Как я съездил во Францию за 500 евро
В сентябре 2017 года мы с другом Алексеем поехали во Францию. Мы хотели отдохнуть как можно дешевле.
Чтобы сэкономить, мы ели йогурты стоимостью 2 € за килограмм, передвигались автостопом и ночевали прямо на берегу Сены. В итоге я отдохнул во Франции за 500 €. Дальше в статье все цены я привожу по текущему курсу евро.
В статье я расскажу, как увидеть Париж и не умереть от голода и приключений.
Расходы на одного за 10 дней — 511 € (38 595 ₽)
Виза и перелет | 289 € (21 830 ₽) |
Питание и алкоголь | 120 € (9064 ₽) |
Транспорт | 59 € (4455 ₽) |
Сувениры | 26 € (1963 ₽) |
Жилье | 17 € (1283 ₽) |
Расходы на одного за 10 дней — 511 € (38 595 ₽)
Виза и перелет | 289 € (21 830 ₽) |
Питание и алкоголь | 120 € (9064 ₽) |
Транспорт | 59 € (4455 ₽) |
Сувениры | 26 € (1963 ₽) |
Жилье | 17 € (1283 ₽) |
Маршрут
Мы хотели поездить по Франции. Сначала решили погулять по Парижу, а дальше уехать, куда получится. В итоге за 10 дней побывали в городах Амьене, Этапле, Ле-Туке, Кале и Лилле.
- 1022 €
Больше всего нам понравились Кале и Лилль. Кале — туристический город с кемпингами на берегу Атлантического океана. Там красивый пляж и городская ратуша. Мы попали туда, потому что нашли дешевые билеты на поезд и хотели увидеть океан. Лилль мы выбрали из-за его названия: в нем было что-то древнее и суровое. Оказалось, что это действительно старый город: впервые он упоминался еще в 640 году. Там много невысоких странных зданий, каналов и в целом очень уютно.
В Париже мне запомнился собор Парижской Богоматери и кладбище Пер-Лашез, где мы неожиданно напились с американцами на могиле Джима Моррисона. Еще поразило обилие крыс: кажется, что они везде.
Бюджетное путешествие вроде нашего подойдет не всем. Мы спали в палатках и много гуляли: за все путешествие прошли 115 километров. Однажды мы полдня впустую простояли на трассе, потому что не могли поймать машину. Но мы об этом не жалеем. Если бы не горе-автостоп, мы бы не познакомились с бодрым пенсионером Жильбером и его подругой Вероник.
Во Франции мы везде встречали доброжелательных людей, которые были рады нам помочь. Общались на смеси французского, английского и жестов. Несмотря на усиленный контроль со стороны полиции, нас ни разу не остановили и не потребовали документы.
Виза
Чтобы получить шенгенскую визу, нужно предоставить в консульство оплаченную бронь жилья. Мы выбрали хостел с возможностью отмены бронирования на Booking.com и оплатили его на время отпуска. Когда получили визу, отменили бронь и получили деньги назад. Так делают многие путешественники, но это рискованно. Визу могут аннулировать, если бронь проверят на границе или хостел сообщит об отмене в консульство. Лучше так не делать.
Мы подавали документы на визу во французском визовом центре. Туда не надо записываться заранее. Документы принимают с 9:00 до 16:00.
В Т-Банке электронную выписку со счета сделали бесплатно. В Сбербанке за справку о состоянии счета на английском языке я заплатил 100 ₽. За ней пришлось идти в офис: оказалось, что на справке должна стоять печать с указанием адреса отделения.
В визовом центре мы заплатили по 200 ₽ за фото в автомате. Опытные путешественники рекомендовали мне фотографироваться именно там. Автоматы в визовом центре точно не ошибутся с форматом фото.
Виза обошлась в 35 € (2665 ₽), консульский сбор — в 2034 ₽. Еще 885 ₽ я заплатил за доставку паспорта в Калугу. Визу дали на месяц.
