Предоплата услуг, которую нельзя вернуть, — это законно?

38

Некоторые мастера маникюра и других услуг в сфере красоты берут предоплату с клиентов, чтобы при отмене записи их драгоценное время в любом случае было оплачено. Законно ли это? Как вернуть деньги, если такую запись пришлось отменить?

Алена

Алена, закон о защите прав потребителей против невозвратной предоплаты. Но получить ее обратно в вашем случае непросто, потому что, скорее всего, вы не заключали с мастером письменный договор и, судя по вашему вопросу, мастер работает не в салоне красоты, а как частное лицо.

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Что такое фактические договорные отношения

Когда вы собираетесь сделать маникюр у мастера, вы заключаете договор возмездного оказания услуг. Мастер обязуется вам оказать услугу, а вы — ее оплатить.

Разумеется, договор на бумаге в таких ситуациях — большая редкость. Но фактически между вами все равно складываются договорные отношения. Вы с мастером совершаете встречные действия, из которых возникают взаимные права и обязанности.

Например, вы отправили мастеру сообщение и попросили записать на определенный день. Мастер ответным сообщением подтвердил запись. Эти действия свидетельствуют, что вы заказали услугу, а мастер обязался ее оказать. То есть договорные отношения между вами возникли, хотя на бумаге вы договор не подписали.

В каких случаях мастер должен вернуть предоплату

Чтобы подтвердить, что вы действительно хотите воспользоваться услугой и точно придете, мастер может попросить у вас предоплату. Соглашаться на это или нет — ваш выбор. О размере предоплаты вы договариваетесь между собой: может быть 10, 20, 50, 100% от цены услуг. В законе нет минимального или максимального размера.

В дальнейшем по закону вы вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг, если оплатите мастеру фактически понесенные им расходы. Например, вы планировали сделать маникюр и попросили мастера купить определенный лак. Или собирались сделать укладку, ради которой мастер приобрел специальное средство для фиксации волос, средство для окраски или заколки определенной формы. Такие расходы, сделанные именно под ваш запрос, придется компенсировать.

Остальные деньги мастер по закону должен вернуть. Иначе сумма, которую вы перечислили в счет предоплаты, станет его неосновательным обогащением.

Если мастер не хочет возвращать предоплату

Некоторые мастера говорят: я мог бы в это время принять другого клиента, поэтому оставляю предоплату себе в виде компенсации. Но в этом случае мастер за счет ваших денег возмещает не понесенные убытки в виде реальных затрат на косметические средства, а упущенную выгоду. Это деньги, которые он мог бы получить, если бы вы пришли, но не получил. А по закону мастер имеет право только на возмещение расходов. Упущенная выгода — это предпринимательские риски мастера. Оплачивать их вы не обязаны.

Скажите, что закон о защите прав потребителей запрещает брать с клиента деньги, если он отказывается от услуги. Плату можно брать, только если мастер выполнил работу и клиент ее принял.

Если вы настроены очень серьезно, можете предупредить, что подадите в суд. И если выиграете его, то мастеру придется вернуть не только предоплату, но и проценты за пользование чужими деньгами — за весь срок с момента несостоявшегося визита и до вынесения судом решения. А еще возместить судебные расходы — пошлину и гонорар адвоката.

Что придется доказывать в суде

Если мастер вообще не хочет добровольно возвращать предоплату, путь один — пойти в суд. Но это сложно, потому что в суде вам сначала придется доказать, что у вас с мастером сложились фактические договорные отношения.

Чтобы это было проще доказать, советую обмениваться с мастером именно письменными сообщениями: так вы сможете подтвердить возникшую договоренность. Телефонные звонки, к сожалению, к иску приложить не получится.

Как застраховать себя от подобных ситуаций на будущее

Выбирайте мастеров, которые не берут предоплату. Или вносите такую сумму, с потерей которой вы готовы смириться.

Если мастер действительно хорош, обычно у него всегда есть список ожидания — туда записываются клиенты, которые готовы приехать к нему на внезапно освободившееся время. Вполне вероятно, что мастер и оставит себе вашу предоплату в качестве «компенсации», и примет в это время другого клиента — то есть получит двойную оплату. Проверьте, так ли это: попросите подругу позвонить и узнать, нельзя ли прийти в то время, от которого вы отказались.

