Отели, которые не заселяют с детьми, и авиарейсы только для взрослых — это законно?
У нас два маленьких сына, путешествуем всей семьей. Недавно хотели забронировать номер в отеле, но в последний момент заметили, что там сдают номера только постояльцам без детей. Разве такое требование законно? Мне казалось, гостиницы должны сдавать номера всем, кто обратится.
И еще: читала, что в России запустили рейсы только для взрослых, то есть с ребенком на борт самолета не пустят. Может, сразу и про такие авиабилеты расскажете? Очень интересно.
По закону гостиницы и авиакомпании должны предоставлять услуги любому, кто готов за них заплатить. Но в жизни бывает иначе.
Расскажу, какие правила могут устанавливать отели и перевозчики, почему вопрос с ограничением возраста клиента неоднозначен и как с этим обстоят дела на российском и зарубежном рынках.
О чем вы узнаете
Как работают гостиницы и авиакомпании
Отели и гостиницы работают по договору гостиничного обслуживания, авиакомпании — по договору перевозки транспортом общего пользования. И тот и другой — публичные договоры, а такие должны заключать со всеми желающими .
Это значит, исполнитель услуг не может выбирать, с кем хочет вступить в договорные отношения, а с кем — нет. Исключение — отсутствие возможности выполнить договор : допустим, в гостинице заняты все номера или раскуплены билеты на рейс.
Также отказать могут в исключительных случаях, например не продать авиабилет пассажиру, внесенному в черный список .
Могут ли отели и перевозчики устанавливать свои правила
Владельцы гостиниц могут утвердить свои правила проживания и пользования гостиничными услугами. Единственное, они не должны противоречить российскому законодательству .
Иногда отели ставят условие: если постоялец отказывается от забронированного номера не позднее определенного срока, ему вернут всю предоплату, если позднее — удержат штраф или не вернут ничего.
Это нарушение закона: клиент может отказаться от услуги в любой момент, и исполнитель должен вернуть деньги. Исключение — сумма, которую отель уже потратил в процессе подготовки к приезду гостя .
Гостиницы, устанавливающие ограничение по возрасту для постояльцев, тоже нарушают закон. Напомню: договор гостиничных услуг публичный. А значит, услугу надо оказать всем обратившимся, а не выборочно.
Тем не менее иногда этот нюанс упускают даже официальные ведомства. Так, одно из отделений Роспотребнадзора утверждает, что гостиницы могут ограничивать возраст постояльцев. Но, рассказывая о себе, они должны делать пометку Adults Only.
Перевозчики тоже могут устанавливать свои правила, но они не должны противоречить федеральным и ухудшать уровень обслуживания пассажиров .
С возрастными ограничениями то же самое: если авиакомпания начнет продавать билеты только пассажирам определенного возраста, то нарушит требования, предъявляемые к публичным договорам.
Что происходит на рынке
Childfree-рейсов пока нет ни в России, ни за рубежом. Периодически то одна, то другая авиакомпания объявляет, что вскоре запустит такие рейсы, но в большинстве случаев это только пиар. Максимум, что предлагают некоторые зарубежные авиакомпании, — специально выделенные зоны для пассажиров с детьми.
Например, на рейсах IndiGo и AirAsia есть «тихая зона», куда не допускают пассажиров младше 12 лет. В Airbus A380, принадлежащих Malaysia Airlines, детей не допускают на верхнюю палубу. Пассажиры сингапурского лоукостера Scoot могут доплатить за возможность занять место подальше от ребенка.
В 2022 году авиакомпания «Ираэро» запустила первый в России рейс, на который не допускают детей до двух лет. Рейс чартерный, возрастные ограничения, по словам перевозчика, выдвинул заказчик. Самолет следует по маршруту Иркутск — Мирный — Иркутск, пассажиры — преимущественно вахтовики. Но это не публичный договор — заказчик фрахтует самолет и сам решает, кого на нем будут перевозить. Так что в этом случае запрет на перелет с младенцами законный.
Что касается гостиниц, формат Adults Only больше распространен за рубежом. Тем не менее такие отели уже появляются и в России. Причем у нас чаще встречается не полное ограничение, когда заселяют только совершеннолетних постояльцев, а частичное. Например, гостиница не готова принимать семьи с детьми младше 12 или 14 лет.
Так, в отель «На камушках» в Белокурихе не заселяют постояльцев младше 14 лет. По мнению руководства, это позволяет создать атмосферу отдыха без суеты и шума.
Как быть, если отказывают в заселении с детьми
Родитель вправе направить гостинице претензию с требованием прекратить нарушать закон и заселить его с ребенком. Если руководство откажет или проигнорирует запрос, можно пожаловаться в Роспотребнадзор. Правда, как я уже сказала, не все отделения ведомства усматривают нарушение в ограничении по возрасту постояльцев.
Если Роспотребнадзор все-таки встанет на сторону потребителя, в гостиницу придут с проверкой. За несоблюдение прав потребителя ИП грозит штраф от 30 000 до 50 000 ₽, малым предприятиям — от 150 000 до 250 000 ₽, а средней или крупной компании — от 300 000 до 500 000 ₽ .
Теоретически можно через суд обязать гостиницу заключить договор. Но судебное разбирательство — дело долгое, а проживание обычно привязано к отпуску или каникулам. Проще и быстрее выбрать ту гостиницу, где нет ограничений по возрасту, тем более что их гораздо больше, чем отелей формата Adults Only. Наверное, именно поэтому судебных актов по таким делам я не нашла.
Что в итоге
Договор гостиничного обслуживания публичный. Это значит, гостиницы и отели должны заключать его с любым обратившимся без возрастных ограничений. Тем не менее некоторые нарушают закон и не заселяют семьи с детьми. Оспорить это можно только в суде.
Что касается childfree-рейсов, по этому поводу родителям переживать не стоит: таких пока нет не только в России, но и во всем мире.