Еврейские организации хотят, чтобы молодые евреи становились иудеями или эмигрировали в Израиль. Этим можно пользоваться.

Меня как еврейку бесплатно учили ивриту и возили по Израилю и Европе, а за то, чтобы я слушала лекции по религии и культуре Израиля, мне даже доплачивали. Никто не пытался насильно убедить меня сменить религию или эмигрировать. Скорее, мне рассказали, что это за народ — евреи, и как при желании стать его частью.

На чем сэкономить молодому еврею — содержание:

  1. Бесплатная поездка в Израиль — «Таглит». Доступна для евреев в четвертом поколении в возрасте 18—26 лет.
  2. Бесплатные курсы иврита. Доступны всем без исключения.
  3. Занятия по культуре еврейства со стипендией 100 000 Р в год или бесплатной поездкой в Европу. Доступны для галахических евреев моложе 29 лет.
  4. Вечеринки, праздники, шаббаты — для всех желающих, но за деньги. Молодые евреи платят меньше.

Эта статья про деньги

Наша редакция уважает иудаизм, как и все остальные мировые религии. Мы восхищаемся культурным наследием евреев и преклоняем голову перед испытаниями, которые им пришлось вынести. Но эта статья — только про то, как молодые евреи могут сэкономить на путешествиях и изучении иврита. Мы ничего не знаем о том, где им стоит жить, какие обычаи соблюдать и на каком языке разговаривать.

Про Крым тоже не спрашивайте.

Поездка в Израиль: −2800 Р

В 2015 году я решила исследовать свои корни и наткнулась на сайт Израильского культурного центра. В разделе «Молодежные проекты» я нашла объявление о бесплатной десятидневной поездке в Израиль для еврейской молодежи в возрасте 18—26 лет. Программа называется «Таглит». Вот такое я увидела на сайте:

«Таглит» организуют 6 израильских компаний: «Сохнут», «Гилель», «Израиль-экспертс», «Сахлав», «Тлалим» и «Эзра». Я ездила с «Израиль-экспертс». Главный агрегатор по «Таглиту» на русском языке — su.birthrightisrael.com
«Таглит» организуют 6 израильских компаний: «Сохнут», «Гилель», «Израиль-экспертс», «Сахлав», «Тлалим» и «Эзра». Я ездила с «Израиль-экспертс». Главный агрегатор по «Таглиту» на русском языке — su.birthrightisrael.com

Я решила, что это какой-то развод, но заявку оставила. Мне перезвонили и расспросили о еврейских корнях: для участия достаточно быть евреем в третьем поколении, например внуком еврея. Попросили прислать документы с национальностью родственников: мамы, папы, дедушки, бабушки. Подтвердили, что поездка бесплатная, и попросили заполнить анкету на сайте.

В анкете нужно указать вероисповедание. Сначала я написала «православие», и анкета отбор не прошла. Оказалось, что выбирать «иудаизм» необязательно, но другие религии не годятся: считается, что человек перестает быть евреем, как только принимает другую религию. Поэтому я просто оставила поле пустым. Анкета отправилась, мне подтвердили, что всё в порядке.

После подтверждения я встретилась с ребятами, которые собирались ехать со мной. Встречались мы в Израильском культурном центре на Таганке. Встречу проводили два мадриха — это что-то вроде вожатого. Они же ездили с нами по Израилю.

Задача мадриха — следить за дисциплиной в группе и немного рассказывать о культуре Израиля. Например, нас во время поездки мадрихи учили петь шаббатние песни в субботу, рассказывали, как девочки в этот праздник зажигают свечи, и проводили игры, в которых мы знакомились между собой.

На встрече нам объяснили, куда мы поедем, что брать с собой и когда вылетаем. Нас также обрадовали новостью, что в целях культурного обмена в середине поездки к нам присоединятся израильские солдаты. Билеты раздали в аэропорту, а виза не понадобилась: в туристические поездки по Израилю россиян пускают без виз.

