Как я сгенерировала в нейросети перекидной календарь для Бахрушинского театрального музея
Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Я работаю ведущим дизайнером в художественно-выставочном отделе Бахрушинского театрального музея.
Разрабатываю онлайн-выставки, а еще оформляю выставочные пространства и занимаюсь всей графической поддержкой. За последние два года нейросети стали одним из главных инструментов в моей работе.
Знакомство с нейросетями
В 2021 году Бахрушинский музей готовился закрыть 17 объектов и филиалов на трехлетнюю реконструкцию. К этому событию мы с коллегами придумали создать серию из трех календарей. Каждый посвящен истории и развитию учреждения. Символ прошлого — усадьба Бахрушина, настоящего — филиалы музея, будущего — главное здание музея, которое откроется в 2024 году.
Во время работы над календарем о прошлом мы решили использовать фотографии особняка основателя музея. Здание построено в 18 веке. Мы долго размышляли, как преподнести изображения. Ради эксперимента попробовали прогнать их через MyHeritage, которая улучшает и колоризирует старые фото.
Нейросеть здорово передала цвет каждого материала. Колоризированные фотографии получились очень живые. Они погружали в эпоху — хотелось рассматривать каждую деталь интерьера. Результат показался нам потрясающим, в итоге мы остановились на этом решении. Даже оставили часть фото черно-белыми, а часть — в цвете, чтобы подчеркнуть результат.
Использование Midjourney в рабочих целях
Летом 2022 года половину моей ленты в «Инстаграме» забили генерации из нейросети Midjourney. Я сразу же решила попробовать новую технологию — искала интересные запросы и составляла их сама. После нескольких тестов предложила использовать Midjourney для работы над календарем 2023 года. Я хотела вновь сделать что-то креативное и современное, а не использовать в очередной раз фондовые изображения или архивные фотографии.
План остался прежним — создать календарь о настоящем. Но мы решили заглянуть в ближайшее будущее. Хотели сделать что-то вроде абстрактного путеводителя к открытию музея в 2024 году. Нам было важно не иллюстрировать конкретные изменения, а попытаться образно передать идею обновленного пространства. Midjourney идеально подходила для этой задачи.
Работа над календарем. Сначала нужно было утвердить концепт календаря и его примерный дизайн. Мы хотели, чтобы на каждой странице была не только календарная сетка, но и сгенерированное нейросетью ассоциативно-образное изображение. А еще адрес и название филиала музея. За основу мы взяли фотографии, описания филиалов и 3D-визуализацию реконструкции от художников. Так мы получили тексты для промптов и референсные изображения.
Например, на январской обложке есть описание со сравнением главного здания и ствола дерева — родоначальника филиалов. В итоге я пришла к следующему промту: old wooden gothic interior with a staircase in the center, with tree in the center, with paintings on the wall, entwined with tree branches, 32k, Super-Resolution, Textured, Cinematic Lighting, wide angle, stylised at digital art --ar 2:3.
Еще я сделала около сотни генераций для одного из филиалов — музея-квартиры Г. С. Улановой: от примитивных балерин до облака-пачки с видом на высотку. После этого начала разработку дизайна страницы с информацией во фреймах, то есть в отдельных окнах.
В какой-то момент стало ясно, что нужно как-то обойти ограничения печатного календаря, поэтому мы добавили QR-коды. Каждый ведет на страницу с дополнительной информацией — историей филиала и цитатами художников, которые работают над реконструкцией.
Были и курьезные случаи. Когда я генерировала обложку для дома-музея Плисецкой, добавила в промт слово «лебедь» в честь ее главной роли. Midjourney почему-то все время генерировала яйца то на полу, то на столе. А из-за слова «балерина» в изображении порой возникали антропоморфные элементы. На обложке для музея-квартиры Плучека появились классические для Midjourney четвертой версии монструозные люди и руки с множеством пальцев.
Во время работы над обложкой для филиала музея, который посвящен Всеволоду Мейерхольду, мне хотелось скрестить фотографии режиссера с его постановками. Но выбрала неудачный снимок — из-за зеркала нейросеть генерировала братьев-близнецов.
Я днями и ночами генерировала картинки. Самым сложным было остановиться и выбрать лучшие. Все это было так в новинку: я моментально получала изображения и так же быстро улучшала их. Графическими редакторами старалась особо не вмешиваться — хотелось сохранить ощущение генеративности. Спасибо дедлайну за то, что остановил меня.
Фреймы несколько изменились во время утверждений, но особо заметных правок не было. Да и финальное согласование прошло гладко. Наверное, все потому, что некая произвольность изначально была заложена в концепте календаря.
Прочие задачи. Сейчас работа с нейросетью дается мне проще: видимо, инструмент стал привычным, а генерации — более-менее ожидаемыми. После выхода пятой версии Midjourney с грустью понимаю, что календарь мог быть еще круче, но на тот момент и так получилось хорошо.
Я продолжаю использовать Midjourney в работе — например, недавно на фрилансе сделала несколько эскизов инсталляций для хакатона о кибербезопасности. Брала за основу детальное описание из ТЗ и референсные картинки по материалам и формам. Нужно было сгенерировать сейф, который взломали, троянского коня с вирусами внутри и перекресток со взломанными светофорами и хакерскими сообщениями на табло и остановке.
Правда, в этот раз я много редактировала генерации в «Фотошопе», потому что нужно было сделать понятное и красивое изображение. Многосоставные картинки вроде сейфа и его внутренностей приходилось генерировать по частям и потом объединять самостоятельно. Звучит сложно, но раньше на эту задачу у меня бы ушло до двух недель, а теперь я все сделала за выходные.
Еще я использую нейросеть для генерации небольших изображений. Например, недавно с помощью Midjourney создала картинки для онлайн-выставки про Федора Шаляпина.
Планы
Я воодушевлена работой с нейросетями. Мне особенно нравится, что я осваиваю инструмент в процессе его развития и до сих пор ощущаю себя первооткрывательницей. Я уже установила плагин для «Фотошопа», генерирую в Stable Diffusion и все время использую ChatGPT. Не сомневаюсь, что скоро все эти программы станут важными инструментами в работе дизайнера.
Вероятно, это развитие спровоцирует кризис, как когда-то появление станков привело к кризису труда. Но у людей еще есть время подготовиться к неизбежному — освоить инструменты будущего. Впрочем, я уверена, что нейросети не заменят креатив, основны сторителлинга, понимание аудитории и задач, которыми могут похвастаться люди.
Ну а пока я просто рада, что благодаря нейросетям могу визуализировать свои сны, идеи и мысли. Мне больше не нужно тратить по несколько часов на поиски нужной картинки или ракурса. Я просто задаю их в запросе и за несколько секунд получаю результат.