«Чужой: Ромул» — 3 причины, почему продолжение хоррора о ксено­морфах не удалось
Поп-культура
13K
Кадры — 20th Century Studios

«Чужой: Ромул» — 3 причины, почему продолжение хоррора о ксено­морфах не удалось

34
Аватар автора

Влад Шуравин

не доверяет андроидам

Страница автора

16 августа 2024 года в мировой прокат вышла новая часть «Чужого».

Это прямое продолжение фильма Ридли Скотта 1979 года: действие разворачивается после атаки ксеноморфа на корабль «Ностромо», где работала Эллен Рипли. Героиня Сигурни Уивер не появляется в сиквеле, а на первый план выходят новые актеры. Но в плане сюжета «Ромул» очень напоминает другие фильмы серии: «Чужого», «Чужих», «Прометей» и «Завет».

Рассказываем, чем разочаровывает возвращение франшизы.

Что за «Чужой: Ромул» (Alien: Romulus)

Дата премьеры: 16 августа 2024 года
Страны производства: США, Великобритания
Режиссер: Феде Альварес
Сценаристы: Феде Альварес, Родольфо Саягес
В ролях: Кейли Спейни, Дэвид Джонссон Фрэй, Арчи Рено, Изабела Мерсед, Спайк Ферн, Айлин У, Рози Эде
Жанр: хоррор
Фильмы, похожие на «Чужого»: «Прометей», «Дэдпул и Росомаха»
Продолжительность: 1 час 59 минут

👽 Фильм слишком пытается понравиться фанатам франшизы

Девушка Рейн Кэррадайн живет в шахтерской колонии «Звезда Джексона» вместе со своим приемным братом — андроидом Энди. Тот запрограммирован погибшим отцом на заботу и пересказ бородатых анекдотов и каламбуров. Героиня хочет поскорее покинуть это место: люди здесь умирают из-за проблем со здоровьем, вокруг сплошная бедность, а к работникам относятся как к рабам.

Неожиданно с Рейн связывается ее бывший парень Тайлер. Он предлагает подруге пролезть на заброшенную космическую станцию корпорации «Вейланд-Ютани» и украсть криокамеры, а потом сбежать на другую планету и начать новую жизнь. Без андроида Энди операцию не провернуть: только у него есть доступ ко всем замкам. Недолго думая, Рейн соглашается и присоединяется к команде из четырех человек.

Все сразу же идет не по плану: на станции обнаруживаются лицехваты. Герои случайно пробуждают их, и одно из чудовищ откладывает личинку в самую невзрачную участницу коллектива, Наварро. Теперь Рейн, Энди и их знакомые должны как можно быстрее покинуть корабль — а заодно им нужно спасти беременную подругу на другом его конце.

У режиссера Феде Альвареса уже был опыт воскрешения хоррор-франшиз: в 2013 году он снял картину «Зловещие мертвецы: Черная книга». Фильм удачно объединил в себе приемы из оригинальной трилогии Сэма Рэйми — вроде черного юмора и обилия графической жестокости — с новым взглядом на франшизу. Альварес придумал метафорическую историю о девушке с наркозависимостью. Сменившая брутального Эша героиня убивает не только внешних демонов, но и внутренних.

На первый взгляд «Ромул» тоже пытается угодить фанатам и при этом не слепо копирует предыдущие картины. Однако кино заносит в сторону реверансов классике. Герои постоянно цитируют первый и второй фильмы, причем порой крайне нелепо. Перед убийством обычного ксеноморфа один из персонажей произносит фразу, которую говорила Рипли гигантской королеве пришельцев в «Чужих». Особенно странно это выглядит из-за того, что события «Ромула» разворачиваются задолго до картины Джеймса Кэмерона.

Даже сюжетные детали схожи. В центре истории — типичная для хорроров «последняя девушка», которая обязательно выживет в конце. А злые андроиды снова пытаются помешать героям выбраться из западни. Причем для образа одного из них задействовали дипфейк умершего актера Иэна Холма: он уже появлялся в роли биомашины в оригинальном «Чужом». В сиквеле его возвращение выглядит как циничный коммерческий ход, ведь сломанного робота на станции мог сыграть кто угодно.

