Крупный магазин не принимает оплату картой

53

В Москве и области есть одна широко распространенная сеть, которая торгует рыбой. Ни в одной из точек, где я был, нельзя оплатить товар картой.

При этом продукция в магазине вся недешевая, все очень вкусное и качественное. Скорее всего, требования к суммарному обороту, при котором терминал для оплаты картами обязателен, — 40 млн рублей за год — выполняет каждая из точек сети.

Как добиться установки терминалов? А то очень раздражает, что надо специально снимать наличку, чтобы купить что-то в этих магазинах.

Анонимно, пожалуйста

Действительно, по закону о защите прав потребителей все магазины, чья выручка за предыдущий год превысила 40 млн рублей, обязаны принимать от покупателей не только наличные, но и как минимум карты платежной системы «Мир». То есть у них для этого уже должен быть платежный терминал.

Аватар автора

Марина Суховская

юрист

Страница автора

Есть исключения: например, от этой обязанности освобождены продавцы, которые торгуют в местах, где нет доступа к интернету. Но это явно не про описываемую вами торговую сеть.

Что грозит магазинам, которые не принимают карты «Мир»

Их может оштрафовать Роспотребнадзор:

  1. На 30—50 тысяч рублей, если магазин принадлежит организации.
  2. На 15—30 тысяч, если владелец магазина — ИП.

Но для магазинов не так страшен штраф, как внеплановая проверка из Роспотребнадзора. Поводом для нее может быть и жалоба, поступившая от покупателя. Ведь в ходе проверки могут всплыть и другие нарушения.

Но сразу жаловаться в свое региональное Управление Роспотребнадзора бесполезно. Жалобу не будут рассматривать, если нет доказательств, что покупатель пытался урегулировать проблему непосредственно с продавцом.

Сначала — претензия в магазин, только потом — жалоба в Роспотребнадзор

Для обращений потребителей в Роспотребнадзор обязателен так называемый претензионный порядок. Это значит, что сначала недовольный потребитель должен написать претензию туда, где, как он считает, нарушаются его права: в магазин, сервисный центр, ветклинику, спортклуб и так далее.

В претензии надо описать суть нарушения и то, какую норму закона не выполняет продавец. В вашем случае надо сослаться на п. 1 ст. 16.1 закона о защите прав потребителей про формы и порядок оплаты при продаже товаров. Также надо указать срок, в который продавец должен устранить нарушение. Этот срок должен быть разумным. То есть не надо требовать от продавца установить терминал для карт в течение двух дней. Дайте ему на это хотя бы пару недель.

Претензию направляйте по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Вернувшееся уведомление надо сохранить. Вместе с копией претензии оно будет доказательством того, что претензионный порядок соблюден.

Если продавец получил претензию, но за две недели после этого так ничего и не сделал, чтобы устранить нарушение, можно смело обращаться в Роспотребнадзор.

Жалоба в Роспотребнадзор: как написать и подать

Во-первых, жалоба не должна быть анонимной. Иначе ее рассматривать не будут. Кроме того, в ней должны быть указаны контактные данные жалобщика: телефон или почта, чтобы в ведомстве могли связаться с ним и уточнить информацию.

Во-вторых, важно точно указать данные компании или ИП, нарушившей права потребителя. Для этого изучайте информацию, указанную в разделе «Контакты» на сайтах продавцов либо размещенную в самом магазине в «Уголке потребителя». Эту информацию магазин обязан предоставить потребителям.

Чтобы уточнить юридический адрес магазина, можно воспользоваться специальным сервисом на сайте ФНС.

В-третьих, надо внятно и подробно описать, в чем состоит нарушение.

Подать жалобу можно следующими способами:

  1. Через интернет на сайте Роспотребнадзора. Но это смогут сделать только те, кто зарегистрирован на портале госуслуг.
  2. По старинке: отправить по почте или лично принести в канцелярию территориального управления Роспотребнадзора.

В течение 30 календарных дней со дня регистрации жалобы вам должны прислать письменный ответ по результатам проверки.

