Как я съездил зрителем на Каннский кинофестиваль и не разорился
Попасть на Каннский кинофестиваль проще, чем кажется. Для этого не нужно быть кинокритиком или, скажем, дистрибьютором фильмов.
Я пишу диссертацию о кино Восточной и Центральной Европы. В своей работе много внимания уделяю фестивалям как платформе для культурного обмена между кинематографистами. Поездка на самый важный в мире кинофорум была способом посмотреть на этот процесс изнутри. Ну и отдохнуть тоже хотелось.
Лучший способ попасть в Канны — воспользоваться программой «Три дня в Каннах» для молодежи до 28 лет или получить специальную аккредитацию «синефила». Для второго варианта подойдет наличие членского билета киноклуба или подтверждение учебы в киновузе. Я и сам два раза ездил на фестиваль как обычный зритель. Сейчас расскажу, что для этого нужно.
Как попасть на Каннский кинофестиваль
Подать заявку на программу «Три дня в Каннах» совсем несложно.
- Нужно написать небольшое мотивационное письмо на английском и объяснить в нем мотивацию для получения аккредитации — так называемое cover letter.
- Приложить фотографию паспорта.
- Заполнить анкету на сайте.
- Заплатить 24 € (1632 ₽) на «экологический налог».
Главный недостаток программы отражен в названии: увы, аккредитацию выдают лишь на три дня. При этом сам фестиваль идет две недели. Из хорошего — можно самому выбрать время посещения: начало фестиваля, середину или конец. Плюс поездка по программе — это самый оптимальный вариант в плане бюджета.
Дорога в Канны
В 2022 году Каннский фестиваль отказал в аккредитации журналистам российских СМИ. Однако на обычных граждан ограничения не распространялись. Заявки россиян на синефильскую и молодежную аккредитации принимали как обычно.
Другое дело — закрытие прямого авиасообщения с европейскими странами. Теперь добраться до Лазурного берега из России гораздо сложнее, чем раньше. К тому же нужно найти, как и чем платить за жилье и еду, ведь российские карты во Франции не принимают. Бронировать Airbnb тоже, скорее всего, придется через знакомых.
Мне повезло — я живу в польском Кракове и пользуюсь европейской банковской картой, поэтому трудностей с организацией поездки не возникло.
В 2021 году можно было напрямую долететь из Кракова в Ниццу. Именно там находится ближайший к Каннам крупный аэропорт. Но в мае 2022 этот рейс не исполнялся — дело в том, что он нерегулярный.
Поэтому мой маршрут оказался более замысловатым. Сначала я долетел на лоукостере Ryanair из Кракова до Марселя с небольшой пересадкой в Лилле, а оттуда поехал в Канны на автобусе. Поездка обошлась примерно в 200 злотых, или около 45 € (2672 ₽). Возвращался я через Милан, до которого добрался на автобусе фирмы Flixbus.
Где я жил во время Каннского фестиваля
Поселился я не в Каннах, а в соседней Ницце. Выбор жилья там шире, поэтому можно сэкономить. В Каннах даже при самых бюджетных расценках стоит рассчитывать примерно на 50 € (3078 ₽) за ночь. И это если искать жилье заранее. Я же планировал поездку в последний момент, и потому комфортных вариантов в Каннах не осталось.
Жилье можно искать в группах в «Вотсапе», где собираются другие участники программы «Три дня в Каннах». Многие предлагают разделить с ними плату за квартиру на Airbnb.
Ницца и Канны находятся очень близко, всего в 34 километрах друг от друга. Между городами ходят электрички, дорога занимает всего 25—40 минут. Чтобы сократить время в пути, я забронировал хостел в Ницце рядом с железнодорожным вокзалом. Жилье обошлось мне в 70 € (4309 ₽) за три ночи — и это с бесплатными завтраками. Электричка в одну сторону стоит 7,5 € (461 ₽). Но даже с тратами на ежедневные поездки из города в город выходит дешевле, чем оплачивать жилье в Каннах.
А еще жить в Ницце во многом удобнее. Большинство гостиниц и хостелов в Каннах находятся далеко от главных фестивальных точек. Зато вокзал, куда приходит поезд из Ниццы, расположен всего в пяти минутах ходьбы от знаменитой набережной Круазет и красной ковровой дорожки.
Но есть и существенный минус: в этом случае можно забыть про поздние сеансы и общедоступные показы классики на пляже. Сеансы начинаются после захода солнца, а последняя электричка Канны — Ницца отправляется в 22:30. Впрочем, я нашел довольно неочевидное решение этой проблемы — велосипед.
Между Ниццей и Каннами вдоль Лазурного берега проложена велодорожка. Преодолеть 30 километров на велосипеде показалось хорошей идеей. Особых трудностей не возникло даже после полуночного киносеанса.
Аренда велосипеда на сутки стоила 17 € (1046 ₽) плюс депозит 450 € (27 706 ₽). Путь занял около трех часов — это вместе с ланчем в городе Антибе. Он находится между Каннами и Ниццей. По дороге были питьевые фонтаны, бесплатный туалет и душ. И конечно, потрясающие виды на море, виллы и замки.
Как попасть на фильмы в Каннах
С аккредитацией получить билеты на каннские показы можно на официальном сайте через специальную систему резервации. Необходимо за несколько дней до сеанса встать пораньше и дождаться семи утра, иначе билеты разберут. Ровно в семь нужно нажать кнопку «забронировать» рядом с нужным фильмом. Если повезет, на почту сразу же придет электронный билет.
В этот раз система бронирования работала плохо. Из-за большого количества обращений сервер фестиваля то и дело падал. Многие из-за этого не смогли зарезервировать вообще ничего.