Перелет
Билеты на самолет стали самой большой статьей расходов в нашем путешествии. За перелет в обе стороны я заплатил 15 тысяч рублей.
Были варианты и дешевле, например перелет «Эйр-Сербией» с десятичасовой пересадкой в Белграде. Он стоил 13 тысяч. Нам хотелось побыстрее попасть в Париж, поэтому летели «Люфтганзой» с часовой пересадкой во Франкфурте.
Когда мы ехали обратно в аэропорт в Париже, пришла смс, что рейс отменили. Я так и не узнал почему. Нас распределили на разные рейсы. Алексей должен был лететь через час после отправления, указанного в билетах, а я — через шесть часов. Нас такая перспектива не обрадовала.
Я нашел права пассажиров на сайте авиакомпании. По правилам перевозчика мне полагались закуски, напитки, размещение в гостинице, трансфер до нее и два коротких телефонных звонка. Я решил обменять это на вылет в одном самолете с другом. Сотрудники пытались спорить, но я был настойчив — и добился своего. Для смены рейса потребовались наши коды бронирования, они указаны в начале билета. Задержка составила три часа, домой летели через Вену.
Рекомендую заранее скачать права пассажиров на русском, английском и родном для страны визита языке. Это не займет много времени, но, если авиакомпания нарушит ваши права, не придется судорожно искать нужную информацию в интернете.
Деньги
Во Франции мы почти всегда платили наличными: так было привычнее. Евро купили в банке заранее, чтобы не переплачивать в обменнике. Дома я проверил копилки и собрал 20 € мелкими монетами, которые оставались с прошлых поездок.
Во Францию мы взяли мелкие купюры по 5—50 € и пару банкнот в 100 €. В магазинах платили только наличными. Карта понадобилась, чтобы купить билеты на поезд, оплатить прокат велосипеда в Лилле и проезд на «Блаблакаре» и «Фликсбасе».
Транспорт
Из аэропорта. Мы прилетели в парижский аэропорт Шарль-де-Голль в 22:45. Мы не хотели искать жилье ночью, поэтому решили переночевать в аэропорту.
Утром мы выбрали самый дешевый способ добраться до Парижа — автобус № 350 за 6 € (457 ₽). Ночной автобус № 143 стоил бы на 2 € дороже. Еще из аэропорта можно добраться на поезде за 11,4 € (868 ₽) и на такси за 50 € (3807 ₽).
Наш автобус отходил от вокзала Руассиполь рядом с терминалом 3. Оттуда он идет до Восточного вокзала, Gare de l’Est, около часа.
От аэропорта ходят десятки автобусов в разные части Парижа: до Эйфелевой башни, Оперы, Восточного вокзала и Диснейленда. Рейсы отличаются по стоимости и времени в пути, среднее — от 45 до 90 минут. Билет стоит от 8 до 23 €. Автобусы принадлежат разным компаниям, основные — это RATP и Ouibus.
RATP объединяет автобусы, метро, поезда, большую часть трамвайных линий и даже фуникулер на Монмартре. Из аэропорта Шарль-де-Голль в центр города компания предлагает уехать на поезде или автобусах. Расписание есть на сайте.
«Уибюс» возит пассажиров до Лионского вокзала, Монпарнаса, Елисейских полей, Эйфелевой башни и других мест в Париже. Билет обойдется в 18 € (1370 ₽). Автобусы ходят с 5:51 до 22:51.
Интересно, что самый дешевый автобус № 19 за 2 € (152 ₽) на самом деле идет не до Парижа, а до вокзала Торси, который находится в 10 км от Парижа. Выходит, что мы доехали до Парижа максимально дешево.
Тем не менее нам показалось, что 6 € (457 ₽) за проезд — это очень дорого. Поэтому мы решили больше не ездить общественным транспортом в пределах города. Обратно из Лилля до аэропорта (184 км) добрались на автобусе «Фликсбас» за 5 €. Об этом расскажу дальше в статье.
