«Адаптация в среднем длится до 6 месяцев»: как помочь первокласснику привыкнуть к школе
Дети
10K
Фотографии — Соня Пугачева

«Адаптация в среднем длится до 6 месяцев»: как помочь первокласснику привыкнуть к школе

Рекомендации психолога
4
Аватар автора

Александр Покрышкин

детский психолог

Аватар автора

Юлия Скопич

задавала вопросы

Страница автора

Когда ребенок не хочет ходить в первый класс, это вызывает беспокойство.

Может показаться, что он просто капризничает, но на самом деле он адаптируется к новой жизненной ситуации — ему надо помочь. О том, как это сделать и как перестать волноваться самим родителям, мы поговорили с детским психологом Александром Покрышкиным.

Как подготовить ребенка к первому классу?

Начинать готовить ребенка к первому классу стоит не за месяц до линейки, а заранее: ходить в школу предстоит долгие годы, поэтому ему важно свыкнуться с этой мыслью.

Рассказывать о школе. Когда ребенок начнет ориентироваться во времени, стоит периодически напоминать, что в шесть—семь лет он, как и другие дети, пойдет в школу. С возрастом ребенок начнет спрашивать о ней, и это естественно. Эти вопросы нельзя игнорировать. Надо рассказать, чем занимаются дети на уроках и где в это время находятся родители.

Предварительно посетить школу, где ребенок будет учиться. Подготовка к первому классу частично напоминает подготовку к детскому саду. Ребенку будет проще пойти в знакомое место. Советую заранее погулять по территории, возможно, зайти в само здание, познакомиться с учительницей, некоторыми ребятами.

Покупать школьные принадлежности вместе. Если ребенок проявляет к ним интерес, не стоит мешать. Напротив, совместная подготовка может настроить на нужный лад. Ребенку может быть важно купить рюкзак именно с красной машинкой, а не с синей. Если других важных различий между ними нет, пусть возьмет тот, что нравится больше.

Смотреть мультфильмы, читать книги. Сейчас много развлекательного контента о школе. Я рекомендую выбирать его, основываясь на личных предпочтениях: сначала посмотреть или прочитать самим и только после этого показывать ребенку. Иначе есть вероятность, что содержимое мультфильма или книги напугает.

Можно посмотреть серию «Маши и медведя», а можно и другие мультфильмы: например, «Вовка в тридевятом царстве», «В стране невыученных уроков» или «Как верблюжонок и ослик в школу ходили»

Сказки и рассказы о первом классе и школе можно искать, к примеру, на сайте «Сказки». Там рекомендуют следующие произведения:

  • Владимир Сутеев «Мы уже в школе»;
  • «Как ежик Буль боялся идти в школу»;
  • «Сказка про ослика или о том, как полезно ходить в школу»;
  • «Как дед ходил в школу»;
  • Зульфия Таймасова «Сказка о школе».

Как понять, готов ли ребенок к школе?

Есть два критерия, на которые важно обратить внимание:

  1. Исполнительные функции: насколько легко ребенок концентрируется и как долго может не отвлекаться.
  2. Социальные навыки: насколько просто найти контакт с другими детьми.

Если у ребенка не развиты исполнительные функции, скорее всего, есть проблемы и с социальными навыками.

Если родителям кажется, что ребенок неусидчивый, плохо находит контакт со сверстниками, стоит проконсультироваться с психологом или учительницей. Есть вероятность, что они развеют страхи, но если нет, возможно, имеет смысл пойти в первый класс на год позже.

При отсутствии противопоказаний по здоровью дети начинают получать начальное образование в 6 лет и 6 месяцев, но не позже 8 лет. Однако по заявлению родителей или законных представителей ребенка учредитель вправе принять в первый класс в более раннем или позднем возрасте. 

Как быть, если у ребенка еще до школы сформировалось негативное отношение к ней?

Когда ребенок идет в детский сад, он не понимает, что его ждет, и при этом его жизнь так меняется впервые: новые взрослые и дети, новое пространство, расставание с близкими почти на весь день. К школе он готов лучше, потому что регулярно слышит разговоры окружающих, смотрит мультфильмы, ролики. Но не все отзываются о ней положительно, и это может пугать.

Например, если ребенок с трудом встает по утрам, а старший брат или сестра рассказывают, что теперь придется рано просыпаться на протяжении всей учебы, это отталкивает. Ребенка может испугать количество и продолжительность уроков, объем домашних заданий в старших классах. Но родители могут скорректировать отношение к школе. Вот что надо сделать.

Изменить свое отношение. Негативный настрой ребенка формируют прежде всего родители, и они же могут заразить своим энтузиазмом. Важно, чтобы им нравилась школа, куда ребенок идет, чтобы они знали учительницу, доверяли ей и ни в коем случае не отзывались о школе негативно.

Иногда приближающаяся учеба не вызывает у взрослых большого энтузиазма. Тогда хорошим решением может стать дополнительный поиск внутри себя чего-то интересного: возможность решать интересные задачки, самому написать письмо Деду Морозу, выступить на школьном концерте и так далее. Возможно, ваши воспоминания о том, что именно в учебе вызывало у вас энтузиазм, помогут найти эти идеи сейчас.

