«Первый в мире мертвый блогер» оказалась живой актрисой: что это вообще было
Объясняем интернет
4K
Фотографии в коллаже — after_life_blog, Актерское агентство ОБЪЕКТИВ

«Первый в мире мертвый блогер» оказалась живой актрисой: что это вообще было

Пока без «Черного зеркала», но уже близко
17
Аватар автора

Яна Ломакина

мечтает вести «Тикток» при жизни в России

Страница автора

В «Тиктоке» набрал популярность аккаунт, который якобы ведет цифровой аватар погибшей Насти Кузнецовой.

Девушка в видео называет себя «первым в мире мертвым блогером». За две недели на ее аккаунт подписались более девяти тысяч человек, а публикации о ней разошлись в телеграм-каналах и СМИ.

Некоторые пользователи осудили использование образа погибших людей, а другие написали, что были бы рады увидеть цифровые аватары своих мертвых близких. Часть пользователей засомневалась, что заявленное в видео — правда. Так и оказалось: спустя несколько дней автор аккаунта призналась, что она жива и она актриса.

Расскажу, о чем говорит «мертвая блогерша», почему в соцсетях заподозрили обман и что это оказался за проект.

Что за «первый в мире мертвый блогер»

«Я Настя, и меня уже нет в живых. 30 июля 2024 года я попала в автокатастрофу со смертельным исходом. Но незадолго до этого я создала этот аватар. Теперь мои родственники решили подарить мне вечную жизнь через этот блог. Я буду рассказывать, как счастливо прожила эту жизнь», — говорит девушка в первом видео в аккаунте «Настя Кузнецова — жизнь после» в «Тиктоке», опубликованном 25 августа. В описании профиля указано: «Настя погибла 30.07.24. Этот блог — мой путь в вечное существование». А на аватарке стоит черно-белое фото с траурной лентой.

В нескольких видео «цифровой аватар погибшей девушки» рассказывает якобы о своей жизни и выводах, к которым пришла Настя. Например, наблюдение за дождем показало ей, что «даже самые трудные времена проходят, как и дождь», а падение на скользкой дороге научило ее «смеяться над неудачами, ведь они делают нас сильнее».

Один из роликов о жизни «Насти Кузнецовой»

В одном из последних видео «мертвая блогерша» сказала, что при жизни мечтала стать актрисой и знаменитой, а теперь у нее «появился шанс исполнить мечту после смерти». Она назвала создание цифрового аватара «удобным инструментом, чтобы подарить вечную жизнь хотя бы в цифровом пространстве» и пообещала рассказать, как его создать.

Мнения пользователей об аккаунте «мертвой блогерши» разделились. Некоторые писали, что видео их пугают, обвиняли родственников девушки в жажде наживы и призывали не тревожить душу человека. Другие рассказали, что хотели бы увидеть такие цифровые аватары своих погибших близких, ведь так «человек продолжает жить, хоть и в интернете». А кто-то отметил, что не хотел бы, чтобы после смерти использовали его цифровую копию.

Еще одна история из жизни «Насти Кузнецовой»

Что такое цифровой аватар и как его создать

Цифровой аватар — это отражение человека в виртуальном пространстве. Их огромное количество видов, но мы поговорим только про персонализированных. То есть когда аватар наследует характерные признаки человека-прототипа: внешность, голос, мимику, движения. А как именно перенести эти признаки — схематично или гиперреалистично, — решают уже разработчики.

В последние годы цифровых аватаров все больше, вот какие можно выделить.

Примитивные аватары для переноса внешности. Так делают в видеоиграх или VR-соцсетях. Персонализированный скин рэпера Трэвиса Скотта в «Фортнайте» или артисты Universal Music в метавселенной Meta* — это тоже аватары. У них есть узнаваемые внешние черты, но на этом все: они не перенимают голос, не обучаются на поведении прототипа.

Цифровые аватары рэпера Quavo, певицы Ким Петрас, певцов Джея Бальвина и Чейза Хадсона. Источник: universalmusic.com
Цифровые аватары рэпера Quavo, певицы Ким Петрас, певцов Джея Бальвина и Чейза Хадсона. Источник: universalmusic.com

Цифровые аватары для бизнеса. Началось все еще в 2016 году с «первого виртуального инфлюенсера» Лил Микелы, которую создали с помощью CGI. У блогерши, которой никогда не существовало, миллионы подписчиков в соцсетях, фотосеты со звездами и рекламные контракты с Calvin Klein и Prada.