Что должно произойти потом

Если информация из жалобы подтвердится, то компанию-продавца должны оштрафовать и выдать предписание: в такой-то срок обеспечить прием безналичной оплаты от покупателей. За невыполнение такого предписания есть отдельный штраф:

  1. Для организаций — от 10 до 20 тысяч рублей.
  2. Для их руководителей или ИП — от 1000 до 2000 рублей либо дисквалификация на срок до 3 лет.

Если вы все это проделали, а карты по-прежнему не принимают, либо заходите на второй (третий, четвертый) круг общения с Роспотребнадзором, либо обращайтесь в суд с требованием обязать продавца обеспечить покупателям возможность безналичной оплаты товаров.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
  • Алексей ВдовинЕсли Вы про "Красную икру", то позавчера был в магазине в Москве - стали принимать карты. И ста лет не прошло.5
  • Polina YudinaВ H&M часто карты не принимают, якобы из-за технических проблем0
  • Werner GoldbergКак быть с кафе и ресторанами, у которых внезапно "сломался терминал"? Имею право требовать оплату исключительно по карте?5
  • Виктор ИвановWerner, согласен. Что-то в последнее время терминалы в московских кафе стали часто ломаться. Видимо, поломки случаются как раз тогда, когда нужна большая сумма наличными7
  • Кирилл МищенкоЯ так почту не могу уже год заставить поставить терминалы, они у них уже год "на ремонте". Роспотреб не реагирует ...1
  • Марина СуховскаяАлексей, у меня тоже создалось ощущение, что автор вопроса имел ввиду сеть «Красная икра», очень много было на нее жалоб... Видимо, они сработали))0
  • Марина СуховскаяИван, где-то разделяю Вашу позицию, но есть законом установленная обязанность, и уж если назвался магазином и имеешь определённую сумму выручки, будь добр - соблюдай все требования)) в Москве очень многие ходят без налички9
  • Артём КирьяновТак уже были проверки у Красной икры)0
  • Артём КирьяновАлексей, как цена? Такая же?0
  • Иван ЩербаковМарина, суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения1
  • Иван ЩербаковМарина, я тоже почти не ношу наличку и давно. И нетерпимо когда то относился к тому, что картой нельзя расплатиться. Но с тех пор когда сам столкнулся с этим - стал гораздо толерантнее. тем более сейчас в связи с завинчиванием гаек - явная тенденция к возврату к наличным у многих небольших сетей и мелких магазинов1
  • Алексей Малахов 🦣Инфа сотен, что если захотят, то поставят терминал, но он будет вечно не работать «по техническим причинам»0
  • Евгений КулаковВиктор, ловите лайфхак. Если на двери написано (наклеено), что они принимают карты и вас не предупредили до того как приняли ваш заказ, что терминал не работает, то обед полностью за их счет. Из личного опыта я один раз так бесплатно покушал на 350 рублей и 2 раза находился новый рабочий терминал. Надо всего лишь сказать (но только после того как все съели), что у вас нет налички и перевести на карту сбербанка вы не можете, т.к. у вас карта Межпромторгсельхозоборонснаб банка, и у него нет такой функции.16
  • Марина СуховскаяИван, а в чем завинчивание? И в связи с тем, что сейчас почти все обязаны применять онлайн-кассы, я не очень понимаю преимущество наличной выручки перед безналичной 🤔2
  • Ольга ДемчукА как быть с трамваем?) Сегодня в трамвае хотела оплатить проезд картой "Подорожник", но оказалось на ней закончились деньги. Налички тоже не оказалось в кошельке от слова совсем. Хотела оплатить банковской картой, но именно в этом трамвае валидатора для приема оплаты по банк. карте не было. Кондуктор сказала выходить и пересаживаться в следующий трамвай. Я спросила - через сколько он придет? Она не нашлась, что сказать, и сказала, мол, ладно, едьте, но на линии контроль. Вот я задумалась: как в этой ситуации правильно поступать? Я же не отказываюсь платить, но перевозчик не может принять безналичную оплату. Чья это проблема?5
  • Алексей ВдовинАртём Кирьянов, такая же, не подорожало вроде...0
