За и против: стоит ли отдавать детей в кружки и секции

Мнения читателей
90
За и против: стоит ли отдавать детей в кружки и секции
Аватар автора

Варвара Андреева

собрала мнения

Страница автора

Кружок для ребенка может стать большим увлечением и даже делом всей жизни в будущем. Но не всем так везет.

Кажется, что счастливчики, которые нашли себя благодаря спортивной секции или изостудии, и те, кто пиликал на скрипке, только чтобы родители отстали, никогда не поймут друг друга. Мы собрали аргументы обеих сторон — выбирайте, чья позиция вам ближе, и делитесь мнениями в комментариях.

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

👍 За: ребенку проще чему-то научиться, чем взрослому

Аватар автора

Элейне

играет на аккордеоне вместо гитары

Страница автора

В детстве все проще дается — хотя бы потому, что не надо этим заниматься дохлой после работы. Могу говорить только за себя, но не думаю, что я одна такая.

Я в свои 32 не умею плавать. Потому что в детстве мама этим не озаботилась, а сейчас мне даже тренер не помог. Та же тема с катанием на коньках. Сколько раз надо нахлебаться воды и навернуться на льду, чтобы пересилить себя и не отказаться от этой идеи? С водой мне хватило одного раза, на льду продержалась до перелома руки.

А еще у меня были попытки освоить гитару — и репетитор был, и вечерняя игра по часу каждый день после работы, когда голова и так пухнет, так еще и дома отдыха ей нет. Как я себя уговаривала и мотивировала, у-у-у… А в детстве бы маминого недовольного взгляда хватило с лихвой. В итоге — ну, пяток песен за два года занятий наиграю кое-как, гитара стоит заброшенная. Периодически беру ее в руки — может, раз в неделю, — но смысла в этих действиях особо не вижу. Получается, вместо того, чтобы просто выбросить деньги в мусорку, я пошла более сложным путем, а итог один.

Но до сих пор могу на аккордеоне сыграть «Прощание славянки» и «День Победы», помню ноты и смогла эти мелодии подобрать на гитаре. Потому что ходила в музыкалку по классу аккордеона и ее окончила. Хотя ненавидела и школу, и этот огромный инструмент.

Аватар автора

Александр Комогорцев

хотел бы петь и танцевать

Страница автора

У меня в детстве не было ни единого кружка, и я очень жалею. Ни спорта, ни искусства — ничего. На язык в зрелом возрасте я еще нашел силы, когда возникла необходимость, но, конечно, уровень не сравнить с теми, кто десятки лет занимается. А вот, например, танцевать или петь учиться уже времени нет. Имеется в виду, если просто для удовольствия.

Детей нельзя заставлять, но подталкивать и помогать, искать интересное необходимо, имхо. Что-то откликнется и лишним никогда не будет. А то, что ребенок чего-то сам захочет, — маловероятно. Не раньше подросткового возраста. К этому времени от одного до трех навыков уже можно заложить.

Аватар автора

Слова моей подружки

хотела бы все изменить

Страница автора

Маму виню, что я шлялась по дворам, выросла и ничего не умела: ни на инструментах играть, ни рисовать, без знания языков, без спортивных умений.

Во взрослом возрасте комплексовала из-за этого долгое время. А научиться, когда поняла, что это нужно, мешала работа, усталость, учеба. Как и у всех. В детстве я бы этим не была ограничена совершенно: у детей больше энергии, времени, нет ответственности, не надо работать.

Аватар автора

Яна Седова

жалеет, что не занималась с детства

Страница автора

Мне пришлось пойти в музыкальную школу во взрослом возрасте. Больше всего понравилось сольфеджио. Сейчас по нему издают прекрасные рабочие тетради, которые очень помогают его осваивать. Но слух все равно остался неразвитым, поэтому я теперь уверена, что начинать музыкальное обучение надо в детстве.

👎 Против: занятия в детстве не гарантируют результат

Аватар автора

Luna Moonlight

не знает, зачем ходила в музыкалку

Страница автора

Я отучилась в музыкалке семь лет, играла на фортепиано. Музыкалку не любила. После окончания больше не садилась за пианино. Сейчас максимум могу одной рукой с горем пополам с листа сыграть. Чтоб сыграть басовый ключ, мне до сих пор надо все ноты подписать сначала.

Есть знакомые, которые сами по видеоурокам научились играть в зрелом возрасте и играют куда лучше меня сейчас.

Если есть желание и способности, можно научиться в любом возрасте, а если нет, никакие кружки с детства не помогут.

👍 За: с хорошим преподавателем занятия будут в радость

Аватар автора

Елена Гайдукова

рада, что встретила хорошего педагога

Страница автора

В детстве окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Для меня музыкальная школа была мучением. Старшая сестра бросила, и тогда отдали меня — не пропадать же пианино.

Я тоже бросала раза четыре, но меня возвращали. Больше всего не любила сольфеджио. Никто мне не помогал, приходилось во всем разбираться самой. Для ребенка начальной школы это тяжело.

В последнем классе пришла новый педагог и увлекла. Она ничего не навязывала, соглашалась, похваливала, понуждала думать. Мне самой захотелось развиваться в этом направлении. Повысился градус радости от преодоления. Мы с подружкой решили даже поступать в музыкальное училище. После окончания музыкальной школы занимались еще год. Но я поступила в технический вуз.

Очень многое — если не все — зависит от преподавателя.

Аватар автора

Поющая в коровнике

обожает сольфеджио

Страница автора

Есть два типа людей, прошедших музыкалку: кто ненавидит сольфеджио и кто от него тащится. Первых больше, а мне повезло. За семь лет учебы в нашей школе сменилось, кажется, восемь учителей, но первая из них за два года преподавания самых азов своим гениальным объяснением заложила во мне такую любовь к предмету, что ее не смогли перебить те семеро, что впоследствии менялись каждые полгода, тупо оттарабанивая материал. Благодаря им я быстро поняла, почему в детской литературе герои этот предмет ругают.

Еще до того, как мы выучили какие-то тональности, наша крутая Т. В. просто попросила построить в до-мажоре — до черных клавиш мы еще тоже не доросли — по трезвучию от каждой ноты через одну. Получили три веселых аккорда, три грустных и один непонятный. Дальше она упомянула, что вот на этих аккордах любая песня в до-мажоре и играется, и забыла. А я пришла домой, села за инструмент и… Дальше класса до… — в каком там аккомпанемент по программе изучают? — собирала восхищенные вопросы, казалось бы, слышавших то же самое одноклассниц: «Ой, а как ты так подбираешь?»

Выбирать музыкальную школу для дочери буду по отзывам о преподавании не столько специальности, сколько сольфеджио. Если этот предмет сразу правильно подать, потом только на любви к нему до выпускного доучишься.

👎 Против: если мнение ребенка не учитывается, можно только навредить

Аватар автора

Дарья Федяева

мечтала о другом

Страница автора

Я была именно той, в ком родитель слепо пытался реализовать свои мечты. Музыкалку вспоминаю с ужасом, фортепиано обхожу за километр. Хотела научиться играть мама, но почему-то ходила я. Причем у меня не было места для инструмента. Вечерами приходилось ходить в школу, маму это не смущало, она рисовала мне пианино, чтобы я и дома «тренировалась». И в хоре было тяжело, поэтому я молчала, а мама платила, получается, за мое молчание. Со спортивной гимнастикой было почти то же самое, только мучения закончились гораздо быстрее.

А вот от того, что мне нравилось, например от большого тенниса, где во мне видели перспективу, пришлось отказаться, так как это било по карману.

Аватар автора

Супер Мама

была баскетболисткой по воле отца

Страница автора

Мой папа очень любил баскетбол — вот там, где Кондрашин, матч с американцами и Белов, забивающий на последней секунде. Видел во мне баскетболистку.

И вот в первом классе меня по росту отобрали в секцию: я была самой высокой. Папиной радости не было предела, а моего мнения не спросили. Это я в классе была самой высокой, а в команде, куда меня взяли, — средней, да еще и самой толстой. В общем, не заладилось у меня там ни со спортивными успехами, ни с подружками. Но папа был настойчив, я отзанималась восемь лет.

И только к 15 годам мне было разрешено сменить спорт. Нет, просто завязать было нельзя: мы же помним, я была самая толстая. Каким-то чудом пришла в фехтование, где в итоге к 25 годам выполнила норматив мастера спорта.

Аватар автора

Анастасия Иванова

хотела рисовать, но ходила на музыку

Страница автора

Я в детстве тайно вставала посреди ночи, чтобы порисовать, днем мне было мало. Но мама запретила ходить в художку, потому что это «никому не нужная фигня, и вообще у тебя нет таланта». И заставила ходить в музыкалку, потому что она в детстве мечтала туда ходить, а ее не отдали.

Я ненавижу музыку, и меня все время упрекали в отсутствии слуха и способностей — и учителя, и сама мама.

👍 За: труд закаляет характер

Аватар автора

Мария Стейнер

считает, что детей нужно занимать

Страница автора

Надо водить, пробовать, не разрешать ничем не заниматься, учить ребенка, что «душа должна трудиться».

Пробовала в детстве много всего — спасибо маме. Пустили корни два направления.

Баскетболом занималась с 7 до 14 лет. Спорт привил навык преодолевать «не могу, не хочу, лениво», дал физическую выносливость, психологическую устойчивость и здоровый пофигизм. Тренер был безумным фанатиком: если хвалил — то до слез, если орал — то в тебя летели мячи, кулаки, оскорбления и проклятия.

На английский язык ходила с 7 до 12 лет. Безумно нравилось. По тем временам занятия проводились нестандартно: в библиотеке мы пели под аккомпанемент фортепиано песни «Битлз» и самостоятельно переводили со словарем их дома, потом обсуждали. Читали детские стишки, анекдоты, смешные рассказы, разукрашивали что-то, устраивали ежемесячные английские чаепития…

Со своими детьми ношусь по кружкам и секциям с раннего детства. Поощряю спортивные секции, но против спорта высоких достижений. Музыкалку и художку — тоже в топку!