Развитие нейросетей ускорило прогресс в этой сфере. Если во внешности Лил Микелы сразу угадывалась компьютерная графика, то сейчас аватары гораздо реалистичнее. Например, в Китае и других странах популярны цифровые ведущие и продавцы, а ИИ-модель в Испании зарабатывает реальные деньги.

Реальная Белла Хадид и виртуальная Лил Микела в рекламе Calvin Klein — очевидно 3D⁠-⁠аватар. Источник: hypebae.com
Реальная Белла Хадид и виртуальная Лил Микела в рекламе Calvin Klein — очевидно 3D⁠-⁠аватар. Источник: hypebae.com
ИИ⁠-⁠модель Аитана — ее уже сложно отличить от реального человека. Источник: euronews.com
ИИ⁠-⁠модель Аитана — ее уже сложно отличить от реального человека. Источник: euronews.com

Пользовательские цифровые аватары. Появились доступные любому сервисы, с которыми можно создать воплощение себя или кого-то другого, например Synthesia, Vidyard и Heygen. Клиенту нужно записать короткое видео, на котором нейросеть обучится и создаст аватар. Потом пользователь может записать собственную речь и синхронизировать ее с движениями губ аватара.

Второй способ — ввести текст, который ИИ затем озвучит нужным голосом и синхронизирует с губами аватара, добавив соответствующую мимику и жесты. Некоторые платформы позволяют делать озвучку на разных языках.

Даже гиперреалистичного аватара можно отличить от кадров с реальным человеком. Цифровые копии обычно стоят в одной позе, могут странно двигать руками, а речь не всегда четко соотносится с движением губ. Иногда аватары могут вызывать эффект «зловещей долины» — это феномен, при котором что-то, что сильно похоже на человека, но им не является, вызывает страх и недоверие.

Примеры цифровых аватаров из Heygen и Synthesia

Как разоблачили «Настю Кузнецову»

В комментариях под видео «Насти Кузнецовой» в «Тиктоке» пользователи сразу засомневались, что ролики сгенерированы: слишком уж они похожи на настоящие. Многие задавали вопрос, зачем «цифровому аватару» микрофон, прикрепленный к пиджаку. Они отметили, что в аккаунте нет никаких доказательств существования Насти Кузнецовой: не приводится конкретная информация о ее жизни, например место жительства и возраст.

В «Тиктоке» и в соцсети Х также заметили, что девушка на видео похожа на актрису Дарью Свистунову. Как минимум с 2010 года она снимается в рекламных роликах, сериалах, телешоу и музыкальных клипах. В частности, она играла в сериалах «Обручальное кольцо», «След» и «Непридуманные истории». На сайте актерского агентства «Объектив» есть фото Дарьи в ремне, очень похожем на тот, что «надет» на цифровой аватар «Насти Кузнецовой» на видео в «Тиктоке».

Упоминаний аккаунта «цифрового аватара Насти Кузнецовой» в профилях Дарьи Свистуновой на сайтах и в соцсетях не было. Связаться с ней нельзя: во «Вконтакте» нет возможности писать ей сообщения, а аккаунт в «Инстаграме»* она закрыла вскоре после того, как в сети стали писать все больше сообщений о ее возможной связи с профилем в «Тиктоке». Актерское агентство «Объектив» и агент актрисы Ирина Кожухарь на запросы Т⁠—⁠Ж не ответили.

Утром 3 сентября в аккаунте «Насти Кузнецовой» появилось видео, в котором Дарья Свистунова призналась, что это ее проект. Актриса назвала создание виртуального аватара, говорящего якобы от имени умершего человека, арт⁠-⁠перформансом и частью социального эксперимента.

Признание Дарьи Свистуновой

«Я искала возможность привлечь внимание к вопросам, которые касаются каждого человека. Как современные технологии меняют восприятие жизни и смерти? Где заканчивается граница реальности и начинается виртуальность? И что значит прожить жизнь, если эта жизнь может быть симулирована?», — объяснила Дарья.

Она добавила, что не хотела никого ввести в заблуждение или обидеть. «Я понимаю, что это вызвало много эмоций, и прошу прощения, если кому-то некомфортно. Однако это тоже часть перформанса: показать, как мы верим всему тому, что видим в интернете, и какие последствия это может иметь», — сказала Дарья. По ее словам, ее цель как актрисы и художника — «использовать разные формы искусства, чтобы вызвать эмоции и обсуждение, которые помогут нам понять самих себя и мир вокруг нас».

