«Озон» до сих пор неприбылен. Что происходит с бизнесом
Новости
83K

«Озон» до сих пор неприбылен. Что происходит с бизнесом

65

Мы продолжаем цикл статей про активы российского холдинга АФК «Система». Вот что мы уже изучили:

Аватар автора

Сергей Шаболкин

частный инвестор

Страница автора

Сегодня на очереди «Озон», 38,2% акций которого принадлежит АФК «Система». Интернет-магазин до сих пор не приносит прибыль, хотя существует 21 год. Руководство говорит, что компания уже могла бы стать прибыльной, но нужно инвестировать, чтобы не отстать от конкурентов.

Как устроен бизнес

Большую часть выручки «Озону» приносит продажа товаров.

У части продавцов есть доступ к маркетплейсу «Озона» — через него продавец самостоятельно размещает товары, которые попадают на сайт. «Озон» берет комиссию за выполненные заказы. Продавцы могут полностью отдать хранение и доставку товара «Озону» — за это также берут комиссию. Плюс для продавца — система аналитики, которая помогает анализировать продажи, управлять ассортиментом и оптимизировать расходы.

С мая 2019 года компания тестирует продажи товаров иностранных продавцов. Товар отправляют продавцы, а за доступ к аудитории «Озона» они платят комиссию. Ниша конкурентная: Aliexpress развивает Tmall, а Сбербанк и Яндекс — Bringly. Смысл площадки в том, что покупатель может взять там товар дешевле, чем через российские магазины, но доставку ждет дольше.

Через «Озон-трэвел» бронируют авиа- и железнодорожные билеты. Последние три года сервис убыточен на операционном уровне: отрасль высококонкурентна и у компаний низкая маржинальность, а увеличить доходы за счет продажи дополнительных услуг сложно.

Пока «Озон» не вышел на операционную прибыль, то есть компания пока не способна зарабатывать деньги от продажи собственных товаров и услуг. Выйти на безубыточность планировали еще в 2017 году. В 2018 году решили продолжить инвестировать, поэтому получили крупный убыток.

Я свел воедино финансовые результаты «Озона», сложив показатели трех дочерних компаний: «Интернет решения», «Интернет логистика» и «Интернет трэвел» — по российским стандартам отчетности. Данные могут расходиться с официальными — реальный процесс объединения финансовых показателей компаний, принадлежащих «Озону», зависит от множества переменных. А у нас нет всех данных.

Инвестиции в расширение складов и ускорение доставки позволяют компании расти двузначными темпами. Это редкая ситуация для крупных российских игроков.

Как планируют развиваться

Увеличивают площадь складов. Руководство компании считает, что темпы роста бизнеса ограничены мощностью складов и системой доставки. За первую половину 2019 года площадь складов выросла со 100 до 160 тысяч квадратных метров.

В 2019 году «Озон» арендовал склад в Москве площадью 94 тысячи квадратных метров с возможностью расширить ее до 122 тысяч квадратных метров. Расширение запланировано на 2020 год, оно позволит увеличить ассортимент интернет-магазина в три раза, количество хранимых вещей тоже вырастет.

В третьем квартале 2020 года откроют часть склада в Татарстане площадью 38 тысяч квадратных метров, вторую часть — площадью 36 тысяч квадратных метров — откроют позже.

Расширяют сеть постаматов. По данным «Озона», треть заказов выдается через постаматы. Постамат — простейший способ расширить сеть доставки товаров. На его открытие требуется неделя, 1—2 м² площади и электричество. Обычно с доставкой через постамат заказывают мелкие товары, зато увеличивают частотность покупок.

В октябре 2019 года «Озон» стал лидером по количеству постаматов. А еще он договорился с «Пятерочкой» об аренде площади под постаматы на льготных условиях. До конца 2020 года планируют открыть 2 тысячи пунктов выдачи заказов. Компания будет использовать логистику продуктового магазина.