«Ромул» продолжает размышления Ридли Скотта о Римской Империи и библейских сюжетах из «Прометея» и «Завета». Вот только исторический неймдроппинг тут выглядит крайне слабо. Кроме отсылок к создателям Рима в названии частей корабля — «Рем» и «Ромул» — фильм не предлагает ничего интересного для развития вселенной. Это еще одно кино о том, как люди и корпорации пытаются создать идеального человека, но становятся жертвами своих же грандиозных амбиций.

Разумеется, новый фильм огромной компании Disney не обходится без критики больших корпораций. Герои несколько раз повторяют, что «Вейланд-Ютани» относится к людям как к ресурсу. А в панорамных кадрах подчеркивается мрак капиталистического мира: грязные грустные люди ходят на фоне гигантских заводов и шахт. Фильмы Ридли Скотта тоже касались этой темы, но не были настолько прямолинейными.

Иногда отсылки доходят до абсурда. В «Ромуле» чуть ли не покадрово воспроизводят сцену из «Чужого 3» Дэвида Финчера. Но вместо желаемого чувства напряжения авторы вызывают у зрителей только ощущение, что героиня наверняка выживет — прямо как Рипли в аналогичном эпизоде
Иногда отсылки доходят до абсурда. В «Ромуле» чуть ли не покадрово воспроизводят сцену из «Чужого 3» Дэвида Финчера. Но вместо желаемого чувства напряжения авторы вызывают у зрителей только ощущение, что героиня наверняка выживет — прямо как Рипли в аналогичном эпизоде

🥱 Новому «Чужому» не хватает фантазии

Франшиза «Чужой» никогда не стояла на месте. Первый фильм был герметичным хоррором, второй — боевиком с экологической проблематикой, третий — грязным триллером в декорациях футуристической тюрьмы. А новая дилогия Ридли Скотта с Фассбендером и вовсе превратилась в притчу о боге: в ней показывали, как андроид с синдромом создателя размышлял о высоких материях и синтезировал ксеноморфов.

«Ромул» же возвращает франшизу к истокам — в жанр космического хоррора. Фильм напоминает легаси-сиквел в духе седьмого эпизода «Звездных войн»: это тоже дорогое студийное кино, которое показывает фанатам места славы и грамотно воспроизводит сцены из первоисточника. Правда, у авторов «Ромула» быстро заканчиваются не только свежие идеи, но и эпизоды из классических фильмов.

Оригинальный «Чужой» работал как хоррор, потому что зритель не знал, чего ждать. Самого пришельца нам показывали спустя час после начала фильма. А полностью в кадре он и вовсе появлялся ближе к концу. До этого — только детали чудовища в темноте. Зрители «Ромула» знают, как выглядит ксеноморф и на что он способен, поэтому саспенса почти не остается. Теряется то самое ощущение встречи с неизвестным, которое сделало картину Ридли Скотта настолько жуткой.

В «Ромуле» хватает экшен-сцен, но большинство из них вылетает из головы сразу после финальных титров
В «Ромуле» хватает экшен-сцен, но большинство из них вылетает из головы сразу после финальных титров

Сюжет состоит из прохождения локаций-уровней. Причем по-настоящему интересных всего пара. В одном героям нужно выбраться из комнаты, полной лицехватов. Причем они не могут нервничать и даже потеть, иначе температура их тела изменится и монстры нападут.

В другом Рейн отстреливается от армии ксеноморфов и выключает гравитацию на корабле, чтобы кровь пришельцев не проела обшивку. Вся кислота из тел ксеноморфов летает в невесомости. Чтобы выжить, девушке приходится левитировать между облаками опасной жидкости. В остальном же герои просто бегают по коридорам, катаются на лифтах и прячутся по углам от пришельцев.

