Дети
36K

«Это не кружок»: 5 выводов об учебе ребенка в музыкаль­ной школе, которые мы сде­лали

Опыт читателя

203
«Это не кружок»: 5 выводов об учебе ребенка в музыкаль­ной школе, которые мы сде­лали

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

Владимир

наслаждается игрой дочери на флейте

Страница автора

В мае я поздравил семилетнюю дочь с окончанием первого класса музыкальной школы. А заодно — и свою жену.

На ее долю тоже выпало это увлекательное бремя. Не преувеличу, если скажу, что она училась не меньше дочери.

Прежде в нашей семье ни у кого не было опыта учебы в музыкальных образовательных учреждениях, и это осложняло ситуацию. За этот год мы многое узнали, поэтому я решил поделиться опытом. Надеюсь, материал будет полезен родителям, которые раздумывают о поступлении ребенка в музыкальную школу.

Лейбл заголовка
Вывод № 1

В музыкальной школе предстоит много трудиться

Важно понимать, что музыкальная школа — это не кружок, а образовательное учреждение.

Там есть следующие отделения:

  • фортепианное;
  • вокальное;
  • отделение русских народных инструментов, где обучают игре на аккордеоне, баяне, балалайке, домре, гитаре;
  • отделение духовых и ударных инструментов;
  • класс скрипки;
  • теоретическое отделение.

Но могут быть и другие. Например, в некоторых школах обучают эстрадному вокалу или музыкальному фольклору.

Частота занятий во многом зависит от нагрузки. Например, дочь в первом классе посещала музыкальную школу три раза в неделю: пару раз в будни и один — в выходной. Как правило, это была суббота. В эти три посещения укладывались два урока игры на флейте, по одному уроку сольфеджио, слушания музыки и хорового пения. Сольфеджио преподавали по утвержденной программе. Педагог, который учил игре на инструменте, выстраивал занятия в соответствии с тем, как ребенок все усваивал.

Полученные знания дети закрепляют обязательными домашними заданиями. Из личных разговоров с преподавателями мне стало очевидно, что с каждым годом родители менее серьезно относятся к их выполнению. Среди главных причин — иллюзия, что учеба в музыкальной школе — это факультатив. Сначала мы тоже так ее воспринимали, но скоро поняли, что нужно серьезно трудиться.

Для проверки знаний ученики пишут контрольные работы. Преподаватели следят за успеваемостью и по итогам принимают решение о переводе в следующий класс. Предполагаю, что в первом классе трудностей с переводом нет. Как правило, дети осваивают программу. Первоклассники сдают экзамен только в конце учебного года, а в старших классах — каждый раз перед каникулами.

Лейбл заголовка
Вывод № 2

Выбор инструмента должен быть сознательным

Навязывание родительских предпочтений, вероятно, выйдет боком. Не рискуйте, так как в этом случае однажды ребенок может внезапно отказаться ходить в школу, окончательно утратив интерес. Будет особенно обидно, если бросит после нескольких лет занятий.

Необходим сознательный выбор. Тогда ребенок будет знать, что сам принял решение учиться игре на скрипке, гитаре, баяне или другом инструменте. Чтобы с этим помочь, постарайтесь понять, что по душе ребенку, к чему он тянется. Для этого вы можете рассказать, какие есть варианты, предложить сходить на любительский концерт.

Важно интересоваться ребенком. Это значит не только слушать, что он говорит, но и слышать. Задавать вопросы о том, что он увидел и узнал. Тогда это будет личный выбор, не навязанный извне взрослым человеком.

Мы впервые привели дочь в музыкалку в пять лет. Решили так: покажем и по реакции поймем, интересно ей или нет. На протяжении года два раза в неделю дочь с удовольствием посещала подготовительные занятия — хоровое пение. А на концертах старшеклассников знакомилась с музыкальными инструментами.

Мы видели ее интерес, и дочь решила, что будет учиться игре на флейте. Флейта так флейта. Не скрою, мы часто разговаривали об этом инструменте, показывали видео выступлений и, наверное, сами к нему склонялись. Но если бы, к примеру, выбор дочери пал на фагот или трубу, мы бы однозначно не стали переубеждать.

После итогового прослушивания, на котором определяют способности к изучению музыки и наличие музыкального слуха, дочь приняли в первый класс отделения духовых и ударных инструментов.

Изначально дочь выбирала между фортепиано, скрипкой и флейтой. Полностью довольна своим выбором. Уже выступает на концертах в музыкальной школе
Изначально дочь выбирала между фортепиано, скрипкой и флейтой. Полностью довольна своим выбором. Уже выступает на концертах в музыкальной школе
Изначально дочь выбирала между фортепиано, скрипкой и флейтой. Полностью довольна своим выбором. Уже выступает на концертах в музыкальной школе
Лейбл заголовка
Вывод № 3

Хорошие инструменты стоят приличных денег

Не предполагал, что уже на второй месяц учебы придется приобрести полупрофессиональную флейту. Сначала нам сказали, что в первом классе для учебы понадобится блокфлейта. Это простой вариант инструмента, который легко найти даже за 500—1000 ₽. С его помощью можно понять способность к игре и желание.