Развивают платную подписку. В феврале 2019 года «Озон» запустил платную подписку, которая дает доступ к бесплатной доставке при любой сумме заказа. Из 30 млн активных пользователей интернет-магазина платную подписку оформили 300 тысяч человек.

В октябре 2019 года компания запустила быструю доставку повседневных товаров: в некоторые районы Москвы заказ могут привезти за 40 минут. Стоимость доставки для платных подписчиков ниже.

Запустили сервис кредитования поставщиков. «Озон» запустил сервис «Озон-инвест», через который привлекает деньги физических лиц и кредитует своих поставщиков. Сервис привлек 140,3 млн рублей за 8 месяцев работы.

С одной стороны, ставки по вкладам падают и не спасают от инфляции, поэтому сервис может быть интересен гражданам. Небольшому бизнесу трудно привлечь кредит по приемлемой ставке и без залога имущества.

С другой — сервис не проверен временем. Неизвестно, что будет в случае, если заемщик не сможет вернуть кредит. Средства одного инвестора вкладываются в несколько компаний, но один дефолт может уничтожить всю доходность.

Этот сервис борется за деньги инвесторов с банковскими брокерами, которые активно продвигают брокерские счета и ИИС.

Драйверы роста отрасли

Проникновение электронной коммерции. Объем рынка интернет-торговли составил 3,7% от объема рынка всей розничной торговли в России. Средний мировой показатель — 8,8%.

«Пятерочка», «Озон», Сбербанк, Яндекс и другие компании развивают быструю доставку еды и прочих негабаритных товаров в крупных городах. Постепенно россияне привыкают к покупкам через интернет и все чаще заказывают что-то в сети. По данным «Озона», все больше клиентов увеличивает количество товаров в заказе.

АФК «Система» ссылается на исследование Morgan Stanley, в котором прогнозируется рост российского рынка интернет-торговли ежегодно до 2023 года на 24% с учетом сложного процента.

Дистанционная продажа лекарств. Рынок лекарственных препаратов в России оценен в 1,6 трлн рублей. Сейчас интернет-магазины не могут напрямую продавать лекарства. «Озон» разработал для этого схему: основали собственную аптеку и использовали особый договор, при котором не нарушалось действующее законодательство.

Легализовать продажу лекарств через интернет могут с 1 января 2020 года, но закон предполагает ряд ограничений для компаний: доставлять лекарства смогут только врачи и фармацевты. С какими поправками примут закон — неизвестно.

Увеличение пошлин. Власти постепенно ужесточают лимит беспошлинного ввоза товаров из-за границы. В 2020 году его снизят с 500 до 200 евро в месяц. За превышение лимита придется заплатить дополнительную пошлину.

Ужесточение законодательства по данным вопросам может увеличить количество покупок у местных компаний.

Консолидация отрасли. В России в каждой товарной категории есть лидер. На рынке много мелких компаний, которые могут быть поглощены более крупными. Руководство «Озона» ничего про покупки не говорило, но нужно помнить и о таком сценарии развития бизнеса.

Оценка компании

Владельцы «Озона» вкладывают деньги в бизнес, чтобы компания росла. В 2020—2021 годах акции «Озона» могут разместить на одной из фондовых бирж. Можно грубо оценить, сколько стоит бизнес компании.

Текущие владельцы акций покупают и продают свои доли — через их сделки можно получить оценку компании. «Озон» предположительно стоит около 40—54,3 млрд рублей.

В декабре 2018 года дочерняя структура АФК «Система» приобрела 7% акций «Озона» примерно за 3,8 млрд рублей — полностью компанию оценили в 54,3 млрд рублей.

В марте 2019 года МТС продала 18,7% акций за 7,9 млрд рублей АФК «Система». Тут оценка всей компании выходит 42,2 млрд рублей.

В сентябре 2019 года один из акционеров «Озона» продал около 8% акций приблизительно за 3,2 млрд рублей. Оценка всей компании — 40 млрд рублей. В данном случае меньше всего точных данных.