На встрече нас попросили внести залог 100 $, чтобы убедиться, что мы действительно поедем. Залог можно было отдать наличными или перевести на карту. Наличные возвращают в конце поездки, перевод на карту — в течение недели после нее. Если платите наличными, нужно быть внимательным. Всю сумму или ее часть можно оставить у организаторов в виде чаевых, потому что «Таглит» — проект волонтерский. Когда мадрихи просили забрать залог, я этого не услышала, и мои 100 $ автоматически ушли в чаевые. Меня это не устроило, и потом мадрихи возвращали мне эти 100 $ частями из своих денег.

В «Таглит» я ездила три года назад. Насколько я знаю, эти поездки все еще проводят, только залог теперь не 100, а 50 $.

Как проходит «Таглит»

Поездка длилась 10 дней. Летели все вместе израильской авиакомпанией «Эль-Аль» с кошерной едой и кондиционерами. В аэропорту Тель-Авива мы поменяли деньги, нам выдали бутерброды и воду и посадили в автобус.

Дальше деньги нам практически не пригодились. Расписание было насыщенным, свободного времени мало — только на то, чтоб выпить кофе в ближайшей кофейне. Кофе стоил 10—14 шекелей (140—196 Р). Еще 56 шекелей (784 Р) я потратила на дополнительный крем от загара, а 10 $ оставила водителю в качестве чаевых.

Всего за поездку я потратила примерно 200 шекелей (2800 Р), 70 шекелей привезла в Москву наличными в качестве сувенира.

Кроме мадрихов, всю поездку нас сопровождали экскурсовод и охранник. Жили мы на колесах, а ночевали по-разному: в отеле, в кибуце, а один раз в шатре в пустыне. Кибуц — это поселение вроде колхоза, изначально — сельскохозяйственная община. Некоторые домики в кибуцах сдают туристам.

После поездки мы всей группой несколько раз встречались в Москве. Кто-то нашел новых друзей, кто-то поехал учиться в Израиль.

В Израиле говорят, что еда у них — национальный вид спорта. Всё путешествие нас кормили очень плотно: овощи, мясо, хумус. В дороге мы поддерживали силы бутербродами. А вот алкоголь был запрещен в течение всей поездки.

На Голанских высотах недалеко от границы с Сирией. Там что-то среднее между пограничной зоной и музеем
На Голанских высотах недалеко от границы с Сирией. Там что-то среднее между пограничной зоной и музеем
Наша группа у Стены плача. Одежда должна закрывать плечи и локти, девочек пускают только в юбке. Если нет своей подходящей одежды, ее выдадут на месте. Мальчикам нужно покрывать голову. У стены можно купить красные веревочки-браслеты, их продают по 1 шекелю (14 р.)
Наша группа у Стены плача. Одежда должна закрывать плечи и локти, девочек пускают только в юбке. Если нет своей подходящей одежды, ее выдадут на месте. Мальчикам нужно покрывать голову. У стены можно купить красные веревочки-браслеты, их продают по 1 шекелю (14 Р)
У Стены плача мы были два раза. Второй раз — с обещанными израильскими военными, которые присоединились к нам на пятый день. Они оказались приятными ребятами, большинство из которых еще детьми эмигрировали из Украины. Мы общались с ними на русском и английском
У Стены плача мы были два раза. Второй раз — с обещанными израильскими военными, которые присоединились к нам на пятый день. Они оказались приятными ребятами, большинство из которых еще детьми эмигрировали из Украины. Мы общались с ними на русском и английском
Вечером одного из дней мы приехали в пустыню к бедуинам. Они рассказывали о своей жизни и катали на верблюдах. Ночевали тут же, в пустыне — в огромном шатре
Вечером одного из дней мы приехали в пустыню к бедуинам. Они рассказывали о своей жизни и катали на верблюдах. Ночевали тут же, в пустыне — в огромном шатре

Курсы иврита: 0 Р

Вернувшись в Москву, я заинтересовалась Израилем и захотела пойти на курсы иврита. Встала в очередь на бесплатные начальные курсы на сайте Израильского культурного центра.

Группы формируют раз в 2—3 месяца. После заявки нужно ждать, пока тебя пригласят, а потом успеть ответить на приглашение, пока не кончились места. В отличие от «Таглита», на курсах возрастных ограничений нет. Не спрашивают здесь и документы, подтверждающие еврейские корни. Курсы обычно посещают те, кто хочет эмигрировать в Израиль, поэтому здесь встречается не только молодежь, но и взрослые люди.