Если выяснится, что время занято, поговорите с мастером еще раз. Поскольку запись не пропала даром, мастер должен вернуть вам деньги. Если мастер будет настаивать на «компенсации», скажите, что поделитесь этой историей в соцсетях. Вряд ли другим клиентам понравится такое поведение мастера, который просто так забирает себе деньги, не оказав услугу.

Еще один вариант — спросить у подруг. Возможно, кто-то как раз хотел бы сходить на маникюр или к косметологу. Тогда время у мастера гарантированно не пропадет и вы вернете свою предоплату.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
  • Boris Köln36
  • Dinara YavorskiВ Самаре такой дичи нет, а вот в Питере -- постоянно. Новенький? Внеси предоплату 50%. Отменить ее можно только за 100500 дней до посещения, иначе оставляем ее себе. Хорошо, что так делают не все.3
  • ДжемаймаА мастера, как всегда виноваты. Кстати, если произойдёт обратная ситуёвина - мастер запишет на определённое время, но примет другого клиента, то с мастера тоже получится что-то взыскать?1
  • Маргарита ЛукинаЕсть один нюанс. В законе есть такое понятие, как задаток (ГК РФ 380), который служит доказательством намерений сторон совершить действия по договору. В данном случае стороны заключают договор, при этом мастер обязуется принять клиентку, а клиентка - прийти в оговоренное время. Если клиентка расторгает договор по своей вине (отказывается от услуги), то в таком случае мастер не обязана возвращать ей деньги. Правда, тогда мастер должна использовать не понятие "предоплата" в своем договоре (текстах сообщений, которые она пишет, проще говоря), а понятие задатка.4
  • Макс ТретьяковИрина, риски предпринимательской деятельности, всегда виноват предприниматель.7
  • Маргарита ЛукинаВячеслав, сообщения в переписке - это письменная форма0
  • Макс ТретьяковМаргарита, а можно бы какой-нибудь пруф? Переписка вообще иногда не принимается к рассмотрению, из-за того что нет способа убедиться в личностях переписывающихся.1
  • Игорь СелинБорис, При отмене перенесенной записи возвращается к исходной.0
  • Сергей ГалсовМаргарита, есть перевод на сбербанк-карту, например. И взыскать ее на раз-два как неосновательное обогащение. Что касается задатка, не забывайте о том, если, например, мастер заболеет и не сможет выйти, то задато он не просто обязан вернуть, а вернуть в двойном размере.3
  • Григорий КузнецовСовет мастерам - говорите что "продаёте" место в салоне/за столом + услуги :) И "задаток" (аванс), не важно как называется, это никакой не аванс, а это плата за "аренду" места, которое будет ждать клиента. (естественно адекватные условия по возврату должны быть, допустим за 1-2 дня). Она (аренда) оплачиватеся сразу. Место никем гарантировано не будет занято, так как "уплочено". Не пришел клиент, прислал кого вместо себя - это уже проблемы клиента. А на стоимость аренды "места" вы можете дать скидку, в случае заказа услуг. Еще проще, первая часть - услуга консльтации по телефону, включающая ответы на вопросы и запись, оказывается сразу, по телефону (расскажите что вы с клиенткой сделаете и какими средствами), её, эту услугу, клиент и оплачивает. А вот если после консультации придёт на процедуру, то получит скидку, в размере стоимости консультации. Главное не забудьте грамотно это всё оформить в виде договора оферты, выходить где-нибудь на сайтике, и при оплате клиенту высылать с сылочкой на документ и текстом что оплачивая соглашаются с данными условиями. Рассуждения в статье очень однобокие: если мастер работает на патенте, он платит заработал или нет, если он арендует площадь, он платит пришел клиент или нет и т.д. Расходы (фактически понесенные) это не только лак купленный под вас лично. Это совокупность всех расходов. Да, и упущенную прибыль можно получить с клиента, но, увы, только через суд. Почему купив невозвратный билет вы не возмущаетесь, если сами "пролетели", а подставить мелкий бизнес - это пожалуйста. Запишусь в 5 мест на разное время, куда-нить успею, ну или не успею... А тому же мастеру, реально, приходится отказывать клиентам, вы же записались... К сожалению сейчас всё больше продуктовых террористов срдеи потребителей, которые под видом защиты своих прав пытаются получить больше чем положено, а то и совсем бесплатно3