Стоимость проданных товаров (GMV) через «Озон» в первом полугодии 2019 года выросла на 78% год к году: с 14,8 до 26,3 млрд рублей. Компания не публикует данные по выручке, но она обычно растет чуть медленней, чем GMV. Если «Озон» нарастит выручку по итогам 2019 года наполовину, то можно увеличить оценку компании до 60—81,45 млрд рублей.

АФК «Система» планирует довести свою долю в «Озоне» до 40%. Во время выхода на биржу долю могут сократить до 25%: такой пакет позволяет блокировать решения совета директоров. Если оценка выше приблизительно верна и компания продаст 15% акций, то «Система» заработает около 9—12,2 млрд рублей. Но это сейчас — а «Озон» продолжает расти, и пока никто не планирует продавать компанию. Вместе с ростом бизнеса растет и оценка компании.

Выводы

«Озон» — быстрорастущая компания, которой нужны деньги для расширения. Компания инвестирует в развитие логистики и ускорение доставки товаров. Крупные конкуренты — «Пятерочка», Сбербанк, Яндекс и другие — также инвестируют в интернет-коммерцию, и сейчас на рынке нет явного лидера.

По прогнозам, рынок интернет-торговли в России будет расти быстрее большинства секторов экономики. Основной драйвер роста — рост числа тех, кто покупает через интернет.

АФК «Система» вместе с партнерами может вывести акции «Озона» на биржу в 2020—2021 годах. Пока владельцы компании инвестируют, чтобы расширить «Озон» и нарастить финансовые показатели. Вместе с этим растет и оценка компании.