  • Роман ГольдинОльга, проще пересесть, мне кажется, если не критично по времени. Транспорт весь отслеживается по яндекс.транспорт’у и узнать время там не составит труда. А вот если на контроль нарваться, то как минимум будет немалая потеря времени и нервов.2
  • Данила МастерИван, не так. Порой наличка продавцу обходится дороже, чем эквайринг. Инкассация - 2,5-3%, внесение на свой расчётный счёт 2-2.5%, эквайринг 1,5-2,5% в зависимости оборота или наличия спецпредложения. Это комиссии вполне конкретного банка. Другой вопрос, продавцу порой нужна наличка. Не буду рассуждать для чего и насколько это законно. Но есть варианты наличку "продать", а это раз в десять может быть выгоднее, чем торговать товаром или услугой. И главное, наличные операции куда меньше контролируются налоговой. А это для некоторых бизнесменов бесценно.3
  • Данила МастерАртём Кирьянов, и что? Как торговали за наличку, так и торгуют.0
  • Данила МастерАлексей, знаете, одно время ходил в одну бургерную. У них часто не работал терминал. Просил каждый раз пробить мне чек с отказом в обслуживании. И каждый раз платёж почему-то проходил. А потом стали меня узнавать и для меня терминал больше не неработал.7
  • Alexey DСразу вспоминается Пллеер.ру, где вечно не работает терминал, или принимают только МИР2
  • ДмитрийМне вот так и не ясно, в чем выгода "не работающего терминала", разве лояльность потенциальных покупателей не перекрывает расходы? В нашем регионе пока что ни разу не столкнулся с такой ситуацией, хотя наличку не ношу с собой уже достаточно долго! Может в Москве зажрались, а у нас рады любым деньгам, будь то нал или безнал.2
  • Мартин БорманВ статье написано, что нужно претензии засылать. Но когда я обратился в Роспотребнадзор, мне там предложили более простой вариант: оставить в книге жалоб просьбу поставить терминал. А после ответа организации на мою запись сфотографировать свою просьбу и их ответ, и это будет основанием для проверки. После таких манипуляций Роспотребнадзор провёл проверку нужной мне конторы.7
  • Мартин Борманvinnyvan, чему радоваться? о_О Логика то где? Я радуюсь, когда можно выбирать. А когда либо только карты либо только нал - это лажа полная3
  • Sergey PetrenkoОльга, кто-нибудь когда-нибудь видел этот контроль в Петербурге? Чтоб не "одна баба сказала", а прям вот они, перед вами и требуют предъявить билет? В Москве — да, регулярно заходили, проверяли всех, выходили. За годы жизни в Петербурге не видел их ни разу.2
  • Сергей ГалсовСначала — претензия в магазин, только потом — жалоба в Роспотребнадзор ==================================================== Ерунда написана. Надо СРАЗУ писать в Роспотребнадзор заявление о совершении административного правонарушения. Я с этой ерундой часто борюсь и вполне успешно.4
  • Сергей ГалсовПример заявления, как я делаю. В идеале еще зафиксировать отказ на видео. ЗАЯВЛЕНИЕ о совершении административного правового нарушения 14 августа 2018 г. в 18 ч. 56 мин. по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Победы, д. 16 мной приобретен в собственность у ПАО «Ростелеком» Wi-Fi роутер, стоимость оборудования 767 руб. 00 коп. (Акт приема-передачи оборудования (в собственность) от 14 августа 2018 г., копию прилагаю). По указанному адресу ООО «Ростелеком – Розничные системы» имеется терминал безналичной оплаты. По своему выбору я изъявил желание совершить оплату с использованием национальных платежных инструментов (банковской картой). Однако, мне было отказано в этом с мотивировкой, что «принимается оплата только наличными денежными средствами за платежи по выкупу оборудования, это приказ руководства». В итоге я был вынужден оплатить наличными денежными средствами. Считаю свои права нарушенными, а себя потерпевшим в рамках административного дела. На основании изложенного выше и, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ПРОШУ: 1. Привлечь ООО «Ростелеком – Розничные системы» к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ. 2. Выдать предписание ООО «Ростелеком – Розничные системы» о приведении своей деятельности согласно требованиям действующего законодательства. 3. Признать меня потерпевшим в рамках административного дела. 4. Дать письменный ответ на заявление по указанному почтовому адресу в установленный законодательством срок. Приложение: 1. Копия кассового чека. 2. Копия извещения. 3. Копия Акта… 16 августа 2018 г. С.Иванов2