Поезда. Через два дня после прилета в Париж мы захотели уехать на север, к Атлантическому океану. У нас не было интернета, чтобы посмотреть расписание, поэтому мы просто пошли на Северный вокзал, Gare du Nord.
Нам повезло: мы сразу купили билет в нужном направлении. Но железнодорожный транспорт оказался неожиданно дорогим. За билет Париж — Амьен, это 112 км, мы заплатили по 22,80 € (1736 ₽). Позднее выяснилось, что утром можно было купить такие же билеты за 10 € (761 ₽). Если бы мы смогли проверить расписание, сэкономили бы 12,80 € на человека.
Второй раз мы ехали на поезде из Этапля в Кале — это 51 км. Поезд был комфортный, с розетками. Правда, почему-то двери в туалет не закрывались. Билет стоил 13,20 € (1005 ₽) на человека.
Автобусы. Из Лилля до парижского аэропорта Шарль-де-Голль 184 км мы проехали на двухэтажном автобусе компании «Фликсбас». Он оказался очень комфортным: есть бесплатная питьевая вода, туалет и розетки у каждого посадочного места.
Билет стоил 5 € (381 ₽). Его можно купить на сайте «Фликсбаса» или в приложении. Цены на поездки невысокие, особенно если есть возможность выбирать время. Например, от Кале до Амстердама можно добраться за 10 € (361 ₽).
В приложении по умолчанию был указан способ оплаты, который рассчитан на европейцев: интернациональный номер банковского счета IBAN. В России таких нет, поэтому сначала я не смог оплатить билет. Оказалось, что нужно было просто выбрать опцию «Кредитная карта». Если бы я понял это сразу, мы бы съездили в Амстердам. Когда разобрался с оплатой, момент был упущен. Амстердаму пришлось обойтись без нас.
«Блаблакар» — недорогой способ передвижения. Сервис хорошо развит во Франции: можно уехать в разное время и почти всегда есть свободные места.
Мы ехали на «Блаблакаре» 112 км из Кале в Лилль. За поездку заплатили по 9,5 € (723 ₽) за человека. Из них 1 € отходил системе, а 8,5 € — водителю. Доехали за час с небольшим.
Мы неплохо общались с водителем, несмотря на то, что он почти не говорил по-английски, а мы — по-французски. Разговор происходил примерно так: водитель говорил что-то по-французски, мы слышали знакомое слово, говорили «йес», повторяли это слово и потом все смеялись. Так же делал и он, когда мы говорили по-английски. За этой лингвистической игрой незаметно пролетел час дороги.
Велосипеды. Во Франции многие ездят на велосипедах — не так массово, как в Голландии, но активнее, чем в России. Это очень удобно: города небольшие, а бензин стоит дорого. В Лилле мы взяли велосипеды и немного покатались по историческому центру.
Мы катались около часа. Это стоило 2,6 € (198 ₽): сразу списывают 1,6 € за день пользования велосипедом, потом по 1 € каждые полчаса. Первые 30 минут — бесплатно. Почти все терминалы оплаты — бесконтактные, а у меня была карта с чипом. Мы с трудом нашли подходящий терминал.
За аренду одного велосипеда с карточки списывают депозит 200 € (15 227 ₽), который возвращают в течение 72 часов. Мой депозит вернулся на карточку только через две недели. Я связывался с сервисом по электронной почте, но они сообщили, что задержка была связана с моим банком.
Автостоп. Мы пытались поймать машину, чтобы добраться из Амьена в Кале. За два дня нас подобрали всего пять водителей — мы проехали 70 км и прошли пешком 20 км. Это очень мало: в России мы бы проехали такое расстояние за полдня. Допускаю, что двое заросших мужчин на обочине не вызывают доверия, но других автостопщиков на дороге мы не видели. Возможно, автостоп не очень популярен во Франции. Если бы я поехал еще раз, то не стал бы на него рассчитывать.
Когда мы ловили машину возле Аббевиля, к нам подъехали представители дорожной службы и попросили встать перед знаком начала автомагистрали. Оказалось, что ловить машину на скоростной трассе нельзя. В России пешеходам тоже запрещено передвигаться по автомагистралям.
