«Эхо бандитизма затихло только в нулевые»: 8 крими­наль­­­ных воспоминаний жите­лей Казани

Восьмидесятых-девяностых
13
«Эхо бандитизма затихло только в нулевые»: 8 крими­наль­­­ных воспоминаний жите­лей Казани
Аватар автора

Ксения Донская

собрала истории

Страница автора

Благодаря сериалу «Слово пацана. Кровь на асфальте» многие зрители узнали, какой опасной раньше была жизнь в Казани.

Но среди наших читателей из Татарстана нашлись те, кого не удивишь уличными разборками на экране, — они наблюдали все это в реальности. Мы собрали их истории — о страхе перед выходом на улицу, драках в подъезде, «крышевании», неудобных вопросах и грабеже средь бела дня.

Это комментарии и посты читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Лейбл заголовка

Когда 1990-е прошли, а ощущение ужаса — нет

Аватар автора

Стас В.

помнит трешовый бандитизм

Страница автора

Мой отец работал летчиком, и часть ужаса девяностых я не застал: у нас были продукты, мы сносно одевались. Но что было с бандитизмом в Казани — это, конечно, ужас. Стрельба во дворе, бесконечные драки, мутные люди, героиновые наркоманы, везде использованные шприцы.

Эхо бандитизма у нас более или менее затихло только в нулевые. Но ощущение ужаса происходящего осталось до сих пор. Одноклассник, у которого появился игровой телефон, был ограблен в первый же день. Снимали с людей одежду прямо на улице. Друзей семьи пытали утюгом, потому что бандюганы узнали о продаже машины. Еще одного друга семьи зарезали прямо в машине два героинщика.

Для меня девяностые — это самый трешовый бандитизм. Мать, помню, платила за крышу бандитам, потому что у нее была крошечная палатка на рынке. Бесконечно можно перечислять ужасы того времени.

Лейбл заголовка

Когда в училище первым делом выучила все местные группировки

Аватар автора

Галина

вникала в тонкости уличных отношений вместо политэкономии

Страница автора

Я училась в одном из СПТУ Казани. Так нам на первом уроке политэкономии преподаватель объяснял, представители каких группировок учатся в нашем училище, кто из них враждует между собой, а кто в нормальных отношениях. И в конце предупредил, что ходить в одиночку по училищу и прилегающему к нему району не стоит, так как в случае чего нам никто помочь не сможет. Группа у нас состояла только из девчонок.

Лейбл заголовка

Когда был непосредственным участником событий

Аватар автора

Костян морквашенский

ответственно подошел к выбору ника

Страница автора

Я сам был группировщиком. Тогда было так: или ты чушпан и тебя на каждом углу чмырят, или с братвой, от которой получаешь в десять раз больше за каждый «проступок». Третьего варианта просто не было.

Хочешь кроссовки носить, хочешь часы «Монтана»? Иди мотайся. Нет? Сандалии на носки и мелочь готовь, чтобы до магазина дойти и маме продукты купить, за которыми тебя послали.

Лейбл заголовка

Когда реальность страшнее любого сценария

Аватар автора

Катальпа

не хочет повторять

Страница автора

Я из Казани. Застала только отголоски «феномена»  . Этого хватило, повторять неохота.

То, что показано в сериале «Слово пацана», — это о-о-очень мягкий вариант. Реальность — это когда не знаешь, вернется твой папа вечером или нет, когда десятилетний одноклассник при невыясненных обстоятельствах оказался под товарным поездом, когда страшно заходить в подъезд, потому что там снова кого-то ждут. Перечислять можно бесконечно…

Лейбл заголовка

Когда приглашали присоединиться, но отказался

Аватар автора

Роберт Ш

выбрал учебу

Страница автора

Сам жил и живу в Казани, на 1978—1992 выпали мой подростковый период и юность. У меня двоих друзей убили. Одного забили лопатами — не успел добежать и запрыгнуть в автобус при набеге на чужую улицу, хоронили всем Новотатарским районом. Второго убили в Москве выстрелом в глаз.

К счастью, самому не довелось мотаться, хотя одно время желание было, приходили дворовые пацаны, звали, мама уберегла.

Чушпаном не был, дружил с теми, кто мотался. Пытались стрясти деньги на общак — не дал. Отстали, не били. Делали всякие бомбочки, особенно из сифонов, хорошо бабахало, одному пацану пальцы оторвало.

