«Стараюсь бережно относиться к себе и другим людям»: чему меня научила игра на ханге

4

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Катя Кулакова

Страница автора

Всё началось в мае этого года. Я оказалась на какао-церемонии, к которой (по случайному стечению обстоятельств) присоединилась девушка, игравшая на ханге. Там я впервые и услышала чарующие звуки этого инструмента. Было удивительно красиво! Каждое прикосновение к хангу будто открывало дверь в волшебный дивный мир.

Тогда, на какао-церемонии, я и подумать не могла, что простому смертному можно научиться играть на этом инструменте. Ещё меньше я предполагала, что с этого момента начнётся моя собственная история дружбы с хангом.

Но иногда нам и не нужно ничего знать: стоит лишь замечать возможности, следовать за зовом сердца и не бояться.

Собственно, с таким настроем у меня всё закрутилось.

Через пару дней после какао-церемонии я случайно увидела, как моя знакомая учится играть на ханге. И подумала: раз этому можно научиться, почему бы мне не попробовать?

Быстренько погуглив, нашла пробное занятие в школе в Санкт-Петербурге. Записалась на ближайшее и пошла.

По дороге нафантазировала, как сейчас быстренько во всём разберусь и начну играть. Ведь за спиной у меня 8 лет музыкальной школы по классу фортепиано, а такой опыт не забывается.

Села за инструмент. Полностью сконцентрировалась, напрягла пальцы, со всей силы нажала на ноту, замерев в предвкушении чарующего звука.

Иииии…. Ничего не произошло! Звук не появился! «Мне попался бракованный инструмент» — подумала я и поделилась этой мыслью с преподавателем. Но, как оказалось, это был баг не инструмента, а мой.

Первая (и неудачная) попытка извлечь звук из ханга стала приглашением в новый мир: не только этого инструмента, но и более глубоких осознаний про подход к себе и жизни в целом.

В этой заметке хочу поделиться своими осознаниями с вами.

Первая ханг-мудрость: отпускание лишнего и концентрация своих усилий работают лучше, чем тотальное напряжение. В порыве извлечь звук, я хотела применить к хангу ту технику, которая прекрасно работала у меня на фортепиано: концентрируешься, нажимаешь на клавишу и получаешь результат. Но ханг — совсем не фортепиано. К нему нужен свой подход. Здесь не нужно стараться извлекать ноту, напрягая руки и пальцы; не нужно нажимать. Наоборот: нужно успокоиться, расслабить все мышцы, скопить приятную энергию в пальцах и направить её в ноту (как будто сбросив капли с пальцев).

Для меня, привыкшей напрягаться для достижения результата, это было слишком необычно и сложно. Ведь этот паттерн поведения «напряжение = результат» я использовала ровным счётом во всех сферах своей жизни.

Ханг подсказал, что можно иначе.

В поисках звука я начала учиться расслабляться во время игры на ханге. Для этого делала специальные упражнения на расслабление руки от кисти и отработку прикосновения. Через несколько занятий у меня наконец-то получилось!

Мне очень понравилась та формула, которая работала у меня для ханга: расслабляться, отпускать ненужное и концентрировать энергию, чтобы получать результат.

Неосознанно я стала применять формулу ханга в остальных сферах своей жизни: вместо тотального напряжения по рабочим проектам — концентрировать именно свои усилия, бить точным ударом в нужное место и не напрягаться по поводу всего остального (а что подумают другие? а успеваю ли я? что-то он(а) как-то странно на меня посмотрел(а).

И формула сработала! Я почувствовала, что с меньшими затратами энергии получаю более классные результаты, а главное — наслаждаюсь процессом!

До ханга я и подумать не могла, что так тоже можно. Поэтому, знакомясь с хангом дальше, решила ещё более чутко прислушиваться к его мудростям.

Вторая ханг-мудрость: давать себя в руки тем, кто будет заботиться и не испортит звук. Ханг сделан из металла. Ему не страшны обычные удары пальцами, костяшками, кистью руки.

Чего действительно боится ханг, так это влаги, резких падений и ударов другими металлическими предметами.

Поэтому на самом первом занятии нас попросили:

  • помыть и насухо вытереть руки;
  • быть осторожными при передвижениях с хангом — в классе нужно, чтобы они не упали со стойки, а по городу инструмент нужно перемещать только в прочном чехле;
  • и главное — во время игры на ханге снимать любой металл: часы, кольца, браслеты.

Если не соблюдать эти правила, ханг будет издавать фальшивые ноты, так как его гармонический строй нарушится.

Для меня эти правила обращения с хангом подсветили то, что важно при общении с другими людьми:

  • открывать себя только тем, кто будет помогать извлекать самые лучшие и чистые мелодии. От тех, кто может испортить звучание и расстроить, защищаться чехлом;
  • помогать другим людям извлекать свои лучшие звуки и играть свою самую красивую мелодию. Не «коцать» их своими металлическими ударами, не расстраивать их внутренний гармоничный строй.

Теперь, вместе с игрой на ханге, учусь так же бережно относиться к себе и другим людям. Это непросто (так и хочется переделать всех на свой лад), но я стараюсь.

Третья ханг-мудрость: выстраивать жизненные процессы так, чтобы они приносили удовольствие. После первых нескольких занятий на ханге я почувствовала, что мне очень нравятся наши музыкальные встречи с этим космическим инструментом.

Я физически чувствовала, что каждая встреча с хангом подпитывает меня полезным энергетическим коктейлем.