Мы думали, что как минимум в первое время блокфлейты будет достаточно, но очень скоро она выполнила свою функцию и оказалась без надобности. Хорошая флейта стоила от 300 000 ₽. Мы доверились преподавателю, считавшему, что это необходимо, и приобрели инструмент.

Лейбл заголовка
Вывод № 4

Ребенку будет сложно без поддержки родителей

Мы думали, что будем подвозить дочку до школы и забирать после занятий. Но оказалось, с игрой на инструменте так не получится. Лучше, если родитель садится рядом и вникает в процесс. В противном случае практика дома не приведет к желаемому результату — по крайней мере, в начальном классе.

Сольфеджио, напротив, проходит без родителей. На этих уроках дети получают теоретические знания, связанные с музыкальной грамотой, развивают слух и память, вокальную интонацию и чувство ритма, пишут музыкальные диктанты. По предмету задают домашние задания, которые уже через пару месяцев перестают казаться детскими.

Если ребенок отвлекся или был невнимателен в школе, дома возникнут сложности. Без поддержки взрослых предмет не освоить, поэтому втягивайтесь в процесс: читайте, узнавайте, объясняйте. Жена много и часто гуглила незнакомые темы.

Дочь не хотела посещать сольфеджио, потому что предмет сложный, а учитель требовательный. Тем не менее делала домашние задания без особого принуждения, хотя и без слез не обходилось. Это, наверное, особенности характера ребенка: она не может прийти на урок неподготовленной. Да и строгость педагога тоже сыграла свою роль. Есть ощущение, что дочь банально побаивалась не выполнить домашнюю работу.

Лейбл заголовка
Вывод № 5

Лучше играть каждый день понемногу, чем редко и подолгу

В первом классе рекомендуют заниматься не менее 30 минут в день и не допускать больших перерывов. Предпочтительнее каждый день по полчаса, чем два-три раза в неделю по полтора, а то и два. Лучше меньше, да лучше — мысль очевидная.

Хотя нередко продолжительность занятий определяется чертами характера и интересом самого ученика. Если заставлять заниматься сверх того, что способна выдержать нервная система ребенка, в скором времени интерес пропадет. Очевидно: если устал — необходим отдых. Насилие над собой в этом возрасте неуместно.

Дочь каждый день практикуется в игре на флейте. Заставлять не приходится, скорее напоминать.

Итоги

Подводя итог учебного года, отметил, что результат превзошел ожидания. Я думал, что дочь научится играть несложные мелодии уровня первого класса. А она уже во втором полугодии исполняла композиции из программы третьего класса — например «Хоровод» Бакланова. Два раза выступала на школьных концертах. На межрайонном конкурсе стала лауреатом первой степени в своем классе.

Считаю, нам повезло с преподавателем. Читать ноты дочь научилась раньше, чем слова. Она не отбывает урок, а с интересом слушает педагога и практикуется. Предполагаю, что важную роль сыграла и личная вовлеченность жены в процесс, ее искренний интерес.

Летом мы продолжаем занятия на частной основе. Преподаватель работает с дочерью над качеством звучания нот. Играть ребенку нравится, а еще больше нравится играть для кого-то. «Папа, послушай этот этюд» — слушаю и понимаю, что счастлив.

Тоже не ожидали, что придется так много тратить на дополнительное образование ребенка? Расскажите об этом и станьте героем следующего материала