Фильм Ридли Скотта мог похвастаться внушительной съемкой в темных помещениях, где было сложно разобрать, откуда вылезет монстр. «Ромул» же выглядит как вылизанный голливудский хоррор. Визуально он мало чем отличается от другого заметного космического триллера последних лет — «Живое». Вот только фильм с Джейком Джилленхолом, как ни странно, по духу куда ближе к оригинальному «Чужому»: он более герметичный и мрачный.

Смелым решениям находится место только в финале. Создатели показывают нового монстра, который напоминает некроморфа из Dead Space. Феде Альварес, к слову, вдохновлялся не только фильмами, но и видеоиграми Alien: Isolation и The Last Of Us 2. Так что заимствование образа не исключено.

«Ромул» сложно назвать плохим фильмом. Но он недостаточно самобытен
«Ромул» сложно назвать плохим фильмом. Но он недостаточно самобытен

📖 В «Ромуле» очень смазанная драма

Оригинал Ридли Скотта гораздо умнее, чем кажется. «Чужой» медленно погружал нас в быт экипажа корабля. Герои не отличались уникальными характерами, зато мы проводили с ними половину фильма и следили за жизнью изнутри. Это сближало зрителей с персонажами.

К тому же было непонятно, кто в истории протагонист: Рипли долго оставалась на заднем плане. Звание героини она завоевывала в процессе, когда остальные коллеги принимали неправильные решения и совершали глупые поступки. Поэтому к Эллен возникало больше чувств: мы видели, как она училась сражаться с пришельцем и делала все ради выживания.

В новом фильме гораздо меньше героев — а значит, не так много простора для напряженных сцен, как в оригинале
В новом фильме гораздо меньше героев — а значит, не так много простора для напряженных сцен, как в оригинале

В «Ромуле» с первых кадров очевидно, кто в этой истории умрет, а кто выживет. Причем главная героиня и вполовину не такая харизматичная. Словно понимая это, создатели придумывают Рейн драматическую историю. Родители девушки погибли, и теперь она выживает вместе с приемным братом — андроидом. Тот запрограммирован защищать сестру, но в процессе его карту данных заменяют — и характер героя меняется.