  • Mike KosulinTmall в России как раз про быструю доставку и он больше для российских мерчантов. Брингли прикрылся и стал частью Беру.1
  • Алексей Малахов 🦣Как акционер Системы желаю Озону удачи. Как покупатель желаю им закрыться, ибо то, как они упаковывают товары просто оскорбительно. Куча ненужного пластика и бумаги, каждую мелкую фигню упаковывают в отдельную коробку. Перерасход картона дикий. Сколько деревьев они израсходовали впустую, ужас.17
  • Christian AudigierАлексей, Ты вообще хоть одну вещь с Озона заказал? Упаковывают идеально. Или тебе упаковка с алиэкспресс больше нравится?(в обычные пакетики любые товары)5
  • Алексей Малахов 🦣Christian, заказывал много раз. Например, две книжки, попсокет и упаковку чая в последний раз. Пришло четыре коробки! Причём мелкий попсокет в коробке 40 на 20 на 10 сантиметров, где-то так. Обращался в тех поддержку, говорят, так получается потому, что товары едут с разных складов. Ну ну, видимо у кого-то проблемы с логистикой, а я должен из-за этого вскрывать кучу коробок, а потом, скрепя сердце, их выбрасывать.5
  • Мария БычковаMike, верно, Tmall как раз из России доставляет. В тексте видимо ошибка.1
  • Mikhail Lyalinкак покупатель со стажем ушёл из Озона после "танцев" их руководства по бесконечной смене условий доставки и сотрудничества с веб-мастерами6
  • Constantin MekhninОзон давно перестал быть интересным. Цены высокие, доставка только платная, программы лояльности перестали быть интересными. Нет никаких преимуществ, если заказываешь товар на Озоне4
  • Алексей, как потенциально прибыльный бизнес озон - труп. Как качественный мерчант для клиентов - труп (говорю тоже как постоянный клиент - после ряда их полнейший фэйлов на ровном месте, желание что-либо там покупать отпало полностью). Это обычная псевдопирамида, которую накачивают деньгами ради циферок выручки, чтобы к моменту выхода на биржу выгодно слить, с этой точки зрения все как раз логично. Достаточно глянуть бюджет последней акции с Нури - он космический, при этом полностью бессмыленный в плане долгосрочного развития. Одновременно с хайпом любой ценой они развели целый штат безопасников и систему контроля покруче чем в большинстве банков, чтобы отслеживать тех кто создаёт кучи аккаунтов и "злоупотребляет" акциям. Собственно целые сообщества этих людей профессионально зарабатывают на озоне неплохие деньги)) В целом же - спускать лярды в унитаз, хайпить позволяя получать сотни посылок за 1руб, более клоунский "бизнес" и придумать сложно)9
  • Александр ШадринДобавлю к остальным комментариям, минус Озона (и с точки зрения покупателей, и, так как это мешает заводить новых клиентов, с точки зрения инвестора) в минимальных ценах на заказ. На том же wildberries заказывай хоть сторублёвые товары - никаких проблем.6
  • Алёна АхмедоваОзон просто нереально сдвигает сроки доставки по 3 раза. Один раз мне не доставили заказ и уже 2 месяца возвращают деньги. Служба поддержки работает ужасно. Не знаю, как при таком хаосе кто-то куда-то собирается выходить.2
  • Семён МуравьёвMike, да, брингли недавно закрыли3
  • Виталий ВасильевЯ достаточно много и часто заказываю на озоне, вайлдберис, беру. В целом озон и вацлдйлдбериз оставляют приятное впечатление. А вот беру какаха на самом деле. Срыв сроков доставки, и в целом везут более недели товар. Я думаю сфера интернет-торговли будет потихоньку развиваться и дальше. Ассортимент огромный. Через озон заказывал бабуле бытовую технику в деревню, все привезли. За доставку заплатили копейки. Подписку озон брал, но по моему цена ее завышена.9
  • Saul GoodmanО да тут прямо книга жалоб! Тоже добавлю: я веб-мастер, работал с их партнерской программой. Очень все неповоротливо и неудобно. Надеюсь они это исправят, ведь партнёрская модель генерирует им хороший поток новых клиентов1
  • Алексей ОреховДля выхода на прибыль им надо менять руководство компанией. За последний год было много неверных решений. - Отмена бесплатной доставки заказов от 3500р - Новый сайт пол года жил с багами в поиске, странице доставки и ОПЛАТЫ! Я не мог оплатить заказ 3 месяца. - На новом сайте не удобно выбирать время доставки. Заказ разбивается на десяток отправлений и нужно выбрать время доставки каждого! При этом руководство делает безумные вещи и проекты не связанные с основным бизнесом. Нужно сначала сделать так, чтобы магазин работал как часы, и только потом заниматься всякими pet project.8