Мы стали передвигаться по небольшим дорогам между городами. Это удобно: если никто не останавливается, можно просто идти пешком. Когда нас подвозили до города, мы смотрели по навигатору, как пройти к загородной трассе, и шли туда ловить машину. В конце концов нас подобрал добрый пенсионер Жильбер из Этапля.
Жильбер оставил нас у себя на ночь и познакомил со своей подругой Вероник. Она свозила нас всех в соседний город Ле-Туке. Говорят, иногда туда приезжает на выходные сам Макрон. Утром Жильбер довез нас до вокзала и помог купить билеты на поезд.
Общаться с Жильбером и Вероник было несложно: Жильбер знал английский на уровне российского выпускника средней школы, а Вероник — значительно лучше. С ней произошел небольшой казус: когда Вероник сказала, что работает учителем испанского, я сказал, что моя жена тоже знает испанский. Вероник удивилась и спросила: «Твоя жена? А где твоя жена?» При этом она почему-то покосилась на Алексея.
В итоге. Мы сильно сэкономили на транспорте, потому что много ходили пешком. Разовый билет в метро стоил 1,9 € (145 ₽) — мы ни разу не проехали в парижской подземке. Это и не нужно: сам Париж небольшой. Например, от Лувра до Эйфелевой башни всего 3,5 км.
За всю поездку мы проехали и прошли 663 км. Самым дорогим транспортом оказался велосипед: за 1 километр пути мы заплатили 1,3 € (99 ₽). Но поездка нам понравилась. Сейчас я бы тоже взял велосипед, несмотря на стоимость.
- 59,1 €
Если не брать в расчет автостоп и пешие прогулки, дешевле всего путешествовать на автобусе. Цена за 1 км получается 0,05 € (4 ₽).
Потратили на транспорт — 59,1 € (4137 ₽)
Проехали | Заплатили | |
---|---|---|
Поезд | 163 км | 36 € (2741 ₽) |
Автобус | 210 км | 11 € (837 ₽) |
«Блаблакар» | 112 км | 9,5 € (723 ₽) |
Велосипед | 2 км | 2,6 € (198 ₽) |
Автостоп | 70 км | 0 € |
Потратили на транспорт — 59,1 € (4137 ₽)
Поезд | |
Проехали | 163 км |
Заплатили | 36 € (2741 ₽) |
Автобус | |
Проехали | 210 км |
Заплатили | 11 € (837 ₽) |
«Блаблакар» | |
Проехали | 112 км |
Заплатили | 9,5 € (723 ₽) |
Велосипед | |
Проехали | 2 км |
Заплатили | 2,6 € (198 ₽) |
Автостоп | |
Проехали | 70 км |
Заплатили | 0 € |
Жилье
На жилье мы сэкономили больше, чем на транспорте. Мы всего дважды платили за ночлег и трижды ночевали под крышей бесплатно. Но обо всем по порядку.
Мы планировали найти ночлег на «Каучсерфинге». Это соцсеть, в которой люди бесплатно пускают к себе туристов. Но мы не учли, что Париж посещают тысячи иностранцев. Как и мы, многие хотят переночевать где-то бесплатно. Оказалось, что квартиры на «Каучсерфинге» расписаны в Париже на несколько месяцев вперед.
Мы начали искать жилье за три недели, но было слишком поздно. Парижане либо не отвечали на сообщения, либо говорили, что у них занято. Мы не расстроились и решили, что придумаем что-нибудь на месте. У нас была палатка — мы могли ночевать где угодно.
Так и получилось. В Париже мы с Алексеем развернули палатку прямо на берегу Сены, на газоне неподалеку от собора Парижской Богоматери. Мы выбрали это место потому, что оно близко к достопримечательностям, которые мы планировали посетить. Еще ночевать на траве не так холодно, как на асфальте.
