Путешествуя, я трачу меньше, чем дома
Иногда денег не то чтобы мало, а нет совсем. По моему опыту, порой путешествовать бывает дешевле, чем зимовать в Москве.
Я молода, здорова и небогата. Студенткой я побывала в Италии, Франции, Люксембурге, Германии, Чехии, Португалии, Бельгии, Голландии и в других странах, которые принято считать дорогими. В поездках я экономлю на переездах, ночлеге, еде, воде и музеях.
Эта статья — не исчерпывающий источник советов о путешествиях. Это личный опыт, который будет полезен тем, кто отказывает себе в поездках, не разобравшись, сколько они могут стоить. А еще тем, кто готов пожертвовать комфортом ради впечатлений.
Перелет
Авиаперелет, по моему опыту, — самая большая трата в любом путешествии. Я и сама не раз переплачивала, не разобравшись в ценах.
Сейчас я покупаю авиабилеты за 2—3 месяца до вылета, не выбираю место за дополнительную плату, не включаю в цену страховку на время полета и не беру с собой больше 10 кг зарегистрированного багажа, поэтому получается бюджетно.
Из России я часто летаю «Победой», потому что у нее самые дешевые билеты. В перелетах по Европе выбираю лоукостер «Райнэйр». Каждую зиму провожу в Индии, там летаю внутри страны недорогим перевозчиком «Инди-го». В Индии больше 100 аэропортов и очень развито внутреннее авиасообщение. Билет из Чандигара в Мадурай, а это 2800 км через всю страну, этой зимой стоил мне около 4000 ₽.
Чаще всего я составляю сложный маршрут «автобус-самолет» или «поезд-лоукостер». Подробно я написала об этом в статье «Как дешево добраться в Европу». Мне нравится ехать долго и делать пересадки в незнакомых городах — это украшает путешествие, а иногда становится его лучшей частью.
Например, однажды я добралась из Москвы в Милан за 2650 ₽. Я доехала на поезде до Вильнюса за 1250 ₽, бесплатно переночевала у молодой пары каучсерферов и за 1400 ₽ улетела в Италию самолетом «Райнэйра». В итоге еще и завела близких друзей, которых теперь иногда навещаю.
Когда есть возможность, я лечу в Европу рейсами «Тюркиш-эйрлайнс» с двумя 24-часовыми пересадками в Стамбуле. За билет до европейской столицы и обратно я плачу около 14 000 ₽, а в подарок получаю два дня в Стамбуле. За сутки я успеваю обойти пешком исторический центр, съесть знаменитый «мокрый» бургер на площади Таксим, встретиться со старыми друзьями, завести новых знакомых, 4 раза выпить чаю, покататься по проливу Босфор на пароме, купить домой турецких сладостей и розовой воды и поспать в аэропорту.
Дорога из аэропорта
Из любого аэропорта обычно нужно как-то добраться в город. Я иду на сайт аэропорта и читаю, каким общественным транспортом можно доехать до ближайших городов.
Обычно на сайте любого аэропорта всегда есть схема остановок, расписание автобусов и поездов, стоимость проезда.
В Москве из Шереметьево и Внуково я всегда еду домой на рейсовых автобусах по карте «Тройка». Из Домодедово добираюсь на обычном автобусе за 120 ₽.
В Стамбуле из аэропорта Ататюрка можно сразу спуститься в метро. Жетон стоит 4 лиры (около 60 ₽). Чтобы добраться до центра города, придется купить два жетона. Для сравнения: такси будет стоить 60—70 лир (900—1050 ₽), по информации сайта The Istanbul Insider за 2017 год.
В Париж большинство рейсов из России прилетают в аэропорт Шарль Де Голль. Там я сажусь на линию В пригородных поездов RER и плачу 10 € (728 ₽) за билет до Северного вокзала (Гар-дю-Нор). На вокзале по тому же билету пересаживаюсь на парижское метро и еду, куда мне надо. Автобус из аэропорта до площади Гранд-опера стоит 12 € (873 ₽), а такси — 50—55 € (3639—4002,9 ₽).
В Риге между аэропортом и центром города ходит автобус № 22, ехать примерно 15 минут — город очень маленький. Я заранее покупаю билет в газетном ларьке за 1,15 € (84 ₽), потому что у водителя он стоит 2 € (146 ₽). При желании из аэропорта до центра Риги можно добраться и пешком, идти всего 9 км.
В Вильнюсе в аэропорт я хожу пешком. От вокзала до него всего 6 км. Однажды пришлось доехать на поезде — он стоит 70 центов и идет 7 минут.
