«Повезло не всем гласным»: на что я советую обращать внимание при выборе азбуки для ребенка
В Т—Ж появилась новая рубрика «Родителям на заметку».
Мы приглашаем в нее учителей, воспитателей и других специалистов по работе с детьми рассказывать о своих знаниях и наблюдениях. Надеемся, что это поможет другим взрослым найти общий язык с ребенком.
В этом материале педагог, которая много лет готовит детей к школе, рассказала, как выбрать хорошую азбуку.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
По образованию я учитель начальных классов и истории, учитель-логопед. Уже 20 лет занимаюсь подготовкой детей к школе.
Всегда слежу за новинками учебных пособий, которые появляются в книжных магазинах. В частности, изучаю издания для знакомства детей с алфавитом и обучения чтению.
Сейчас глаза разбегаются от множества развивающих карточек, тетрадей и букварей. Но, к сожалению, не все они составлены грамотно. Проанализировав подачу материала на примере букв «а» и «о», объясню, что не так с большинством азбук, и посоветую, какую лучше выбрать.
Как должно быть
Метод обучения чтению и письму в русском языке звуковой. Это означает, что ребенок должен сначала услышать, например, звук [а] изолированно, а уже потом учиться выделять его в речи. После этого услышанный звук обозначают буквой. Спустя какое-то время ребенок из букв сложит слоги, затем — слова. Так он научится читать. Слушая слово, переведет звучание в символы-буквы и научится писать.
Есть одно, но очень важное методическое требование к словам при изучении гласных: эти гласные должны стоять под ударением, то есть в сильной позиции. Иначе ребенок не услышит новый звук.
Дети учатся слышать [а] в начале слова — «аист», «арфа», «айсберг», «астры», «арка». В середине — «мак», «шар», «флаг». В конце — «стена», «луга», «лиса». Для анализа звука [о] подойдут следующие слова: «остров», «овощи», «озеро», «овцы», «осы», «обувь», «осень» и так далее. В этих примерах нужные гласные стоят под ударением. Сравните, как отличается звучание первых звуков в парах слов: «астры» и «окунь», «аист» и «ослик».
Для согласных есть свои требования. Например, буквы «ж», «ш» и «ц» всегда обозначают твердые звуки, буквы «ч», «щ», «й» — мягкие, остальные согласные образуют пары мягких и твердых. Поэтому парные согласные должны быть представлены примерами в мягком и твердом звучании. К примеру, «булка», «бабочка», «бык» и «бегемот», «билет». Но не буду останавливаться на этом подробно, так как сейчас речь о другом.
Как есть
К сожалению, из азбуки в азбуку кочуют слова, в которых произношение и написание расходятся. Авторы новых пособий или не знают о единственном методическом требовании, или его игнорируют. Любимые слова и рисунки, на примере которых предлагают изучать букву «а», — это «арбуз», «акула», «ананас» и «апельсин», для «о» — «очки», «огурец» и «обезьяна».
Мы, взрослые, знаем, какую букву надо писать в этих словах первой, но у ребенка нет опыта, он должен ориентироваться на звучание. А ведь согласитесь, что первый безударный гласный в словах «ананас» и «огурец» звучит очень похоже.
Я посмотрела в книжном магазине около двадцати азбук, букварей и пособий по чтению, выпущенных издательствами Alpaca, Kidskey, «Литера», «Малыш», «Махаон», «Стрекоза», «Эксмо», — и не нашла ни одной книги, которая полностью соответствовала бы методическому требованию. Есть даже такие издания, где вообще нет примеров с нужной гласной под ударением.
Конечно, авторам азбук в стихах непросто соблюдать это правило. Даже поэты-классики использовали в книгах, которые знакомят детей с буквами, слова вроде «олень», «оркестр», «обезьяна», «акробат», «аттракцион» и «акула». Достаточно вспомнить «Мохнатую азбуку» Бориса Заходера, «Журавлиную книгу» Генриха Сапгира, «Букваринск» Ирины Токмаковой, «Букварик» Елены Благининой, «Лесную академию» Сергея Михалкова.
Удачнее всего слова с «а» и «о» подобраны в «Букваре» Наталии Ткаченко, но так повезло не всем гласным. В «Букваре» Надежды Жуковой с этими буквами тоже подобраны верные примеры, но их мало, а с другими практически нет фонетической работы.
Когда ребенок учится по неверно составленным пособиям, он может освоить чтение, но ему будет сложно писать грамотно без сформированного фонетического анализа.
Итоги и советы
Увы, подобную картину я наблюдаю из года в год, а яркие надписи о соответствии федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования не спасают ситуацию.
Заниматься по азбукам с безударными гласными сложно. Тогда надо произносить безударные гласные с ударением. Но этим нельзя злоупотреблять, так как потом ребенок еще должен научиться правильно ставить ударения в словах.
Для знакомства с буквами и фонетических упражнений я использую книгу «По дороге к Азбуке» Екатерины Бунеевой, Рустэма Бунеева, Татьяны Кисловой — части 3 и 4 хороши, чтобы развивать фонетический анализ. Чтению учу по своей программе.
Также хорошо помочь родителям может книга Самуила Маршака «Про все на свете»: автор написал стихи в две строки для каждой буквы. Эти двустишия мы учим с дошкольниками на занятиях. Слова для гласных подобраны точнее всего именно здесь.