Сколько стоит совре­менное искусство: расспросили худож­ников Cosmoscow 2024 ​об их работах
1K

Сколько стоит совре­менное искусство: расспросили худож­ников Cosmoscow 2024 ​об их работах

16
Аватар автора

Сергей Голиков

ничего не купил

Страница автора
Аватар автора

Андрей Стекачев

фотографировал

Страница автора

В 2024 году событие перебралось из Гостиного двора, где проходило последние несколько лет, в «Тимирязев-центр» — новое выставочное пространство у метро «Петровско-Разумовская». Расположение не столь центровое, зато организаторам и гостям было где развернуться, дышалось свободнее, а веселья, кажется, было больше, чем обычно.

Я приехал на ярмарку в обед первого дня, когда залы были еще относительно пусты, чтобы спокойно рассмотреть стенды почти ста галерей-участников.

Если удавалось застать на стендах художников, я спрашивал их, что означают их работы и сколько они стоят. Вот что рассказали авторы.

395 000 ₽

«Шкаф в Нарнию»

Аватар автора

Анастасия Безвершук

художница и куратор из Красноярска. В 2023 году ее кураторский проект был номинирован на премию имени Сергея Курехина

Это цианотипия — способ печати, который изобрели в 19 веке. Работаю с этим способом уже четыре года и вижу, как в последнее время он становится актуальным. Я беру белую ткань, наношу специальные фоточувствительные растворы, выбираю фотографию на пленке из своего архива и с помощью солнца делаю отпечаток. Я не фотограф, так что использую свои обычные бытовые фотографии.

Здесь за окном — вид национального парка «Ергаки», это на юге Красноярского края. Фокус в том, что там не может быть такого домика с окнами, а только палатки: это труднодоступное место. В детстве мне пришлось эмигрировать с родителями из Казахстана, так что тема дома для меня особенная: ощущение дома осталось где-то там.

Шкаф — это часть работы. Его я нашла уже в Москве. Еще у меня есть работы со старыми наличниками: идея появилась, когда я гуляла по улицам Томска, где осталось много деревянной архитектуры сибирского барокко. Мне понравилось, что в этих старых окнах можно было увидеть целые инсталляции, с помощью которых хозяева как бы общались с улицей. Где-то были пластиковые окна, где-то — тропические растения, какой-нибудь фикус бенджамина. Сейчас многие из этих домов уже утрачены.

350 000 ₽

Работа из серии «Картины и скульптуры»

Аватар автора

Ростан Тавасиев

московский художник, создатель техники «бегемотопись». Работы находятся в Третьяковской галерее, МОММА и частных коллекциях по всему миру

Работа была сделана для выставки «Русский поп-арт», которая проходила в Третьяковской галерее в 2005 году. Тут все довольно просто — это игрушечная картина. Я использовал максимально простой прием: если к чему угодно приделать глазки, получается рожица. Когда мы смотрим на нее, включается эмпатия, мы включаемся в диалог, и в сознании раскрывается воображаемый образ.

Это не плюшевая игрушка, превращенная в картину, это именно игрушечная картина. Бывают игрушечные зайцы, игрушечные машинки, а это игрушечная картина. Когда куратор выставки Андрей Ерофеев объяснял, почему выбрал эту серию, рассказал, что когда-то давно увидел комикс про Микки-Мауса. В нем он был детективом, расследующим кражу из музея современного искусства. Экспонаты, придуманные диснеевскими мультипликаторами, выглядели примерно так — яркие абстрактные предметы, «мультяшные» картины.

4000 €

«Родная земля»

Аватар автора

Паридохт Мошкзад

скульптор из Тегерана

На иранском название работы означает «голова к родной земле», но это довольно сложно выразить на других языках. Верхняя половина фигуры — женщина, а нижняя — мужчина: для меня было важно подчеркнуть два гендера земли. Головы нет: она была отсечена. Большой живот — это груз исторических событий. Поднятые руки сложены в форме птицы, это птица освобождения. Скульптура выражает стремление к свободе, ожидание исторического события, которое приведет к освобождению.

Сейчас тяжело выжить, продавая искусство в Тегеране: из-за санкций экономика Ирана переживает тяжелые времена. Я еще могу что-то продавать на местном арт-рынке как более или менее устоявшийся художник. Для молодых людей, которые только начинают заниматься искусством, найти свое место на рынке практически невозможно.

3 500 000 ₽

«Лабиринты сознания»

Аватар автора

Дмитрий Сухов

московский художник родом из города Тара Омской области. Участвовал в выставках Новой Третьяковки и Всероссийского музея декоративного искусства

В основе моего творчества лежат идеи расцвета и угасания, цикличности всего. Линии вдыхают жизнь в картину, в ней сразу появляется характер. Все мое творчество — интуитивно-медитативный процесс, где цвет — источник самовыражения. Когда я работаю, холст обычно лежит на полу мастерской. Я наношу масляную краску мастихином: мне нравится, как он создает фактурную поверхность.

В последнее время меня буквально разрывают на части: заказы в Москве, Петербурге и Екатеринбурге. Начал керамикой заниматься. Кручусь как белка в колесе.

370 000 ₽

«Конусы»

Аватар автора

Вера Светлова

художница из Санкт-Петербурга. Работы находятся в публичных коллекциях Государственного Русского музея и Центра современного искусства имени Сергея Курехина

Керамика — древний материал, как камень или бронза. В работе все зависит от технологии обжига — каков обжиг, такова твоя заявка на будущее произведение. Я использовала технологию обжига каменноугольным коксом. Вот эти кирпичи рядом — участники процесса, посмотрите, как они оплавились. Суть процесса в том, что из кирпичей строится печь, внутрь ставится работа и сверху все засыпается коксом, который потом горит и обжигает работу. Техника, как ни странно, довольно современная, она пришла к нам из Японии. Еще она жутко вредная и не очень экологичная.