Переезды внутри страны
На автобусах. В Европе дешево передвигаться на автобусах. Больше всего маршрутов у компании «Фликс-бас». Билет из Берлина в Мюнхен стоит 10 € (728 ₽), из Милана в Рим — 14 € (1019 ₽), из Парижа в Бордо — 10 € (728 ₽).
Я училась в Германии в маленьком городе Трир. Из России туда я добиралась так: прилетала в Люксембург и на автобусе «Фликс-бас» за 9 € (655 ₽) доезжала до городка, где находился мой университет. Получалось дешевле, чем лететь во Франкфурт и ехать на автобусе за 17 € (1237 ₽) или на поезде за 20 € (1456 ₽).
На поездах. Выбирая вид транспорта, я учитываю специфику страны. Поезда в Европе дорогие: билет на поезд Генуя — Милан (150 км, в пути 2 часа) стоит от 13,45 € (979 ₽), а на поезд Франкфурт — Кельн (170 км, в пути час) цены начинаются с 35,90 € (2613 ₽). В Европе между городами дешевле ездить на автобусах или «Блаблакаре».
В Индии поезда, наоборот, самый экономичный транспорт. Билет на сидячее место из Ришикеша в Патанкот стоит 145 рупий (130 ₽). Расстояние между этими городами — 450 км, поезд идет 11 часов. Из Мумбая в Удайпур (760 км) я ехала за 250 рупий (230 ₽) на полке плацкартного вагона. Вся Индия ездит на поездах, поэтому 35 часов в поезде Гвалиор — Гоа познакомили меня с этой страной лучше, чем заранее изученная литература о местной культуре.
Приехав в страну, я каждый раз уточняю у местных жителей, как можно добраться из пункта А в пункт Б, и почти всегда нахожу дешевые альтернативы.
Два года назад я была на Байкале и решила проехать по Кругобайкальской железной дороге (КБЖД). Летом турфирмы предлагают билеты на поезд от 3300 ₽ гражданам РФ и от 4600 ₽ — иностранцам. Но по тому же маршруту ходит мало кому известная электричка «Матаня». Билет стоит 100 ₽ за все 89 км КБЖД.
Автостоп. Бесплатный способ передвигаться один — автостоп. Существуют сайты в помощь автостопщикам, мой любимый — Hitchwiki.org. В разделе Where to Hitchhike подробно объясняют, как выбрать подходящее место, а на карте отмечены опробованные другими «точки». Выехать из больших городов сложнее всего, и этот сайт много раз выручал, подсказывая, где меня подберут с большей вероятностью.
Еще есть приложение для смартфона Hitchhiking Maps. Там указаны 18 420 точек для автостопа в Европе. Каждое место я изучаю в режиме просмотра улиц, там же указано среднее время ожидания машины, есть комментарии путешественников и сравнительный рейтинг. Бывают зеленые, желтые и красные точки.
На «Блаблакаре». Я часто пользуюсь сайтом Blablacar.com. Обычно это самый дешевый способ добраться из одного города в другой, но не самый надежный. Водитель может взять и не приехать в назначенное время.
Я договариваюсь с водителем в сообщениях и отдаю ему деньги наличными. Бывает, что на сайте указывают одну цену, а в переписке называют другую — в 3 раза выше. Тогда я просто ищу другую машину.
Иногда я пользуюсь группами во Вконтакте вроде «Подвезу бесплатно!» или «Попутчики — бла-го-кар», где водители (в основном дальнобойщики) выкладывают свои маршруты и называют количество свободных мест в машине. Это такой «спланированный автостоп»: всё бесплатно, но безопасность поездки мне никто не гарантирует.
Жилье
Бесплатно на «Каучсерфинге». Сообщество на сайте Couchsurfing.com — это легенда бесплатного ночлега. За несколько лет я останавливалась у 50 незнакомцев. Многие из них стали моими друзьями и никто не причинил зла.
Бесплатно, но подрабатывая. В Европе и России можно искать жилье в обмен на работу: например, жить в хостеле и за это помогать в уборке или административных делах. Хостелы в Петербурге иногда предлагают жить в 8-местном номере и работать на ресепшене, например, 2 дня в неделю.
Вакансии в Европе можно найти на сайтах hosteltraveljobs.com и workaway.info. Я зарегистрирована на сайте Working Traveller, где путешественники ищут подработку во время долгих поездок. Сама я так пока не пробовала.
