«Конклав»: мрачный политический триллер о выборах папы римского и один из фаворитов «Оскара»
Поп-культура
149
Кадры — «Атмосфера кино»

«Конклав»: мрачный политический триллер о выборах папы римского и один из фаворитов «Оскара»

Обсудить
Аватар автора

Максим Ершов

серый кардинал кинопроката

Страница автора

21 ноября в российских кинотеатрах вышел новый фильм режиссера «На Западном фронте без перемен» Эдварда Бергера.

Картина рассказывает о проведении конклава — многоступенчатого и полного интриг процесса выборов нового папы римского. На ответственное мероприятие съезжаются 108 кардиналов со всех уголков мира. Плетутся интриги, заключаются союзы, раскрываются чужие секреты. Заведует всем процессом кардинал Лоуренс.

Объясняем, почему это увлекательное кино про то, что священнослужители мало чем отличаются от политиков в Белом доме.

Что за «Конклав» (Conclave)

Дата премьеры: 21 ноября 2024 года
Страны производства: Великобритания, США
Режиссер: Эдвард Бергер
Сценаристы: Питер Строан, Роберт Харрис
В ролях: Рэйф Файнс, Стэнли Туччи, Джон Литгоу, Изабелла Росселлини, Яцек Коман, Лусиан Мсамати, Бруно Новелли, Томас Лойбл, Брайан Ф. О’Бирн, Рони Крамер
Жанры: триллер, драма
Фильмы, похожие на «Конклав»: «Вся президентская рать», «Пересчет», «Молчание», «Два папы», «Призак»
Продолжительность: 2 часа
Где смотреть: в российском прокате

🎞️ Выборы папы напоминают президентскую гонку

Папа римский болел несколько месяцев, но его ближайший круг скрывал от паствы недуг понтифика. Кардиналы собираются около кровати умершего и думают над речью по случаю его смерти. Они боятся лгать людям, что папа работал до последнего дня, но и не хотят признавать, что скрывали правду.

На плечи кардинала Томаса Лоуренса ложится организация конклава. Через 15—20 дней после смерти папы должен быть выбран новый. На собрание в Доме Святой Марфы съезжаются 108 кардиналов из разных стран. Понтифика выбирают тайным голосованием, которое проводится два раза в день. Участники конклава не разойдутся, пока один из кандидатов не наберет 72 голоса.

Главный герой фильма — кардинал Томас Лоуренс в исполнении Рэйфа Файнса. В значительной части сцен у актера нет слов. Мы лишь следим, как меняется выражение его лица
Главный герой фильма — кардинал Томас Лоуренс в исполнении Рэйфа Файнса. В значительной части сцен у актера нет слов. Мы лишь следим, как меняется выражение его лица

Фаворитов в гонке за Святой Престол несколько. Незадолго до смерти папа втайне ото всех назначил нового кардинала — мексиканца Винсента Бенитеса. В течение нескольких лет священник служил в горячих точках. К Бенитесу относятся с недоверием, но вынуждены согласиться с решением папы и даже допустить его к конклаву.

Нигериец Джошуа Адейеми придерживается консервативных взглядов и считает, что в последнее время католичество идет на поводу у либералов. Итальянец Гоффредо Тедеско и вовсе хочет, чтобы церковь перестала поддерживать меньшинства, в том числе национальные, и фактически начала открыто противостоять другим религиям. Лидером либералов становится итальянец Альдо Беллини, который считает, что в церкви слишком мало женщин, да и голоса меньшинств слышны очень редко.

После пары дней выборов явного лидера нет, зато вскрываются секреты о кандидатах на Святой Престол. Один из кардиналов занимался подкупом. Адейеми скрывал сына, который растет в Нигерии.

Если не обращать внимания на торжественные облачения и нечастые разговоры о судьбе католичества, конклав мало чем отличается от обычных президентских или парламентских выборов любой страны. Кардиналы сбиваются в кучки, образуют коалиции и решают, какой кандидат больше других соответствует их взглядам. Легко можно определить, кто из них оказался бы в демократической партии США, а кто — в республиканской.

У режиссера Эдварда Бергера католические священники напоминают обычных политиков или чиновников, которые переживают за свое будущее и хотят уверенно продвигаться по карьерной лестнице. Кардиналы обманывают, подставляют конкурентов и меняют мнение ради личной выгоды.

«Конклав» показывает не в лучшем свете верхние слои католической церкви. Этим кино напоминает «Карточный домик» или «Западное крыло»: выборы папы, как и любые политические процессы, раскрывают в людях худшие стороны.

📉 В фильме много неоднозначных персонажей

В «Конклаве» не так уж часто происходят диалоги, а герои по-разному проявляют себя в толпе и в одиночестве. Тот же Томас Лоуренс на публике выглядит уверенным и талантливым организатором, но у себя в комнате, когда его никто не видит, переживает, что церковь движется в неправильном направлении, и сомневается в собственной вере.

Кардиналы обсуждают и кризис духовных убеждений недавно умершего папы: перед смертью он много рефлексировал. Даже перед началом конклава Лоуренс говорит кардиналам, что сомнения — это основа веры. Томас постоянно повторяет, что не хочет занимать Святой Престол, и ругает Бенитеса, который несколько раз голосовал за него. Но, может быть, как и Беллини, Лоуренс лишь обозначает нежелание становиться папой и своим безразличием набирает дополнительные голоса.

Кабульский кардинал Бенитес — темная лошадка. Он взялся из ниоткуда, его никто не знал до начала конклава, но героя отличают доброжелательность, миролюбие и нежелание участвовать в каких-либо кознях. Постепенно раскрываются характеры всех кандидатов, так что мнение о Лоуренсе, Бенитесе и Беллини у зрителей может поменяться несколько раз. Бергер наглядно демонстрирует, как людей портит даже не власть, а приближение власти, престижная должность на горизонте.

Через сомнения в вере священнослужителей высшего ранга режиссер показывает кризис католичества в целом. Внутренние противоречия разрывают церковь на части, да и представители религиозной элиты не вызывают никакого доверия. Общего вектора развития нет, есть лишь личные амбиции отдельных кардиналов.

👁️ Бергер снимает неспешный, но стильный камерный триллер

«Конклав» трудно назвать динамичным фильмом. Бергер предпочитает длинные, а зачастую и общие планы. Не всегда понятно, то ли режиссер любуется многовековым церемониалом, то ли немного посмеивается над традиционализмом церкви.

Постановщик часто выбирает верхний ракурс, с которого кардиналы выглядят маленькими. Вполне возможно, что так Бог следит за выборами папы. Музыка Фолькера Бертельмана, нервная, напряженная и резкая, одновременно подчеркивает ответственность момента и чуть иронизирует над всем процессом.

В фильме постоянно меняется расстановка сил: то один, то другой кандидат вырывается вперед, да и скелеты вываливаются из шкафов в самый подходящий момент. К тому же участники выборов закрыты от внешнего мира: в их комнаты не проникает даже солнечный свет. И это еще больше усиливает напряжение.

Музыку к фильму написал Фолькер Бертельман. Немецкий композитор удостоился «Оскара» за работу над экранизацией «На Западном фронте без перемен»
Музыку к фильму написал Фолькер Бертельман. Немецкий композитор удостоился «Оскара» за работу над экранизацией «На Западном фронте без перемен»

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Максим ЕршовКакой ваш любимый политический триллер?
    Вот что еще мы писали по этой теме