Как инженеру повысить квалификацию?

12

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Я молодой специалист в машиностроении. У меня уже есть хороший опыт работы в различных организациях — учебных заведениях, государственных и частных компаниях, — и я сталкивался с проблемой повышения уровня своих навыков. Иногда работодатель сам отправляет на обучение, но это бывает крайне редко и только по сильной нужде. Поэтому самообразованием необходимо заниматься самому. В этом и заключается проблема.

Когда я еду домой, моя новостная лента во всех соцсетях пестрит рекламой «обучение программированию всего на свете». Все, что для этого нужно, — это компьютер, пара часов в день и собственное желание. И это здорово! Можно научиться делать сайты, анализировать массивы данных, разрабатывать приложения практически везде! Взял ноут и «зимуешь» у моря!

Но нельзя удаленно обучиться сварке, клепке, сборке и другим технологическим процессам. Да даже теоретическим предметам (например, сопромат, технология производства или гидро-газодинамика) сложно обучаться дистанционно. Потому что необходимо наблюдать за процессами, трогать и щупать «железо» под наблюдением профессионала. Например, очень хорошо запоминаются дефекты литья, если бракованную отливку подержать в руках, увидеть раковины, трещины или волнистость поверхности.

К сожалению, интернет не дает так много ресурсов для повышения квалификации «жестянщикам» в отличие от «айти». Курсы ДПО при университетах не дают уверенности в качестве материала, потому что на них преподают те же «вечные профессоры» с желтыми конспектами (да и когда они последний раз видели отрасль?). Либо на них сложно записаться, так как занятия в универах преподаются только группам из N-человек. Про работодателя уже написал выше — еще докажи, что это необходимо. Еще одним вариантом может быть работа в стартапе, но их тоже крайне мало.

В связи с чем возникает вопрос: что делать? Уходить в информационные технологии не планирую, но хочется не только чертежики печатать, но и балку посчитать, и композит уложить, и болты покрутить.


