«От усталости притупились реакции»: как я научилась делегировать, управляя 60-ю автосалонами

25

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Юлия Комарова

Страница автора

Почему руководитель может делегировать абсолютно все, кроме стратегии, найма и мотивации сотрудников?

Я управляла 60-ю автосалонами по всей стране, что нереально сделать, если не умеешь делегировать. Я управленец с 25-летним опытом, бизнес-психолог, построила более 100 команд для известных международных брендов. И помогаю предпринимателям преодолевать ограничения, находить точки роста для быстрых изменений личности и бизнеса, в том числе формировать эффективные команды, которые мотивированы на качественную работу.

Раньше я долгое время занимала руководящие позиции в ведущих компаниях, управляла командами до 1000 сотрудников. И параллельно с наймом открыла собственный бизнес — консалтинговое агентство Komaro Group.

Я, как и все, в начале пути совершала ошибки. Был вечный цейтнот, и я совершала самую распространенную ошибку под названием «сделай сам». Нет времени ни объяснять, ни учить, ни контролировать. Хочешь сделать хорошо и быстро — сделай сам. И я делала сама. Пока со мной не случилась история. В 2 часа ночи ко мне в кабинет пришел начальник охраны и спросил — чувствую ли я запах. Я ничего не чувствовала. Оказывается разлилась солярка. От усталости притупилось обоняние и реакции. Тогда я поняла — как бы я ни горела своим детищем, пора увеличить время на отдых через делегирование.

Какие задачи делегировать в первую очередь

Повторяющиеся. К примеру, если вы регулярно ведете ежедневный отчет, гуглите площадки для выступлений, публикуете посты, пишите тексты, придумываете акции и рекламные слоганы, общаетесь с клиентами, делаете презентации, то делегируйте ассистенту все, что не нравится, всю рутину.

Я работала с руководителем двух ортопедических салонов, которая считала себя обязанной обеспечивать трафик продавцам. Для этого еженедельно делала обход местных врачей, которым оставляла рекламную продукцию и напоминала о сотрудничестве. Так как чувствовала в этот момент она себя крайне некомфортно, то и клиентов от этих врачей было мало. Как только делегировала эту задачу одному из своих продавцов — в 5 раз увеличились продажи.

Переросли, стали неинтересны. Сбор и обработка информации, анализ конкурентов, формирование базы для обзвона, исследование удовлетворенности клиентов, самостоятельная работа с клиентами, ведение “обкатанных программ” и тд.

Легко научить. Календарь, запись клиентов, собирать обратную связь, отправлять заранее составленные письма или договора и т.д.

Узкоспециализированные Вам, как предпринимателю, не нужно 5 лет изучать бухгалтерский баланс. Наймите бухгалтера.

Какие задачи не стоит отдавать

  • Стратегия. Никто кроме вас не определит ваши цели. Вам нужна определенная доля рынка? Первое место по продажам в России? Определенный уровень прибыли? Повысить оборот для погашения кредитов? Только вы знаете, куда поплывет ваш корабль. К примеру, стратегическая задача — выбор партнера в совместный бизнес.
  • Переговоры с ключевыми клиентами.
  • Ценообразование.
  • Найм непосредственных заместителей. Руководитель оценивает не только профессиональные качества кандидата, но и его личностные особенности. Кандидат может быть мега профессионален, но медлителен, что не соответствует вашему темпу работы. Или же не умеет доносить свои мысли, что вызывает у вас раздражение.
  • Поощрение и наказание.
  • Конфиденциальные задачи от собственника, если вы ТОП менеджер.

Польза для руководителя

  • Больше выполненных KPI в единицу времени и как следствие, вы быстрее придете к намеченным целям. Каждый предприниматель сталкивается с тем, что погряз в рутине, крутится, как белка в колесе и на развитие и масштаб нет ни времени ни сил. С командой у вас появляются новые временные ресурсы.
  • Риск выгорания гораздо меньше. Во-первых у вас есть время на развитие, отдых и семью. Во-вторых, вам не нужно заниматься тем, что вам не нравится.
  • Улучшается психологическое и физическое здоровье. Недосып и цейтнот отрицательно влияют на психику. У меня была клиентка, руководитель, которую увезли с работы прямо в реанимацию. Вам это надо?
  • Делегирование укрепляет семью. Мне встречались клиенты, которые находились на грани разрыва отношений из-за постоянных переработок и зависания в телефоне.

Кому поручить задачу

Для делегирования подойдет сотрудник, который

  • Может — есть соответствующие навыки и знания
  • Хочет — задача в рамках интересов или карьерного трека сотрудника.
  • Соответствует — есть ли способности для выполнения.
  • Обладает — временем для решения задачи.