Кокс тяжелее, чем древесный уголь, поэтому работа должна быть максимально простой: маленькие детали просто не выдержат такого веса. Поэтому я решила сделать конусы — это самая простая форма, но еще и мощный символ, вспомните пирамиды.

Мои конусы сделаны из конаковского шамота — это глина из Тверской области, смешанная с битым кирпичом. Такой материал может выдержать резкий перепад температуры, а кокс нагревается очень быстро примерно до 1000 °C и потом долго держит температуру. Когда он сгорает, образует шлак — вот эти причудливые наросты на кирпичах, прекраснейшее природное явление. Еще я использовала элементы промышленного фарфора — тоже неубиваемые и по-своему живописные.

Мешки-тени я считаю одной из своих творческих удач. Тень — это цитата объекта, и здесь она может прятаться внутрь конуса или, наоборот, вырастать как язык.

5 000 000 ₽

«Шторм. Марина»

Аватар автора

Сергей Шеховцов

московский художник, член группы «Искусство или смерть» и сквота на Бауманской. Участник Венецианской биеннале (2009). Работы выставлены в Третьяковской галерее и ММОМА

Этот проект называется «Рамы и картины». Он посвящен ощущениям человека, который находится внутри классического музея. Когда вы выходите из музея, у вас происходит что-то такое в голове.

Картина не воспроизводит в буквальном смысле «Девятый вал» Айвазовского или пейзаж-марину 19 века. Это скорее собирательный образ. Волна выходит за пределы рамы, как бы спрашивая: как далеко искусство может выходить за собственные рамки? Или это просто объект на стене? Мне нравится элемент движения, когда все предметы находятся во взаимодействии: волна, маленький кораблик. Это типичный романтический сюжет, при этом пейзаж выходит за пределы картины.

540 000 ₽

«Без названия»

Аватар автора

Александра Гарт

художница из Санкт-Петербурга, лауреат премии «Топ-50. Самые знаменитые люди Петербурга» в номинации «Искусство» в 2021 году. Художник года по версии фонда Cosmoscow 2024

Эта работа основана на гравюре, которую я сделала в качестве иллюстрации к еще не вышедшему сборнику поэта Александры Цибули.

В одном из ее стихотворений речь идет о голубятне на Черной речке. Голубятни давно нет, она существует в воспоминании лирической героини и смешивается со странной картиной: вид пейзажа от лица человека, который едет на газонокосилке. Так что зритель может представлять себя едущим на газонокосилке через поле в сторону голубятни.

Если вы не знаете, куда сходить, что есть и чем заняться на выходных, поищите в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_gorod

Сергей ГоликовРасскажите про вашего любимого современного художника:
  • OladyaЭх, не понимаю я современное искуство и цен на него. Закос под Полака за 3,5 мульта или игрушечные глазки за 350 тыщ сложно для меня. Но другие работы понравились.15
  • Кира ПопутниковаЯ понимаю, что умения красиво нарисовать, слепить и т.д. дёшево не нужно ценить, это тоже работа. Но по факту продается "имя", потому что никому неизвестный художник, какой бы шедевр он не создал, не сможет продать это за миллионы.7
  • Андрей СтаврогинУ меня всегда была сильнее связь с классическими формами, а не с современными. Да и вообще - я слишком не современный, чтобы интересоваться современными художниками.3
  • DogmaСовременное искусство не продается от слова совсем, у меня подруга художница, куча выставок - ноль продаж. Единицы что-то продают.5
  • user2919447Dogma, странный вывод, так может просто искусство вашей подруги не продаётся? Всяческих ей удач0
  • user2919447Кира, но ведь в любой отрасли чем большая ты знаменитость, тем больше твои гонорары0
  • Dogmauser2919447, мы с ней это обсуждали. Почти все продаются плохо, поэтому параллельно преподают/делают иллюстрации/анимацию.1
  • ПавелЭто правда, что, если художник вынужден объяснять, что его искусство символизирует - это уже "Тищенко" из "О чём говорят мужчины". Малевич в своё время тончайше протроллил общество своим "Чёрным квадратом" (кто-нибудь из "современных художников" может рассказать без Гугла, в чём была суть его троллинга?). Тончайше (или так толсто, что уже тонко) троллил Маяковский. Сейчас люди то ли тщатся им подражать, то ли умело вонзились в тренд, условно говоря, рисования разноцветными слоновьими фекалиями. Хотя, скорее всего, это тупо прачечные.2
  • Кира Попутниковаuser2919447, ну да, но не в любой отрасли лицо становится публичным1
  • Doom"вид пейзажа от лица человека, который едет через поле на газонокосилке". Через поле не проехать на газонокосилке даже десятка метров. Только по газону. Для газонокосилки вид слишком высокий. Для трактора низкий2
  • Забаненый за правдуНа любой помойке такого "искусства" на миллионы) Нет бывает что-то действительно стоящее, но 90+% так называемого современного искусства это просто хрень, суть которой понимают в лучшем случае ее создатели, а то и вовсе банально разводилово на бабки боящихся показаться несовременными)1
  • A_TЗабаненый, а что если это мираж и все художники( с уважением), просто бомжи? Их отмыли, одели и взяли реквизит со свалки? С доски творчества в саду?0
  • Забаненый за правдуA_T, иногда не отмыли не одели-а просто бейджик поставили)1
  • A_TЗабаненый, так родилась современная Баленсиага)0
  • ВиталийМне вот интересно ,смотришь мазня мазнёй но это искусство и ценится ,а почему мая мазня не может ценится и продаваться ?!0