Зная, как в целом работает мозг, я понимала, почему всё это происходит:

  • в начале занятия нам показывали, чему мы сегодня будем учиться; каждый раз это был мини-челлендж, в ответ на который вырабатывался дофамин;
  • мелкая моторика пальцев (для разных нот нужно использовать разные пальцы) и необходимость запоминать нужные музыкальные последовательности заставляли работать кортекс на повышенных скоростях (в обычной жизни не так часто нужно что-то постоянно запоминать и использовать пальцы по отдельности);
  • ритмы пробуждали ретикулярную формацию — часть головного мозга, которая контролирует движения и рефлексы. Кстати, именно благодаря этой части мозга сердце и дыхание подстраиваются под темп музыки, а мы неосознанно подстукиваем под ритм;
  • протяжные, чистые ноты ханга, наоборот, чуть успокаивали возбуждённое состояние;
  • играя в ансамбле с другими учениками, я чувствовала причастность к чему-то большему благодаря окситоцину;
  • а в конце занятия, когда получалось сыграть мелодию и челлендж удавался, вырабатывался серотонин: ведь всё получилось, ура!

В итоге после каждого занятия я выходила наполненная, довольная и очень заряженная.

После ханга я решила попробовать использовать такой подход к другим своим занятиям и рабочим процессам:

  • ставить «съедобный» мини-челлендж;
  • концентрировать извилины (обычно для этого использую практики рефлексии, стараюсь адекватно планировать работу и убирать из фокуса внимания всё, что будет отвлекать);
  • активировать ретикулярную формацию (здесь обычно слушаю музыку, которая адекватна моему текущему внутреннему темпу и ритму);
  • искать поддержку от единомышленников, наполняя себя окситоцином;
  • и, наконец, отмечать свои достижения (даже если они совсем крошечные).

Пока ещё стараюсь вживить эти правила в свои дела, но результаты уже чувствую: напряжения и переживаний меньше, а удовольствия и результатов — больше.

Четвёртая ханг-мудрость: если стандартные правила не подходят, нужно найти свою технику. Как и в любом деле, в игре на ханге есть определённые правила: как сидеть, как брать ноту, как правильно извлекать другие звуки и ритмы. Но если стандартные правила не работают и не помогают достигать результата, нужно сделать так, как интуитивно удобно.

В ханге это так:

  • вместо стула и стойки для ханга — взять инструмент в руки и сесть на пол;
  • вместо большого пальца извлекать звук указательным;
  • для более смачного звука по корпусу бить четырьмя пальцами, а не тремя;
  • чтобы боль от ударов костяшками пальцев была меньше, чередовать те пальцы, которые задействованы в движении.

В жизни принцип тот же самый: вместо того, чтобы использовать чужие (и неэффективные для себя) правила, лучше поискать свои. Да, на это придётся потратить время, столкнуться с непохожестью на других (и даже, возможно, с порицанием «ты делаешь не так, как правильно»). Но это всё мелочи. Если правило работает для вас, оно правильное.

Как только оно начнёт давать результаты, вы забудете о потраченном на его поиски времени, а осуждающие голоса затихнут.

Пятая ханг-мудрость: желая научиться чему-то новому, быть открытым к возможностям и приготовиться к большому путешествию. Спустя месяц после своих занятий на ханге, я случайно встретилась с той самой знакомой, у которой впервые подсмотрела в сториз, что на ханге можно научиться играть.

Поделилась с ней своей историей и поблагодарила за то, что она, как маячок, подсветила мне путь в мир ханга. В ходе разговора знакомая рассказала, что в августе собирается поехать на выездной семинар, где целую неделю будет учиться играть на ханге.

«Вау, классно! Вот ещё подучусь, а на следующий год поеду тоже», — подумала я тогда. Но судьба (думаю, не без участия мудрого ханга) распорядились иначе: знакомая поехать не смогла. Вместо этого предложила поехать мне. «Но я же новичок! Я совершенно ничего не умею! У меня даже своего инструмента нет» — визжал во мне испуганный и сопротивляющийся внутренний голос разума.

Чтобы как-то успокоиться и принять взвешенное решение, я взяла себе недельку на обдумывание. За все 7 дней я не нашла ни одного рационального ответа на вопрос «зачем мне ханг и эта поездка»: я не собиралась стать ни музыкантом, ни преподавателем. Ханг был мне только для души, а для этого достаточно было остаться в Петербурге и ходить на занятия в свою школу. Но…

Я была бы не я, если бы среди рациональной тишины не услышала бы, как мой внутренний творческий голос (которому, видимо, аккомпанировал ханг) умоляет меня: «Пожалуйста, поехали! Я точно чувствую, что нам туда нужно! Не переживай, ты во всём разберёшься! И с инструментом что-нибудь придумаешь!»

Чтобы хоть как-то укрепить свои позиции, внутренний творческий голос попросил поддержки у подруги и во всех красках рассказал ей то, что будет на выездном музыкальном семинаре.

Подруга поддержала мой творческий голос. И, не медля (чтобы не передумать), я связалась с организаторами: «Я согласна: в августе я еду на неделю обучения игре на ханге!» «Добро пожаловать в Хандпанистан» — ответили мне организаторы. О том, что было дальше, расскажу в следующей серии.

  • Крыса-корыстаВы такая чудесная! Очень красивый по звучанию инструмент.1
  • мумитрольКазалось бы кастрюля без ручки, но то что кроме звуков вы из него извлекаете житейскую мудрость это невероятно. Тем кто интересуется музыкой посоветую итальянский дуэт Giolì & Assia, они здорово вплетают ханг в электро хаус.1
  • Катя КулаковаКрыса-корыста, спасибо большое!0
  • Катя Кулаковамумитроль, ооо, спасибо! Обожаю итальянцев) Послушаю обязательно)0