Мнение: поддерживать сотрудника-алкоголика — это вред для компании
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Говорю сегодня об алкоголиках. Но не об алкоголиках в прямом смысле этого слова, а о тех сотрудниках в компании, которые по разным причинам превращаются из лояльных профессионалов в нарушителей трудовой дисциплины и в неблагонадежных.
То есть на любом рабочем месте, независимо от должности, могут быть бесценные сотрудники, борющиеся с алкоголизмом — заболеванием, которое может оставаться скрытым в течение некоторого времени, пока не проявится. Эти люди, которые могут добиваться успехов в течение нескольких месяцев или даже лет, и потерять заработанное признание и ценность в одночасье.
В этот момент возникают важные вопросы о том, как эффективно справиться с такой ситуацией работодателю?
И вроде бы, когда ценный сотрудник внезапно терпит неудачу из-за алкоголизма, первым шагом компании должно стать оказание ему помощи. Сопровождение и организация профессионального медицинского обслуживания, госпитализация и, возможно, принудительное лечение может иметь решающее значение в сохранении такого сотрудника.
Но всё ли так однозначно и просто?
Возможно, лучший вариант действий — рассмотреть вопрос об увольнении ненадежного сотрудника из-за прогулов и потери доверия. Или совсем другое решение— подождать, пока сам сотрудник решит свои проблемы.
Сколько ждать и стоит ли верить тому, что проблема решена? Порой справки о кодировании может быть недостаточно, чтобы говорить о будущей надёжности. Как в такой ситуации найти правильное решение и есть ли оно?
Ситуация злоупотребления алкоголем сотрудником требует оптимального соотношения между поддержкой человека и сохранением рабочего процесса в штатном режиме.
Углублюсь в сложности этого сценария, озвучу его достоинства и недостатки.
Когда сотрудник с высокой лояльностью и поливалентностью начинает выпивать и прогуливать работу, компания может сделать следующие шаги:
- Подойти к сотруднику осторожно: сообщить о готовности встретиться, возможно через знакомых, чтобы обсудить проблему. При встречи выразить сочувствие и предложить поддержку без осуждения.
- Предложить или даже настоять на профессиональной помощи терапевта, психолога, нарколога и т.п.
- Предложить гибкий график работы, сокращенный рабочий день или удаленную работу, особенно в период реабилитации.
- Оплатить лечение или нахождение в стационаре, кодировку.
С одной стороны, всё верно, пишу шаги и понимаю важность сострадания к сотруднику. Злоупотребление алкоголем часто является сложной проблемой, в основе которой лежат эмоциональные или психологические факторы.
Однако, с другой стороны, чрезмерно мягкие меры или постоянное прощение безответственности могут привести к злоупотреблению не только алкоголем, а ещё и положением, а нарушение конфиденциальности — к юридическим негативным последствиям для компании.
И здесь мне становится понятно, что поддержка такого сотрудника — это вред для компании и для самого человека в целом. Алкоголизм не лечится, поэтому все решения поддержки — оттягивание времени, когда компания вынуждена будет искать нового сотрудника.
Так зачем ждать?