У Сены мы провели два дня. До нас не было дела ни полиции, ни военному патрулю, который с автоматами ходит по Парижу. Они несколько раз маршировали мимо палатки и даже не посмотрели в нашу сторону. Прохожие не обращали на нас внимания или улыбались и кричали: «Бонжур!»
Ночевка на газоне в палатке оказалась комфортной: погода стояла теплая и ясная. Других таких же туристов мы не заметили. Кроме нас на берегу Сены ночевали только бездомные. Но они спали на лавочках в спальных мешках.
Недалеко от нашего ночлега был бесплатный общественный туалет, в котором мы чистили зубы и мыли голову. В целом в Париже и во Франции мало туалетов. Часто в больших торговых центрах туалет бесплатный только для детей. Исключения — общественные уборные на улицах Парижа, которые напоминают пепелац из фильма «Кин-дза-дза». Там часто не было бумаги или мыла, зато вход был бесплатным. Такие туалеты отмечены на сайте управления Парижа по туризму. Иногда мы пользовались удобствами в кафе и ресторанах.
Газон у Сены — не единственное место, где мы ночевали в палатке. Однажды, на пути из Амьена в Кале, мы спали в лесополосе возле трассы, где нас высадил добрый водитель из Амьена. Дальше нам было не по пути, поэтому мы вышли возле «Макдональдса», где был бесплатный вайфай. Потом перешли дорогу и переночевали в лесу.
Тем временем мы не сдавались и продолжали искать жилье на «Каучсерфинге». В конце концов нам повезло: мы провели две ночи в таунхаусе в Лилле. Нас не побоялась приютить Рафаэль, преподавательница английского и просто прекрасная женщина. Еще она помогла нам купить билеты на автобус в аэропорт.
За всю поездку из жилья мы заплатили только за кемпинг в Кале. Там арендовали прекрасную лужайку размером 4 × 4 м. В кемпинге был душ, туалет и бесплатный вайфай в игровой комнате. Размещение стоило 17,4 € (1325 ₽) в день на двоих. Мы провели там две ночи.
Мы были единственными постояльцами с палаткой: остальные приехали с трейлерами или в домах на колесах. На каждой лужайке была установлена специальная розетка, к которой можно подключить трейлер. К сожалению, она не работала с обычной зарядкой для телефона.
Еда
Мы не представляли, сколько стоит еда во Франции и где ее выгоднее покупать. Когда доели в Париже домашние бутерброды, пошли искать магазин. В центре это было непросто: вокруг были одни достопримечательности и дорогие рестораны.
Мы спросили у местного жителя, который нес пакетик с едой, где он ее купил. Это оказалось небольшое кафе. Мы очень хотели есть, поэтому решили пообедать там. За гамбургер из багета, банку колы и кофе я отдал 7 € (533 ₽), мой друг поел на 5 € (381 ₽). Такое расточительство не вязалось с концепцией нашего путешествия, поэтому мы решили все-таки искать магазин.
- 1,85 €
Потом я увидел бездомного с банкой пива и подумал: он должен знать, где купить подешевле. Так и оказалось: он отправил нас в недорогой супермаркет в ближайшей подворотне.
Во Франции мы закупались в супермаркетах Intermarché, Franprix, Match и G20. Цены в них примерно одинаковые. По моему опыту, в развитых странах даже самые дешевые продукты вкусные и качественные, например колбаса или мороженое.
Даже в небольших магазинчиках обычно широкий ассортимент — можно подобрать товар почти на любой кошелек. Разумеется, мы выбирали что подешевле. Экономия по сравнению с кафе получалась существенная: 3 € (228 ₽) вместо 5—7 €.
В поездке во Францию я понял, что лучше изучать информацию о магазинах заранее. Мой знакомый часто ездит в Европу и каждый раз тщательно готовится к покупкам. Он читает отзывы путешественников, заходит на сайты супермаркетов и выясняет, в каких из них невысокие цены и какие будут поблизости. Мой знакомый никогда не окажется в дорогом «Монопри» — это магазин вроде «Азбуки вкуса». Вместо этого он пойдет в «Матч», потому что там дешевле.