РедакцияА ваш ребенок ходит в музыкальную школу? Поделитесь, с какими трудностями столкнулись:
  • Витас Полякова меня били по пальцам в музыкальной школе...10
  • Виктория ЕфимовскаяВо многих музыкальных школах есть отделение народного фольклора: народный ансамбль, общее фортепиано или народный инструмент, сольфеджио. Некоторые народники поют в хоре (мой сын пожелал, попросился и его взяли). Я могу сказать, что именно народный фольклор для нашего ребёнка оказался идеальным направлением. Ему нравится петь со сцены в косоворотке :) педагог их приглашает участвовать в конкурсах и фестивалях. Это все равно серьезная учеба, но она максимально в веселой и дружелюбной для ребёнка форме.21
  • Анна320Я отучилась в советской музыкальной школе по классу скрипки. Много раз хотела бросить, но мама уговаривала продолжить. Меня не били, но двойки ставили в начале, а потом я втянулась. Хотела я пойти в музыкальное училище, но преподаватель специальности отговорила. В итоге, я не играла на инструменте после окончания. В музыкалке мне нравились занятия хора и истории музыки. Моя старшая дочь тоже пошла в музыкальную школу по классу скрипки, вдохновлённая моими рассказами. И её как раз били по пальцам и орали. Она отказалась заниматься. Перешла на домру, но тоже бросила. Я не стала настаивать. Сейчас записала младшую дочь в музыкалке на вокальное отделение. И, зная её, понимаю, что если преподаватель будет повышать голос, она тут же откажется от занятий. Вообще не может выносить, когда на неё орут.17
  • Андрейможно посоветовать поорать на преподов в ответ. надо же как то осаживать это скрепное быдло. потом в личной жизни пригодится, тем более женскому полу.23
  • Евгения МаленковаОчень мило. Открою страшный секрет: если ребёнка не научить самостоятельно справляться с сольфеджио, то классу к 3-4 несведущий родитель уже ни чем не сможет помочь, как бы он ни читал учебники... А аргумент: ты сам выбрал этот инструмент - станет недействительным к началу переходного возраста. В остальном текст абсолютно верный. Баланс строгости и любви к музыке у преподавателя, регулярные занятия - залог успеха. А как только в жизни ребёнка появятся выступления и возможность играть сложное и интересное, станет намного легче. И не страшно, если музыка не станет профессией, а инструмент будет заброшен: всё равно вырастет грамотный слушатель и образованный человек. Бонус: прекрасное развитие мозга, памяти, моторики. К списку того, что проходят в музыкальной школе и с чем ещё не столкнулся автор. Музыкальная литература - фактически биографии композиторов, история музыки. Каждому ребёнку предстоит совместное музицирование в ансамбле. Струнники (не только скрипачи, а ещё и виолончелисты(, народники и духовные с ударными будут играть в оркестре - реально захватывающий опыт. Пианисты займутся аккомпанементом - тому же оркестру или кому-то из струнных или духовых. Вот так как-то)) (подпись: мама пианистки, скрипача и кларнетиста, родительский стаж в музыкалке 22 года)90
  • Александра НовоселоваМеня 2 раза отдавали в музыкальную школу - на скрипку и на фортепиано. Я ходила туда несколько месяцев и бросала, так как оба эти музыкальных инструмента мне никогда не были интересны и я с детства хотела контрабас. Сейчас мне 28 лет. В 23 года я начала играть на бас-гитаре, сейчас играю на безладовом басу. Училась играть сама, музыкальный слух, судя по отзывам преподавателей музыки и тестам, у меня есть, я могу самостоятельно подобрать басовые партии многих песен. Собираюсь сделать себе шикарный подарок на 30 лет - купить контрабас.71
  • user3262938Я преподаватель школы-колледжа им.Вишневской- организовала краткие курсы для родителей первоклассников, желающих понять и помочь. За полгода мы пришли" 2 года обучения15
  • ЕленаМой ребенок отучился в музыкальной школе уже 5 лет, по классу фортепиано. Выбор инструмента был его осознанный выбор. Во всем согласна с автором, до 3-го класса я занималась вместе с ним сольфеджио , а музыкальная литература ( в младших классах это называется слушание музыки) это и до сих пор моя жизнь. У меня очень творческий ребенок, музыка это часть его жизни, важно не заставлять ребенка, если не хочет , надоело, устал , чтобы не отбить охоту. Наш преподаватель хотела бы чтобы он занимался по 2-3 часа в день , но если бы это было так, давно бы бросил . Нужно музыку культивировать , ходить на концерты, балет, слушать дома. Это самое прекрасное , что было в нашей жизни, и да ! Это не кружок , это часть жизни , настроение, вдохновение , смысл!9
  • Системный инженерSlu4aynaya, то есть, это нормально - при обучении орать и бить ребёнка?30
  • Диана СайфуллинаМне 17, закончила муз. школу 4 года назад. По рассказам мамы я д/з по сольфеджио с первого класса делала сама, потом уже ездила на какую-то олимпиаду. У меня папа учился на пианиста (его мама позже заставляла), наверное, поэтому выбор и пал на фортепиано. Мне очень нравилось заниматься, к тому же учителя не орали в основном. Зачастую в ансамблях играла, сольно было так себе. Первые года 2 после выпуска вообще не садилась, сейчас очень хочется какие-то известные произведения учить, жаль времени из-за егэ нет((11