Сейчас на двоих детей-школьников — лыжи, бадминтон, школьная газета и телестудия, фольклорный ансамбль, робототехника, занятия по акварели, лепке, бисероплетению. По мне, многовато — думала, что-то отпадет само собой. Но пока не отпадает. Пусть занимаются, раз нравится.

Аватар автора

Е Конон

за то, чтобы воспитывать силу воли

Страница автора

Ходила в музыкальную школу через боль и слезы: мама и бабушка — преподаватели музыки. Порой по два-три часа мучила несчастный инструмент. К нему еще прилагалось сольфеджио, музыкальная литература и хор. Танцы. Рисование. Репетиторы по математике.

Но день был продуктивен, я успевала быстро сделать уроки, порой даже не снимая куртки, и убежать играть в короткий перерыв. Как только появилось больше свободного времени, я замедлилась.

Сейчас мне пригождаются все навыки, что я получила в детстве. Если использовать метафору — да, подтягиваться на руках больно, но зато ты можешь увидеть более красивый вид со скалы и знаешь об этом. Поэтому еще в детстве нужно развивать усидчивость, умение идти к цели даже через «не хочу». За ним последует успех и радость, но это «не хочу» надо уметь отодвинуть на пути к цели.

То, как ребенок проводил детство, — живые игры и обучение против мультиков — повлияет на структуру его мозга и способности к обучению в отрочестве и взрослой жизни. Не говоря уже о приобретенных навыках и знаниях.

Желания ребенка важны. Но и силу воли, и умение достигать долгосрочных целей формировать лучше именно в детстве.

👎 Против: кружки — это лишний стресс и плохие воспоминания

Аватар автора

Арина Ки

столкнулась с насилием

Страница автора

Я с содроганием вспоминаю музыкальную школу. Меня учили по ускоренной программе игре на фортепиано, учительница била по рукам за ошибки. Дома я рыдала ручьями над инструментом, пока однажды мама не разорвала мой музыкальный дневник и не заставила бросить музыкальную школу. Травма детства.

Аватар автора

Велена

рада, что не очутилась в скорой

Страница автора

Меня вот заставляли — ну как, пытались заставить — заниматься спортом. Потому что на физкультуре я и трети от того, что надо было делать, не могла. А вот на секции гоняли — так, что я потом падала и дышать от усталости не могла, а мужик орал, что на нас пахать еще можно.

Потом, правда, выяснилось, что у меня наследственные проблемы с сердечком, и мне очень повезло, что все обошлось, а не кончилось неотложкой. А сейчас мне максимум ходьбу можно и медленную растяжку без резких движений. Но кого это волнует. Детей же заставлять надо!

Какое же счастье, что я была достаточно упертая. А кто-то мог и не быть. Зато их заставляли, зато они позанимались. Последний раз в жизни, может быть, но нечего за компьютерами сидеть! Бесит.

👍 За: полученные знания и навыки пригодятся в будущем

Аватар автора

Девушка с деньгами

хотела рисовать

Страница автора

Я ходила на миллион кружков, куда меня отдавала мама. Но большинство мне были не суперинтересны, и я больше занималась с негативными эмоциями, плакала даже, не хотела идти.

Круто, конечно, что я умею много вещей: хорошо плавать, играть на музыкальных инструментах, играть в теннис, бадминтон, лыжи, коньки, велосипед, читаю замечательно, английский, петь-танцевать могу. До сих пор немного удивляюсь, когда во взрослом возрасте люди не умеют плавать или на велике кататься.

Зато узнала, что мама от меня прятала карандаши и бумагу, потому что в детстве мне нравилось рисовать, а она подумала, что это фигня какая-то. Она компенсировала свои желания, отдавала только туда, куда сама хотела, но у нее не получилось. В художку меня не отдали, да и я как-то не настаивала, но факт остается фактом: мне нравится рисовать, немного жаль, что не развили мои таланты в рисовании в детстве. Вдруг я бы сейчас была классным дизайнером?

В общем, родители, прислушивайтесь все-таки и к желаниям своих детей, потому что маленькому человеку может нравиться вообще другое. А если и ребенку пока не нравится, мне кажется, нужно пробовать разное, пока он не найдет что-то свое.

Аватар автора

Катерина Шабалина

хорошо шьет

Страница автора

В нашей поселковой школе не было выбора кружков, но позже появился кружок рукоделия. Вот на него я ходила с удовольствием, и заставлять меня не надо было. Умения и навыки — вышивание, шитье — очень пригодились, люблю это дело.

Аватар автора

Елена Гайдукова

научилась преодолевать сложности

Страница автора

Именно музыкальное образование как преодоление себя дало мне много сил, это еще и логика, и краски нашей жизни. Моя жизнь и профессия не связаны с музыкой, но иногда поигрываю, чтобы снять стресс чарующими звуками.