Я эмигрировать не собиралась, поэтому интереса хватило всего на несколько занятий. Успела выучить алфавит и десяток слов, но потом стала пропускать занятия и отстала от программы. На этом мои курсы закончились.

Моя тетрадь с курсов иврита. В ней написано, как правильно читать буквы, есть пара слов для начинающих: «шалом» (привет), «бесседер» (хорошо), и несколько учебных диалогов, перевод которых я уже и не помню
Моя тетрадь с курсов иврита. В ней написано, как правильно читать буквы, есть пара слов для начинающих: «шалом» (привет), «бесседер» (хорошо), и несколько учебных диалогов, перевод которых я уже и не помню

Программа «Евростарс»

«Евростарс» — это молодежная организация хабадской общины России, которая популяризует еврейский образ жизни. В отличие от «Таглита», здесь предлагают не переезжать в Израиль, а искать еврея в самом себе: принимать иудаизм, соблюдать традиции, создавать еврейские семьи. Для этого молодым людям читают лекции по истории и культуре еврейства и возят их по еврейским местам в Европе.

Если для «Таглита» достаточно иметь прапрабабушку еврейку, то для мероприятий «Евростарс» нужно, чтобы была прабабушка еврейка, но по материнской линии. Это называется галахическим еврейством. Мне хватило тех же документов, что я показывала для «Таглита». Возрастное ограничение здесь схожее — нужно быть моложе 29 лет на момент начала программы.

Программа рассчитана максимум на три года. Она построена так: вы выбираете какой-нибудь курс и весь учебный год вам читают по нему лекции. В первый год вы получаете за это стипендию или поездку в Европу — на выбор. Во второй и третий годы стипендий не платят — можно только съездить в Европу.

Учиться можно три года подряд, а можно делать перерывы. Главное, чтобы в начале учебного года вам было не больше 29 лет.

Все курсы завязаны на иудаизме и еврействе. В год со стипендией слушатели записываются на два курса, в год с поездкой — на один. Я уже прошла курсы «Иудаизм для чайников», «Основы психологии с точки зрения иудаизма» и «Иудаизм для женщин». Сейчас у меня культурология — нам рассказывают о еврейском искусстве и известных евреях в мировой культуре. Курсы чаще религиозные, но не всегда: например, курс по культурологии вполне светский, мы изучаем джаз и историю кино.

Занятия по культуре еврейства: +67 000 Р

В год со стипендией занятия проходят два раза в неделю. Записаться можно на любые дни, кроме пятницы и субботы. В будни занятия проходят вечером, в выходные — днем. Мальчикам на занятиях обязательно находиться в кипах, девочкам — с закрытыми плечами, локтями и коленями. У нас на лекции приходило от 10 до 30 человек, максимум — 50.

Каждое занятие — это две лекции по одному часу. Первую проводят по курсу, на который записался, вторую — на свободную тему. Обычно это лекции про иудаизм, историю Израиля и еврейский образ жизни. Иногда на лекции приглашают интересных лекторов, например солдат израильской армии или евреев-бизнесменов.

За каждое занятие платят стипендию — 1250 рублей. Если ничего не пропускать, в месяц получается 10 тысяч.

Ребята здесь сильно отличались от тех, с которыми я ездила в «Таглит». Там большинство были евреями вроде меня, которые до этого почти ничего не знали о еврействе. Здесь же некоторые были из религиозных семей. Таких как я было меньшинство.

Лекции иногда казались пропагандой, но на самом деле никто никого не заставлял становиться иудеем. Предполагалось, что целевая аудитория лекций — те, у кого есть потребность стать правильным евреем, но пока не хватает для этого знаний. У меня же некоторые лекции вызывали внутренний протест, особенно когда я слушала про «избранный народ». Но это не значит, что если ты не согласен, тебя исключат и ничего не заплатят. Никто не мешал нам высказывать свое мнение или не слушать лектора и смотреть в стену. Главное — не сидеть в телефоне. Об этом просили на каждой лекции.

Два раза в неделю у меня ходить не получалось, поэтому вместо 10 тысяч я получала в месяц примерно 5—8 тысяч. За 9 месяцев (с середины сентября по середину июня) я получила 67 тысяч рублей.