  • София К.Slu4aynaya, я с вами абсолютно согласна. Ибо не ценится это бюджетное образование. Дети ходят, потому что их заставляют родители, причём родители сами учителя в большинстве своём не уважают, а детям передают такое же отношение. Я сама работаю в музыкальной школе, и первые мои годы я была уверена, что добротой и своим энтузиазмом можно решить всё. Как же я ошибалась... я столкнулась с такими персонажами, которые приходят в мой класс во время учебного процесса и орут на меня, на минуточку, чисто потому, что их ребёнок не ходит на уроки и я пожаловалась из-за этого! Они говорят мне, что я должна им уроки, которые я была на больничном... Я искренне пытаюсь любить детей и никогда не кричу на них незаслуженно. Но когда ребёнок на мой вопрос, что ему не нравится в занятиях фортепиано, отвечает: "мне не нравится, что мы постоянно что-то делаем и играем", у меня встают волосы дыбом. Когда ребёнок закидывает на рояль ноги, а я говорю, что так нельзя 1 раз, два, три...и срываюсь на крик! А мама говорит мне в ответ на это, что я просто недостаточно хвалю ребёнка и из-за этого он не мотивирован... Но ведь у меня тоже есть требования от начальства. Я регулярно выслушиваю от директора, насколько упал уровень образования, и что нам нужно с этим что-то делать! А что я могу сделать, если у меня на одного ребёнка 80 минут в неделю, а сами они дома не играют, какие бы обалденные уроки я им ни проводила?.. Бюджетное образование не ценится людьми. Они приходят туда тупо как-то провести свое время. С некоторых приходится выбивать клещами смешную оплату за музыкалку... И насколько мотивированы и талантливы у меня ученики, пришедшие обучаться частно, вне муз.школы! Просто небо и земля. Иногда думаю: а не переманить ли их в школу? Но осекаю себя. И дело не в заработке совсем. А в том, что боюсь убить ценность.14
  • Влад БеляковУчился на аккордеон в 00-х. Первые 6 лет обучения была проблема: мне не нравился мой репертуар. В конце 6 класса на лето дали выбрать свою программу. Я покопался в нотах, оставшихся от матери. Там нашел всякие французские мелодии, музыку из крестного отца и советскую эстраду. В результате, в 7 классе катался по всем концертам от школы. Даже на 8 класс за бесплатно остался, чтобы представлять интересы школы.19
  • АлинаМоя музшкола - это 8 лет кошмара. В детсад пришли препы музшколы и обнаружили у меня муз.слух. предложили записаться в школу. Ну конечно ребенку хочется чего то нового. Но мать сказала - если поступишь - бросить не дам.... И когда к концу 1 класса выяснилось что и слуха особого нет и пианист я фиговый - бросить не дала... перевели на хоровое.. филонить там было легче, но сольфеджио я так и не преодолела.. но и руководству музшколы выгонять меня было невыгодно - обучение же платное. Ставили на уроках 2 а за год 3. Короче 8 лет унижений и борьбы за свою самооценку пока подростковый бум не победил родительскую волю - бросила! Не доучилась 2 месяца. Брат - учился легко, но пианино тоже бросил. Сам освоил гитару - наверно музыкалка ему была в помощь. Племяшка с удовольствием занималась скрипкой, даже скалиоз заработала, у них даже был свой ансамбль - но после школы инструмент в руки не брала. Мне кажется родителям стоит понимать зачем?! Ребенок идет в музыкалку - чтоб не сидел в телефоне? Не болтался с компашками? Получил представление о мировой музыкальной кальтуре - тогда можно сильно не фанатеть в этой теме. Ну если обнаружился истинный талант - на ребенка и давить не придется, только поддержка.31
  • Marin KitagawaОльга, с ними легче справится - им лишь минимальный проходной балл поставить и они будут рады. Им не нужны конкурсы или призовые места, так как большинство просто ходят из-за своих родителей и что те их заставляют. Многие родители даже не вникают что их "бездари" делают в музыкальной школе- главное что бы ходили и что-то смогли сыграть. А вот с отличники и талантливами детьми по-другому- они послушные и не будут перечить взрослому человеку или учителю(даже если учитель не прав). Они легче поддаются дисциплине и понимают ответственность, когда сами занимаются игрой или получают плохую оценку. Они чувствуют наприжение от ответственности, поэтому и закрывают глаза на побои или ругань со стороны преподавателей (сужу по своему опыту друзей). Бить кого-то это не "привилегия"- это низкий поступок. Вот на таких учителей надо писать жалобу и вызывать родителей на разговор с ними. Мы уже не живём в 19м веке где всё работает только через "силу". Мой личный опыт с игрой на скипке был грустный- пришлось бросить во 2м классе. Мои учителя часто менялись, а меня не хотели отдавать "слабым" учителям на обучение игре. Когда приняли это решение- я очень сильно плакала и ходила расстроеной. В итоге после 1го семестра во втором классе я перевелись на отделения фортопиано. Моя учительница фортепиано обучала меня шикарно и имела хороший подход к своим ученикам. Она никогда не била своих учеников, всегда с радостью их встречала и помогала в изучении материала. За 1 год я наверстала программу за 1й и 2й класс фортопиано и смогла спокойно перевестись в 3й класс. По программе даже обогнала сестру на один момент (сестра всё это время занималась фортопиано и мы поступили в музыкальную одновременно). Благодаря своей учительнице я до сих пор сохранила любовь к классической музыке и фортопиано, также вижусь с ней после окончания муз. школы часто. Хороший педагог всегда найдёт подход к своим ученикам и никогда не будет применять физическую силу что бы заставить их выучить материал.9