Обычный багет во Франции мы покупали за 0,5 € (38 ₽). Еще покупали сыр стоимостью от 1,4 € (107 ₽) до 3 € (228 ₽) за кусок весом 200—300 граммов и вкусные французские йогурты. Они продаются по 2—3 € за 2 кг. Йогурты было неудобно носить: в рюкзак они уже не помещались, поэтому приходилось носить в пакетах вместе с остальной едой. Зато было вкусно и дешево.
Несколько раз мы покупали вино. Цена за бутылку 0,75 л начинается от 1,5 € (114 ₽). Приличное можно купить за 3—4 €. Пиво стоит от 1,2 € (91 ₽) за литр, в среднем — 3—4 €. Когда один француз узнал, что мы из России, угостил нас своим любимым пивом «8.6» — это французский аналог «Балтики № 9». Пиво было ужасное, хоть и стоило 1,25 € (95 ₽) за пол-литра. Между тем оно пользуется огромным спросом.
Во многих супермаркетах есть микроволновка и столик со стульями. Там мы разогревали готовую пиццу за 2—3,5 € и ели.
Во Франции много мини-рынков со свежими продуктами. На них мы глазели как на музейные экспонаты: цены там не для бюджетного туриста. Вот что мы увидели на рынке между Северным вокзалом и кладбищем Пер-Лашез.
Поесть во Франции — 3,15 € (220 ₽)
Половинка пиццы | 1,5 € (114 ₽) |
Сыр или колбаса, 50—100 г | 0,5 € (38 ₽) |
Десерт, газировка, кофе или мороженое | 0,5 € (38 ₽) |
Йогурт, 300 г | 0,5 € (38 ₽) |
Полбагета | 0,25 € (19 ₽) |
Поесть во Франции — 3,15 € (220 ₽)
Половинка пиццы | 1,5 € (114 ₽) |
Сыр или колбаса, 50—100 г | 0,5 € (38 ₽) |
Десерт, газировка, кофе или мороженое | 0,5 € (38 ₽) |
Йогурт, 300 г | 0,5 € (38 ₽) |
Полбагета | 0,25 € (19 ₽) |
Язык
Есть стереотип, что французы любят свой язык и принципиально не говорят по-английски. Было похоже, что они на самом деле плохо владеют английским, а не высокомерно его игнорируют. Большинство французов демонстрировали владение английским на уровне среднестатистического россиянина: могли сказать «йес», «ноу» и скорее пытались перейти на сочетание жестов и родного языка.
Мигранты говорят на английском лучше. Например, купить билет в Амьен нам помогла явно неместная девушка. Она подробно объясняла, что написано на табло автомата, и давала инструкции. Без нее мы бы, возможно, застряли в Париже.
В большинстве ситуаций нам было достаточно плохого английского или жестов. Чтобы спросить дорогу или сообщить точку назначения, достаточно просто назвать нужное место или показать его на навигаторе, чтобы поторговаться — показать жестами или написать на телефоне.
Но в нестандартной ситуации незнание языка может быть проблемой. Например, мне не удалось выпросить просрочку в магазине: продавщица явно не понимала, чего мы хотим, а по-английски не говорила.
Вряд ли имеет смысл брать с собой разговорник: он только занимает лишнее место. А вот скачать «Гугл-переводчик» на смартфон лишним не будет.
Интернет
Французский мобильный интернет дороже российского. В табачном магазине нам предложили симкарты для интернета: 1 Гб за 10 € (761 ₽) или 7 Гб за 35 € (2665 ₽). Мы пожадничали и не взяли.
Если учесть, сколько денег мы могли сэкономить на поездах, логичнее было бы купить симкарту на 7 Гб. Иногда интернет требовался как воздух, например чтобы купить дешевые билеты на поезд или связаться с Рафаэль, нашей хозяйкой из Лилля. Но с интернетом путешествие стало бы более предсказуемым и скучным. Поэтому вопрос, покупать местную симкарту для интернета или нет, для меня остается открытым.