Аватар автора

Черный плащ

делится историей дяди

Страница автора

Мой дядя рос в очень маленьком провинциальном городке, почти деревне. Была середина 50-х, жили тяжело, только начали отходить от войны. И его родители отдали в музыкальную школу. Я и сейчас помню его очень смешной рассказ, как все мальчишки играют после школы в футбол, а он тащится на занятия с долбанной скрипкой под мышкой:)

Зато через 30 лет, во время службы в русском посольстве в Мадриде, он стал звездой на творческих вечерах: играл на фортепиано, гитаре и наконец понял, к чему были эти мучения. Гости, да и руководство, были в восторге. И это очень помогло ему в карьере.

Он говорил мне, а я всегда повторяю своим детям: никогда не знаешь, как повернется жизнь. Все, чему ты когда-то научился, пригодится.

👎 Против: излишняя занятость не дает насладиться детством

Аватар автора

Luna Moonlight

хочет, чтобы люди перестали винить других

Страница автора

Дети, которые все детство таскались по кружкам через «не хочу», винят родителей, что у них не было нормального веселого детства, одни кружки и учеба.

👍 За: с кружками время проходит активно и интересно

Аватар автора

Феминист_ка

привыкла быть активной

Страница автора

Меня мама таскала в детстве на всевозможные кружки, от танцев до художки. К подростковому возрасту осталась только музыкалка, и был период, когда меня именно заставляли ходить. Но это было из-за совершенно дебильной учительницы, которая любила плохое настроение и неудачи по жизни вымещать на учениках. Год ходила из-под палки.

Спасло то, что я поступила на второе отделение в музыкалке, на пятилетку, и вот за счет него осталась и там и там. Не жалею и очень благодарна родителям, что не отступили. До сих пор люблю пробовать новое и не понимаю, как можно жить без дополнительных занятий, когда просто работа и телик.

Аватар автора

кровохлебка

научилась развлекать себя

Страница автора

Все запрещали, потому что «нет времени», «нет денег», «далеко ехать», «пальцы кривые», «слуха нет» и так далее.

Сначала развлекалась тем, что можно худо-бедно освоить дома самостоятельно, а-ля всякое рукоделие. А потом научилась мастерски сбегать из дома. От нечего делать знала в округе все кружки и секции, где не требовалось платы и особых материальных вложений в принципе. Процентов 90 из них успешно успела посетить без принуждения — в жизни практически не помогло, но отлично могу убивать время без намека на скуку:)

Аватар автора

Женщина с кошкой

рада, что в детстве было много увлечений

Страница автора

То, чем я занималась в детстве, — танцы, рисование, журналистика, шитье и еще десяток увлечений — не стало моей профессией, но сделало мое детство интересным и насыщенным. От того, чем увлекаешься, можно кайфовать всю жизнь. Если я сейчас занимаюсь керамикой, это не значит, что я в конце концов уйду работать на Императорский фарфоровый завод. Можно просто увлекаться тем, что тебе нравится. А узнавать что-то новое можно и нужно в любом возрасте, новые нейронные связи и кайф от доз дофамина никто не отменял.


Ваш ребенок ходит на дополнительные занятия? Расскажите, на какие и сколько это стоит, и станьте героем следующего материала.