  • Ирина ЯшинаСоветую почитать следующий отзыв к этому посту Евгении Маленковой, многолетний родительский опыт. А со своей стороны, как преподавателя, с более 30- летним стажем, скажу, что выбирая обучение в музыкальной школе, ребенок должен будет исключительно сам справляться с домашними заданиями, хотя бы по тому, что учится сам ребенок, а не его мама, а роль родителя заключается лишь в том, чтобы проконтролировать выполнение уроков.12
  • София К.Аси, я всегда пытаюсь завлечь ребёнка до последнего. Пытаюсь объяснять сложные вещи простыми словами, насколько возможно. Например, все мои ученики в классе первые пару лет занимаются сольфеджио не только с их учителем, но и со мной параллельно, так я проверяю уровень знаний, усвоились ли они и понимают ли дети. Потому что мы работаем в связке, без знаний не получится результата. Я люблю музыку, хотя у меня с ней тоже те ещё непростые отношения. И вот, придя в профессию, я больше всего мечтала о том, что сама буду работать по-другому, не так, как те самые злые тётки из рассказов, бьющие детей по рукам) но произошла интересная вещь! Ученики восприняли моё дружелюбное к ним отношение как вседозволенность! А родители, пользуясь тем, что я молодой педагог, не относятся ко мне и урокам серьёзно, несмотря на то, что я хотя бы играющая пианистка, и как я играю видно часто (т.е не должно быть по идее сомнений в том, что я транслирую на уроках). Я уверена, что криком особо ничего не добьёшься, но начала им пользоваться, чтобы вернуть хотя бы внимание к себе. Заниматься на "отвали" – ниже моего достоинства, да и любой тут так посчитал бы, наверное. Я считаю, что любой ребёнок может научиться играть на каком-то инструменте, не существует вообще необучаемых детей, просто муз.школа не всем подходит по своему темпу. Но музыка действительно классно развивает, я убедилась в этом особенно на детях с ОВЗ (не тяжелейшие случаи, конечно). Я расстраиваюсь, что музыкальная школа перестала быть ценностью для людей, что туда приходят лишь бы прийти, а им за это ещё что-то должны (многие скандалят, когда ребёнка оставляют повторить год, хотя ну откровенно ничего не сделали для того, чтобы освоить программу, которую не мы сами устанавливаем). Ну ходили бы частно, меньше спроса, почему же нет, если развитие такое же?... P. S. Если сказать, что не всем доступен частный формат, то: подобные проблемы возникают чаще всего с обеспеченными разными благами людьми, они больше всего считают педагога обслугой, хотя выпрашивают скидки на обучение до последнего. (Основываюсь только на своём опыте) P. P. S. Знаю, что сейчас особо нет конкурса на поступление в училище. С радостью сделала бы обучение проще и не в таких советских скрепах, как у нас, но нам сверху кидают задачу обучать по предпрофессиональной программе, мы буквально деремся за право выпустить кого-то по общеразвивающей. Считается, что на это должна быть уважительная причина (переезд или смерть, простите за чёрный юмор))) Поэтому мы все тут не особо в выигрыше, обе стороны я понимаю. Но все-таки должно быть как минимум адекватное отношение, которого нет у людей последние годы. Ну и ещё не пофиг на то, что там ребёнок учит и делает в жизни) а то как ни спросишь – "а мама не слушает меня, она работает всё время", "а мне папа запрещает дома играть, он после работы устаёт сильно и не хочет слышать шум")) откуда ж тут сформируется ценность.13
  • РуняМузыкальная школа одним словом? Ад! Учусь в музыкальной школе уже 5 лет, пожалуйста, умоляю вас, дорогие родители, если ребенок хочет уйти из музыкалки, то пусть уходит, если будет жалеть, это по сути его проблемы, ведь он сам захотел бросить13
  • НаталияАси, наверно потому что педагоги по призванию. Мне однажды звонят, представляются преподавателем по классу аккордеона, сообщают, что сын прошел прослушивание и я должна прийти с документами. Ну да, он сам во втором классе сходил и прислушался, но дело не в этом. Оказалось, что мальчик необычайно одаренный, но лень вперёд него родилась. Первые два класса он выезжал за счёт того, что мог с первого-второго раза сыграть все, что задавали. Но в третьем классе это уже не прокатывало. Прекрасный наш учитель все видела, конечно, но терпеливо ждала, когда интерес победит лень. Ну не закапывать же такую одаренность. Она бы и дальше возилась с ним, но я на днях пошла и забрала документы, потому что нечего чужое место занимать. Это я все к тому, что учителя не умеют на отвали, хоть он бездарность, хоть лодырь Это просто люди из другой вселенной. Моё им безграничное уважение.9