  • Андрей РулинПри таком росте аудитории рост важнее прибыли. Так как каждое удвоение оборота приводит к снижению издержек на 10-20%. Если они не будут расти, то эту долю возьмёт кто-то другой. У них будут меньше издержки и в результате вложения Озон никогда не окупяться. Вот когда рост достигнет потолка, тогда можно о прибыли заботиться.4
  • Pit CatРусский проебизнес: выручка растет, прибыль падает!1
  • Валентин ДомогадскийНиколай, столько слов и никакой конкретики ) Труп то почему?)9
  • Валентин ДомогадскийАлексей, бозецки, столька картона-столька картона. Юные креаклы - это просто восторг. Ядерная смесь детских эмоций от серии "Я познаю мир" и гуманитарное образование столкнулись с реальной жизнью ;)2
  • Валентин ДомогадскийConstantin, бесплатная доставка при заказе от 3 тыс. Цены в рынке - прошу на Маркет. Не знали об этом?)2
  • Валентин ДомогадскийВиталий, Беру шляпа, потому что со старта подписались с транспортными компаниями, причем весьма сомнительными. "Стриж" - это вообще песня льда и пламени;) А ВБ и Озон свою логистику с нуля отстроили. И весьма достойную. Круче курьеров Озона, к примеру, только курьеры Ламоды. А Беру - лотерея )5
  • Валентин ДомогадскийMikhail, а что с вебами? Невыплаты?0
  • Валентин ДомогадскийСемён, и это хорошая новость ) Плейс предельно убогий. Отзывы на Маркете не дадут соврать.1
  • Татьяна ЛанцеваВайлдбериз и внезапные выпады добивают озон. Покупала там с 11 года с недорогой или бесплатной доставкой. Книги, канцелярка, некоторая бытовая химия были выгодно. Потом году в 18 они внезапно меняют политику. Стоимость доставки книги равна стоимости самой книги. Спасибо, не надо. Через полгода звонят, чтобы сказать, что вернули доставку подешевле, но уже не очень хочется заказывать. Одежда и обувь без примерки. Заказы могут задержать на месяц, из-за этого старалась оплачивать по факту получения. Выдача в мутных точках. Отзывы заказуха большей частью. Всего и не упомнить. Хорошего - редкие книги.4
  • Артем КотельниковВалентин, беру работает с dpd - ни разу не доставили ничего нормально, курьеры умудряются хамить и высказывать своё личное мнение по поводу того как и где мне удобно получать доставку) ответ поддержки: да, мы понимаем что курьер повел себя неправильно. Всё! 👏 А "стриж" - выйдете пожалуйста на улицу я в машине вас жду мне неудобно из нее выходить. 🤦‍♂️2
  • Артем КотельниковОзон с коробочками - сказка. Вот помнится как они все книги в пленку заворачивали и обязательно их мяли ...2
  • Артем КотельниковАртем, и обязательно стикер "OZON"! обязательно прямо на книгу!!!2
  • Дмитрий ТамолюнасConstantin, бесплатная доставка есть. На всё вообще. Мне, например, Премиум подарили как постоянному клиенту.3
  • Дмитрий ТамолюнасАлексей, есть бесплатная доставка на любые заказы с подпиской, которую можно купить, также её дарят постоянным покупателям.0
  • Ден ТюринТатьяна, а сколько стоит доставка книжки за 100р?:) И кому выгодно такое доставлять с операционной точки зрения? Примерки есть, зашел проверить к ним на чекаут, есть карта пунктов выдачи и отдельная кнопка, чтобы увидеть примерочные, отзывы пишут купившие, попробовал оставить отзыв на товары, которые не покупал - не дали.4
  • Евгений ПироговПоганая доставка. Приходиться звонить/писать и выяснять, где заказ. Постоянно кормили завтраками две недели. В итоге заказ отменили. Поддержка в чате отвечает спустя от 20 минут до 4 часов.1
  • Михаил ПетуховВалентин, если ваша реальная жизнь - это смог заводов и сточные воды из крана, то в добрый путь. А мне для своих детей хочется лучшей жизни и вопросы экологии реально волнуют. Лично я согласен с предыдущим оратором: Озон тратит огромное количество упаковочных материалов. И часто это происходит бездумно. Например мне прислали 50шт бумажных стаканчиков в большой коробке, в которую обильно было напихано упаковочной бумаги чтобы стаканчики не болтались. В итоге по ощущениям вес картона стаканчиков был меньше, чем вес их упаковки.1