Сделать акцент на познании. В шесть-семь лет развита познавательная активность, и родителям стоит напоминать ребенку, что в школе он сможет узнать много нового. Лучше говорить о конкретных вещах, о знакомстве с учительницей и новыми детьми. Рассказывать, чему он сможет научиться в ближайшее время: писать прописными буквами, решать задачи, разбираться, почему некоторые грибы могут быть опасными и откуда в дом приходит электричество.

Спросить о страхах. Так их будет проще развеять. Например, если ребенок не хочет ранних пробуждений, сказать что-то вроде «Конечно, тебе не хочется рано вставать, и я тебя понимаю. Но ты сможешь узнать столько всего интересного!». Затем — предложить помощь: «Как ты думаешь, как тебе было бы проще вставать?» Также важно отметить, что дети особенно чувствительны к тому, как мы говорим об их страхах. Ребенку гораздо проще справиться с ними, когда он видит, что к его чувствам относятся уважительно и деликатно.

Как облегчить адаптацию?

Есть мнение, что дети, которые не ходили в детский сад, очень тяжело привыкают к первому классу. Но это миф. Отсутствие детсадовского опыта — не обязательно непреодолимое препятствие для ребенка.

Адаптация первоклассников начинается 1 Сентября и длится в среднем от трех до шести месяцев, но может занять и больше времени. В это время поведение меняется: кто-то становится более возбужденным, а кто-то замыкается в себе. Ребенок может быстрее уставать, капризничать, много спорить с родителями. Иногда появляются и соматические признаки. Например, ребенок начинает писаться по ночам, хотя раньше такого не было.

Это не значит, что школа ему не подходит и надо переходить в другую. Это значит, что ему нужна помощь родителей. Вот что можно сделать.

Признать беспокойство. Дайте ребенку понять, что бояться — это нормально. Вы можете рассказать историю о том, как тоже чего-то боялись, но все закончилось хорошо.

Помочь социализироваться. Если вы знаете, что у ребенка проблемы с социализацией, советую поговорить с учителем и попросить его организовать взаимодействие детей на перемене.

Вы тоже можете помочь. Например, познакомиться с другими родителями и пригласить их с детьми на совместную прогулку. Налаживать контакты проще на нейтральной территории.

Еще надо иметь в виду, что все отдыхают по-разному. Возможно, ребенку комфортно сидеть за партой на перемене и ему не нужна помощь в социализации, а вы беспокоитесь зря.

Разговаривать с ребенком. Важно, чтобы он понимал: его жизнью интересуются. Например, если в классе прошел День здоровья, вечером стоит попросить ребенка рассказать о мероприятии, спросить, какие были эстафеты, что больше всего понравилось.

Но и обычные школьные будни полны событий. К примеру, он может пожаловаться, что вместо него к доске вызвали другого ученика, хотя ребенок так хотел, чтобы его спросили. Тогда стоит проговорить его чувства, поддержать. Можно предложить не сидеть в следующий раз за партой в ожидании, а поднять руку.

Давать возможность отдыхать. Чтобы ребенок восполнял энергию, в расписании должно быть время на свободные игры, прогулки. Любимые мультфильмы также могут стать хорошим отдыхом, но важно помнить, что длительные и частые просмотры ведут к переутомлению.

Обращу внимание: кроме кружков детям нужно время именно для свободной игры. Как взрослые устают от любимой работы, так и дети устают от любимых занятий. Только разница в том, что взрослые осознают необходимость в отдыхе и могут сами его организовать, а дети — нет. Поэтому, если ребенок сильно устал, но у него еще занятия в музыкальной школе, возможно, стоит пропустить один день. Важно присматриваться к ребенку и слышать его потребности — тогда адаптация пройдет легче.

Как помочь наладить отношения с учителем?

Учитель для ребенка — новый взрослый, с которым ему предстоит проводить немало времени и к которому надо прислушиваться. Но и учителю непросто: к нему пришли 20—30 новых детей, и под каждого надо подстроиться. На этом этапе порой возникают недопонимания, и родители могут облегчить привыкание друг к другу.

Поговорить с обоими. Если ребенок, к примеру, боится громкого голоса, можно аккуратно спросить учителя, всегда ли он так громко разговаривает. Но делать это надо без ребенка. Какие именно слова подобрать, зависит от конкретного преподавателя.

Учителя часто бывают благодарны родителям за обратную связь, и есть вероятность, что это типичная манера общения. Тогда ребенку надо будет объяснить, что все люди разные: кто-то говорит тихо, а кто-то громко — или, возможно, учитель просто боится, что иначе его не услышат на задних партах.

Иногда бывает, что отношения не складываются, потому что родители отказываются сдавать деньги на нужды класса и школы. Так быть не должно, но от этого никто не застрахован. В таком случае надо обязательно поговорить с учителем, а возможно, даже с другими родителями, директором.