Бесплатно волонтером. На волонтерском проекте со всего мира собираются люди, которые ничего не умеют делать, но очень хотят кому-нибудь помочь. Я строила каменную стену вокруг кельтского кладбища на атлантическом побережье Франции и расчищала горные тропы в Италии.
Оба проекта длились по несколько недель. Нас разместили в местных школах и кормили, как только умеют кормить французы и итальянцы. Я ничего не платила за участие, кроме взноса в 5000 ₽ российской организации World4U — через нее я искала международные волонтерские проекты.
Бесплатно в «Доме для всех». Клуб путешественников «Академия вольных путешествий» с 2006 года организует в разных странах мира проект «Дом для всех». Условия такие: один путешественник снимает жилье на долгий срок в каком-то городе мира и приглашает всех, кто поместится, приезжать и жить там бесплатно.
Как устроен «Дом для всех»
«Есть правила: не мешай, а по возможности помогай — мой посуду, не шуми ночью, делай уборку, делись своим опытом, приноси недорогую еду и помогай в ее готовке. При желании поддержи проект рублем.
Дом в Марракеше был открыт зимой 2016—2017 года, за пару месяцев здесь остановилось около ста человек. Ночевать нужно было на полу в собственном спальнике. Иногда в «Доме» есть фримаркет — место, где другие путешественники оставляют ненужные им вещи, которые можно взять. Там я нашла себе пенку для будущей поездки по стране».
Бесплатно в храме. В Индии в поисках ночлега однажды я оказалась в сикхском храме — «гурудваре». Там можно бесплатно поставить палатку или даже попросить переночевать в комнате. Свободные комнаты есть почти всегда, оставаться там можно сколько угодно, платить за это никто не просит — можно сделать пожертвование храму в качестве благодарности.
Сикхские храмы есть почти в любом крупном индийском городе, больше всего их на севере страны.
В Европе церкви — тоже выход: например, в Италии мне несколько раз разрешали поставить палатку в церковном саду. Пришлось стучать в дверь церкви и просить об этом, потому что вся остальная земля частная, и просто так на ней палатку не разобьешь. Церкви есть практически во всех европейских городах. Лучше искать ту, что подальше от центра.
В России мы ставим палатку в лесу, в деревнях, на пляже, в поле и в горах, не спрашивая ни у кого разрешения. На Балканах порядки те же — можно не бояться разбить палатку на берегу озера или реки. В Центральной Европе тоже можно попробовать, если это густой лес далеко от дорог, но официально установка палаток запрещена.
В индийском ашраме. В Индии я часто останавливаюсь в «ашрамах» — это такие «приюты медитации» вдали от городов, где индийцы и иностранцы занимаются духовными практиками и соблюдают определенный распорядок дня. Изначально ашрам — это место, где за постой просят не деньги, а помощь: подмести в саду, приготовить еду, помыть пол в храме.
Сейчас в Индии есть как бесплатные ашрамы, так и те, где просят от 20 до 1500 рупий за сутки (от 18 до 1350 ₽). В цену входит место для сна, обед и ужин, вода и иногда занятия йогой.
Этот вариант подойдет тем, кто хорошо переносит одиночество и молчание, готов вставать в 4—5 утра и посвящать несколько часов в день «карма-йоге» — труду на благо ашрама. Я жила в йога-ашраме Шивананда в Керале за 800 рупий (720 ₽) в сутки, в ашраме Бабаджи в Хайдакане за 300 рупий (270 ₽) в сутки и в ашраме Шивананда в Ришикеше бесплатно.
Питание
Покупать еду в супермаркетах и готовить самому экономичнее, чем питаться в кафе.
В Европе действует сервис «Фудшеринг»: рестораны, пекарни и отели передают вам еду, срок годности которой подходит к концу. Если в новом городе у меня есть время на такие перемещения, я ненадолго становлюсь «спасателем еды». При регистрации надо пройти тест, но и без него видно, куда и когда можно подъехать за продуктами.
Питьевую воду в Центральной Европе я не покупаю, там она течет из каждого крана. На улицах есть фонтанчики, из них можно пить, если на табличке не указано обратное. Иногда я прошу стакан воды в баре, наливают без вопросов.
В Индии на регулярной основе можно поесть в сикхских храмах — гурудварах. Круглые сутки там готовы накормить рисом, лепешками и чечевичной похлебкой — обеденный зал открыт для всех без исключения. Я обедала в гурудваре в Дели, Пушкаре, Гвалиоре — как и за жилье, за еду там платить не нужно.