  • Андрей ГрузиновУже 170 заказов в этом магазине. Если обобщить, то косяки по доставке конечно бывают: могут на сутки задержать, иногда весь день ожидаешь курьера, а о переносе на следующий день говорят уже поздно вечером. Все разбито на несколько коробок: заказываю какую-то мелочь на работу, потом привозят 5 полупустых коробок, приходится разбирать все и переупаковывать, раздражая окружающих колег, и выбрасывать кучу картона. В итоге остановился на пунктах самовывоза - там тебе все коробки откроют и дадут пакетик компактно все сложить, а операторы уже узнают и даже номер заказа не спрашивают. За отмененные и испорченные товары деньги возвращали 2 - 3 дня. В целом товар в хорошем состоянии (если не считать вездесущих наклеек со штрихкодом). Доставка выгодна с premium подпиской. Бывает, что курьеры и пункты выдачи перегружены, и пишут, что надо 3 дня ждать - надо быть к этому готовым. Но в целом очень доволен и буду пользоваться и дальше4
  • Marina GrachevaНормальный Озон.. Доставка в постоматы сейчас бесплатная, ассортимент товаров есть. Упаковки много, конечно, зато не мало:) Но лучше бы не разбивать по нескольким посылкам то, что уместилось бы в одну.1
  • Александр СевериновМихаил, > заказывать бумажные стаканчики > беспокоиться об экологии6
  • UnknownТатьяна, озон — редкий случай магазина, где отзыв можно оставить только купив товар3
  • Михаил ПетуховАлександр, ну сам посудите: для клиентов нужен кулер и стаканчики. Можно, конечно, привязать эмалированную кружку, но я сомневаюсь, что это кому-то понравится. А бумажные стаканчики лучше пластиковых. Логика примерно такая0
  • Игорь КозловАлексей, у них картон очень низкой плотности, практически ничего не весит, так что всё хорошо у них и с упаковкой и с деревьями3
  • Ilya PetrovChristian, "Озон" очень много материалов использует при упаковке, не надо тут дерзить. Я был клиентом "Озона" на протяжении четырех лет, живя на Камчатке, и знаю, о чем говорю. Упаковка у них вообще избыточна. Полностью согласен с Алексеем Малаховым.0
  • Борис Хартинкак продавец маркета на озоне могу что о нем сказать..... в отличие от остальных он реально продает, и много )3
  • Борис ХартинМихаил, к слову, "бумажные" стаканчики, в отличие от пластиковых в переработку не берут - ламинированный картон в России не перерабатывают, а вот полистироловые вполне можно пристроить. гофрокартон и крафт перерабатываются по многу раз, особенно если в пункте выдачи озона оставить, или правильно выбросить. да и если неправильно выбросить - у нас дворники гофрокартон сами из мусора выбирают - он же реальных денег на вес в приемке стоит и довольно тяжелый.1
  • AleksandrДмитрий, Мне тоже премиум подарили как постоянному клиенту, да и по доставке озон может конкурировать только с ламодой и утконосом0
  • AleksandrАлександр, Вот поэтому и отменили бесплатную доставку для всех, что некоторые одну шоколадку заказывали коллеге на работу, это я не шучу, реальные случаи1
  • AleksandrUnknown, Да, такое есть ещё только у Утконоса, и это очень правильно решение0
  • AleksandrЕвгений, Удивительно, заказываю с 2008 года, за это время раз 15 был незначительный срыв доставки или отмена позиций заказа из за из отсутствия, но за последние 1,5 года срыва не было ни разу.1
  • AleksandrАндрей, Как раз таки сейчас можно получать заказ без паспорта, но номер заказа нужен обязательно2
  • AleksandrАндрей, Ну и молодцы что помогают, вам то что?1
  • Артем Трофимов0 Техподдержка озона шутники и приколисты, каких поискать. Ладно, отвечают на вопрос в неделю раз. Так сейчас вообще забили. Думали работать со своего склада и сдавать в пункт приема, но не удалось даже начать. Ближайший доступный склад предложен за 300км. Кликнув на него, больше нет возможности изменить вообще. Только через техподдержку. Писали раз 20 с просьбой помочь - ноль ответов. Эпопея с 15 января 2020. Потом, о чудо, 20 февраля мне позвонили из озона и поинтересовались почему мы не начали работать. Я рассказал про ситуацию и оператор предложил сменить пункт приема на тот, что в моем городе (запись разговора есть). И что вы думаете? Хрен, а не смена пункта приема заказов. По номеру обратно не дозвониться. Обращался в ТП через сайт еще несколько раз - игнор! Озон - полный отстой для работы!!! Хорошо, что мы еще не начали работать. Даже не представляю, как решать вопросы связанные с деньгами/продажами. А они 100% возникнут. Просто ужасный маркетплэйс!!!! Как за столько лет не удалось наладить работу с поставщиками?1
  • Дмитрий ЗацаринскийШляпа получится)0
  • Тимур АкперовКомменты хреновенькие, а Озон вон как разместился. Озон все же стал маркетплейсом. И скорее всего за этим уже не будущее, а настоящее.1
  • Евгений Поповкакие нынче мнения по озон ?0