«Пишут жалобы и искажают факты»: чем пациенты раздражают врачей и медсестер
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Почти 95% медиков признаются, что периодически сталкиваются с некорректным поведением пациентов.
Это мешает наладить общение и делает процесс лечения напряженным и менее эффективным. Среди наших читателей нашлось несколько медиков, которые поделились тем, что их раздражает в пациентах. Собрали наболевшее в одном материале.
Сходите к врачу
В статье нет рекомендаций по лечению, только личный опыт читателей. Прежде чем принимать решение о лечении, проконсультируйтесь с врачом. Ответственность за ваше здоровье лежит только на вас
Хамство и оскорбления
Я как невролог многое могла вытерпеть, но именно отношение пациентов добило. Некоторые, например, повышали голос, оскорбляли, обзывали. Ипохондрики еще нервы трепали.
У меня был хронический больной в возрасте 80+, с инвалидностью второй группы и кучей патологий. Кверулянт. Хотел, чтобы я ему выписала бесплатно лекарство, которого не было в наличии. Я объяснила, что не могу этого сделать, но выпишу другое. Он начал кричать, что я его, человека с инвалидностью второй группы, обижаю. Обозвал меня свиньей.
Другой случай. Пришла женщина лет сорока и начала на меня просто орать. Я пытаюсь выяснить, в чем проблема. Оказалось, дочери нужна справка для физкультуры. Спрашиваю, где дочь. Отвечает, мол, не привела, она вся больная, дайте справку. Я говорю, что не могу без пациентки ничего дать. Она орет, что я плохой доктор, что дочь неоднократно лежала в больницах, у нее большая карточка дома. «Вот вы предыдущей женщине дали направление в областную больницу — дайте нам, положите нас в стационар».
Объяснила, что ничего давать и назначать без осмотра не буду. Договорились, что через неделю приведет дочь, а там решим. Ушла очень недовольная. Через неделю с дочерью так и не пришла.
Выслушивать, какая я плохая, надоело — ушла из госполиклиники в частную и радуюсь. Зарплата та же, а работы в разы меньше.
Работаю зубным врачом 26 лет. У меня полное выгорание и разочарование в профессии. От пациентов часто приходится слышать грубости, незаслуженные обвинения, жалобы. Люди приходят в поликлинику по полису, а хотят, чтобы их лечили как в частной клинике. Виноват всегда и во всем врач! Я мечтаю быстрее доработать до пенсии и уйти навсегда из медицины. Моя профессия не сделала меня ни счастливой, ни богатой.
Раньше многое в пациентах раздражало. «Вы должны», «вы давали клятву Гиппократа». Оскорбления бывали, агрессия. Моя специальность предполагает эмоциональное поведение пациентов, чаще — их родственников. Сейчас уже меньше на это реагирую. Просто люди такие, которым все всё должны. И которые не способны почувствовать себя в чужой шкуре.
Бывало, спрашивал у пациентов или родственников, где они работают, и на примере их работы показывал, в какой ситуации я нахожусь, почему не могу сделать то или это. Тогда некоторые понимали.
Сейчас работаю в частной клинике. Люди тоже сложные попадаются, но все равно нет ощущения, что к тебе относятся как к холопу. Но буду уходить в государственную — чисто по финансовым причинам.
Годы все-таки берут свое, и скандалов с пациентами все меньше. Раньше я не позволял себя обижать, давал отпор. Сейчас просто пропускаю все мимо ушей: так проще и меньше нагрузка стрессовая. Пропускать через себя перестал. Наорали, нахамили — Бог им судья. Именно пациентов редко вообще виню в чем-то: у них болезнь, стресс, эмоциональные качели. А их дети, сестры, братья — тут уже от воспитания и темперамента зависит.
В принципе, с каждым можно найти общий язык. Жаль, времени на приеме не хватает, чтобы в диалоге найти точки соприкосновения.
Жалобы по надуманным поводам
Пациенты часто пишут жалобы и искажают факты в свою пользу. У меня была одна такая жалоба — написанная капслоком, якобы от лица пациентки, но с почты ее матери. «Я ребенок, пришла в поликлинику такую-то на медосмотр. На меня накричали в регистратуре и в отделении профилактики. А еще невролог такая-сякая не принимала три часа и назначила успокоительные. Я не попала на занятия в школу. Прошу наказать всех».
По факту в этот день я была на вызовах, на рабочем месте меня не было. Когда я пришла, у кабинета тоже никто не сидел. Девушку, что пришла, я осмотрела сразу. Справку подписала. Успокоительное дала, потому что она на что-то такое пожаловалась.
Убеждение, что медики должны работать на износ
Работаю медицинской сестрой по физиотерапии с 2007 года. Последние годы — в госорганизации. Из плюсов: работа рядом с домом и можно брать больничный, не выслушивая претензии от коллег и начальства. Минусы: мизерная зарплата и негативное отношение некоторых пациентов, а точнее их родителей, потому что работаю с детьми.