  • НикитаГригорий, почитайте что такое притворная сделка и сделка заключенная под влиянием обмана7
  • Юрий БилейМаргарита, не соглашусь с вами. Возмездное оказание услуг регулируется гл.39 ГК РФ. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги (п.1 ст.779 ГК РФ). Из смысла ст. 782 ГК РФ следует, что отказ заказчика от исполнения договора возможен в любое время: как до начала исполнения услуги, так и в процессе ее оказания при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Статьей 32 Закона о защите прав потребителей также установлено, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. В соответствии с п.1 ст.16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Таким образом, включение в договор условия о возможности продавца (исполнителя) в случае одностороннего отказа потребителя от исполнения договора удерживать с него денежные средства, оплаченные в сумме задатка, и компенсации задатка товаром противоречит действующему законодательству, ухудшает положение потребителя и ущемляет его права. Условие о задатке, включенное в договоры купли - продажи товаров, возмездного оказания услуг (выполнения работ) нарушает права потребителей, посколькуположения Закона озащитеправпотребителей и принятые в соответствии с ним Правила, не закрепляют понятие задаток в качестве допустимого способа обеспечения обязательства по заключенным потребителем договорам. Ловите судебную практику, это первое что попалось http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/124172127/ Если у Вас есть консультант+ вбейте туда, будите НЕприятно удивлены... Удачи с задатком в суде...9
  • Маргарита ЛукинаЮрий, по вашей ссылке суд признал сделку недействительной, т.к. меню не было согласовано.0
  • Юрий БилейМаргарита, как то странно вы читаете... причем тут меню... Сделка не может быть признана недействительной из-за нарушения условий договора, в том числе по причине того, что стороны в нарушение взятых на себя обязательств не согласовали меню: "Заказчик ОБЯЗАН утвердить меню-заказ не позднее, чем за 10 дней до проведения предполагаемого мероприятия. Заказчик имеет право внести коррективы в утвержденный меню-заказ не позднее, чем за 7 дней до проведения предполагаемого мероприятия (пункт 4.2 договора)." Т.е. ЗАКАЗЧИК НАРУШИЛ взятое на себя обязательство по согласованию меню. Более того, в случае если стороны не согласовали СУЩЕСТВЕННЫЕ условия сделки, то такая сделка является просто не заключенной, но это к данному спору не относится. По Вашей логике, любой контрагент может нарушать условия договора, скажем на заплатили за выполненную работу и потом требовать признать сделку недействительной, т.к. он не заплатил за нее. Глупость. Читайте выводы суда, а не придумывайте: "Удовлетворяя заявленные требования о признании условий договора недействительными в части, суд пришел к выводу о том, что предусмотренное в пунктах 3.3, 4.5 договора УСЛОВИЕ ОБ УДЕРЖАНИИ ЗАДАТКА В СЛУЧАЕ ОТКАЗА ЗАКАЗЧИКА ОТ УСЛУГ (РАБОТ) ПРОТИВОРЕЧИТ вышеприведенным ПОЛОЖЕНИЯМ статьи 782 Гражданского кодекса РФ и статьи 32 Закона РФ "О защите прав потребителей", в связи с чем взыскал с ООО "Султан" в пользу А.В.Говоровой ... руб., уплаченных истицей по договору от (дата), притом, что ответчиком не представлено доказательств исполнения договора на организацию мероприятия полностью или в части, как и не представлено документов, подтверждающих понесенные им расходы в связи с исполнением обязательств по заключенному договору. С выводами суда в этой части, а также в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда в соответствии со статьей 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" судебная коллегия соглашается, поскольку эти выводы основаны на закона и соответствуют обстоятельствам дела. Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что суд, признав НИЧТОЖНЫМИ ПУНКТЫ 3.3, 4.5 договора на организацию мероприятия в части условия о задатке, не признал ничтожным соглашение о задатке от (дата), не являются основанием для признания выводов суда неправильными, поскольку соглашение о задатке было заключено сторонами во исполнение условий договора, признанных ничтожными, в связи с чем данное соглашение также не влечет никаких юридических последствий." Таким образом, суд признал условие договора о ЗАДАТКЕ НИЧТОЖНЫМ... Что такое ничтожные и оспоримые сделки рассказывать Вам не буду, скажу лишь то, что все это недействительные сделки. Смотрите ГК РФ. А теперь Вам на заметку: ст. 180 ГК РФ: Недействительность ЧАСТИ сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части. Если вы не профессиональный юрист и не можете подтвердить свои слова конкретикой, ссылками на статьи закона и желательно судебной практикой, не вводите других людей в заблуждение. По вопросу задатка в договоре Предприниматель-потребитель также неоднократно высказывался роспотребнадзор, например - http://13.rospotrebnadzor.ru/news/144020 . Я не против Вашей позиции по вопросу задатка, сам этот вопрос изучал давно уже, но спорных моментов гораздо больше чем выгоды от него. В лучшем случае, потеряете клиента, а в худшем сначала нарветесь на претензию со стороны потребителя, а потом на внеплановую проверку роспотребнадзора и дальнейший суд. (кто не знал, роспотребнадзор не может проводить внеплановую проверку по жалобе "клиента", если тот не подал претензию исполнителю, продавцу и т.п., такие проверки признаются незаконными). И да, я не поддерживаю позицию "клиент всегда прав", это явное нарушение психики. С уважением,1
  • Нина ЛактионоваДобрый день! Этим летом будет свадьба, запланировали и подали заявление еще в январе. Почти все услуги на свадьбу требуют предоплату (ресторан или коттедж, фотограф, визажист, ведущий), но как мы знаем все, что предоплату возвращать никто не собирается. На вопрос "при повторной волне короновируса и отмены свадьбы по указу властей оплата тоже не возвращается?", ответили "что ни при каких обстоятельствам она не вернется". Как быть в этой ситуации? Законно ли это? Не переносить же свадьбу, если нельзя будет выйти, то готовы онлайн провести, но и деньги терять не хочется не по своей вине.1
  • Аркадий КобецПо закону может быть и должна вернуть. Но зачем быть свиньей и не предупредить мастера, что не сможешь прийти на процедуру?? Языка нет? Специально? Сложно позвонить? Когда уже такие клиентки поймут наконец правила взаимоотношений нормальных взрослых людей? Мастер сидит без дела 3 часа, а ведь в это время любой другой человек мог бы сделать маникюр.3
  • ЕлисаветаЕсли мастер купил на предоплату спец средство - могу ли я тогда потребовать это средство, вместо предоплаты? А то, получается, средство он потом использует, а деньги я не получу обратно.... Странно как-то2
  • Sasha ShugaiЕлисавета, да1
  • Ната ЛуВот мне интересно... Вы приобрели билет на самолёт и у вас поменялись планы, вы не можете воспользоваться услугами аэрофлота. Вы сколько себе вернёте из уплаченных 100% за билет? Услуга же не была предоставлена... А много вы себе вернули денег, за приобретённые на все 100% туры на зарубежные курорты? Действительно, куплю пару билетов, закажу пару туров, запишусь к 10-ти мастерам стрижки и маникюра, а потом подумаю, а надо ли оно мне? пусть возвращают!0
  • АлёнаПодскажите, купила в салоне курс массажа, в подарок но чел отказался. Могу я вернуть деньги0
  • ВалерияВ каком формате и в какой суд писать заявление? На физ лицо которое не возвращает предоплату0
  • Александр ТруфановНата, тоже интересно. Есть комментарии на эту тему?0
  • МарияСергей, а если мастер не сможет, но предложит другое, неподходящее, время, вернуть обязан в двойном размере все равно?0