Такая завязка могла бы привести к чему угодно: например, к истории о том, как человек переживает травму и утрату, или к размышлениям о свободе воли на примере андроида Энди. Вот только все эти линии никуда не ведут. Трагедии Рейн и пары других персонажей нужны только для того, чтобы сделать героев чуть менее плоскими. Хотя достаточно было дать зрителю просто побыть с ними наедине. А конфликт с андроидом решается крайне банально: ему просто еще раз меняют карту данных.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Влад ШуравинКакой ваш любимый фильм о Чужих?
  • Vae VictisПлевать, что там удалось или нет. Я наконец-то заказал новый телек с саундбаром (LG G4 77" и samsung q990d, дайте немножко пофлексить :) и, когда ок приедет, БУДУ НА НЕМ УСТАНАВЛИВАТЬ ВСЕ ИГРЫ (С) Т.е. смотреть фильмы из бэклога кинопаба и проходить игры из бэклога Стима. Думаю, что хоррор, подразумевающий темноту, должен на нем выглядеть очень хорошо. Кстати, если кто посоветует, что можно посмотреть на хорошем оледе с точки зрения раскрытия его возможностей - буду рад вашим мнениям.4
  • СтаниславVae, самое время пересмотреть Аватара1
  • Дмитрий КоролевVae, эх, боюсь вас расстроить, но это все иллюзия.) Радость пропадет через неделю, время на развлекухи - через месяц. Попомните мои слова.)0
  • Vae VictisДмитрий, ну хз. Мы с женой и на старом телеке (филипс 2019 года на 55") смотрели все подряд с удовольствием. Его отдам детям под мультики, а на новом буду смотреть все сам) Ну и с чего это время на развлекухи должно пропасть через месяц? У нас оно пропало примерно 2 года назад, когда младший родился =D Так что теперь через годик-другой рассчитываю наоборот на появление этого времени хотя бы в минимальных объемах.3
  • Vae VictisСтанислав, особенно с учетом того, что сын его не смотрел. Можно посмотреть всем вместе сразу обе части. Check)1
  • Скучающий бухгалтерVae, мы все за вас рады0
  • Мистер Хмне фильм в целом понравился, но только из за того, что сейчас вообще мало подобного снимают, из скромного бюджета выдавали все что можно было, музыка, спец эффекты, картинка, все на высоте, много скримеров которые реально пугают (особенно если смотреть в кино с хорошим звуком), но сразу видно на чем сэкономили (актерах и масштабе), главная актриса мне не особо понравилась, а фильм скатывается в мясорубку и тупое выживание. но вот в самом начале.. минут 30, нам показывают жизнь в колонии на другой планете, совсем не такую радужную, которую нам сегодня рисует Илон Маск, и вот этот момент мне особенно понравился, главная героиня просто мечтает выбраться из этого грязного, серого болота, где люди умирают на работе в шахте, и ей снится как она на другой планете, где травка зеленая и солнышко светит. я после кино вышел, как раз и солнышко светило и травка кругом зеленая была, я прям заметил то что обычно ты не замечаешь и воспринимаешь как должное!0
  • Артём ТочёныйРомул прекрасный фильм и не надо ля ля5
  • МихаилЧужой 1 и, если будет выпущена нормальная режиссерская версия, Прометей2
  • WTFГолливуд выродился. Дебилы снимают фильмы для дебилов, лишь бы было пошумнее и поярче. К культовым фильмам (или что очень большая редкость, сериям фильмов из 2-3 частей, типа Терминатора, Назад в Будущее и Индиана Джонс), постоянно подснимают сиквелы, приквелы, хериквелы и прочий бред. Сюжет вообще не важен, на любой вопрос, почему события происходят или герои поступают именно так, создатели фильма дружно отвечают "патамушта"...0
  • Евсей ИвановVae, купите лучше мета quest. Arizona sunrise и HL Alyx сносят крышу.0
  • Vae VictisЕвсей, не, ну это не замена телеку. Плюс это в принципе очень узконаправленная вещь. Только игори, причем далеко не все. Ну и, как я понимаю, эта штука крайне требовательна к железу.0
  • Vae VictisСкучающий, хоть и не от чистого сердца?)1
  • Чоко ЧокопаевПервая предьява вообще минус вайб: слишком старается. Да, он старается и у него это получается. Лавры отца фан сервиса теперь принадлежат Альваресу: так круто и с любовью воссоздать атмосферу это надо уметь Рипли была одной из первых женщин протагонистов - у неё и бэкграунда нет никакого. Женщина рискнувшая жизнью ради кота. Тут такая же петрушка с андроедом. Что ещё мы знаем о Рипли? А тут семья, работа, друзья По слвременным меркам Рипли крайне неинтересны персонаж, просто менее тупой чем остальные. Про фантазию это ваще мимо - Ромул ответил на кучу вопросов из лора, жирно намекнул на происхождение инженеров в конце, ввёл новые данные. Да фильм как статичная единица не блещет. Но как чревоточина лора - разрыв жопы8