  • СовушкаНасчет занятий в целом вы правы. А для того, чтобы успешно справляться с сольфеджио, нужна математика. как минимум - уметь оперировать дробями и хорошо считать, еще знать степени двойки до 128. потому что длительности и размер. тогда теоретические упражнения будут даваться достаточно легко. А практические навыки нужно тренировать: петь, хлопать, играть. Сам по себе навык не придет, разве что у ребенка врожденные способности. Маленький совет: выучите порядковые числительные до 10 по итальянски. и еще лайфхак при обращении интервалов. сумма интервала и обращения равна 9. Я поступила в музыкалку в 13 лет на фортепиано, закончила в 18. Поступила, потому что хотела. Сольфеджио был мой любимый предмет. У нас были рабочие тетради (Калинина, их можно найти и сейчас, мне очень нравятся), я в свободное время решала их как кроссворды, за второй год прорешала 3 или 4 тетради. Сначала училась с маленькими, потом перешла во взрослую группу. С математикой у меня тоже было все хорошо. Не могу сказать, что у меня отличный слух и чувство ритма. Интервалы и аккорды неплохо давались, а диктанты так себе. Музыкалку закончила и стала инженером. Не жалею, что училась. Это очень расширило мой музыкальный кругозор. Даже сейчас иногда сажусь за инструмент и играю, это очень помогает переключиться. Еще у нас был вокал. Там поставили голос, научили правильно дышать. А опыт публичных выступлений и экзаменов помог мне меньше волноваться во время сессий и на защитах. Мой сын готовится поступать, ему будет 7 в сентябре. Интервалы он уже знает и определяет, трезвучия и их обращения плюс-минус. С более сложными аккордами экспериментирует сам: что-то нажимает, и просит угадать (я естественно не угадываю), если получилось что-то интересное, пробуем разобраться, бывает прямо очень интересно . Арифметикой потихоньку занимались с 4-5 лет при случае и когда был интерес, считать рано начал, дроби освоил по деревянному пособию с кругами в прошлом году, а еще пиццу делили, апельсины и т.д. Степени двойки - по игре 2048, потом только смысл объяснила. Но в отличие от меня у него абсолютный слух, так что ему будет точно легче, чем мне. Занимается по настроению. Иногда внимателен, иногда балуется. Больше волнуюсь за усидчивость.26
  • Наталия ДудинаУчебный год 2024-2025 в музыкальной школе для меня будет последним. Закончила пока восьмой год обучения, и мне есть, что сказать) О моей учёбе в музыкальной школе: • учусь на фортепианнном отделении • из предметов: - специальность (фортепиано) - сольфеджио - музыкальная литература - хор (II альт) - ансамбль Что дало мне обучение в музыкальной школе? Перечислю главное. • В первую очередь, умение играть на фортепиано, петь. • Из качеств: дисциплинарность, развитая мелкая моторика, быстрое мышление, хорошая память (особенно мышечная и зрительная) – самое основное, что необходимо в повседневной жизни. • Самообучение. В моей семье нет музыкантов и все задания приходилось выполнять самостоятельно. (Я, кстати, даже не припомню таких моментов, чтобы я со слезами на глазах сидела над домашним заданием, пытаясь вникнуть в суть. Видимо, на занятиях так хорошо всё объясняли🤔) . Ещё аргумент к самообучению. В жизни у меня не было репетиторов. От слова совсем. 2 месяца назад закончила 9 класс, все ОГЭ (русский язык, математика, биология, обществознание) сдала на 5. • Дополнительное полное образование. Буду ли я продолжать обучаться музыке? Поступлю в высшее музыкальное учреждение? Нет). Я выбрала другой путь жизни. Решила, что игра на фортепиано и пение будет для меня просто как навык. Хотела ли я бросить это дело? Однозначно. Не раз думала об этом. Почему? – В какие-то моменты просто получала выгорание с этого дела – в прочем, как бывает со всеми в любой деятельности. Сама захотела пойти в музыкальную школу? Нет). В 7 лет я ещё не знала чего хотела. Но мне нравилась "Лунная соната" Бетховена, я часто о ней твердила. Возможно, по этой причине родители меня и отдали. Жалею ли я? Нет! Я благодарна родителям, которые решили, что мне стоило получить дополнительное образование. Благодаря хору я стояла на сцене перед большим количеством людей, исполняла для них произведения, получая взамен яркие аплодисменты – что меня очень-очень сильно радовало. По поводу музыкальных инструментов: да, действительно лучше иметь настоящий инструмент дома. Дома занимаюсь на синтезаторе с полной клавиатурой. На уроках занимаюсь на акустическом фортепиано, перед экзаменами – на рояле. Звук и нажатие клавиш совершенно разные, что очень неприятно и непривычно :( Итог: музыкальная школа – это действительно не кружок. Развивает достаточное количество качеств, умений. Некоторым вбивает любовь к искусству.21
  • user3342770Я бабушка, два моих внука закончили музыкальную школу , оба играют на духовых инструментах. Начинали с гитары, но через год перешли , один на саксофон , второй на фагот. Переход был желанный , педагог по духовым у них был один, через год фаготиста забрали в музыкальную школу при музколледжа, второй остался в старой школе. Фаготист стал много раз лауреатом, летал в Сириус , закончил музыкальную школу, в музколледж не пошёл, но играет на любимом фаготе каждый день. Саксофонист спокойно закончил свою музыкальную школу, на конкурсах один не играл,только в оркестре, и это ему нравилось. Когда директор вручала ему свидетельство об окончании музыкальной школы, то сказала, что знает мало случаев, когда начинают и заканчивают учебу в музыкальной школе два ребенка из одной семьи, один обычно бросает. Поэтому она поздравляет меня, бабушку, с подвигом, который совершают далеко не все родители. Честно сказать, учиться было трудно, но мои внуки продолжили традиции нашей семьи, в которой всех детей всегда учили музыке, даже если в семье из было 9, как у моей бабушки, учили всех, даже мальчика ( моего дядю), который был на костылях. Бабушка сберегла свое приданое- рояль Беккер даже в войну. Я не открывала Америку, занимались мы каждый день на инструменте, учили сольфеджио, слушали музыку, ходили на концерты, ходили на общее фортепьяно , вместе плакали, когда не могли написать без ошибок музыкальный диктант. Но все это нужно, потому что это развивает, приучает к систематической работе и объединяет семью общими интересами. И главное- расширяет возможности детей в выборе профессии и кругозоре.8