Когда перед армией в 1987 году переехал в 8-й микрорайон, встретили, как говорится, с монтажками меня в подъезде. Я отбился, ударив главного по носу, и успел запрыгнуть в лифт, правда, по руке монтажкой попало. Добежал до квартиры, схватил железный дрын, выбежал на улицу, а их и след простыл, больше никто не приставал.

Благополучно отслужил два года, и в 1991 году восьмовские предлагали вступить к ним, но отказал им из-за учебы. Больше никто не подходил. А с 1993 все группировки как-то сами рассосались, видимо, власти серьезно взялись за «казанский феномен».

Честно сказать, «правильные» уличные группировки были до 1985 года.

У них были правила: женщин, детей и стариков не трогать, не курить, не пить алкоголь, воровство, вранье и предательство жестоко карались, лежачего не били, уважалась смелость, правдивость, сила и послушание, были постоянные занятия спортом. Не зря именно в Казань стремились все особисты и покупатели из элитных родов войск (погран, ВДВ и подводники) — забирать в армию казанских пацанов. Именно казанских, не из колхозов и деревень или из других городов ТАССР, потому что казанские были обучены высокой дисциплине, смелости и преданной службе в СССР.

После 1985 года «правильная» мораль группировок пошла спадать из-за появления в них уголовных элементов. Начались убийства, изнасилования, воровство, грабежи.

Следом наступила эра 90-х: бандитизм, крышевание, рэкет. Казань заполонили наркоманы. Помню, покупал у них сворованные из машин магнитолы за копейки и перепродавал. Выживали кто как мог, длилось это до 2005 года. Потом наркоманы исчезли.

Лейбл заголовка

Когда привыкла к группировкам и воспринимала их как должное

Аватар автора

Elya

удивлялась жизни без «контор»

Страница автора

В 1970—1980 годы я жила на Адельке, школа была у Кремля. Многие ровесники, кто мотался и не мотался, в 1990-е и позже сгинули от наркоты или были убиты. А в 1980-е пацанские и бабские конторы воспринимала как должное, повсеместное явление.

Впервые поняла, что не везде так, когда начала покидать Казань, выезжать за пределы Поволжья. Когда местные — будь то Кавказ или Украина — узнавали, откуда мы, часто спрашивали, как нам вообще удается выходить на улицу и оставаться живыми. О «казанском феномене» напишет The New York Times, по Союзу раструбит сарафанное радио.

А после мы перешагнули в 1990-е, и именно тогда начался окончательный беспредел, когда тебя просто хватали на улице и запихивали в машину. Говорят, победителей не судят, и это подтверждается их нынешним статусом и даже медийностью. Прав тот, кто выжил.

Лейбл заголовка

Когда родители не выпускали гулять, потому что страшно

Аватар автора

Светлана Луговина

умеет включать внутреннего гопника

Страница автора

Мое детство пришлось на семидесятые — начало восьмидесятых. Коммунизм уже не построили. Эпоха дефицита — ты счастливчик, если достанется эскимо, и грустно, если прямо перед тобой оно закончилось. Стали появляться талоны на продукты.

Сначала мы жили в самом центре Казани. В школе нас называли базарно-вокзальные дети. Мой дом находился как раз между железнодорожным вокзалом и рынком. Вокруг были жуткие трущобы, старенькие заброшенные дома, зимой мы с них как с горки катались.

Потом мы переехали на окраину в новую квартиру. Транспорта не было, ходили пешком четыре остановки до автобуса. Мне пришлось бросить фигурное катание, исторический кружок.

Самое ужасное — что не стало той вольницы, к которой я привыкла. Раньше центр города был наш. А тут разделение на коробки, бегущие толпы гопников с монтажками. Вопросы: «Ты из какой коробки, а кто старший?» Меня перестали выпускать на улицу.

Сейчас, когда встречаемся с одноклассниками, странно даже вспоминать, что в детстве такие разборки были.

«Я благодарен своему однокласснику за то, что во время разборки он сказал: „Этого не убивать“. Да, меня побили, но я остался жив!» Вот такие воспоминания.

И до сих пор в критической ситуации у меня включается внутренний гопник.

Лейбл заголовка

Когда разборки коснулись близких

Аватар автора

Николай Корнев

дополнил картину воспоминаниями о Челнах

Страница автора

В девяностые и начале нулевых малым приезжал в Набережные Челны к тете в гости. Очень мне нравилось там: широченные проспекты, дома, автобусы-гармошки. Мечтал туда переехать жить. Но преступность была в то время, ОПГ всякие, подростки асфальт делили, в местной газете читал про их разборки «стенка на стенку». Двоюродного брата серьезно покалечили, связался с какими-то бандосами.