Варвара АндрееваА у ваших детей много кружков? Расскажите, чем они занимаются:
  • MariaАбсолютно согласна с мнением, что искать нужно именно талантливых преподавателей - хороших порядочных людей, а не какой-то конкретный предмет или занятие для убийства времени. Все предметы по-своему интересны, любой труд полезен и важен, но не сомневаюсь, что на будущее ребёнка повлияет именно личность взрослого-преподавателя, который вдохновит, заинтересует, направит и поправит. Дети всё считывают со взрослых.38
  • АннаМогу только про себя рассказать. Ходила с большим удовольствием в художку, там и преподаватели были хорошие, и друзья, и в целом нравилась атмосфера, проучилась 8 лет. Ещё были большой теннис, английский, танцы, просто фитнес, бассейн, оригами, да чего только не было (не одновременно, конечно), всё нравилось, не прогулки с друзьями и домашку всегда оставалось время. В 11 классе ходила 4 раза в неделю на подготовительные в институт по рисунку, живописи и композиции по двум предметам, 3 раза репетиторы, фитнес 2 раза, плюс в школе сидели до 15-16, но так как мне всё это было интересно, я даже не уставала. Сейчас с институтом совмещаю фитнес 2 раза в неделю и бассейн один раз, плюс курсы 3д-моделирования и каллиграфии онлайн. Вот как-то так17
  • Алиса СелезнёваВела кружок робототехники и программирования у детей 7-11 лет. Никакого лего и блочного программирования, только С++ (отчасти из-за того, что лего у нас не было, а в блочном программировании мне лень было разбираться). Из навыков, которые точно пригодятся в жизни - 13 из 15 детей за 3 месяца научились уверенно пользоваться компьютером и гуглить. Около половины решали логические задачки, которые я им подкидывала (на вложенные циклы, на условия).15
  • Аглая ВороноваКак же много зависит от учителей! Не устаю этому удивляться!4
  • Flegmatic bearНа мой взгляд, очень важно, чтобы занятия не были против воли ребёнка. Мне в подростковом возрасте нравилось в художке, большинству других учеников тоже, но был один мальчик в более младшей, который оказался там против желания, и это не только было не в радость ему самому, он очень мешал остальным детям.23
  • RENNEБез фанатизма и прислушиваться к его мнению.7
  • Кристина ЯРасскажу про себя: у родителей была хорошая, на первый взгляд, позиция - отдать меня только в те кружки, куда я сама захочу. А я вот никуда не захотела. А как я захочу, если я не знаю, каково это? Ну и меня и так все устраивало - на улице болтаться или дома с книжкой или перед телеком - вполне норм, зачем ещё напрягаться. Считаю, что полагаться только на мнение ребёнка не правильно в этом деле. И ещё, мне кажется, что тем людям, кто ходил в кружки, спортивные секции посещал, музыкальные школы - им легче во взрослой жизни планировать свое время, успевать в нескольких местах за один день побывать - они ведь с детства к такой активности привыкли. Если у меня будут дети попробую их познакомить и с творчеством и со спортом - вдруг что то понравится. А если не понравится - хоть будут иметь представление об этом.29
  • SoledadКакой вывод можно сделать из данных комментариев? А он очень прост: хоть ты водил детей на кружки, хоть не водил - детство ты им испоганил. Либо водил не туда, либо заставлял ходить через силу, либо не заставлял и ребёнок болтался на улице, полезных навыков не приобрёл. По-любому виноват, короче.98
  • Александр АлександровКристина, да можно полагаться на мнение ребёнка. Даже нужно. Просто надо предлагать конкретные занятия. И пробовать. Я своей дочери огромное количество занятий предлагал. И сам с ней занимался, и её сподвигал. Большая часть этих попыток ушла в историю - ну и ладно. Но часть зацепила. И теперь занимается интересными творческими занятиями, а не впустую тупит. Ну надо слушать. Смотреть, что из предложенного интересно. Но только предлагать. С рождения человеческий детёныш не знает вообще ничего. И откуда узнает, если родители не помогут?19
  • Александр АлександровАнна, вумничка!3
  • Александр АлександровАлиса, детям 7-11 лет С++ освоить - как раз плюнуть. Так что всё норм. А навыки программирования по жизни пригождаются каждому любому. Особенно главный навык - декомпозиция. С которым любая сколь угодно сложная задача становится решаемой. Вы всё правильно делели. Мир стал чуточку лучше.15
  • Дарья АбрамоваНикуда не ходила в детстве, о чем вроде бы и жалею, а с другой стороны всему, чему хотела, научилась или учусь, будучи взрослой. И языкам, и разным видам спорта, и творчеству. Про языки: когда поступала на иняз, нам сделали две группы. Одна группа это дети, которые изучали китайский с детства. Другая - нулевая, где я и оказалась. Через полтора года мы сравнялись. К выпускному во второй были те, кто говорил сильно лучше тех, кто в первой. С тех пор скептически отношусь к идее изучения языка с детства, если только ребенок сам не хочет.15
  • Sellus GraviusС большой вероятностью воспитание первого ребенка будет запортачено. Если гоняли по кружкам, то он будет до старости вспоминать как его детства лишили. А если нет, то что вообще им не занимались.8