В профиле Дарьи в «Тиктоке» стояла ссылка на телеграм-канал. Сергей, чей аккаунт был указан в контактах, представился автором проекта и назвался Егором. Он рассказал Т⁠—⁠Ж, что в видео действительно использовался цифровой аватар, который создали с помощью сервиса Heygen. Речь в видео, как утверждает Сергей, была сгенерирована нейросетью на основе голоса Дарьи.

На вопрос, было ли раскрытие арт-перформанса запланированным, Сергей ответил, что рано или поздно это бы случилось: «Невозможно постоянно живому человеку представляться мертвым, поэтому по задумке проект в любом случае должен был быть конечен. Плановая дата раскрытия была на пике шумихи. Шумиха поднялась быстро, и раскрытие случилось быстро».

Могла ли «Настя Кузнецова» быть цифровым аватаром

Думаю, это действительно цифровой аватар, но работает он не так круто, как кажется на первый взгляд. При внимательном рассмотрении можно заметить странности.

Вот как делается аватар: алгоритмы обрабатывают короткий ролик, где человек говорит что-то на камеру. А потом нейросети озвучивают текст, подстраивают губы под звуковую дорожку, зацикливают оригинальное видео с готовыми жестами и мимикой. Никакой особой магии. Такие аватары иногда говорят с закрытым ртом, недожимают эмоции, потому что всего лишь обрабатывают оригинальное видео.

На этих роликах видно, что модель постоянно повторяет жестикуляцию и мимику. Из-за ограничений Heygen Дарья будет всегда говорить в одной позе и одежде, использовать одни и те же движения.

«Воскрешение» человека нейросетями — насколько мы близки к этому

Случай «Насти Кузнецовой» не слишком далек от реальности. В последние годы развитие ИИ действительно привело к появлению цифровых аватаров умерших людей, которые имитируют их речь, манеры и поведение. Их называют deadbots или griefbots — боты смерти или скорби. Их делают, чтобы создавать у родственников и близких иллюзию общения с погибшим.

Самое популярное направление — делать ботов на основе сохранившихся переписок и голосовых сообщений. Они могут поддерживать беседу в стиле, который напоминает манеру общения реального человека. Например, таких ботов делают в ChatGPT или приложении Replika, которое предназначено для создания персонализированных ИИ-друзей. Но технологию можно использовать для создания копий умерших людей, если загрузить достаточное количество данных.

Другой пример — проект HereAfter AI, который предлагает записывать воспоминания и истории, чтобы в будущем родственники могли взаимодействовать с цифровой версией умершего через чат-бота. Он будет шутить, рассказывать истории и выражать эмоции, чтобы создавать ощущение живого общения.

Некоторые люди идут дальше и клонируют голоса погибших с помощью ИИ. Для этого достаточно всего нескольких минут аудио. К примеру, программист из Алабамы скопировал голос своего умершего отца, обучив нейросеть всего лишь на трехминутном видео. Теперь он может генерировать любые голосовые сообщения от «лица» родственника.

В Китае популярны компании, которые создают целые цифровые аватары погибших, с их внешностью и голосом. С ними можно общаться в прямом эфире, правда, слишком глубокие разговоры поддерживать не получится. Аватары часто лагают и тормозят, но близким достаточно и этого. Например, клиент такой компании уже пять лет общается с аватаром своей матери: она задает одни и те же вопросы, но это только трогает мужчину.

При этом подобные проекты вызывают множество этических и психологических вопросов. Исследователи предупреждают, что такие «воскрешенные» цифровые копии могут нанести значительный вред психике. Например, существует риск возникновения «цифровых призраков» — когда ИИ начнет говорить странные или пугающие вещи от имени умершего.

Эксперты настаивают, что необходимо разработать законодательные нормы, которые бы регулировали использование подобных технологий. Например, требовали согласия как со стороны умерших, так и их родственников, были прозрачны в использовании данных и позволяли бы прекратить существование таких цифровых аватаров при необходимости.