Зачастую руководитель валит на исполнительного сотрудника все подряд. Кто везет на том и едут. И это грозит потерей хороших сотрудников. Таким образом компания потеряла ведущего аналитика, когда повесила на него еще и составление договоров.

Как организовать делегирование

  1. Определите, что вы хотите делегировать и продумайте образ результата.
  2. Используйте методику SMART. Задача должна быть конкретна и ограничена во времени. “Сделай срочно” не работает. У кого-то срочно 10 минут, а у кого-то в течение суток.
  3. Обязательно убедитесь, что человек правильно понял. Слушать не равно слышать.
  4. Расставьте точки контроля. Даже самый ответственный сотрудник, если его не контролировать «забывает» выполнить задание.

Кейс

Елена, предприниматель, поручила своему новому ассистенту связаться с клиентами, которые оставили контакты после мероприятия и хотят записаться на встречу с ней. Через 4 дня Елена узнала, что ассистент ни с кем не связался и хочет уволиться.

Как предотвратили ситуацию — ввели систему контроля результатов контактов с клиентами в Гугл таблице. Расставили промежуточные точки контроля, 1 раз в 3 часа, и уже через 3 часа увидели, что новый помощник прекрасно выполняет поручение. Таким образом Елена сохранила клиентов.

ТОП-3 ошибок при делегировании

  1. Ставить задачу группе людей, а не конкретному сотруднику. Если задачу ставить группе — не выполнит никто.
  2. Не ставить сроки. В результате управленец бросается делать сам, когда горит дедлайн.
  3. Не контролирует. В итоге образуются не сделанные, криво сделанные задачи, которые ТОП менеджер переделывает сам

В какой момент делегировать

Я рекомендую обратить внимание на делегирование, когда объем планирования перевалил за 50% рабочего времени. Если ваш ежедневник пестрит задачами, их некуда писать — делегируйте. Если вы работаете больше 8 часов — делегируйте.

Если откладываете задачи — делегируйте. Если вы заметили апатию, желание вместо работы позалипать в соцсетях и сериалах — делегируйте. Если в вашем плане появились задачи, которые вам не нравятся, на зажигают, не двигают вас к результату — делегируйте.

В конце концов, вся бизнес-деятельность может быть сведена к трем словам: люди, продукты и прибыль.

«Если у вас нет хорошей команды, вы мало что можете сделать с двумя другими». Президент и генеральный директор Chrysler Ли Якокка.