Материалы с лекций
Материалы с лекций

Тур по Европе: −27 758 Р

На второй год стипендию уже не платили, и я записалась в поездку по еврейским местам в Европе. По сути это тоже часть занятий: с сентября по июнь вы ходите на лекции, а в мае или в июле на неделю едете в Европу.

Когда на кону поездка, требования к студентам строже. На занятия можно ходить только раз в неделю вместо двух, но после 5 пропусков в поездку не берут. Кроме того, нужно обязательно посетить четыре еврейских праздника из семи, которые организует община.

Участие в праздниках платное, но для студентов «Евростарс» недорогое — от 100 до 300 Р. Эти деньги компенсируются фуршетами, коктейлями и разнообразными развлечениями. За год на все праздники у меня уходит 1000 Р.

В феврале нам предложили выбрать один из двух маршрутов: по Средиземноморью в мае или по Австрии и Швейцарии в июне. В первую поездку собирались евреи из стран СНГ, около тысячи человек. Во вторую — только москвичи, их набралось около ста. Любой маршрут заканчивается посещением музея «Освенцим». Евреи чтят память о трагедии, поэтому спонсоры поездок считают посещение этих мест обязательным. Я выбрала средиземноморский маршрут в мае.

Мы сдали залог 300 $, который организаторы вернули после окончания занятий. Залог берут для того, чтобы после поездки человек не перестал ходить на занятия — они продолжаются до июня. А еще грозятся не вернуть залог, если не будешь соблюдать правил поездки — нужно ходить в скромной одежде и вести себя прилично.

Шенгенскую визу мы оформляли самостоятельно. Организаторы сделали спонсорские письма, где подтвердили, что оплачивают проживание, дорогу и питание на все время поездки. Вместе со спонсорским письмом организаторов в визовом центре нужно было показать распечатку со списком всех участников и своей фамилией в нем.

Я получала шенгенскую визу в Испанию через посольство, как обычный турист. Чтобы нигде не ошибиться, я обратилась в специальное агентство. Там мне помогли заполнить анкету на английском, собрать пакет документов и оформить медицинскую страховку. За оформление визы в Испанию я заплатила 3258 Р визового сбора и еще 2500 Р агентству.

Больше за всю поездку я могла ничего никому не платить, но когда кругом люди покупают сувениры, пьют вино и ходят в рестораны, удержаться сложно. Всего за поездку я потратила примерно 21 000 рублей.

В этом году я снова съездила в Европу, но на этот раз по новому маршруту — в Италию.

Впечатления от поездки

Самолет был чартерный, полностью для нас. В поездке участвовало более тысячи человек из России, Белоруссии, Киргизии, Казахстана и стран Балтии. Все мы влезли в 20 автобусов.

Еда в путешествии была кошерной. Организаторам было сложно доставать специальную еду в каждой новой стране, поэтому мы часто ели кошерные бутерброды. В гостиницах бывало так: кругом роскошное убранство с витражами на потолках, а мы едим что-то из пластиковой одноразовой посуды, потому что она считается кошерной. Однажды нам это надоело и мы сбежали в город: меню итало-французских ресторанов было куда притягательнее кошерной диеты.

Нас возили по синагогам и историческим местам, показывали достопримечательности и рассказывали, как и когда здесь жили евреи. Перед нами выступали представители местных властей: в Монако — премьер-министр, в Испании — представитель министерства культуры и религий и глава муниципалитета Барселоны. Это было так: «Простите, евреи, что мы вас выгнали 500 лет назад, давайте поедим и выпьем».

Иногда нас просили делать то, что нам делать не хотелось, — например, танцевать на барселонской площади от радости, что ты еврей. К счастью, можно было посидеть в сторонке и переждать.

Программа дня заканчивалась лекциями и концертами, а в один из дней нам даже устроили «спид-дейтинг» — что-то вроде клуба знакомств.

Свободного времени было еще меньше, чем в Израиле. Мероприятия были плотными: лекции в отелях до часу ночи, ранние подъемы. Из-за постоянных переездов на сон иногда оставалось всего 2 часа, поэтому приходилось досыпать в автобусах.