Во Франции есть быстрый доступный вайфай. Он ловит у кафе, парков или просто на улице. Но это если повезет: можно ходить полчаса и не найти ни одной точки.
Во Франции борются с терроризмом. Чтобы подключиться к бесплатному вайфаю, нужно оставить имя и адрес электронной почты. После этого откроется сессия на 20—60 минут. Как правило, ее можно продлить неограниченное число раз. Так же работает вайфай в кемпингах.
В аэропорту Шарль-де-Голль можно пользоваться вайфаем четыре часа. Потом придется платить по 2,9 € (221 ₽) за каждые 20 минут.
Что взять с собой
В поездке мы планировали много ходить пешком и спать под открытым небом, поэтому собирались как в туристический поход. Вот вещи, которые точно пригодятся в бюджетном путешествии.
Еда на первое время, например бутерброды. Пока будете выбираться из аэропорта и ориентироваться в городе, успеете проголодаться. Конечно, можно купить еду в аэропорту, но это дорого для бюджетного путешествия.
Если в стоимость авиабилета включено питание, можно попросить с собой дополнительную порцию. Обычно стюардессы без проблем дают контейнер, но иногда приходится напомнить о себе. Я так делал в других путешествиях, а в этом, к сожалению, забыл.
Туристическая пенка нужна, чтобы лежать в палатке или на земле. Ее можно купить в гипермаркете или спортивном магазине за 200—300 ₽. Фольга на коврике не влияет на теплопроводность — только на цену. Пенку можно убрать в рюкзак или примотать сбоку. Главное, чтобы она проходила по габаритам багажа.
Палатка. Я взял дешевую одноместную палатку, которую покупал пять лет назад за 700 ₽. Она занимает мало места в рюкзаке. Мы с Алексеем поместились в нее вдвоем. Во Франции в сентябре тепло, поэтому спать было комфортно.
Длина каркаса не должна превышать габариты ручной клади. Не стоит брать палатку из брезента: он громоздкий, тяжелый и долго сохнет. Советую купить современную палатку с водонепроницаемым тентом. Такие продаются в «Ашане» за 2500 ₽.
Налобный фонарик понадобится в палатке. В ДНС можно купить его за 200 рублей.
Спальный мешок. У меня был спальник-одеяло. Им можно укрыться вечером — это удобно. Еще такой спальник дешевый: в «Юлмарте» он стоит 730 ₽. Из минусов — большой объем.
Советую купить спальник, который компактно складывается. Он будет стоить дороже, чем мой, зато поместится даже в небольшой рюкзак. Еще при покупке нужно учитывать температуру комфорта и рост. В большом мешке придется греть лишнее пространство, из-за этого сначала может быть холодно.
Внешний аккумулятор пригодится, чтобы зарядить телефон. Если есть возможность, советую брать два зарядных устройства на человека, чтобы сразу заряжать телефон и аккумулятор.
Рекомендую покупать устройство на 10 000—20 000 мА·ч, чтобы хватило на несколько зарядок. Впрочем, иногда реальная емкость аккумуляторов на треть ниже заявленной. Например, моего устройства должно было хватать на три зарядки, а по факту хватало на две.
Батарейки. Если камера на батарейках, лучше купить их дома: во Франции они дороже, чем в России. Самые дешевые пальчиковые батарейки в супермаркете «Матч» стоят 1,74 € (132 ₽) за штуку. По такой цене придется купить комплект из четырех штук, батарейки поштучно стоят дороже. В России аналогичные батарейки можно купить в два — три раза дешевле.
- 6,96 €
Пластиковые столовые принадлежности. У нас не всегда получалось найти бесплатные столовые приборы на месте. Советую купить вилку, нож и ложку из толстого пластика в туристических магазинах. Еще можно взять комплект одноразовых приборов. Если использовать приборы по несколько раз, одного набора хватит на 10 дней. В «Ашане» такой стоит 80 ₽.
