Как часто россияне едят мороженое

И сколько на него тратят

17
Аватар автора

Сергей Антонов

предпочитает эскимо

Страница автора

Среднестатистический россиянин съедает 3,3 кг мороженого ежегодно.

Если пересчитать на порции, это 39 классических вафельных стаканчиков. Получается, что типичный житель России балует себя этим продуктом примерно раз в десять дней. Мороженое входит в десятку любимых десертов наших соотечественников — его назвали 8% россиян из числа тех, кто ест сладкое.

Мы посмотрели на статистику и узнали, какое мороженое пользуется наибольшим спросом, в какой упаковке его покупать выгоднее и как меняются цены в зависимости от сезона.

Как устроен рынок мороженого в России

Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) сообщает, что в 2022 году россияне купили 470 тысяч тонн мороженого. Для сравнения: в 2021 году — 530 тысяч тонн. В основном на рынке представлена продукция отечественных производителей: импорт составил всего 15 тысяч тонн, почти половину обеспечили поставки из Беларуси.

Крупнейшим производителем, по данным Союзмолока, стала группа компаний «Айсберри», которая в том числе выпускает мороженое под брендами «Ленинградское», «Вкусландия», «Филевский шербет», «Филевская лакомка». На ее долю приходится 11,2% рынка — 52,6 тысячи тонн. На втором месте по объемам производства — группа «Ренна», бренды «Коровка из Кореновки» и «Алексеевское»: компания произвела 46,7 тысячи тонн мороженого. Третье место — у «Юнилевера», бренды «Магнат», Cornetto, «Инмарко»: 39 тысяч тонн.

Однако если посмотреть на продажи мороженого в крупных торговых сетях, то окажется, что на «Коровку из Кореновки» от «Ренны» приходится примерно пятая часть. Согласно статистическим данным, которые Тинькофф Журналу предоставила исследовательская компания NTech, продажи мороженого от «Айсберри» лишь на третьем месте: эта компания занимает 10% рынка в ретейле, уступая не только «Коровке», но и мороженому «Чистая линия».

Правда, нужно отметить, что некоторые крупные производители выпускают мороженое, которое потом продается под СТМ, собственными торговыми марками ретейлеров. Например, «Чистая линия» выпускала специальную линейку красного мороженого для сети «Магнит», а компания «Холод Славмо» — для «Ленты» и «Дикси». На долю мороженого под СТМ в ретейле приходится 8% продаж.

На 10 компаний приходится почти 60% российского производства мороженого, тысяч тонн

«Айсберри» + «Петрохолод»52,6
«Ренна»46,7
«Юнилевер»39
Froneri (Nestle + R&R)27
«Русский холод»26,5
«Славица»26,2
«Чистая линия»22
«Челны холод»16
«Полярис»12,5
Фабрика «Фрост»8,4

На 10 компаний приходится почти 60% российского производства мороженого, тысяч тонн

«Айсберри» + «Петрохолод»52,6
«Ренна»46,7
«Юнилевер»39
Froneri (Nestle + R&R)27
«Русский холод»26,5
«Славица»26,2
«Чистая линия»22
«Челны холод»16
«Полярис»12,5
Фабрика «Фрост»8,4

Какое мороженое самое популярное в России

Судя по статистике Ntech, абсолютный лидер по продажам — мороженое в стаканчиках. В 2022 году на него приходилось 31,7% всего объема продаж в денежном эквиваленте. Такая ситуация сложилась, скорее всего, по нескольким причинам: во-первых, это привычный для россиян формат упаковки, во-вторых, стаканчики дешевле всего — средняя цена составляет 51 ₽.

Второе место занимает еще один классический формат — эскимо: 21,4% продаж мороженого у ретейлеров. Оно дороже: средняя цена в 2022 году — 73 ₽. Притом что весит одно эскимо меньше, чем мороженое в стаканчике: в среднем 70 г против 85 г. Получается, что в пересчете на чистый вес эскимо дороже в полтора раза: за килограмм такого мороженого придется отдать 1025 ₽, а за кило мороженого в стаканчиках — 615 ₽.

Наименее популярный у россиян формат — дой-пак: так называют пластиковые пакетики с закручивающейся крышкой, в такие же, например, упаковывают майонез и детские фруктовые пюре. На дой-паки приходится всего 0,05% продаж мороженого в рублевом эквиваленте.

Так выглядит мороженое в дой⁠-⁠паке. Это пломбир от «Чистой линии». Источник: omoloko.ru
Так выглядит мороженое в дой⁠-⁠паке. Это пломбир от «Чистой линии». Источник: omoloko.ru

Как сезонность влияет на цену и спрос

Объемы продаж мороженого по сезонам предсказуемы: чем теплее, тем выше спрос. Например, в мае продажи по сравнению с январем вырастают вдвое, а в июне и июле — более чем в три раза.

Этот прирост в основном обеспечивает порционное мороженое — стаканчики, эскимо, рожки, брикеты и так далее. Продажи «семейного мороженого» — в ведрах, пакетах, контейнерах — тоже растут летом, но не так сильно.

Если посмотреть на динамику продаж в 2022 году и первом квартале 2023, видно, что разные форматы меняли стоимость по-разному. Например, цена самого популярного мороженого — в стаканчиках — в течение этих 15 месяцев практически не менялась, показывая сезонный летний рост примерно на 10%. То же касается и востребованного у покупателей эскимо, которое летом 2022 года даже немного дешевело: например, в июле цена упала на 10,5% по сравнению с июнем.

Цены на семейные форматы тоже вели себя по-разному. Например, мороженое в пакетах все это время стабильно дорожало — возможно, это как-то связано с повышением из-за санкций себестоимости, прежде всего упаковки. Стоимость мороженого в контейнерах менялась предсказуемо: летом выросла, к осени упала. Похожую сезонную динамику показали и цены на мороженое в ведрах — правда, начали падать они не в конце лета, а позже, уже в сентябре.


Какое мороженое, по-вашему, самое вкусное — и почему? Поделитесь фото:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество