Как я заплатил за ремонт прокатной машины в Марокко из-за ошибки заправщика
В рубрике «Дорожные ситуации» мы публикуем истории читателей Т—Ж о том, что может произойти за рулем автомобиля.
Герой этого материала в январе 2023 года провел двухнедельный отпуск в Марокко вместе с супругой. Чтобы посетить как можно больше достопримечательностей, они взяли в аренду автомобиль в аэропорту Марракеша. Планировали проехать около 2400 км, но из-за поломки машины маршрут пришлось немного изменить. Читатель рассказал, как это случилось и почему прокатная компания заставила его заплатить за чужую ошибку.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Выбор компании и машины
Это был мой первый опыт аренды машины за границей. Я сравнил предложения нескольких международных прокатчиков и остановился на Europcar. Компания международная, известная, поэтому сюрпризов не должно было быть даже в Марокко.
Мы не планировали съезжать с дорог, поэтому внедорожник не рассматривали. Основное требование к автомобилю — автоматическая коробка передач. Машину не выбирали, нам досталась Toyota Corolla Hybrid 2020 или 2021 года. Зафиксировали все внешние недостатки автомобиля и заплатили около 550 € (52 613,18 ₽) за 11 дней аренды. Кроме того, менеджер заблокировал на моей карте депозит 2000 € (191 320,64 ₽).
Дороги и достопримечательности Марокко
Марокко — удивительная страна, ее природа сочетает океанические побережья, засушливые пустыни, где дождя не было уже четыре года, голые каменистые горы, где ведется добыча ископаемых, и горы, покрытые вечнозелеными хвойными лесами. Для нас такое разнообразие стало самым ярким впечатлением от страны.
Машина оказалась резвой, комфортной, экономичной и удобной в управлении. Пользовались навигатором в смартфоне. Основные дороги в Марокко хорошие, четырехполосные, с барьерным разделителем. Даже в самом дальнем районе, в пустыне около Мерзуги, на границе с Алжиром, на дорогах было хорошее покрытие.
В первый день мы добрались до Мерзуги уже в темноте. Проехали от Марракеша более 600 км. Утром узнали, что последние километры до нашего кемпинга пролегают через пустыню. Местные говорят, что нельзя съезжать на песок с наезженных грунтовых дорог: машины вязнут. Через пару дней мы преодолели путь Мерзуга — Фес через Атласские горы.
Из Феса выдвинулись в сторону Шефшауэна — голубого города, где все здания в медине выкрашены в ярко-голубой цвет. Вокруг города в горах кедровые леса чередуются с фруктовыми садами и виноградниками.
Дорога до города пролегала по региональной трассе, поэтому асфальтовое покрытие местами было плохим. Но один участок протяженностью 30—50 км запомнился особенно. Такой дороги я не видел никогда: половина полосы с каждой стороны отвалилась, поэтому было трудно разъехаться со встречной машиной, а на оставшемся асфальте были огромные дыры.
Ошибка на заправке
Примерно за 120 км до Шефшауэна мы решили заправиться. Система заправок в Марокко отличается от российской и европейской. Оплатить топливо можно только наличными, поэтому везде есть заправщик, который вставляет пистолет в бак и берет деньги.
Мы три раза заправлялись на разных сетевых заправках уровня Shell. На каждой я говорил: «No diesel, only petrol», — и проблем не возникало. Но таких названий я не видел — на всех заправках были обозначения SP и Gasoil. Я решил не разбираться с видами топлива и довериться заправщикам. Это и стало ошибкой. Позже выяснил, что SP в Марокко означает бензин, а Gasoil — дизель.
На заправке работник не понял нас: мы говорили по-английски, а он — на ломаном французском. Возможно, мы неверно ответили ему на один из вопросов. В итоге получили полный бак топлива, половина которого — дизель, а вторая половина — остатки бензина с прошлой заправки. Диаметр горловины бензобака и пистолета специально не совпадают, чтобы избежать ошибки. Для меня по-прежнему загадка, как заправщик умудрился это сделать.
Поломка и эвакуация
Через несколько десятков километров машина начала странно кряхтеть и рычать, но продолжала ехать. У Toyota Corolla была система «старт-стоп» в сочетании с электродвигателем. В движении ДВС то запускался, то глох, и машина переходила на электродвигатель. Я стал замечать, что, когда стартует ДВС, машина тарахтит.
Подумал, что нас заправили некачественным топливом, и не хотел верить, что могли залить дизель. Я выжимал из машины все и старался не сбавлять темп. Не хотелось остаться ночевать на региональной дороге в горах Марокко. В таком режиме мы проехали около 120 км и добрались до промежуточной точки — Шефшауэна.
Два дня мы наслаждались голубым городом. Дальше должны были отправиться в Касабланку — финансовую столицу Марокко. Но утром машина не завелась, а на приборной панели появилась ошибка check engine. Попытался дозвониться до офисов Europcar по телефонам, указанным в памятке, но безуспешно. Возможно, из-за того, что было воскресенье, не отвечала ни столица, ни аэропорты, ни остальные офисы.