  • anyhowМузыкалка с 5 лет научила меня дисциплине, так что прок есть, хоть и профессиональным музыкантом я не стала, несмотря на абсолютный слух и (по мнению преподавателей) талант. 6 часов в день пиликать на скрипке после общеобразовательной школы - еще тот опыт. С другой стороны, у меня не было «детства» в общепринятом представлении. Моя дочь маленькая, пока ходит только на гимнастику. В дальнейшем планирую давать как можно больше возможностей попробовать что-то новое (в разумных пределах, конечно). Я считаю, что хобби (не обязательно в формате кружков) нужны ребенку, как и свободное время. Бежать за поездом айти не собираюсь, кружки по программированию не должны стать основным «хобби», если только это не выбор самого ребенка. То, что актуально сейчас, может морально устареть через 10-20 лет, а разностороннее развитие всегда идет на пользу.8
  • Ольга АМоя дочь ходит только в музыкалку-сама захотела, пошла поздно, в 4 классе и на танцы, все нравится, надеюсь, не будет потом всем рассказывать, что мама изверг заставляла))) Я , наоборот, отговаривала от музыкалки, хотя сама закончила и ни разу не пожалела, дочь видела как я играю , поэтому тоже захотела. Ещё дочь не плохо рисует, но не просится на занятия рисования, захочет- будет ходить6
  • Аглая ВороноваАлександр, ну, сейчас модная мысль, что учителя не должны любить детей. А от учителя и его любви к детям и предмету очень многое зависит.3
  • AnastasiaSoledad, это не только с кружками так, что поделать15
  • Amily WSellus, в идеале водить ребенка по кружках, которые ему нравятся. Тогда детство испорчено не будут6
  • Amily WАглая-Ляля-Милена-Фекла, не уверена, что учитель должен любить детей. В школе был чудесный учитель истории - свой предмет он очень любил, а к детям относился достаточно нейтрально. Не повышал голос, всегда обращался на вы, но задавал больше чем в параллельном классе, спрашивал строже, материала тоже конечно давал больше чем в учебнике. Многие его боялись. В итоге, человек 7 из класса поступили на исторический, остальные тоже ни раз вспоминали учителя добрым словом на первом курсе. Оказалось, что и конспектировать мы умеет благодаря нему лучше одногруппников, и тексты анализировать, а не просто пересказывать, и другие полезные навыки он нам дал. Но на человека, любящего детей, историк похож не был6
  • Поющая в коровникеanyhow, я тоже закончила музыкалку. На круглые пятёрки. При этом детство у меня очень даже было. Взрослые на работе, а у меня после школы велики, озёра, качели из предварительно спионеренной с соседнего завода строп-ленты... Это всё до 10 лет - потом переехали и там уже более недетские развлечения пошли. Накануне годового экзамена во втором классе что-то мастерила в сарае и пристукнула себе палец молотком - ноготь был бордовым всё лето. Ничего, сдала. Учительница по специальности запрещала на физкультуре увлекаться играми в мяч, чтобы не дай бог пальцы сломать. Окей, физру я как раз ненавидела. Зато мопед у меня появился в предпоследнем классе музыкалки - и гоняла, не боясь сломать голову, тем более руки.7
  • АннаАлександр, спасибо! :)0
  • Жора ШкиперSoledad, каждый родитель плохой, но если он хотя бы задумывается, так ли это, то все не так уж плохо.6
  • Жора ШкиперВыборочно прочитал, самым жутким кажется вот это повторяющееся от родителей: "Этим не занимайся, у тебя не получается, а тем занимайся".12
  • Аглая Вороноваanyhow, ну а что сейчас «детство»? Сидеть в телефоне? У телевизора? Держать маму с папой каждую минуту?1
  • SoledadЖора, во во. Родил дитёныша - уже плохой. По гроб жизни ему должен на психотерапевта :)15
  • ПолинаА давайте счастливую историю от человека, который на кружки почти не ходил) В детстве мне нравилось шить и вязать. Шить научил папа, вязать крючком - бабушка. К пятому классу полюбила читать - и меня записали в ближайшую библиотеку (да кто бы тогда знал, что чтение потом повлияет на выбор профессии😅). Лето я проводила у тёти в деревне, где охотно включалась в помощь по хозяйству и просто гуляла. В кружок меня занесло лишь однажды. Это был школьный хор. Репетиции хора позволяли пропускать некоторые уроки, а когда тебе 11 лет это кажется блестящей идеей)) Хватило меня на несколько месяцев, потом надоело. На уроках, оказывается, было интереснее. В хоре же только пели, пели, пели))10
  • Таня ИвановаРодители никогда не настаивали на моих внеклассных занятиях, и я им за это очень благодарна. Всё, что захотелось попробовать во взрослом возрасте, я попробовала, причём уже умея отказывать и брать только самое нужное. Сейчас всё получается гораздо приятнее и легче. А больше всего мне в жизни помогло умение себя занять и не скучать в одиночестве, что отлично выработалось в детстве без кружков.6
  • Анна АлёшинаДобрый вечер, считаю, что ребёнка нужно отдавать только в те секции, которые ему интересны и с которыми он справляется.4
