Я создала мобильную игру, которая облегчает изучение иностранных языков
Изучение иностранных языков упрощают игровые методики и форматы.
Читательница Т—Ж рассказала, как ушла от преподавания английского языка в геймдев и использовала свой опыт, чтобы создать мобильную игру для упрощенного изучения иностранных языков.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Предыстория
С 2016 по 2020 год я работала в учебном центре и готовила старшеклассников к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку. Кроме преподавания занималась написанием учебников и методических материалов. Чтобы ученикам было легче в обучении, мы с командой методистов старались разнообразить подачу и закрепление материала: задействовали игровой формат и отсылки к современной поп-культуре.
Еще мы часто советовали мобильные приложения. Помню, мне особенно нравились ELSA Speak, которое прокачивает произношение английского, News in Levels, где можно читать новости на разных уровнях владения языком, и приложение Lyrics Training, в котором пользователь заполняет строчки песен нужными словами. Мне всегда казалось, что в формате игры учить язык проще.
Знакомство с геймдевом
В 2021 году я уже не работала в учебном центре и занималась репетиторством английского по авторскому курсу. О геймдеве впервые услышала от своих друзей-айтишников. Они часто обсуждали, что хотели бы собраться и разработать собственную игру.
Мне захотелось познакомиться с индустрией поближе. Чтобы я могла присоединиться к друзьям и поучаствовать в создании, они посоветовали изучать Unity — бесплатную платформу для разработки игр.
На сайте Unity я нашла бесплатный курс для новичков Junior Programmer, рассчитанный на 12 недель. На курсе создала пять мини-игр, в процессе обучаясь основам языка программирования C#. Затем стала проходить англоязычные курсы на «Ютубе» — смотрела каналы Jason Weimann, Mercenary Camp и Coco Code. На основе роликов создала еще три небольшие игры.
Из-за загруженности на работе у моих друзей все-таки не получилось объединить усилия и сделать игру, как они хотели.
Зато меня затянул геймдев — я занялась разработкой в одиночку.
Через полгода обучения геймдеву я начала разработку своей первой игры — для этого искала обучающие видео под возникающие вопросы: UI, анимация, сохранение игровых данных и так далее.
Не обходилось без трудностей — бывало, автор видео упускал какую-то часть кода или нарушал последовательность изложения. Получается, что все делаешь по видео, а по факту ничего не работает. К счастью, в таких случаях можно найти решение в комментариях к ролику или на форумах Unity Discussions, Reddit или Stack Overflow.
В конце 2022 года вышла моя первая игра под названием «Тащи борщи» — про доставщика супа в постсоветском городе. Это забавная и небольшая игра для браузера, но ее создание принесло мне немало удовольствия. Во время работы над «Тащи борщи» я поняла, что хотела бы объединить две области, которые мне так нравятся: разработку игр и обучение иностранным языкам. С этой мыслью я приступила к созданию еще одной игры.
Разработка новой игры
Идея. Одна из самых распространенных проблем, с которой ко мне обращались почти все ученики, — это запоминание новых слов. Сложный процесс можно упростить с помощью визуального контекста для формирования нужной ассоциации, многократного повторения, активного прослушивания правильного произношения слова и какого-нибудь элемента игры, чтобы процесс не был скучным.
В начале 2023 года я начала думать, как все это объединить в рамках одной игры. Мне пришла в голову идея с механикой поиска скрытых объектов: игра произносит слово, а пользователь ищет его на изображении. Сначала показывают предмет, его написание и перевод, а через несколько повторений остается только закадровое произношение.
Разработка и дизайн. На создание игры я потратила восемь месяцев — все это время посвящала непосредственно разработке и не работала.
Всеми процессами занималась в одиночку. Иллюстрации рисовала сама, но не с нуля: использовала референсы, а также корректировала и дорисовывала бесплатные векторные изображения с правом на использование. Аудиофайлы с произношением слов брала из онлайн-словарей по лицензии Fair Use, а также обращалась к бесплатным нейросетям.