  • Alva FjelleneЧем прекрасен Ромул, так это тем, что собрал все фильмы в единый канон. Убрал тему с использованием ксена как биооружия (которое никогда не работало и уничтожалось вооруженными людьми довольно быстро), пояснив при этом, что это обычные люди вроде местных ребят и Рипли воспринимали его как биооружие. Словами и внятно объяснил, что цель поимки ксенов - генные опыты для усовершенствования человеческого организма для последующей колонизации космоса. Вернул изначального ксена в первозданный вид с подобием человеческого черепа и размножением овоморфингом, а все последующие модификации объяснил как результат проводимых всеми подряд опытов: Королеву собирался выводить Дэвид, далее на ней проводились другие опыты в Чужом4, местное чудо-юдо вывели, неоморфов и т.д., а классический ксен, из которого добывали жижу, существовал изначально. По другому стал восприниматься и Чужой-4 и сама история о том, что наконец-то выведенный совершенный гибрид человека и ксена - Рипли с кислотной кровью и восстановленной памятью, была доставлена "добрейшей" Колл на Землю, а попутно были уничтожены недоделанные гибриды. У многострадальной франшизы наконец-то срослись все кости и можно переходить к чему-то новому. Ридли Скотт говорил, что Завет - первый шаг к ответу на вопрос кто на самом деле создал Чужого и что жижа - темная материя (или ее воссозданный суррогат), из которой происходит все живое. Теперь можно и к Лавкрафту вернуться с первозданным хаосом и истинным творцом всего сущего))4
  • DeusVECясно... рецензии Влада шуравина больше не читаем5
  • Mark GreyЧужие, и Чужой: Ромул0
  • Павел ЗабелинПотому что снято как УГ?0
  • ГрегорАвтор, кринж, фильм глоток свежего воздуха в современном Квир кинематографе0
  • Евсей ИвановVae, аватар в 3д, Купил в 2022 за 12 тыр на амазоне. За такие деньги убер развлекалово. Гостей на американских горках катаем - со страха писаются.0
  • Vae VictisЕвсей, не понял, мета квест за 12т.р. на амазоне? =) Я сейчас смотрю его и дешевле 549 евро не нахожу, ничего не путаете?0
  • Евсей ИвановVae, 250 баксов по 55₽.0
  • Vae VictisЕвсей, теперь понятнее. Но все равно остется вопрос: амазон же в Россию не возил никогда?0
  • movsyanСогласен с обзором автора в плане критики фильма.типичная для хорроров «последняя девушка.весь фильм считал патроны в автомате которые не кончаются,это как в фильмах 90х когда из 10 зарядного пистолета ,больше выстрелов чем в патроннике.плюс момент со слюной чужого она по факту должна прожигать чего в моменте не наблюдалось0
  • Евсей ИвановVae, возил, но не после сво, конечно. Заказываешь на склад шопфанса или сдека в США и они тебе отправляют. Вышло 30 баксов где-то доставка. Это и сейчас работает.0
  • Vae VictisЕвсей, ок, понял. Неплохо, кстати, не так уж и дорого. Но мне с этим проще - я могу просто на домашний адрес заказ сделать) Правда, отдавать за это 500 евро пока как-то даба душит.0
  • вайнотVae, только самсунг это не про звук, к сожалению0
  • Vae Victisвайнот, ну в обзорах его хвалят. В любом случае я тоже не аудиофил, думаю, что мне вполне пойдет.0
  • ВладимирАвтор, ты упоротый.0
  • Владислав КошкинРомул - это то, что нужно было франшизе, и нужно было примерно со времен 3 части. Что первое бросается в глаза, так это то, что фильм не пытается что-то из себя строить и казаться тем, чем он не является и там нет того, чего там быть не должно. Да, уже за то, что в фильме нет чего-то лишнего, учитывая опыт франшизы, можно ставить плюс. Кто-то когда-то давно сказал, что чужой и чужие - это на самом то деле понимаете ли про феминизм, равенство полов, матриархат и бог знает что ещё - а кто-то другой в это поверил и решил, что в сагу о космическом пришельце можно и нужно засовывать подобные темы. И началось. То у нас стенания о безысходности и пустоте от Девида Финчера. То у нас предложение поиграть на (кожаной) флейте в "завете". Прометей вообще не воспринимаю как часть франшизы. Попытка в какую-то ненужную для фильма про космического монстра философию и социологию. В ромуле просто ничего этого нет, зато есть то, что нужно: это фильм про чужого (вот неожиданное то да), про команду людей, которые ему пытаются противостоять (конечно, практически безуспешно), с отсылками на старую атмосферу, но и с новыми атрибутами. И это уже хорошо, уже спасибо на этом. Про дед спейс в точку, я тоже в конце подумал про себя "ну это уже дед спейс какой-то"😅. Что касается дипфейка, мне кажется, это оправдано: если корпорация выпускала таких роботов Эшей/Роев на конвейере, также, как она потом выпускала Бишопов, то такое появление вполне оправдано0