  • KatyJoyМеня сначала отдали на скрипку в 6 лет, и мне так это не нравилось - я её роняла и не торопилась поднять, а ещё раздражало, когда учитель говорил, что я играю не эмоционально (вот, блин, помню же!). Мама почти сразу перевела на фортепиано (благо, от сестры инструмент был), попалась классная учительница по специальности, с которой иногда можем встретиться поболтать в кафе, она могла и голос поднять, и поругать меня, но она так с теплотой относилась к своим ученикам и всегда старалась подбирать интересные небанальные произведения для разучивания (играли ансамбли на 2 фо-но по мотивам современных опер, часто разучивала джазовые этюды), по сольфеджио учительница вообще с юмором была. Не нравилось только ходить на хор, так как это было обязаловкой, а я у себя вполне трезво оценивала отсутствие голоса. В общем я проучилась 7 лет, и ни о чем не жалею. Закончила музыкалку к 9 классу школы, занятия были 4 раза в неделю плюс домашняя подготовка, но я успевала и учиться отлично. Да, музыкантом я не стала, но с удовольствием хожу на интересные концерты классической музыки. Во взрослой жизни у меня сохранилась потребность что-то изучать новое, строить нейронные связи) Пока с маленьким ребёнком могу себе позволить раз в неделю кружок по вязанию крючком, а раньше на танцы ходила. Определённо, ребёнок должен чему-то учиться, цель родителей - услышать его потребности (не закрывать свои хотелки, гнаться за модой) и найти хороших преподавателей. Как говорит мой папа, любые знания всегда сыграют свою роль - если не напрямую, то по крайней мере косвенно сформируют особое сознание, стремление к новому.3
  • anyhowАглая-Ляля-Милена-Фекла, нет, конечно, поэтому слово взято в кавычки0
  • MystiqueХммм, в моем детстве была другая беда - почти во все кружки, которые я хотела ходить меня не хотели брать из-за отсутствия данных - на танцы - выворотности нет, на музыку - слуха, рисование - пространственное мышление страдает :). Причем это говорилось мне напрямую, т.к. ходила записываться во всякие подобные школы искусств сама, сейчас конечно уже детям такого не говорят (можно и иск в суд схлопотать за причинение психологической травмы), чаще говорят мест нет или приходите через полгодика, а пока позанимайтесь индивидуально. Такой себе опыт, ну да ладно - зато почти никакая критика твоей криворукости/кривоногости/страшности не задевает. Потому я пошла на конный спорт и стрельбу из винтовки - там почему то никаких противопоказаний не нашли, по конному спорту 2 разряд. По стрельбе КМС :)13
  • Таня ИвановаСветлана, в своей рабочей сфере - естественно. А вы кем работаете, что можно и без этого быть высококлассным специалистом?3
  • Newsha ZolfaghariМоя дочка одиннадцати лет с четырех лет ходила на английский,но потом я поняла,что мы просто убиваем время,потому что один урок английского дома я объясняю ей за один день,второй день повторяем,тогда как на английском у нее уходит неделя.Потом ходили на музыку,ей не понравилось и мы ушли.Я никогда не заставляла.Всегда интересовалась ее пристрастиями.Сейчас она уже хорошо знает английский,хочет изучать и другой иностранный язык,ходит на уроки каллиграфии.Я ей говорю,может отдохнешь,она ни в какую,у нее прекрасно получается и там много друзей,а скажем в классе друзей нет.Собираюсь отдать ее на рисование и баскетбол.Велосипед и плавание обязательны.Обязательно шитьё и курсы кулинарии,вязание..Пока ребенок не окончил школу,надо научить всему,но обязательно мотивировать,все эти навыки пригодятся.У меня подруга имела два высших образования,ходила в детстве на курсы выпечки.Потом жизнь так сложилась,что уехала в Канаду,два ее образования ей не пригодились,она открыла свое дело,стала печь торты.В любом случае,все эти навыки делают личность человека многогранной,более интересной,а главное самооценка у таких детей высокая.И я за раннее развитие3
  • Люся ОжогинаВсё просто - нужно учитывать желания и таланты детей. У меня две дочери. Старшая очень хотела фортепиано, изо, английский. Ходит с удовольствием. Сейчас попросилась ещё на вокал. Добавили и его в расписание. Младшая ходит на танцы и вокал. Просит тоже фортепиано. Пробовали бассейн - не пошло. Ну нет так нет, плавать научились и хватит. У меня в детстве было навязанное каратэ и всё. В художественную или музыкальную школу мне пойти не дали. Не по карману было. Рада, что детям передались мои интересы и они сами туда попросились и ходят с удовольствием.4
  • ясеньMaria, абсолютно верно. дети исключительно воспитываются примером. если учитель/тренер орёт и ненавидит детей, пусть он хоть сто раз гений в своем деле, хорошего не жди.7
  • Amily WАглая-Ляля-Милена-Фекла, с друзьями гулять, книжки читать, в лагеря и летние школы ездить, в походы ходить, на велике/скейте/самокате гонять0
  • Романясень, примером, да. И в первую очередь родительским. Если родители тупят в телефоне/телевизоре, а от детей требуют читать книги и заниматься спортом... ну, это точно не работает.7
  • ТатьянаMystique, теперь вас возьмут везде! Иначе догоните и застрелите!)13
  • Ирина ДыбецЯ в 30 с лишним научилась плавать как раз потому, что ребенок ходил в бассейн. И я подумала, что однажды он спросит, зачем это ему. Я ведь не умею, и нормально живу. В общем я научилась плавать после месяца занятий с тренером. И на спине, и на груди. Ребенок плавание бросил в 9 лет. Занимался с младенчества. Его аргумент: Я научился плавать, рекорды ставить не хочу. Плавать любит, но для себя, а тренер требует работы на результат. В общем теперь просто ходим всей семьей в бассейн. А ребенок с удовольствием занимается шахматами. Меня тоже научил. Пусть я часто ему проигрываю и не знаю разных дебютов, но мы можем вместе играть. Может я еще чему-то научусь с подачи сына)))3