Каждый день нам раздавали буклеты с расписанием на следующий день
Каждый день нам раздавали буклеты с расписанием на следующий день
Отбой в 2:30, подъем — через полтора часа, в 4:00
Отбой в 2:30, подъем — через полтора часа, в 4:00
Парк Гуэль. У каждого автобуса был свой мадрих и экскурсовод. В тени холодно, на солнце жарко — май в Южной Европе
Парк Гуэль. У каждого автобуса был свой мадрих и экскурсовод. В тени холодно, на солнце жарко — май в Южной Европе
В Барселоне у нас было несколько часов свободного времени. Вайфая в автобусах не было, симкарту я не покупала, поэтому «на воле» сразу отправилась искать кафе с интернетом. Вайфай в кафе оказался плохим — с интернетом в поездке вообще были проблемы
В Барселоне у нас было несколько часов свободного времени. Вайфая в автобусах не было, симкарту я не покупала, поэтому «на воле» сразу отправилась искать кафе с интернетом. Вайфай в кафе оказался плохим — с интернетом в поездке вообще были проблемы
На Сардинии мы были в пещере, потом на пляже. В мае море еще холодное, но солнце уже печет
На Сардинии мы были в пещере, потом на пляже. В мае море еще холодное, но солнце уже печет
Мороженое мы покупали за 3 €, оплата только наличными. Можно было получить бесплатное кошерное, которое организаторы привезли специально для нас, но пришлось бы отстоять большую очередь
Мороженое мы покупали за 3 €, оплата только наличными. Можно было получить бесплатное кошерное, которое организаторы привезли специально для нас, но пришлось бы отстоять большую очередь
Полдня мы провели в Ницце. На фото ребята только из одного автобуса, а всего автобусов было 20
Полдня мы провели в Ницце. На фото ребята только из одного автобуса, а всего автобусов было 20
В Ницце мы посетили еврейское кладбище и синагогу. К вечеру нам надо было быть в Монако на торжественном ужине. В праздничную одежду переодевались в автобусе на парковке: сначала девочки, потом мальчики
В Ницце мы посетили еврейское кладбище и синагогу. К вечеру нам надо было быть в Монако на торжественном ужине. В праздничную одежду переодевались в автобусе на парковке: сначала девочки, потом мальчики
В шаббат целый день читают лекции. После пары лекций мы сбежали в город за некошерной едой. Такая порция некошерной пасты в итальянской Стрезе стоит 12 € (874 р.)
В шаббат целый день читают лекции. После пары лекций мы сбежали в город за некошерной едой. Такая порция некошерной пасты в итальянской Стрезе стоит 12 € (874 Р)

Вечеринки, праздники, шаббаты

Во время поездок и занятий я познакомилась со многими московскими евреями и обнаружила, что еврейская жизнь в России кипит.

Каждую пятницу в синагогах проводится шаббат. Это такой ужин с молитвами, вином и едой. Я ходила несколько раз на молодежный шаббат — это бесплатно, но нужно заранее зарегистрироваться.

В течение года община празднует многие еврейские праздники: Рош ха-Шана, Пурим, Песах, Шавуот. Это такие молодежные тусовки с добавлением традиционного еврейского празднования. Там бывают фуршеты, мастер-классы и сюрпризы, например на Пуриме были игровые автоматы из 90-х. А еще везде есть раввины.

Кроме праздников, которые организует «Евростарс», есть и другие — в разных общинах и для разных возрастов.

Не только ради денег

Никто не заставлял меня менять веру и становиться правильной еврейкой. Но я не могу сказать, что исследование еврейства никак на меня не подействовало. Пожалуй, теперь я в спорах чаще отстаиваю проеврейскую или произраильскую точку зрения. Я стала применять некоторые моменты из еврейских учений, например мою фрукты и овощи средством для мытья посуды, чтобы на них не оставалось никаких жучков, потому что по Торе нельзя есть насекомых. Теперь я могу сказать в споре что-то вроде: «Да евреи вообще всю культуру 20 века придумали».

А еще во время моего европейского путешествия в нашей большой группе было сделано несколько публичных предложений руки и сердца (но не мне). А в этом году путешественники сыграли одновременно шесть свадеб.

Так что смотрите: захотите сэкономить — а вы уже иудей с большой еврейской семьей :—)