К счастью, на фестивале можно посмотреть фильмы и без билетов. Всем аккредитованным посетителям выдают специальный бейдж. При его наличии можно встать в живую очередь на сеанс. Если повезет, в зале останутся места. Так обычно и происходит.
Чудом мне удалось забронировать билет на премьеру нового фильма Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского» и еще несколько интересных картин. А уже утром 18 мая, на следующий день после церемонии открытия, я получил бейдж участника в специальном помещении недалеко от Дворца фестивалей — главного здания каннского форума.
В нем находятся офисы, представительства кинематографий разных стран и несколько кинотеатров. В одном из залов показывали фильм «Во имя мира» про гражданскую войну в Южном Судане. Туда я попал в порядке живой очереди.
Премьера «Жены Чайковского» проходила в зале Люмьер — самом большом во Дворце фестивалей. Сеанс начался в 15:00, поэтому дресс-кода не было. Смокинг и бабочки нужны только для вечерних премьер основного конкурса. Такие торжественные показы начинаются не раньше 19:00.
Люмьер вмещает до двух тысяч человек. Зал и экран настолько огромные, что фильмы комфортно смотреть даже с балкона. Именно в этом зале режиссеры и актеры проходят по ковровой дорожке и смотрят картины вместе с другими зрителями. Тем, кто хочет увидеть кумира или взять автограф, нужно караулить кинематографистов за несколько минут до начала сеанса. Сделать это непросто из-за огромного количества охранников и ограждений.
Другие кинотеатры в Каннах тоже в основном расположены на набережной Круазет — там же, где и Дворец фестивалей. Но есть, например, и зал Cineum. Он находится в 20 минутах от Дворца. Доехать можно на бесплатном автобусе. Место тихое и симпатичное, но добираться неудобно.
Стоимость еды в Каннах
Обед из трех блюд в самих Каннах обойдется примерно в 15 € (923 ₽). Так называемый plat du jour, или «блюдо дня», — в 10 € (615 ₽). Сэндвич или сытный багет стоят около 5 € (307 ₽). Это, наверное, самый удобный вариант, особенно когда между сеансами не остается свободного времени. Кофе и круассан обойдутся примерно в 3—4 € (184—246 ₽). Во Дворце фестивалей кофе и вовсе можно получить бесплатно.
Из бюджетных вариантов есть «Макдональдс» прямо через дорогу от Дворца фестивалей. Правда, цены там далеко не такие низкие, какими были в России. А еще можно покупать продукты в магазине «Карфур» — местном аналоге «Пятерочки».
Так, например, мы и сделали с приятелем-киноведом после премьеры «Жены Чайковского». Взяли вино, сыр, фрукты и пошли на набережную обсуждать увиденное. В какой-то момент по небу пролетели истребители, оставлявшие шлейф в цветах французского флага. Так отмечали приезд Тома Круза на премьеру боевика «Топ Ган: Мэверик».
Трехдневная поездка в Канны на фестиваль обошлась мне в 251 € (17 073 ₽) без учета еды
Дорога из Польши во Францию и обратно | 90 € (5541 ₽) |
Хостел | 70 € (4309 ₽) |
Электрички Ницца — Канны | 40 € (2462 ₽) |
Эконалог | 24 € (1477 ₽) |
Аренда велосипеда на сутки | 17 € (1046 ₽) |
Шаттл в аэропорт Милана | 10 € (615 ₽) |
Трехдневная поездка в Канны на фестиваль обошлась мне в 251 € (17 073 ₽) без учета еды
Дорога из Польши во Францию и обратно | 90 € (5541 ₽) |
Хостел | 70 € (4309 ₽) |
Электрички Ницца — Канны | 40 € (2462 ₽) |
Эконалог | 24 € (1477 ₽) |
Аренда велосипеда на сутки | 17 € (1046 ₽) |
Шаттл в аэропорт Милана | 10 € (615 ₽) |
Какие фильмы я посмотрел в Каннах
«Жена Чайковского». Деликатная, но мрачная мелодрама. Пожалуй, самый минималистичный фильм Кирилла Серебренникова. Вместо привычной театральности — нарушение культурных табу, демонстрация гомосексуальности знаменитого композитора и мужская нагота.
«Окончательный монтаж». Новый фильм Мишеля Хазанавичуса, автора оскароносного «Артиста». Постмодернистский ремейк японской комедии «Зомби одним планом» с поправкой на европейское чувство юмора. Фильм-рассуждение о жанре зомби-боевиков и том, как сегодня делается кино.
«Отец и сын». Патетичная антиколониальная драма с Омаром Си. История двух сенегальцев — отца и сына — брошенных по воле французской метрополии в мясорубку Первой мировой войны.
«Восемь гор». Красивая библейская притча, снятая в живописных горах. Лучшая картина основного конкурса фестиваля, которую мне удалось увидеть. «Восемь гор» посвящены коммуникации между двумя друзьями детства — их связь больше невозможна. Горная деревня как место действия и отношения главных героев заставляют вспомнить «Горбатую гору».
«Ио». Дидактическая, визуально изысканная драма и подарок для любителей животных и кино. Польский классик Ежи Сколимовский рассказывает об ослике, который путешествует из Польши в Италию.
Фильм напоминает классическую картину Робера Брессона «Наудачу, Бальтазар!». Там главным героем тоже сделали осла, переходившего от человека к человеку. «Ио» в итоге разделил одну из главных наград Каннского фестиваля — приз жюри — с картиной «Восемь гор». Есть подозрение, что это произошло скорее из уважения к Сколимовскому, чем из-за самой работы.
«Охота». Напряженный, адреналиновый боевик со звездой «Игры в кальмара» Ли Джон-джэ. История о конфликте южнокорейских глав внешней разведки и МВД на фоне холодной войны и противостояния с КНДР. Как ни странно, у картины хватает параллелей с историей современной России.