Дать время привыкнуть. Это необходимо и учителю, и ребенку. Обычно процесс притирания друг к другу занимает несколько недель или больше.

Важно, чтобы учитель стал авторитетом, а для этого его нельзя критиковать при ребенке. Но если он делает то, что ребенка пугает или расстраивает, можно сказать что-то подобное: «Учитель со всеми так разговаривает, а не только к тебе так относится». Или признать его ошибку: «Наверное, учитель не заметил, что ты пропустил страницу и выполнил задание на следующей. Конечно, он напрасно тебя отругал».

Как реагировать на первые двойки?

В первом классе запрещено не только ставить отметки, но и использовать любую знаковую символику вроде смайлов, звездочек, самолетов и прочего. По закону допускается лишь словесная объяснительная оценка  , но в реальности бывает по-разному. В любом случае уже во втором классе у некоторых появляются первые двойки.

Ругать ребенка за плохие отметки не стоит. Они означают, что появились трудности с учебой и нужна ваша помощь.

Единого ответа, стоит ли контролировать домашнюю работу, нет. Родители с первых лет жизни ребенка работают над тем, чтобы он рос самостоятельным, но кому-то нужно больше участия взрослых, а кому-то меньше. Если ребенок просит помочь, не стоит раздражаться и думать, что это капризы. Идея о детях-манипуляторах неверна. Постоянные просьбы помочь с домашним заданием — это сигнал задуматься, почему ребенок пользуется вашей помощью, почему ему сложно. Возможно, ребенок просто не разобрался в какой-то теме и теперь ему сложно выполнить более трудные задания. Тогда стоит либо самостоятельно ее объяснить, либо попросить помощи у учителя.

Это можно сравнить с тем, как дети учатся ходить. Есть промежуточный период, когда у ребенка в целом получается, но он все равно просит держать его за ручку. И мы обычно соглашаемся, поскольку волнение и сложности обычно очевидны.

С учебой это сложнее заметить, но ситуации весьма схожи в том, что ребенок также нуждается в помощи и вы не пропустите момент, когда она больше не понадобится. Однажды ребенок сам перестанет ее просить, а на вопрос «Тебе помочь или ты сам сделаешь?» будет отвечать: «Сам». Ребенок должен получать ту помощь, которая ему нужна. Для некоторых она заключается в том, чтобы просто посидеть рядом.

Как перестать волноваться родителям?

Я бы переформулировал вопрос: «Как снизить градус напряжения?». Переставать волноваться не нужно, так как переживание позволяет родителям быть более внимательными к ребенку. Вопрос в том, насколько оно сильное. Вот что стоит делать, чтобы его снизить.

Разобраться в причине. Беспокойство означает, что нужно предпринять какие-то дополнительные шаги, но сначала надо понять, что его вызвало. Возможно, вы волнуетесь потому, что недостаточно хорошо владеете информацией о школе. Тогда стоит подробнее изучить нормативно-правовые документы, познакомиться с директором, учителем.

Больше отдыхать. Школа — новый жизненный этап не только для ребенка, но и для родителей. Он отнимает много эмоциональных ресурсов, и их надо восполнять, обеспечивая себе полноценный отдых. В период адаптации первоклассника советую обратить особое внимание, чтобы в расписании было время на любимое увлечение и для родителей.

Читать специализированную литературу. У каждого родителя список книг может отличаться, но вот что рекомендую я:

  1. Сьюзен Поллак «Самосострадание для родителей». В ней собраны истории из клинической практики автора, даны упражнения и медитации.
  2. Роберт Лихи «Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой». Пошаговое руководство, как преодолеть любые виды беспокойства.
  3. Танит Кэри «О чем думает ребенок? Детская психология для современных родителей». Много примеров того, как говорят и думают дети. Можно найти описания конкретных ситуаций и способов, как обсуждать их с детьми.

Эти книги пригодятся и в дальнейшем, когда придется менять работу, место жительства или, например, ребенку понадобится сдать ЕГЭ.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Юлия СкопичКак проходила адаптация к школе у вашего ребенка?
  • МимимиУ нас адаптация, можно сказать, длилась весь первый класс (абсолютно весь), поэтому я очень благодарна нашей системе образования (и учителю), что в первом классе нет оценок и что домашние задания в этот год необязательны. А со второго класса процесс пошел очень неплохо. Естественно, мы не ругаем за тройки и двойки, но следим за тем, что не получается, в тоже время параллельно прививаем максимальную самостоятельность в плане делания домашних заданий и ответственности за результат.10
  • Женя ЯнченкоРебёнок ещё не дорос до школы, но жаль, что в конце 90-х не было безоценочной системы, нам уже с октября ставили по 5-балльной оценки и задавали домашки(1
  • user2169815Женя, и ничего, не умерли. Затов конце первого уже давали похвальный лист за пятерки0
  • Женя Янченкоuser2169815, и как, сильно помогает в жизни похвальный лист за первый класс?3
Вот что еще мы писали по этой теме