  • Елена ИвановнаВиктория, простите, но слово фольклор означает " народный'. Народный фольклор- это масло масляное.10
  • 8Slu4aynaya, бесплатная районная музыкальная школа - это ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ образование. То есть как бы вроде,действительно,не кружок,но и не обязаловка. Ребенок имеет право не захотеть продолжать, родители имеют право не хотеть таскаться по конкурсам и фестивалям и пр.,а тихо-мирно сидеть в классе по программе. А вот педагог не имеет права орать. Сюрприз! Быть строгим,очень строгим, каким угодно строгим. Даже едким,возможно. Орать - нет,категорически. Удивительно, что это всё еще нуждается в объяснении. Если хотите,чтобы орали во имя музыки высоких достижений,идите в учреждения профессионального образования,если ребёнка возьмут. Там хотя бы понятно,за что бьёмся9
  • 8Совушка, я,как профессиональный музыкант,зависла на обращении интервалов и сумме 9....там тон-то удвоится,будет всё равно 8 по музыкальной логике) Не знаю,мне было бы проще не приплетать сюда математику вообще3
  • Татьяна ФилипповаАлександра, вот видите какой вклад в будущее был сделан. Хоть и занимались немного, но след остался. Музыка это всегда про развитие, возвышенность чувств и творчество. Я сама отучилась в муз школе, к концу уже ненавидела это всё. А сейчас играю ребенку и сама разучиваю популярные классические произведения, это невероятные ощущения. И ребенок тянется к прекрасному, видя мой пример.10
  • Татьяна ФилипповаАлина, зачем? Ради опыта, ради прикосновения к прекрасному, ради развития мозга, дисциплины. Познакомить с искусством, в клнце концов. Приходит подростковый возраст, учись дополнительно на электрогитаре, барабанах т.п. это все отличные инвестиции в будущее ребёнка.1
  • Поющая в коровнике8, а что не так? Октава плюс прима, септима плюс секунда, секса плюс терция, кварта плюс квинта. Кстати, разжёвываю теорию сольфеджио детям и взрослым, недорого, без накрутки за бренд))1
  • 8Поющая, октава+прима в сумме даст ту же октаву из-за удвоения тонов. Все пары "интервал+его обращение" в сумме дадут октаву,так устроен музыкальный звукоряд.0
  • Поющая в коровнике8, с точки зрения музыки - да. Потому что прима - это цифрой единица, а нота (если прима чистая) та же. И дальше всё на один больше. А вам (и тем, кто в музыку только входит) объясняют с точки зрения математики - там таки один сантиметр это не между соль и снова соль, а между семёркой и восьмёркой на линейке. С точки зрения математики цифра, которой обозначается интервал, плюс цифра, которой обозначается его обращение, дадут 9. А на самом деле там оба интервала "наращены" на единичку, поэтому повышений нот (в рамках лада одной октавы, без "левых" диезов-бемолей) между ними всего семь.2
  • 8Поющая, спасибо,что объяснили) Я музыкант по профессии,и знаю про 7 тонов и 12 полутонов. ИМЕННО поэтому я не уверена,что ребёнку нужно объяснять по математическому принципу,что в сумме будет 9,потому что у натурального темперированного звукоряда,на примере которого его учат музыке,принцип иной:здесь октава(т.е. 8) это единица вычисления. И его бы хорошо сразу понять и запомнить,а не путаться между музыкой и математикой... Вы ведь не будете арифметику объяснять примерами из физики,например? Ну вот и тут так же. P.s. Прима может быть только чистая. Уж в начальном сольфеджио -то точно.0
  • user-shmuserТатьяна, так необязательно мучиться с музыкалкой, чтобы научиться играть для своего удовольствия, она скорее отобьет все желание на долгие годы. Освоить инструмент можно при желании и самостоятельно в любом возрасте.3
  • Поющая в коровнике8, ребёнку - согласна с вами, что объяснять такое и не надо, чтоб не запутать. А тем, кто начал изучать терию уже во взрослом возрасте, с развитой математикой в голове, возможно, это и правда лайфхак. Кстати, моя любимая учительница по сольфеджио по семейным обстоятельствам покинула нас в середине (или даже в начале?) моего второго класса - но помню, что именно она успела объяснить, что между до и до - ч1, между до и до-диезом - ув.1, а между до и ре-бемолем - м2. И ничего, влезло как-то в голову. ))2
  • 8Поющая, увеличенная прима во 2м?это прямо какая-то сильная школа. Если говорить о взрослых,знакомых с тем,что систем счисления масса,то тем более не вижу причин,почему не объяснять,что в теории музыки мы пляшем не от десятки,а от октавы,т.е. восьмёрки. Это гораздо проще и логичнее0