Сам процесс разработки очень затягивал. Меня не демотивировали такие монотонные вещи, как скачивание файлов озвучки для каждого отдельного слова или рисование очередного, четырехсотого по счету предмета. Игру я создала на игровом движке Unity — это бесплатная платформа, поэтому я нисколько не потратила на разработку.
Когда выбирала языки, которым будет обучать игра, отталкивалась от четверки самых популярных в приложении Duolingo: английский, испанский, немецкий и французский. К сожалению, последний не удалось добавить сразу. Игру я назвала LangLike.
Публикация. Мне нравилось разрабатывать игру, но ее выпуск дался с трудом. Предыдущую игру я опубликовала в браузере, а LangLike мне хотелось выпустить на смартфонах. Это был мой первый опыт публикации в мобильных магазинах, поэтому из-за незнания нюансов пришлось помучиться.
В Google Play для аккаунтов разработчиков, созданных после ноября 2023 года, действует правило: перед публикацией приложение должны протестировать минимум 20 людей в течение 14 дней. Разработчик должен сам найти этих людей и дать им доступ через электронную почту. Казалось, будет сложно, но задача оказалась вполне выполнимой.
Главные трудности возникли при регистрации аккаунта Apple Developer. Он стоит 99 $ (8787 ₽), но я долго не могла внести эту сумму. В официальном приложении у меня был закрыт доступ к оплате, а через сайт оформление затянулось надолго, хотя процесс обычно якобы занимает два дня. Пришлось искать решение на Reddit — в обсуждениях я узнала, что разработчики не из США ждут оформления месяцами.
Спустя неделю молчания Apple я начала писать в поддержку. Лишь на третий запрос мне ответили и открыли доступ для оплаты через приложение. Деньги списались с баланса мобильного телефона как за подписку.
В итоге я потратила на публикацию игры 124 $ (11 006 ₽) — 99 $ (8787 ₽) за аккаунт Apple Developer и еще 25 $ (2219 ₽) за аккаунт Google Play Developer.
Итоги и планы
Поскольку у меня не было и нет бюджета на рекламу, я стараюсь использовать бесплатные методы продвижения. Писала на Reddit, DTF и «Пикабу» о том, что создала обучающую игру. Посты залетали в «Горячее» и «Популярное», а главное — собирали в основном добрые и поддерживающие отзывы. Такая реакция мотивирует продолжать развивать игру.
Сейчас мне важно найти аудиторию, которой игра будет нравиться. Без рекламы это сложно сделать, но я надеюсь, что со временем все получится.
Меня особенно вдохновляет пример Александра Бебриса, который преподавал в моем университете. Он снимал видео с обучением английскому языку на «Ютубе». Сначала собирал лишь десятки просмотров, но не бросил это дело. И десять лет спустя он считается одним из самых популярных онлайн-преподавателей среди русскоязычной аудитории. Это мотивирует меня и заставляет верить, что никогда не стоит опускать руки.
Сейчас я не занимаюсь репетиторством и ничего не зарабатываю с LangLike, потому что игра полностью бесплатная. Вместе с другом мы разрабатываем Spinning the Globe — игру про страны и флаги. В ней точно будет реклама — надеюсь, тогда я и начну зарабатывать на разработке игр.
Планирую и дальше развивать LangLike — скоро добавлю в игру французский и русский языки, а заодно новые уровни с изучением глаголов. Возможно, в будущем пойму, как лучше монетизировать игру.
Если говорить о долгосрочных планах, у меня много идей о комбинировании привычных игровых форматов и обучающих методик. Сложно сказать, получится ли воплотить их в рамках этой игры или следующей. Мне бы очень хотелось когда-нибудь сделать RPG для изучения языков — с диалогами, нахождением и использованием предметов. Но потребуется много картинок и анимации, а это очень трудно для соло-разработчика.