сказал: «Молодые люди, у нас так не принято!» Мы забыли, куда приехали, и нам тут же об этом напомнили.

Но главные потрясения были впереди. Все горнолыжные курорты славятся особой атмосферой и классными тусовками. Туда ездят не только ради катания, но и чтобы пожить в красивом шале, потанцевать под хорошую музыку, насладиться видами. Так мы отдыхали в Сочи и на Эльбрусе, рассчитывали увидеть это и в Архызе. Ехали за зимней сказкой, поэтому были совершенно не готовы к тому, что попадем на русский юг образца 90-х годов.

Здесь построили современный подъемник и сделали трассы, но все подножие склона усыпано шашлычными, сувенирными лавками и детскими аттракционами. Получился совершенно колхозный курорт. Было полное ощущение, что еще немного и на трассу выйдет продавец кукурузы. Совершенно не тот антураж, что в других горнолыжных местах. Кстати, стриптиз-клубов, которых в избытке, например, на Красной Поляне, в Архызе нет. Хотя, учитывая местные нравы, это как раз не удивительно.

Любоваться видами в Архызе можно, только задрав голову высоко вверх, чтобы не видеть окружающей застройки

Другой ощутимый минус этого места — скучные трассы. Тем, кто любит внетрассовое катание, здесь делать нечего. Архыз расположен низко, в январе снега было мало. На трассах работали снеговые пушки, а кататься между елками, как на других горнолыжных курортах, у нас не получилось.

Чтобы найти, где поесть после катания, пришлось постараться. Было только два варианта: дорогие рестораны с микропорциями или непонятные закусочные, где вечно нет мест. Если фишка Эльбруса — местная кухня, то в Архызе нам встречались преимущественно хот-доги и прочий фастфуд. Мы питались там, куда получалось попасть без очереди, тратили в среднем 1500 ₽ на человека без алкоголя.

Отдельно скажу про местные гостиницы. Те, что стоят на склоне, очень дорогие. Номер на двоих — 18 000 ₽ в сутки. Бюджетные варианты надо бронировать за полгода. Мы мучительно искали жилье на разных агрегаторах. Хотели что-то похожее на горное шале, но в большинстве случаев нам попадались варианты с безвкусным ремонтом в стиле «дорого-богато».

В итоге сняли относительно приличный номер в гостевом доме в поселке Архыз за 8000 ₽ в сутки. От горнолыжного комплекса до него всего 10 километров. Но вечером на дорогу в гостиницу мы потратили два часа. Все возвращались с катания, и образовалась огромная пробка. Утром ситуация была немногим лучше: дорога до склона заняла час.

Следующий сюрприз ждал нас в гостинице. Мы бронировали номер на две ночи, но после первого знакомства с Архызом решили, что с нас хватит, вернемся в Москву раньше. Еще до поездки переводили предоплату за одну ночь, поэтому на этапе заселения сказали, что вторую оплачивать не будем.

После этого разразился скандал. Нас отказались заселять и возвращать деньги. Владелец объявил: «Платите за вторые сутки или уезжайте». Его логика заключалась в том, что он отдал номер нам, а мог бы другим туристам, готовым заплатить за две ночи. Значит, он недополучит 7000 ₽ и мы кидаем его на деньги. Выслушав все это, мы развернулись и пошли с вещами на выход. Он догнал нас на улице и сказал, что согласен сдать комнату на сутки. Нужно было где-то ночевать, только поэтому мы остались. Утром уезжали без малейшего сожаления.

Больше мы в Архыз ни ногой. Во всяком случае в ближайшие пять лет. Курорт развивается, и, возможно, со временем что-то изменится, но сейчас не рекомендую это место никому. Единственный плюс поездки заключался в том, что мы обновили любовь к проверенным горнолыжным курортам вроде Сочи и Эльбруса. Теперь только туда.