  • Поющая в коровнике8, нет, вторая свежеоткрытая типа крутая гимназия поверх доселе 50 лет единственной музшколы в глухой провинции. Просто преподаватель была крутая - порой давала лирические отступления, про ту же увеличенную приму, например. Или про трезвучия от I, IV, V ступеней, которыми при правильной расстановке можно сделать почти любой аккомпанемент - это было мимоходом ляпнуто во втором классе, а дальше я слушала "А как ты так подбираешь?" от одноклассников, которые на том же уроке слышали то же самое. Я была жадной до знаний и все её мимоходные объяснения впитывала раньше, чем до них доходила школьная программа. Сейчас, будучи репетитором, пытаюсь делать то же самое. Но впитывают только такие же "жадные" ученики. А которых просто нужно спасти от двойки за домашку, не привлекая головы родителей - с теми печалька. А в данном случае 9 - это не система измерения, а промежуточная закономерность. Например, в той же математике в десятичной системе отнимите от любого двузначного числа его зеркальное отражение - и всегда получите результат кратный 9: 74-47=27, 92-29=63 и т.д. Просто хитрый поворот формулы: из десятка вычитают единицу - получается девятка. А система - десятичная. Так и в этом примере: нот в октаве восемь, скачков - семь, а сумма интервала и обращения - 9.2
  • АлинаТатьяна, я не против всего прекрасного что дает музыка. Я против того что бы музшкола ребенка да ещё и требование успехов в ней превращались в воплощение несбывшихся мечтаний родителей, удовлетворение родительских амбиций. Конечно хочется похвастаться фоткой ребеночка на сцене с инструментом - а не фоткой ребенка играющего на телефоне. НО думайте о ребенке в первую очередь. Что ему пригодиться в будущей трудовой жизни, может есть склонности которые стоит развивать с детства.11
  • 8Поющая, насчёт учеников,которых надо спасти от двойки по сольфеджио,это про обычные ДМШ? Если да,то сколько возьмут знаний,столько и достаточно. Имхо.... всё же для людей,у которых нет способностей к музыке,занятия ею закончатся на музыкалке,и это нормально и правильно,и больше им знание интервалов особо не пригодится. Ну,для себя играть,возможно,в удовольствие. А тем,для кого это станет профессией,будет понятно с полуслова0
  • Поющая в коровнике8, в музыкальных школах вообще очень сильно чувствуется, кого порой возят на уроки издалека, но это того стоит, а кто просто рядом живёт - вот мама и записала, чтобы после школы не болтался. И этой маме надо, чтобы ребёнка перевели в следующий класс. А с двойкой по сольфеджио не переведут. За это репетитору деньги и платятся. Но ему тоже куда приятнее заниматься с тем, чьи родители хотят из пятёрки с минусом сделать пятёрищу с тремя плюсами. Там изначально у ребёнка желания и способностей больше.2
  • Евгения Маленковаdaruma, да тогда про все можно сказать, что оно ни на что не влияет. Ни чтение книг, ни математические знания, ни религиозность, ни семейные традиции, ни принципы воспитания. Человек всегда остается один на один с собой и должен выбирать. Но вот дальше я пишу про чисто физиологическую сторону: моторика, память. Для человека сугубо практического это может оказаться плюсом.30
  • Елена ФроловаАлина, сколиоз от занятий скрипкой??? Обычно это удел пианистов3
  • Александра Вuser2187085, мне кажется у каждого свой путь, из моих детей только один оказался способен осваивать другие инструменты самостоятельно. Музыкалка всё - таки даёт определённый уровень в любом случае5
  • user-shmuserАлександра, проблема в том, что взрослые считают нормальным запихивать детей в музыкалку на 5-7 лет по поводу и без, но при этом почему-то не получают, например, высшее искусствоведческое, а оно дает таки определенный уровень.2
  • АлинаЕлена, а у контрабаса грыжа? 😆 врачи поставили, искривление из за позы держания скрипки. Ну может несильный был во взрослой жизни не видно, опять же лфк ходили. Просто вопрос - стоит ли? Портить здоровье? Хотя из их ансамбля 2-е пошли дальше в училище и преподавание музыки. Но не концертирование.2
  • Барсучокuser2187085, зря вы так. Технику самостоятельно не воспитаешь0
  • user-shmuserБарсучок, думаю надо разделить целеполагание родителей, отдающих детей с музыкалку на два лагеря: 1. родители видят талант ребенка и отдают в музыкалку, чтобы у ребенка была возможность реализовать себя в этой сфере. Тут у меня нет вопросов. 2. Родители отдают ребенка «для общего развития», «девочке хорошо бы играть на фортепиано» или закрыть свои комплексы. При этом научить ребенка игре на музыкальном инструменте для удовольствия здорово, но сделать это более гуманными методами.3
  • Елена КесидиЕлена, Во-во, и я заработала сколиоз, 7 лет в музыкалке. Это, хочу сказать, единственное, что со мной осталось после неё через 30 лет. Как тогда не особо любила классическую музыку, так и сейчас. Нет, ну могу послушать, оперу в основном, ну это бы я и без музыкальной школы бы слушала.1
  • Александр АлександровБарсучок, только самостоятельно и можно. Препод только направить может.0
  • Александр Александровuser2187085, ох сколько мы в музыкальной школе видим детей, которым музыка не интересна! Отданы через силу по каким-то сомнительным причинам. А педагоги вынуждены на них своё время и силы тратить. Хотя понимают, что ничего не выйдет. Потом эти дети ходят и рассказывают, что якобы сольфеджио - это какая-то муть, ещё всякую ерунду. Наблюдали одну девочку, которая в этом году из ДШИ выпустилась и собиралась поступать в музыкальное училище. Были сомнения, поскольку играла она стабильно фальшиво, за год не осилила одну простую композицию. Даже подала документы в училище. А потом вдруг резко передумала. Для меня вообще не было это удивительным.1
  • Александр АлександровЕлена, легко! Если препод плохой.0
  • Евгений КарпельПоющая, теория чисел зверь страшный, но увлекательный, да :)2
  • Поющая в коровникеЕвгений, музыкальная теория аналогично)1