  • Сергей ГалсовАлексей, нарушение называется "Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров ..." Если терминал не работает - их проблемы. Они не исполнили обязанность и не обеспечили возможность.0
  • Elena ZubakinaЕвгений, но сейчас они, видимо после того как вас накормили :), научились предупреждать про «слопанный» терминал сразу, до заказа.0
  • Elena ZubakinaAlexey D, О! Вот «молодцы», хитро придумали с миром. Ведь штраф-то только за мир. А мир у малого процента.5
  • Elena ZubakinaИван, я всегда удивляюсь, когда начинают жалеть бедных торговцев из-за дорогого эквайринга. Я бы не возражала, если бы они эти 3-5% заложили в цену. (Уверена, давно все заложено). Сколько там получится? 100-150 рублей на сумму чека 1500-2000. Но ведь им не зверские комиссии страшны, им нужен серый нал.7
  • Elena ZubakinaДанила, а если из розетки выдернуто? ;) или что там? Батарейки?0
  • Elena ZubakinaДмитрий, Я заметила, что ломаются терминалы, там где высокий поток клиентов. Где потерять одного не страшно, следом другой идёт. Я только в тц охотный ряд сталкивалась с этим в шоколаднице. На окраинах в шоколадницах все хорошо с терминалами. А выгода проста - серый нал. Тут же на Тинькофф статья была недавно. Или где-то ещё.1
  • Данила МастерElena, если выдернуто, то это не неисправность. И терминалов там явно не один. Надо смотреть по обстановке, но обычно реальная поломка от "поломки" видны. Сейчас не дам тут инструкцию, но в целом понять можно.0
  • Иван ЩербаковElena, вот вы сами и ответили на свой вопрос: дело не в стоимости эквайринга0
  • Алекс КалужскийElena, очень жаль, что Тинькофф-банк не даёт возможность выпустить дополнительную кредитку в системе Мир - сделал бы специально, чтобы троллить Плеер0
  • Евгений КулаковElena, в таких случаях, я говорю спасибо, встаю и ухожу))2
  • Sergey VolkovРоман, это будет штраф, ибо проезд не оплачен.0
  • Sergey VolkovАлекс, вообще-то такая возможность есть. Надо обращаться в саппорт и всё будет.1
  • Pavel BelyaevИ цену не подняли на 1.5-2.5%? Банки за терминалы деньги берут и они на цену товара сказываются.0
  • Кирилл ЧурилинSergey, конечно бывает контроль - видимо, мало в Петербурге живёте. Да, что последнее время крайне редко - тоже факт.0
  • Кирилл ЧурилинОльга, а разве где-то указано, что перевозчик обязан принимать безналичную оплату? Валидаторы с приёмом банковских карт вообще пока в СПб в режиме апробации.0
  • Alexey IvlievА как быть если продавец отказывается принимать оплату через телефон тоесть через Apple Pay и говорит что не даст оплачивать телефоном и что я обязан иметь при себе пластовую карту физически для оплаты ?0
  • Алекс КалужскийSergey, читайте внимательно. Кредитку, а не дебетовку0
  • Дмитрий ИвановВсе домыслы про нарушения, при оплате без карт, придумали в банках, что бы не потерять доход от терминалов. В любом магазине стоит онлайн Касса которая автоматически передаёт в налоговую данные о покупке. А за обслуживание терминала банк получает % от суммы. И это не на клиента процент. Налицо ущемление прав продавцов и лоббирование интересов банков.0
  • Пануров Александр ВитальевичКуда смотрят налоговые органы. Сволочи . Сеть магазинов смешные цены живут как буд то в другом госсударстве. Кому интересно они чехлят. И что это за законы в .......0
  • Пануров Александр ВитальевичМмишустин проснись нас обокрали.0
  • VickyСпасибо, статья важная!0
  • ЖавохирЗдравствуйте таким случаям кому можно звонить я из Санкт-Петербурга0