Мать воссоединяется с аватаром умершей дочери в VR⁠-⁠пространстве

Мы рассказываем разные истории о популярной культуре и тех, кто ее создает. Подписывайтесь на наш телеграм: @t_technocult

Яна ЛомакинаКак относитесь к идее использовать цифровые аватары умерших людей? Расскажите в комментариях:
  • КсюшаКошмар какой-то. И это перфоманс? Все это выглядит жутко, люди совсем уже поехали17
  • Виталий ВеберЭто идеальный перфоманс. Технологии победят!1
  • Скажи, ктоУгу, так мы и поверили, что это придумала молоденькая актриса Небось чей-то рекламный проект, который пошел не по плану2
  • Аве, Паразитка"Самое популярное направление — делать ботов на основе сохранившихся переписок и голосовых сообщений" Просто "чёрное зеркало", первая серия второго сезона, где женщина воскрешала мужа. Что тогда казалось пугающим, что сейчас, когда это стало ещё более реально20
  • ИгорьА как смотреть ТикТок из России, у меня показывает просто пустую страницу. И ладно смотреть, как выкладывать туда что-то?0
  • АлёнаМы уже живём в мире постправды, где ложь называют перформансом... 🧐😬10
  • НадеждаАве,, мы не можем представить себе того, чего не может быть. Посмотрите ролик проекта форсайт 20500
  • АннаНе могу сказать ни одного хорошего слова про данный перфоманс. Может быть, использование цифровых аватаров умерших действительно поможет кому-то справиться с утратой. Но если представить, что эти видео - реально аватар погибшей, то это просто аморально. Это можно считать попыткой монетизировать смерть человека. И сама фраза в конце видео. Почему я должна подписываться на какого-то незнакомого мне человека, только потому что в таком виде он продолжает жить? Это ведь не так. Почему вообще родственники имеют право распоряжаться цифровым аватаром умершего в своих целях? Я рада, что современные технологии способны на такое, но какие-то этические границы должны быть. В плане, технологии нам позволяют клонировать людей, но мы не делаем этого. Это запрещено. Как будто использование цифровых аватаров тоже нужно как-то законодательно регулировать.10
  • Uno_kliene_problemПоследнее видео просто душераздирающее0
  • Юлия ВласенкоСразу было ясно, что это фейк. В ролике заявлялось, что девушка погибла в ДТП. Тогда как она могла заранее подготовить свой аватар? Она же не знала, что умрет. На выставке «Москва 2030» в Гостином дворе шел спектакль «Киберсуд», где слушалось аналогичное «дело». По сценарию, цифровой аватар, заранее подготовленный женщиной со смертельной болезнью, подал в суд на её мужа, который хотел удалить приложение, потому что больше не мог общаться с «живой» умершей женой. Этот ИИ его тяготил и не давал нормально прожить трагедию и идти дальше. Пока это фантастика. Но совсем скоро станет реальностью. Ещё можно успеть подумать: «А зачем?»4
  • Витас Поляковвообще не понимаю такого пиара1
  • Юлия КрутоваПерформанс пошёл не по плану, да и для привлечения к важным социальным вопросам можно было пойти другим путём. Но видимо для актрисы и её друга это "единственный способ", который она выбрали напугав и удивив людей. Один вопрос, ей самой это как и не снится ли это аватар по ночам с её видео посылом? Вот вам и "Большой брат" привет из будущего.0
  • Юлия КрутоваВиталий, идея не новая, но если ты вашу внешность и голос вот так использовали, вы бы уже по другому отнеслись и говорили. И нет, это не перформанс, это издевательство над людьми. Людям пора научиться думать что они делают, пока технологии не захватили им мозг через вот такие перформансы. Сначала думать, потом делать, не наоборот. Иначе это приведёт к реальной трагедии кого-то.1
  • Виталий ВеберЮлия, вот это моральный комертон подъехал0
  • ПовелительБездарная актриска, которая даже текст про "не хотела никого обидеть" произнесла с тем же самым выражением лица, что и все остальное, решила хайпануть. Обалдеть открытие! Оказывается, в эру дипфейков и продвинутых нейросеток, возможна такая ситуация, когда на экране будет не живой человек, а аватар! Ну надо же! Как же мы жили без такого "открытия"? Про мокрую воду не хотите сделать "социальный эксперимент"? Кстати, а в чем социальный эксперимент-то? В том, что разбирающиеся люди сходу заметят косяки, а остальным будет пофиг? И не подскажите, какое отношение бездарная и деревянная актрисулька имеет к симулированной жизни, что бы она не вкладывала в это очень абстрактное понятие?0
  • Ник ЗавадскиСреди ублюдков шёл артист В кожаном плаще — Мёртвый анархист Крикнул он: «Хой! Челюсть долой!» Трупов вёл он за собой0
  • Ник ЗавадскиАнна, воо, значит, перфоманс получился хороший. Молодец актриса. Глаголом жжет сердца людей и вот это вот все.0