Я всегда оставляла пожертвование или помогала на кухне: раскатывала и пекла лепешки «чапати». Можно не делать и этого: сикхи ни за что не ждут платы.
Достопримечательности
Приезжая в новый город, я прежде всего ищу в интернете пешую обзорную экскурсию под названием Free Walking Tour. Большинство из них есть на сайте freetour.com. Это бесплатные прогулки по основным достопримечательностям, паркам и набережным, они есть почти во всех городах Европы и во многих городах России. Их проводят местные жители, студенты, иногда экспаты — за чаевые, на ваше усмотрение.
Я гуляла по такому маршруту в Риге, Вильнюсе, Питере и Дублине. Обычно прогулки стартуют в полдень от туристического офиса или ратуши, экскурсия занимает несколько часов и идет на английском. Напишите в поисковике «free walking tour + название города» и получите сразу несколько вариантов.
Я больше не студент, поэтому за билет в основные музеи мира плачу полную стоимость. Я не закладываю ее в бюджет, потому что помню про дни бесплатных посещений. Многие музеи Европы работают бесплатно по определенным дням, чаще всего это первое воскресенье месяца. Музей Ватикана открыт в последнее воскресенье месяца, музей Прадо в Мадриде — каждый день по вечерам.
На официальном сайте ближайшего музея я проверяю день, когда можно не покупать билет. Так я бесплатно сходила в Лувр и в музей Орсе в Париже, в музей Азулежу в Лиссабоне, в галерею Уффици во Флоренции. В Лувр можно попасть без билета только с октября по март, но в Париже есть много и других бесплатных музеев, например дома-музеи Бальзака и Виктора Гюго. Чтобы попасть в любимый музей без билета, можно подстроить под это целый отпуск, заранее узнав на сайте дату свободного посещения. Но, конечно, надо быть готовым к очередям на входе.
Самые красивые кладбища мира — Пер-Лашез в Париже и Стальено в Генуе — тоже бесплатны. Версальский дворец мне увидеть не удалось: летом он не работает бесплатно. А вот в огромный парк при дворце можно пройти без билета после шести вечера. Об этом написано прямо у билетной кассы.
В Эрмитаж я бесплатно хожу в первый четверг месяца и вожу с собой друзей-иностранцев. В обычные дни билет стоил бы мне 400 ₽, а им — 600 ₽.
Прочее
Когда я путешествую с рюкзаком и палаткой, всегда стараюсь использовать возможностью умыться и почистить зубы на заправке или в туалетной комнате в кафе. Моя подруга моет там голову и сушит волосы под сушилкой для рук.
Часто в городах есть общественные душевые, но их в основном используют бездомные. Например, в Париже туда лучше даже не заходить.
Я не покупаю местную симку. Звонков на местные номера можно избежать, а вайфай обязательно будет в аэропорту, хостеле, кафе или туристическом офисе. В Мумбае мне понадобилось позвонить знакомому на индийский номер и я сделала это из газетного киоска (1 рупия в минуту, то есть 90 копеек).
Когда мне нужно оставить рюкзак на несколько часов или на полдня, я спрашиваю владельцев кафе, магазинов или хостелов. В России и в Индии соглашаются охотно, в европейских странах — редко. Вообще, я доверяю людям, и за десять лет путешествий у меня ни разу ничего не украли. Но, возможно, это не показатель.
В итоге
Попытки сэкономить в путешествии для кого-то граничат с попрошайничеством, наглостью или мелочностью. Я стараюсь не переходить эту черту и плачу там, где нужно. Для меня экономия уместна, когда она приносит новые знания или оборачивается жизненным опытом. Под угрозой не должны оказаться мое здоровье и комфорт окружающих.
Отправляясь в путешествие, я планирую только основные пункты маршрута, а во всем остальном полагаюсь на случай и здравый смысл. Чем больше я урезаю бюджет, тем больше на меня сыпется незабываемых приключений.
Если бы у меня был билет Дижон — Марсель, я бы не отправилась в недельное путешествие на поездах с контролером французских железных дорог. Если бы я заранее подготовилась к поездке в Геную, я бы не гастролировала по средиземноморскому побережью с местными музыкантами. Если бы вместо волонтерства я выбрала пакетный тур, я бы не провела трех недель во французской деревушке среди виноградников, латая дощатый пол водяной мельницы. Если бы я боялась ездить автостопом, я бы не узнала, у кого из европейцев самое доброе сердце. Если бы я заранее бронировала жилье, я бы не провела двух дней в замке итальянского миллионера и еще целый день — в его парке аттракционов.
Отсутствие денег — только начало приключений.