  • Сергей КанаевПсихолог управлял 60-ю автосалонами?:))) и какими же?:) не думаете, что управленцы такого уровня хорошо известны, а на вес ссылки как бизнес Коуч и психолог16
  • АльдекВы можете не поверить , но все элементы управления , описываемые в статье, я применял на практике , когда работал на заводе ещё в советское время :) Тогда это называлось по-другому , НОТ - научная организация труда . Сейчас уже нет особого смысла расписывать былое, потому что современная молодёжь больше прислушивается к западным теоретикам бизнеса , цитирует их , клиширует и тд , да и работать предпочитает на «удалёнке», используя IT , но всё-таки немного коснусь именно делегирования . Рассчитывать как на самого себя , я мог только на мастеров и бригадиров , по современному менеджеров ( чтобы было понятно :))) среднего звена , высококлассных и опытных специалистов , которые далее при получении задания организовывали работу своих бригад в соответствии со своими планами решения поставленных задач . Планы заданий доводились в письменной форме ( чтобы потом не было лишних разговоров при аварийных ситуациях или других каких- то косяков ) в сменных журналах специально установленной формы . В устной форме давались указания по перекрёстному контролю выполнения заданий , какие-то дополнения для минимизирования потерь времени для неопытного персонала . Таким образом делегировались задания согласно планам производства работ . Решения по внештатным сменным ситуациям принимались теми же сменными бригадирами ( руководителями рабочих смен ) , в особо сложных случаях ответственный дежурный звонил мне домой и присылал дежурный автобус для оперативной ликвидации возникших аварийных ситуаций или , к примеру , травм. Каждому работнику выставлялся КТУ ( коэффициент трудового участия) , сейчас по-модному это называется KPI. В общем, ничего нового по управлению персоналом не появилось , только поменялись названия для пущей важности и вроде бы значимости - ну как же ! Business coach ! Не то что инженер отдела НОТ !:))) Хотелось бы знать - статью - то сами написали или тоже кому-то делегировали?:)))27
  • Мария МИнфо цыгане переползли сюда9
  • Константин БояровАльдек, а можете посоветовать хороший учебник по НОТ?1
  • АльдекКонстантин, конечно, нет - зачем он сейчас в эпоху Google и менеджмента ?:) Терабайты информации, различные школы бизнеса и тд . Никто не поймёт « преданья старины глубокой»:) Могу только дополнить , что плотно соседствовали в то время научная и просто организация труда, передаваемая из поколения в поколение от старших к младшим , но об этих методах писать некому, да и с точки зрения бизнеса они сейчас никому неинтересны . Делаем только то, что может принести деньги - эпиграф к XXI веку :)))1
  • АлексейСергей, ну что Вы.... а симуляторы уже не в счет чтоли???4
  • GlamychМожет лучше уволить всех этих делигаторов мамкиних, отжирающих бюдет? Толк есть только от управленцев на месте.2
  • Наталья Давыдовспряжения надо подтянуть0
  • ДанилЧитать перестал на первых строках. Потому что человек даёт совет и не разбирается в жизни как всё на самом деле. Первое и главное что путаете это то что вы работали в большой компании и даёте советы маленьким таким как ИП. Поясню, ваши слова ?- "Узкоспециализированные Вам, как предпринимателю, не нужно 5 лет изучать бухгалтерский баланс. Наймите бухгалтера." Предприниматель как раз и изучает бухгалтерию не от того что хочет а от того что надо!!! Потому что мелкий предприниматель что бы встать на ноги экономит на всем. За то что бы сдать отчёт раз в квартал часто бухгалтера берут не обоснованные деньги. Вы платили со своего кармана? Или за вас платила фирма автосалона? Далее компетенция бухгалтеров оставляет желать лучшего. Вы например знаете что в Якутии налог понизили с 6 до 2,7%? А в Москве нет! Откуда сидя в Москве может про это знать бухгалтер по наему? Ему просто все равно. Далее бухгалтер так же с помощью махинаций может украсть деньги со счета. И вы сами лично оплатите этот. Счёт!!! И это далеко не все!!! И ТД. Поэтому лично и только лично изучать малым предпринимателям НК и бух учёт. Есть даже такие ИП которые по терминалу проводят одну оплату а по кассе не проводят если это только не наличка. Просто от незнания. А налоговая все видит!!! Поэтому как можно давать советы общие! если вы не знаете как с нуля все начинать!4
  • Интересно, а зачем я это читаю, если я ни разу не руководитель? 🤣🤣🤣1
  • Ольга БеленькаяДевушка не пишет злесь как она стала директором .форбс написал что она прошла путь от девочки на телефоне до руководителя в 90 2000 е годы. На дворе 24.сейчас такое просто невозможно.нынешние реалии явно отличаются.интереснее было бы почитать что желать сейчас ? Особенно в автомобильном бизнесе )))2
  • Сергей КанаевАси, угол говорит, что она психолог . Результатов не успехов в открытом доступе нет2
  • ДанилАлексей, я 20 лет предприниматель. 3 бизнеса у меня на сегодня успешных. Сам начинал с 0. И все это написал именно со своего опыта.4
  • Борисыч"бизнес-психолог" - дальше уже можно не читать)1
  • БорисычАльдек, так всë чем сейчас гордятся и перенимают - это всë и есть НОТ!3
  • БорисычСергей, 👍0
  • user2786889У нас делегировать то начальники умеют, осталось только нам не любимую работу делегировать, только кому? Уборщицам наверное, но руководство не унимается именно профессиональных сотрудников заставляет уже два месяца каждую субботу мести окресности, хотя этот штат укомплектован.3
  • Mio moi MioАльдек, почему нет. Мой отец был управленец на заводе. На первой менеджерский позиции я знатно тупил, он очень дельные советы давал. Плюс-минус это же.1
  • ПавелРекламная статья0
  • Константин МешалкинЦыгане выползли под лето1
  • ИмярекАльдек, Как ретроград, наоборот хотела найти подобную, добротно-сложенную базу. Подскажите пожалуйста к какому автору лучше обратиться?0
  • АльдекИмярек, занятия проходили в инженерном корпусе , в аудитории отдела НОТ, мы писали конспекты , сдавали после курса обучения зачёты, также ИТР периодически отправляли на курсы повышения квалификации при ВУЗах , а последний раз на завод я ходил 34 года назад :) Возможно , где-то и сохранились эти записи, но ПФР сейчас не может даже договориться с заводским архивом о подтверждении моего « горячего» стажа, а что уж говорить о прочем:)0
  • Дмитрий Олегович мельниковКласс! Красава! Огонь!0
Вот что еще мы писали по этой теме