  • Pavel LysovА что делать если ремонтники попросили аванс, после пропали. Договора нет, перечислял деньги на 3 счета по сбербанк онлайн. Сумма 150000 Можно ли как ошибочный платеж? или подать в полицию как моженничество группой лиц? или в суд мировой, составлять полное объяснение, прикладжывать переписки и квитанции об оплате?0
  • Алена ТокарьА если я купила билет на новогоднюю елку, но ребенок заболел. Предупредила за 3 дня, возвращать предоплату отказываются, ссылаясь на то, что Аю потратили деньги на подарок. Хотя мы за подарком вообще ничего не знали0
  • kach_18Какие же все мастера не добросовестные! Обогащаются за счёт клиентов по предоплате 😂 А теперь представьте себе ситуацию которую я сейчас опишу. К вам записывается клиент, после консультации передаёшь все пожелания клиента к эскизу мастеру. Это в том случае если клиент не захотел приходить на консультацию к мастеру. Мастер рисует эскиз день-два или три. Это представьте себе тоже не хилый труд. И вот приходит назначенный день и время, за день до него ты обзвонил клиента. Клиент уверил что придёт на сеанс. Хотите прикол ? Он не пришёл 🤡. По итогу мастер за бесплатно отрисовал эскиз и потерял рабочий день. И это очень частое явление т.к. люди в большинстве случаев те еще клоуны) И после этого тут пишут что не справедливо брать задаток хотя бы 4 т.р. ? Пускай этот сливон забирает эскиз подготовленный мастером, а мастер свои честно заработанные деньги как компенсацию. И поверьте эти 4 т.р. Совсем не тоже самое что мастер мог заработать за сеанс. А ведь еще студии нужно отдать 50%3
  • kach_18Александр, можете прочитать мой0
  • Ольга ЛейтесDinara, а вот я как представитель салона могу сказать, что страдает от таких ситуаций, в основном, мастер и салон красоты. А клиенты записываются на длительные услуги, а потом просто не отвечают на звонки и сообщения. Кто тут теряет? И да, мы в Питере. И надо брать невозвратный задаток по логике, который хотя бы частично компенсирует простой мастера, но закон тут на стороне потребителя, который далеко не всегда прав(1
  • Агент желирующийОльга, а если услугу не предоставили по вине салона/мастера, то вы бы были готовы в таком случае вернуть клиенту деньги в двойном размере?1
  • Ольга ЛейтесАгент, зависит от конкретной ситуации. Был у нас случай, когда возвращали. Нас в свою очередь подвел поставщик материалов, но ответственность перед клиентом несли мы. И мы вернули деньги в двойном размере. Хоть и было обидно. Но могу сказать честно, что за 20-летний опыт работы в этом бизнесе у нас это был один случай. Но сколько раз нас подставляли записавшиеся и слившиеся клиенты, и не сосчитать. Мастера конкретно теряют в деньгах в таких случаях, а защититься мы, получается, не можем. Людям просто наплевать на то, что они подставляют других. Я про те случаи, когда не предупреждают и даже перестают брать трубку. Конечно, бывают ситуации непредвиденные, это все понятно. Ото всего не застрахуешься. Но в большинстве случаев требуется хотя бы предупредить или ответить на звонок. Но это слишком серьезное требование, по мнению тех клиентов, которые всегда правы. Тут речь об уровне воспитания и морали. А с этим сложности у очень многих.4
  • Алексей КолодниковАгент, если бы так было у всех кто на моей практике бронирует и не приезжает , то у нас пол города бы уже вымерло. А еще есть серийные кидалы, у тех видимо родни вообще не осталось1
  • МаргаритаАгент, "я забыла", "я перепутала", "я была уверенна, что я на среду/другое время", "я не читала сообщение" и т.д. Вот самые частые причины))1
  • Маргаритаkach_18, услуга "создание эскиза". Платная. И все.0
  • Галка *******Маргарита, задаток обычно не составляет 100% от цены договора. Соглашение о задатке должно быть заключено в письменной форме (п.2 ст.380 ГК). Вряд ли клиент в назначении платежа в приложении банка напишет "задаток в связи с записью на маникюр" С другой стороны, автор справедливо написал: платите предоплату, которую готовы потерять. При штрафе 100% и когда будет найден новый клиент, как писал автор, будет несправедливо уже по отношению к первоначальному клиенту и даже если мастер не найдет клиента0