Расскажите, каким был ваш самый интересный поход?
У меня богатый опыт путешествий автостопом. Я неоднократно ночевала в палатке, но в походах была всего несколько раз.
Природным красотам я предпочитаю рукотворные, а на горы люблю смотреть, но не взбираться. Свой первый поход мне удалось организовать по идеальному для меня маршруту, где сочетаются индустриальные и природные ландшафты и нет перепадов высот. Это Кругобайкальская железная дорога.
Когда я планировала поездку на Байкал и узнала о ней, сразу же решила, что это прекрасный маршрут для моего первого похода. Кругобайкальская железная дорога, на мой взгляд, — главная из техногенных достопримечательностей Байкала.
Меня привлекла история ее создания. Раньше знаменитая Транссибирская магистраль шла прямо вдоль западного берега Байкала — от Порта Байкал до Слюдянки. Я читала, что этот участок железной дороги стал самым дорогим и сложным в Российской империи. Чтобы соорудить пути вдоль отвесного берега, рабочим приходилось взрывать скалы и разгребать обломки вручную. С участием итальянских мастеров проложили 39 тоннелей общей протяженностью более восьми километров, возвели галереи, мосты и виадуки. За колоссальные расходы и изящество инженерных решений этот участок прозвали золотой пряжкой стального пояса России.
Сейчас по ней ходят только туристические составы и пригородные поезда «Мотаня», которые связывают с внешним миром уцелевшие деревушки. По привычке хочется назвать «Мотаню» электричкой, но на деле это очень медленный тепловоз, который преодолевает 89 километров почти за пять часов.
Мы с моим парнем запланировали поход по всей КБЖД. Рассчитывали, что пройдем 89 километров за три дня, ночуя в палатке. С собой из Москвы привезли котелок и горелку, закупили тушенку и гречку. Но вместо этого по совету местных на три дня отправились на остров Ольхон.
Пришлось скорректировать план, провести меньше времени в Иркутске и отвести на поход сутки. Решили пройти часть железной дороги с севера на юг, а потом сесть на поезд и доехать до Слюдянки. Ранним утром мы выехали из Иркутска на маршрутке до Листвянки, оттуда переправились на пароме в Порт Байкал и начали поход.
С выбором локации я не ошиблась: Кругобайкальская железная дорога чудо как хороша! Живописные скалистые берега великолепно смотрелись в сочетании с комплексом сооружений, признанным памятником инженерного искусства. Солнышко скользило по водной глади, мы не спеша брели прямо по шпалам. Пару раз нам навстречу медленно выезжали тепловозы, но мы слышали их шум издали и заблаговременно отходили от путей.
Изначально мы планировали идти, пока не надоест, к вечеру разбить палатку на одной из станций и заночевать, пока не придет поезд. Он должен был отправиться в три ночи из Порта Байкал и нас догнать. Но нас ждало неприятное открытие. Станции на карте были отмечены буквально через каждые три километра, но на местности никак не обозначались. Не было не то что платформы — даже какой-нибудь таблички с названием!
Я начала паниковать: а вдруг мы остановимся на сто метров раньше или позже — и «Мотаня» нас проедет? Следующий поезд будет только через день, и весь выверенный план поездки пойдет коту под хвост. Мы приняли решение идти до упора, пока не доберемся до какой-нибудь явно отмеченной станции.
Из непринужденной прогулки наш поход превратился в изнурительный забег. Стемнело, ноги устали, но мы продолжали идти. Вдруг что-то ударило меня в грудь. Я вскрикнула и осмотрелась: в свете налобного фонаря разглядела воробья, лежавшего на рейсах. Бедолага врезался в меня в темноте! Я испугалась, что он поранился, и наклонилась к нему, чтобы осмотреть, но птица встрепенулась и улетела.
Наконец чуть ли не к полуночи мы дошли до первой на нашем пути платформы. Сил ставить палатку уже не было — мы кинули спальники и улеглись прямо на станции.
«Мотаня» опоздала почти на полчаса. В пронзительной безлюдной темноте мы еще издали увидели ее свет и услышали рокот тепловоза. Поезд затормозил на платформе, мы купили билеты у проводника и завалились спать в плацкартном вагоне. С утра, когда мы добрались до Слюдянки, я не удержалась и подошла к машинисту. Я спросила его, по каким признакам надо было искать загадочные платформы, отмеченные только на карте и в расписании. Услышать ответ было безмерно обидно: «А вы бы рукой махнули — я бы где угодно остановился!»
Жаль, что нам пришлось торопиться: куда приятнее было вальяжно прогуливаться, наслаждаясь видами и делая привалы и фотопаузы так часто, как душе угодно. Кроме того, самые величественные мосты и виадуки, которыми заочно впечатлила меня КБЖД, находились там, куда мы не дошли.
После первого похода — пусть он и прошел не так, как я планировала, — я убедилась, что способна и на более длительные пешие вылазки. Если соберетесь повторить мой путь, советую не спешить. Заранее определите наиболее живописные точки маршрута и сокращайте на «Мотане» малоинтересные участки.
Расскажите о своем самом запоминающемся походе. Куда и с кем вы направлялись? Почему выбрали этот маршрут? Все ли прошло по плану? Что ждало вас на пути: приятные сюрпризы или, наоборот, трудности? Как удалось с ними справиться? Что интересного увидели? Что ели, где ночевали? Чем запомнился именно этот поход?