  • МарусяВ итоге все истории не про детей и интересы, а про конфликт с родителями. Скучная подборка. Очевидно же, что успех занятий зависит от педагога и интересов ребенка. И что мозг развивается в детстве интенсивнее.2
  • Vae VictisСчитаю, что самое главное в кружках - добровольность. Родителю можно хоть наизнанку вывернуться, но из-под палки не заставить ребенка чем-то всерьез заниматься и впоследствии чего-то добиться. А если родитель такой настойчивый и упертый (упоротый?), что добьется от ребенка результатов, то уж благодарности ждать не стоит - 99%. Вместо нее будут вполне обоснованные претензии "зачем ты меня туда таскал, мне никогда не нравилось рисовать/играть на скрипке/заниматься атлетикой", а со стороны родителя - обида за "неблагодарность" и глубокое недопонимание, за что ему предъявляют, когда он ребенка со всех сторон "облагодетельствовал". А разгадка одна: ребенка надо всегда выслушать и не думать, что ты ВСЁ знаешь лучше него самого. P.S. У самого сейчас сын ходит в подготовительную группу, из-за которой пришлось отказаться от карате (по факту - ОФП) и английского в садике. Иначе ребенок не успеет ни сделать ДЗ, ни поиграть со своими игрушками, ни просто даже поговорить с нами. Уверен, что затрахаться он успеет и во взрослой жизни, не стоит приближать этот момент собственноручно.2
  • Алена СавечинаВывод: музыкалка- зло. Остальное норм. Хотя есть один взрослый- жалеющий, что не ходил в музыкалку раньше. У меня трое детей, все ходят. Даю им выбор куда пойти. Дочь- танцы и художка, средний - дзюдо, старший - уже бросил дзюдо, школы хватает. Развиваю их таланты, это многое лает, уверенность в себе, коммуникабельность, публичные выступления, кроме самого кружка. Здоровье, фигура и тп. Если есть возможность- надо развивать детей, у них потом такая конкуренция будет..2
  • Марина КрасотаПолина, а на некоторых кружка может быть гораздо интереснее, чем на уроках) У вас единичный опыт с хором неудачный, но чувствуется, что вы в целом позитивный человек. Вам бы понравилось и на хорошем кружке, подобранном по вашим интересам.2
  • IraMМеня мама отдала в музыкалку, потому что сама профессиональная пианистка, а я должна быть не хуже. Успела поучиться в трёх музыкалках и даже закончила муз.колледж. И это самое бесполезно потраченное время в моей жизни. А мне в детстве нравились единоборства и вообще спорт. Но это всё "глупости", а вот мууууузыкаааааа.... В 30 пошла заниматься боксом и у меня хорошо получается, я спаррингуюсь на любительском уровне, но энергия и здоровье после 30 совсем не такие, как в 15 лет.2
  • АндрейРоман, скорее работа. Вам явно не 30 лет, 5 детей и у Вас есть время/силы столько времени им уделять. Стало интересно.2
  • NonameSoledad, и всегда есть повод сходить к психологу)2
  • Джемайма ДжонсПоющая, пришла в эту статью из другой, где вы пишите, что любили сольфеджио благодаря Т. В. У меня тоже была по сольфеджио Татьяна Васильевна, Черниговский район. Очень хорошо учила, но предмет мне не был интересен1
  • Поющая в коровникеДжемайма, моя - Владимировна. И дело было в глуши мира, из которой она потом за политически-карьерно преуспевшим мужем переехала в большой город Владивосток. А предмет мне интересен был и остаётся настолько, что последние полгода я его даже преподавала одноклассницам своей дочери. Пыталась их научить любить сольфеджио. На той ученице, где стояла задача пятёрку с минусом превратить в бриллиантовый плюс, даже получилось. На той же, которую надо спасти от двойки, получилось не очень. Тройку ей нарисовали, но обещали через год срезать по полной, если не схватит. А из неё каждую ноту нужно вытягивать тремя подсказками. При этом третья ученица - её сестра-близнец, и у той всё замечательно, кроме дисциплины))0
  • juarhala"Тренер был безумным фанатиком: если хвалил — то до слез, если орал — то в тебя летели мячи, кулаки, оскорбления и проклятия." - и это нечеловеческое обращение с детьми автор обозначает знаком плюс "ну зато развила в себе пофигизм" и радостно пишет, что теперь уже она как тот же безумный фанатик, класть хотела на желания своих детей и таскает детей на десяток кружков?? Когда я слышу про таких матерей ,мне реально становится страшно. Что это за подход в воспитании - мне нанесли в детстве травму, оскорбляли, били и унижали на кружках, и теперь я хочу такого же своим детям? Просто, остановите землю...2
  • Валентина ГребенщиковаMaria, ну не соглашусь. Конечно, талантливый преподаватель - это важно, но конкретный предмет вполне себе важен. Сыну вот очень нравится футбол, шахматы и рисование, не оттащишь. А к музыке он равнодушен, с занятия по барабанам вообще сбежал, "слишком громко", хотя на мой взгляд (и по отзывам) преподаватель был замечательный. Мне все-таки кажется, что личные склонности ребенка тоже надо учитывать.1