Сумка через плечо или на поясе всегда на виду. В ней удобно хранить документы и деньги.
Уличная торговля и сувениры
В Париже много сувенирных лавок, бродячих торговцев и лотков. Но с продавцами-парижанами невозможно торговаться. Они начинают извиняться, объяснять, что, к сожалению, не могут сделать месье скидку. В итоге чувствуешь себя негодяем, который пытается отнять у ребенка конфетку. Да и английский у них почти нулевой.
- 12 €
Другое дело — иммигранты. Они говорят на английском и знают пару фраз на десятке других языков. Еще иммигранты отлично понимают, что просьба о скидке — это начало переговоров, и с радостью начинают торговаться.
Я забыл дома селфи-палку. Возле Лувра иммигрант предложил нам ее за 12 € (914 ₽). В результате мы купили ее за 4 € (305 ₽) и в качестве подарка получили по брелоку в виде Эйфелевой башни. Остальным туристам он продавал их по 1 € (76 ₽).
На Марсовом поле бродячие торговцы предложили нам бутылку вина за 30 € (2284 ₽). Я не планировал ее покупать, но было интересно поторговаться. В результате цена упала до 5 € (381 ₽) без усилий с моей стороны. Я сказал, что возьму ее за 2 €. Неудачливый продавец погрустнел, ответил, что сам брал ее за 3 €, и удалился.
Сувениры во Франции в целом дешевые: магниты на холодильник стоят от 2 € (152 ₽), открытки — от 0,5 € (38 ₽). Еще можно купить французские береты от 3 € (228 ₽), шарфы, футболки и многое другое с заветными надписями Paris и France.
Если вы курите, у меня плохая новость: сигареты во Франции очень дорогие. Пачка L&M или «Винстона» стоит 6,5 € (495 ₽), и это одни из самых дешевых сигарет. Впрочем, во Францию можно привезти с собой целый блок. Этим пользуются некоторые некурящие путешественники: привозят сигареты и продают по сходной цене.
Потратил на сувениры и подарки — 26 € (1980 ₽)
Магниты, 5 шт | 12,5 € (952 ₽) |
Подставки под горячее, 1 комплект из 6 шт | 4 € (305 ₽) |
Селфи-палка | 4 € (305 ₽) |
Детская сумка | 3 € (228 ₽) |
Книжка Hello Kitty на французском | 2,5 € (190 ₽) |
Потратил на сувениры и подарки — 26 € (1980 ₽)
Магниты, 5 шт | 12,5 € (952 ₽) |
Подставки под горячее, 1 комплект из 6 шт | 4 € (305 ₽) |
Селфи-палка | 4 € (305 ₽) |
Детская сумка | 3 € (228 ₽) |
Книжка Hello Kitty на французском | 2,5 € (190 ₽) |
Запомнить
- Бюджетное путешествие вроде нашего подойдет не каждому и уж точно не семье с детьми. Вы можете столкнуться с трудностями: непредсказуемостью, отсутствием комфорта, плохой погодой. Зато в таком путешествии можно увидеть популярные туристические места под другим углом, проверить себя в тяжелых условиях и неплохо сэкономить.
- Чтобы путешествие удалось, возьмите с собой палатку, спальный мешок, коврик, ложки, налобный фонарик, внешний аккумулятор, сумку для документов или денег на пояс или через плечо.
- Договариваться о ночлеге на «Каучсерфинге» в крупных городах нужно за два месяца. Иначе придется ночевать в палатке у трассы, как нам.
- В путешествие лучше брать мелкие купюры (5—50 €) и карточку, желательно с функцией бесконтактной оплаты.
- Коренные французы плохо знают английский, мигранты — лучше. Если не получается договориться, можно объясниться жестами или с помощью «Гугл-переводчика». Или просто выучить французский.
- Перед поездкой стоит почитать отзывы путешественников о дешевых магазинах. Еще их расположение могут подсказать местные бездомные.
- Автобусы — хороший способ сэкономить на проезде. Поезда во Франции дороже.