РедакцияЧто бы вы посоветовали читателю?
  • Рыжий котНа платформе "Открытое образование" есть много курсов для специалистов в машиностроении. Например, я сейчас прохожу курсы "Детали машин и основы конструирования" от НИТУ "МИСиС и "Основы технологии машиностроения" от Политеха. Сами теоретические материалы бесплатные. Платить нужно, если хочешь выполнять контрольные тесты, практические задания и сдавать экзамены. Но плата небольшая, всего 1800 рублей за курс. Разумеется, это только теория, но практику частично можно возместить просмотром видео на Ютубе по необходимым темам. Ещё мне помогает личное участие в опытных сборках своих проектов. Многие ошибки сразу становятся очевидными, да и инструментом поработать приятно.10
  • Иван КолядаМы организовали на предприятии инженерный клуб. Собираемся раз в две недели и рассказываем интересные моменты в работе, сложные случаи или новую интересную информацию. Старшие инженеры делятся опытом с менее опытными. Необязательно организовывать, что-то подобное, можешь просто подойти к опытным инженерам и объяснить ситуацию с просьбой помочь.4
  • Владимир НоженкоИван, а что делать, если более опытный инженер - это ты и есть?) Автор поднял действительно важную тему - не в ит знания получать самостоятельно довольно проблематично, т.к. не в ит помимо времени и денег нужна еще "железная" практика и большая теоретическая база. Где брать что одно, что другое - хороший вопрос, на который я и сам ищу ответы. Иногда даже возникают мысли идти второй раз в бакалавриат (заочно)4
  • EgorВладимир, У меня много раз возникал такой вопрос. Но меня останавливают очень важные (на мой взгляд) факторы: второе высшее в России платное и стоит оно дорого (если говорить о "качественных" ВУЗах), уровень образования часто не соответствует репутации заведения, а ввязываться в контракты с предприятием тоже не хочется (какое-то странное целевое с отработкой 5-10 лет). Более того, в России отсутствует стипендиальная программа повышения квалификации на обучение.2
  • Владимир НоженкоEgor, ну, на самом деле предприятия бывают разные - я ВО получил по программе гособоронзаказа, но не пошел работать на предприятие (это изначально обговаривалось еще до заключения договора). А вот цены на ВО действительно удивляют. Я недавно проверил ценник в вузе, который закончил год назад - не стоит оно 200к в год. Ценники высокие, а результаты очень сомнительные. Мы приходим к ситуации, когда в традиционных отраслях оставляют только два пути - или трать годы и сотни тысяч рублей на получение второго, третьего и т.д. ВО, пока тебе не улыбнется удача научиться именно тому, что тебе нужно, или выкручивайся сам, смотри ютуб, опрашивай знакомых и методом проб и ошибок к чему-то да придешь. Очень не хватает "itшных" "Курс <<технологии штамповки деталей>> с гарантированным трудоустройством, срок обучения 6 месяцев, цена 80000р.", "Научим ЕСКД с нуля", "Основы расчета прочности конструкции", "Продвинутый курс лазерной резки", и тому подобное.9
  • Alex DПлюсую за "открытое образование". Если брать в расчет технические специальности, то там довольно неплохие теоретические основы можно получить. Есть курс про сварку, правда с довольно устаревшими понятиями, особенно которые касаются сварочных источников. Хороший курс МИСиС по материаловедению. Короче можно много чего интересного подобрать. Что касается практики - во многих городах есть двух-трехнедельные курсы по той же сварке, сразу с присвоением разряда. Как раз на период отпуска. В СПб в радиотехническом колледже есть вечерние курсы механика по ремонту радиоэлектронной аппаратуры. Электронику можно серьезно подтянуть. Еще на мой взгляд важно общаться на тематических форумах. По металлообработке есть форум chipmaker.ru , по сварке - websvarka.ru . Еще есть форум проектировщиков и технологов разных специальностей dwg.ru . Формировать вопросы и спрашивать. Успехов в самообразовании!1
  • МарияСуществуют профессиональные инженерные форумы - там можно найти совет и проф.знакомства0
  • Айнур УльмаскуловПочему бы не посмотреть в сторону САПР если ещё не? Тут и параметрическое трехмерное моделирование (если не пробовали то рекомендую решения от Autodesk, Fusion 360 для любителей бесплатен) и расчёт нагрузок, гидрогазодинамики и прочего (от Autodesk’а есть solidworks, но его не щупал, у нас уважают ANSYS). Вообще мое убеждение что надо в целом аддитивку изучать. А то мы все льём да токарим…1
  • Helg SvartЯ тоже инженер, хоть и в другой сфере, и задавался вопросом "где получить навыки, если на нынешнем месте работы нет задач под эти навыки". В итоге пришёл к таким источникам: 1. Тематические курсы на всякого рода образовательных платформах. Вас должны интересовать конкретные тематические курсы, поскольку я предполагаю, что курс по общей дисциплине вы прослушали в университете. Эти тематические курсы дадут либо базовое понятие о навыке, которым не владеете вообще, либо немного продвинут ваши знания, если навыком владеете частично. На таких курсах разбираются типичные и лёгкие кейсы, а все нюансы и затруднения опускаются, поэтому будьте готовы, что профи в вопросе вы не сразу станете. 2. Как только в определённом навыке будут получены какие-то знания, то можно обращаться за помощью к коллегам. Коллеги, как правило, обитают в соцсетях, в тематических профессиональных группах. Очень популярны ныне чаты в telegram, там же можно найти и полезные каналы. В моём случае повезло, в telegram хватает чатов специалистов и они довольно популярные, но как с чатами обстоят дела в области машиностроения не могу знать. 3. Кроме помощи друга есть ещё нормативная документация. Её стоит воспринимать не как свод законов, отступая от которых будет расстрел, а как некий опыт коллег. Пусть этот опыт и устарел, но худо-бедно нормативы обновляются. А за передовым опытом уже необходимо лезть в научные и профессиональные публикации, как вузов, так и просто передовых предприятий. Кроме того, существуют руководства к программному обеспечению или оборудованию, которым вы пользуетесь. Часто, такие руководства позволяют более полно раскрыть возможности инструментария, которым вы пользуетесь. 4. Вебинары от дистрибьюторов оборудования или ПО, а также от передовиков производства. Зачастую на бесплатных вебинарах рассказывают базовые вещи, но могут озвучивать какие-то новинки о которых стоит хотя бы знать. Платные же вебинары - это зачастую уже те же платные курсы, но непосредственно от производителя, дистрибьютора или лидера производства P.S. Добавлю всякого рода курсы подготовки или переподготовки кадров в вузах. Если вы отучились в вузе, то вам эти курсы могут понадобиться если вы долгий срок занимались одним и тем же и сильно отстали от отрасли, и то, если сам вуз достаточно хорош, чтобы успевать за отраслью. Наибольшую же пользу такие курсы принесут людям, которые пришли в профессию со стороны и которым нужна, во-первых, корочка, а во-вторых какое-то теоретическое обоснование того, что они делают на практике1
  • Игорь ГоршковЯ инженер-конструктор. Лично про себя скажу: основное самообразование происходит при новых задачах. Т.е. когда сталкиваешься с проблемой и при решении узнаёшь что-то новое. Простой пример: когда поставили задачу снизить трудоёмкость в 2 раза пришлось изучить особенности литья "в корку". И таких примеров много. Для самообразования часто помогают коллеги из смежных отделов, к примеру технологи, с которыми согласовываются чертежи.1
  • НиколайЯ решал такую проблему чтением старой советской литературы (благо в советское время было напечатано немало) в формате научной литературы, справочников и т.д. Литература в основном 1960-1980 г. Далее немалую помощь оказали поставщики инструмента в виде небольших семинаров, которые организовывали на предприятии, консультациями и советами. В интернете в виде роликов, вебинаров, в основном от крупных компаний (Haas, Horn и т.д.) можно увидеть немало интересного, но это, конечно, только в теории. Практика, конечно, только при решении задач.0
  • PavelВ школе "Инженерка" есть курсы для инженеров. Но там не хардкорные темы типа машиностроения, а скорее приближенные к айти, но все равно инженерные.0