После школы переехал и учился там пять лет, уехал оттуда в 2012 году и не жалею. Как была в самом начале большая спальня при большом заводе, так и осталась.

Ксения ДонскаяЖили в Казани в 80—90-х? Расскажите о своих воспоминаниях:
  • Алёна ДворниковаМама недавно рассказала, что мой дядя (родной брат отца) был частью группировок, но был шестеркой. К счастью, в те времена мою семью это не коснулось. Но мне лично жаль, что Казань "прославилась" сейчас таким образом.16
  • Илина ГригорьеваЭто ужас! Сериал хоть мне и понравился, но смотрела его с чувством отвращения. Как же хорошо, что это закончилось13
  • Ася АнютинаЖутко, что такое происходило в таком большом и известном городе1
  • KaralevaKrasotyДо этого сериала никогда не думала, что бандитизм у нас в Казани был какой-то выдающийся. 90-е и 90-е. Думала, по всей стране так: в каждой семье минимум по родственнику, умершему из-за группировок, сплетни о бывших бандитах и нежелание даже вспоминать среди близких, кто это видел. А оказалось "феномен". А вообще мама у меня с Жилки, истории - ужас...5
  • Mr ZombieСериал еще не смотрел, о таком "феномене" не знал. По сути это наплевательское отношение своих местных властей, ментов, силовиков. Все обоссались и закрыли глаза. Вечный позор этим людям, на чьих руках кровь и покалеченные.10
  • ИгорьKaralevaKrasoty, "выдающимся" он был как раз до 90х, когда конторы делили асфальт, потому что ничего другого ещё не было.. а в 90е группировки уже были в каждом крупном городе7
  • Антон ГеерАся, это происходило везде, и в самых крупных городах, и в мелких поселках. Отхватить за длинные патлы, например, можно было уверенно почти в каждом уголке Родины) А если заглянуть чуть дальше во времени, то в таком большом и известном городе, как Москва, в нулевых точно так же можно было в любой момент оказаться в мясорубке скинов или ультрас. Печальные 90-е прошли, а милиция и власть все так же были бессильны.5
  • Ася АнютинаАнтон, да, в нулевые у нас в Самаре скины свирепствовали… про 90-е ничего сказать не могу, только родилась, но про такие «феномены», как в статье, не слышала0
  • Есенеева ЭльвираДействительно, возможно не так как в Казани, но было в каждом городе практически. Работала воспитателем в общежитии и жили там же. Местные постоянно лезли по вечерами и ночами, устраивали "стрелки" нашим ребятам, чуть ли не по стенам лезли в комнаты к девчонкам. Тогда вахтерами были в основном бабушки, их ни во что не ставили, благо соседи были из милиции помогали справляться. Но тем не менее дважды грозились " пожарить", слава богу, жива. Купили потом квартиру, переехали оттуда...2
  • В ИринаСериал очень отражает реальность того времени, аж смотреть тошно. Все так и было. А люди думают - романтика. Говно, а не жизнь, тот период. Радуйтесь, что сейчас этого нет.11
  • Михаил Шардин«Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» — документальная книга российского журналиста Роберта Гараева о казанском феномене уличных банд, впервые опубликованная в 2020 году. Легла в основу художественного сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», вышедшего на экраны в конце 2023 года.0
  • Marya KyАся, потому что они особо и не освещались. Про Казань вот осветили, а про остальные города - нет. Практически везде такое было в той или иной степени. Мы школьниками были в 90-е и нами тоже это воспринималось как норма жизни. Не в плане, что себя вести также нужно, а что такое есть повсеместно.0
  • Natalia KopsovДруг и сокурсник, будучи подростком в Казани как раз в 1978- 1982 и учеником элитной казанской языковой школы, а также чемпионом республики по шахматам среди юниоров, помню как то рассказывал, что всегда в своём портфеле носил дымовую шашку. По моему даже самодельные делали они с одноклассниками. Особенно любили их поджигать у памятников, например Ленину и подобных- дым валил столбом, милиция тут же приезжала и все пресловутые банды пацанов начинали массово тикать в разные стороны - за ними гонялась милиция, а приличные мальчики в приличной одежде тихо себе стояли и наблюдали. Насколько я поняла, при виде гопников, готовящих тебе встречу с велосипедными цепями, надо была сразу запалить что- нибудь и они трусливо разбегались. Потом уже вроде бы и не трогали.0