Почему-то все думают, что медработник — это робот. Что он за МРОТ должен облизать со всех сторон и работать 24/7, чтобы пациент мог полечиться в удобное для себя время. С точки зрения некоторых, медсестры не едят, поэтому должны принимать пациентов в обеденный перерыв, и у них нет своих семей, поэтому они не имеют права вовремя уйти с работы.
Часто слышу: «Вы обязаны», «Вы давали клятву Гиппократа», «Вы нас положите и кушайте. Мы вам, что, мешаем?», «Мы не могли приехать раньше, у нас скрипка, волейбол, футбол. Но вы обязаны нас полечить, кабинет же еще открыт», «Вы же нам сказали, что прием до 16:00, а сейчас только 15:59».
Особенно обидно, когда приходят в конце смены и почему-то считают, что дополнительные занятия ребенка важнее процедуры. А тебе эта процедура должна быть важнее твоей семьи. И никого не интересует, что кроме приема пациентов есть и другая работа: заполнение журналов, направлений, подсчет пациентов, составление отчетов. Часто еще и санитарскую работу на нас сваливают.
И начинают жалобы писать, что их не приняли. А где вы, извините, целый день гуляли, что в установленные часы не пришли? При этом пациенты, которые остались довольны качеством лечения и хорошим к себе отношением, не считают нужным оставлять слова благодарности в письменном виде.
Несоблюдение рекомендаций
Понятно, что есть разные люди — и врачи, и пациенты. Мне, например, не нравится, когда я трачу 15 минут, чтобы объяснить, что препарат надо купить хороший, чаще импортный, с проверенным действием. Но люди упорно берут «Северную звезду», «Озон» и всякое другое, что «посоветовали в аптеке, так как это одно и то же».
Потом приходят на прием через три недели и говорят, что не помогло. Начинаешь выяснять, в чем дело, и находишь причину. Спрашиваешь, почему ты писал им одно, а купили другое. Снова все объясняешь. Они покупают что надо и говорят, что помогло. Вопрос: зачем я трачу на вас кучу времени, если вы даже простые инструкции не понимаете?
Непоследовательное поведение
И раздражает, и удивляет тяга пациентов обращаться в приемное отделение в максимально неудобное, с их точки зрения, время — ночью или в выходные дни.
И нет, я не про случаи, когда с утра заболел живот, а человек «геройски» доработал смену и пришел в больницу поздним вечером. В ночное время приходят и неработающие граждане. Люди, болеющие неделю, решают, что лучшее время обратиться за помощью — в ночь с пятницы на субботу. Вот какой логикой они руководствуются?
Предлагаешь подобному ночному гостю госпитализацию. В ответ слышишь: «Так ночь, выходные впереди. Кто мной будет заниматься?» То есть мало того что ты несколько дней сидел дома, страдая, так еще целенаправленно пришел к врачу в момент, когда считал, что помогать тебе не станут? Это такая форма мазохизма?
Ездила как-то к 90-летней бабушке на консилиум. В чем суть. У бабушки болела спина, и она хотела лечь в областную больницу в отделение неврологии, а ее не клали: показаний не было.
За бабушку впрягся какой-то депутат, трепал нервы начальству. Я приехала, а спина у нее уже прошла — ложиться в неврологию передумала. Никуда не поехала. А у меня рабочий день насмарку. Вот такая сказка о потерянном времени.
Общение на «ты»
Мне 32 года. Шесть лет училась в университете, потом два года в ординатуре и еще полгода получала дополнительную специальность. Горела, мечтала помогать, быть полезной, не побоюсь этого слова — спасать. Но мечты очень быстро разбились о прозу жизни.
На практике выяснилось, что зарплата врача унизительно маленькая. Вот ты учился дольше всех, реально интенсивнее всех: не пил, не ел, изредка успевал дышать. А потом твои друзья-ровесники обсуждают, какие акции они купили в этом месяце, а ты стесняешься сказать, что с трудом хватает денег на аренду микроквартиры с бабушкиным ремонтом и еду.
Пациенты встречаются очень хорошие, а также очень нехорошие — как и везде, впрочем. Но есть такая «культура», так сказать, максимального потребления, когда человек не хочет понять и услышать врача, с которым общается. Пациент требует эмпатии от врача, но не проявляет ее к специалисту. А за 10 минут, знаете ли, не успеваешь выслушать — не то что полюбить как родного.
Еще не очень понимаю, когда некоторые пациенты считают, что они могут обращаться к тебе по имени, на «ты» или уменьшительно-ласкательно. Это вообще не сокращает дистанцию — скорее, наоборот.
В итоге благодаря очень маленькой зарплате, хамскому отношению пациентов и неподъемной нагрузке спустя всего пять с половиной лет работы в госучреждении я выгорела так, что твердо решила никогда не возвращаться в этот филиал ада на Земле. Спасибо медицинскому вузу, что «научил учиться», и, пожалуй, на этом благодарности закончились.
Хотите рассказать о медицине в своем городе? Заполните анкету и станьте героем нового материала