Удалось дозвониться только до сервисной службы. Но они не могли напрямую решить мою проблему, так как обслуживают арендодателя и принимают заказы на ремонт только от него. Мне дали десяток номеров телефонов Europcar, по одному из которых ответил сотрудник, плохо говорящий по-английски. Он не знал, что нам делать, и посоветовал дозваниваться в головные офисы Марракеша или Касабланки.
Мы потеряли половину дня в попытках решить проблему, но поняли, что в понедельник придется самостоятельно ехать в ближайший город, где есть офис Europcar. В южном направлении это был Рабат, поэтому мы продлили гостиницу в Шефшауэне на ночь и купили билеты на автобус. Бронь жилья в Касабланке сгорела, но оплачивать отель на Booking не пришлось: я объяснил ситуацию и мне пошли навстречу. Ближе к вечеру сервисная служба направила к нам эвакуатор, который забрал автомобиль и выдал подтверждающий документ.
Подменная машина и окончание автопутешествия
Утром мне удалось дозвониться в офис Рабата, объяснить ситуацию и потребовать подменную машину. Сначала пообещали новый автомобиль только во вторник, но нас это не устраивало, потому что мы потеряли бы бронь и в следующем городе — Эссуэйре. Удалось уговорить их поискать машину на понедельник. Через три часа, пока мы еще были в пути до Рабата, мне сообщили, что машина будет готова к вечеру.
В офисе Europcar нам выдали аналогичный автомобиль — Toyota Corolla Hybrid. Но у нее было преимущество: на лючке бензобака была наклейка с типом топлива. Еще сервис подтвердил, в чем была проблема с предыдущей машиной: нам залили дизель вместо бензина, поэтому потребуется капремонт двигателя.
Напрямую никто не говорил, что я оплачу этот ремонт, но тонко намекали.
Мои объяснения, что я даже не притрагивался к пистолету на заправке, слушали и молча кивали. Машину арендовал я, значит, несу ответственность, а как заставить заправщика заплатить за ремонт — непонятно.
Мы отправились в Эссуэйру — город, где снимали некоторые эпизоды «Игры престолов», где царит вечная весна, а свежие морепродукты продают и разделывают на берегу океана. Нам так там понравилось, что мы решили не ехать в Агадир и остаться. Еще мы устали от дороги, потому что происшествие испортило настроение. Но Эссуэйра — настолько магический городок, что он помог забыть все неприятности.
Через три дня мы вернулись в аэропорт Марракеша и отдали машину в офис Europcar. О предыдущей машине сотрудник не говорил: мы не узнали ни стоимости ремонта, ни того, кто будет за это платить. На все вопросы отвечал, что нам надо обращаться в головной офис в Касабланку. По его отношению было понятно, что он ждет, когда мы уйдем, сядем в самолет, улетим и больше не доставим ему хлопот. Желания решить проблему или хотя бы ответить на вопросы я не увидел. Поэтому пришлось уйти.
Из плюсов — залог вернули в полном объеме через несколько дней. Я вывел все с этой карты и заблокировал, но это не помогло. Europcar смог снять деньги даже с карты с нулевым балансом — он стал отрицательным.
Счет за ремонт
Через три недели после возвращения из Марокко с карточного счета, который я заблокировал, сняли 394 € (37 690,17 ₽), а на почту пришел счет от менеджера Europcar за ремонт двигателя. К тому моменту я уже смирился с потерей этих денег и считал их расходами на отпуск. Понимал, что вся ответственность на мне как на арендаторе автомобиля и наивно предъявлять претензии к неграмотному заправщику из марокканской деревни, который не говорит ни по-английски, ни по-французски.
Но у меня было одно желание — получить возврат денег за день, что я провел без машины. Поэтому я отправил скан документа об эвакуации менеджеру и сообщил, что машину забрали в воскресенье, а новую я получил только в понедельник. Но менеджер решил, что официальный документ ничего не значит, а машину забрали на основании моего устного заявления. Я долгое время бился за компенсацию неиспользованного дня аренды просто из интереса. Предполагал, что деньги не вернут. Так и произошло: они просто перестали отвечать на письма.
Итоги и советы
Вот какие выводы я сделал после этого случая и что могу посоветовать:
- Марокко — замечательная страна. Хочется посетить ее еще, снова побывать в горах и поесть свежих устриц на побережье Атлантики.
- Europcar — никогда больше. Только за то, что не работают по воскресеньям и не готовы решать проблемы своих клиентов. Когда я пытался до них дозвониться, мне случайно попался телефон офиса Hertz. Оказалось, что они работают. Поэтому в следующий раз лучше воспользуюсь их услугами.
- Советую перед арендой машины в другой стране изучить, как называются виды топлива. Привычных слов «бензин» и «дизель» на заправке можно не встретить.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil