Горные лыжи и отель без тепла и света: как мы съездили на Домбай на 4 дня за 50 136 ₽
Этот текст написан в Сообществе. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Четвертый год мы с семьей зимой ездим на горнолыжные курорты.
В первые два года мы были на Эльбрусе и в Архызе во время новогодних праздников. В 2022 году поехали в феврале в Красную Поляну. На этот раз решили снова в феврале отправиться в новое для нас место — на Домбай.
Поездку запланировали с четверга по воскресенье. Добирались на машине из Краснодара. Два дня катались, еще два дня заняла дорога на курорт и обратно.
Первый день: дорога на Домбай
Дорога из Краснодара до Домбая на автомобиле занимает 6,5 часа. С учетом остановок у нас вышло около 8,5 часа. По дороге мы заехали в кафе «Балкария» в Карачаевске. Полноценный обед обошелся в 1570 ₽ на четверых. Кафе небольшое, всего пять или шесть столов. При этом чувствуется атмосфера домашней кухни — вкусная еда и очень радушная хозяйка. Если кто будет проезжать Карачаевск и захочет поесть, рекомендуем «Балкарию», наша оценка — 5 из 5.
Домбай встретил нас сугробами. Ночью или утром выпало много снега, и трактора все еще расчищали дороги в курортном поселке. В нем контрастно уживаются современные отели и старые пятиэтажки. Что-то похожее я видел только в Калининграде.
Наш отель назывался «Версаль». Забронировали его на «Яндекс-путешествиях» за три недели до поездки. За 20 000 ₽ получили двухкомнатный номер с шестью кроватями, хотя нас было четверо. Номер чистый, но прохладный. Есть ресторан, в котором мы были только на завтраках: они включены в стоимость проживания.
Чуть отдохнув, решили немного прогуляться по поселку, чтобы осмотреть его и заодно поужинать. Ели в кафе-столовой около нового подъемника в здании отеля «Страна гор». Ужин обошелся нам в 1250 ₽. Главная фишка столовой: она расположена около ущелья — далеко не каждое кафе может похвастаться таким видом из окна.
Второй день: катание на лыжах
Мы спустились из номера в ресторан на завтрак в 08:00, чтобы побыстрее поесть и идти в прокат за лыжами. Практически все прокаты открываются в 08:30 — в это же время начинают работать подъемники.
Завтрака пришлось ждать — формат «шведского стола» там не предусмотрен. В итоге процесс затянулся почти на час — официант принес еду только в 08:40. Было жаль потраченного времени, поэтому попросили администратора на следующее утро подготовить завтрак к 08:00. Он пообещал выполнить просьбу, тем более что время завтрака в отеле — с 08:00 до 10:00.
По рекомендациям администратора отеля пошли в ближайший прокат — нам обещали скидку 10%. Правда, в самом прокате про скидку не слышали и цену для нас оставили стандартной. Прокат горнолыжного комплекта стоил 1000 ₽ на человека — в него входили лыжи, ботинки и палки.
Цены везде одинаковые — узнавали в трех разных прокатах. Лыжи по качеству хорошие, правда, палки уже местами погнуты.
На Домбае есть два вида канатных дорог: новые и старые. Старой канаткой мы не воспользовались — там две кабинки на 30 человек, которые курсируют примерно раз в 15 минут.
Новая канатная дорога состоит из трех очередей:
- С 1600 до 2270 метров — гондольный подъемник с восьмиместными кабинками.
- С 2270 до 3035 метров — шестиместный кресельный подъемник.
- С 3000 до 3168 метров — четырехместный кресельный подъемник.
Кресельные подъемники очень некомфортные — без защитных экранов. Во время подъема ветер пронизывает все тело, поэтому нужно укутываться теплее.
Было много туристов, которые поднимались до вершины, чтобы посмотреть на горы и пофотографироваться. Они покупали разовый подъем на саму вершину либо только на первый или второй подъемник. Билет на высоту 2270 метров стоил 700 ₽, на 3035 метров — 1100 ₽, к вершине на 3168 метров — 1600 ₽. Но тут могу немного ошибаться: мы брали ски-пассы, поэтому внимательно не запоминали цены на разовые подъемы.
Однодневные ски-пассы были трех видов:
- С 08:30 до 13:00 — 1900 ₽.
- С 13:00 до 17:00 — 1700 ₽.
- С 08:30 до 17:00 — 2400 ₽.
Если брать на два и более дней, цена выгоднее. Например, на два дня — 4500 ₽.
В первый день катания нам повезло с погодой: было солнце. Мороз и ратраки хорошо подготовили трассы — кататься было сплошным удовольствием. Конечно же, впечатлили виды. Ни на Эльбрусе, ни в Архызе, ни в Красной Поляне мы не видели таких прекрасных пейзажей — кажется, горы настолько близко, что их можно потрогать руками.
Трассы не очень сложные, в основном синие и красные. Есть черные участки, но не сказал бы, что там сильные уклоны. От второй очереди к поселку ведет синяя трасса «Лесная».
Весь день мы катались с 3035 до 2270 метров и один раз проехали по «Лесной». Она была не в идеальном состоянии: виднелись камни, при скольжении на лыжах ощущалась нехватка снега. Во второй половине дня ее закрыли и спуститься в поселок можно было только по канатной дороге в кабинке.
На склонах много кафе, но мы в них не заходили. На обед спустились в поселок — в столовую с видом на ущелье. Еда обошлась в 2400 ₽. Брали суп-лапшу, лагман, плов, шашлык, котлеты. Из традиционной кухни запомнились хычины — тонкие пироги с разнообразной начинкой: из мяса, зелени или с картошкой и сыром.
После обеда еще пару раз покатались на лыжах и пошли отдыхать в отель. Вечером поужинали в уже знакомом кафе-столовой и прогулялись по поселку. Там есть свои продуктовые магазины, но встречаются и знакомые всем «Красное & Белое» и «Пятерочка».
Цены в магазинах приемлемые для курорта. Например, хлеб хорошего качества стоит 29 ₽. Но справедливости ради в Карачаевске, в ста километрах от Домбая, такой же хлеб можно купить по 22 ₽. Правда, в Краснодаре он стоит уже 40 ₽. Интересно узнать цену в разных местах — напишите в комментариях, сколько стоит хлеб у вас. Сравним цифры и посмотрим, где дешевле, а где дороже всего.
Третий день: проблемы в отеле
На завтрак мы пришли в 08:00, но в ресторане никого не было — нашу вчерашнюю просьбу отель проигнорировал. Минут через двадцать подтянулась еще одна семья постояльцев, вместе было уже не так скучно ждать. Только через 20 минут наконец появилась официантка, вежливо извинилась за ожидание, но, к сожалению, время было потеряно. Около 09:00 нам принесли завтрак.
Перед уходом мы снова попросили подготовить завтрак на следующий день к 08:00. Но нам сказали, что в день отъезда завтрак не предусмотрен. На наши возражения, что так не бывает, ответили: «У нас на Кавказе бывает».
Надеюсь, что руководство отеля не имело в виду весь Кавказ, ведь в других южных регионах у нас такой проблемы не возникало. Вообще ни в одном отеле никогда с таким не сталкивались, но спорить с администратором не стали.
После завтрака пошли брать лыжи в прокат. В этот раз взяли ближе к канатной дороге, чтоб не нести всю амуницию к подъемнику. Кстати, в новом прокате к лыжам бесплатно дали очки.
Ски-пасс купили на полдня. За это время скатились только четыре раза: на высоте 2270 метров были большие очереди. Нижнюю трассу «Лесная» так и не открыли со вчерашнего вечера, поэтому вниз спускались в кабинке по канатной дороге.
После обеда вернулись в отель, чтобы немного отдохнуть. В номере было очень холодно: батареи перестали топить. Кроме батарей на весь номер был один дополнительный электрический обогреватель, который немного спасал положение.
Спросили у администрации отеля, что с теплом, — там сказали, что выясняют. Решили, что пройдемся по поселку и покатаемся на коньках. Надеялись, что к возвращению отопление включат. Катание на коньках стоит 500 ₽ в час, но мы покатались минут тридцать — больше не хотелось. Коньки староваты и не заточены, поэтому катание было не очень классным. Но и не худшим в жизни.
Вернулись около 18:00, но отопления все не было. Зато выключили свет. Через полчаса его дали, но в 19:00 снова выключили. Отопления и света не было только в трех рядом расположенных зданиях — наш отель как раз был одним из них.
Решили не сидеть в холодном и темном номере, а пойти поужинать в уже знакомом кафе-столовой. На ресепшене в нашем отеле в это время постояльцы ругались с администрацией. Клиентов можно понять: заплачены немалые деньги, а отопления в номере нет уже полдня, еще и свет отключен.
Хозяева и администратор гостиницы говорили, что специалисты исправляют поломку и нужно подождать. После слов гостей, что нужно принимать какие-то более действенные меры, последовал грубый ответ администрации: «Это не наша проблема. Не нравится — уезжайте». Такое отношение к клиентам, конечно, не красит отель. Мы не стали слушать ругань и ушли.
Когда к 20:00 мы вернулись, света еще не было. Скандалившие ранее постояльцы уже сидели за столиками недалеко от стойки администратора и пили шампанское — алкоголь и закуски, по-видимому, помогли исчерпать конфликт с хозяевами гостиницы. Мы решили уточнить про свет и тепло — администрация заверила, что электрики разбираются с подстанцией и скоро все наладят. В итоге свет дали к 21:00, вместе с ним включили отопление.
Четвертый день: обратная дорога в Краснодар
Как вы уже знаете, в день выезда завтрак в нашем отеле предусмотрен не был, поэтому пришлось идти в столовую, которая открывалась в 08:00. Поели, вернулись в отель, собрались и поехали домой.
На маршруте Домбай — Краснодар карты показывают два пути, один дольше другого на 30—40 минут. Когда ехали из Краснодара, доверились навигатору: «Яндекс» показал, что дорога через Майкоп и Мостовской быстрее. К сожалению, региональная трасса оказалась не очень хорошей: она узкая и плохо расчищена.
На обратном пути выбрали более длинный маршрут и не прогадали: дорога через Черкесск и Армавир более оживленная и скоростная. Если поедете по этому маршруту, советуем именно этот вариант. К тому же в Армавире заехали в кафе «Корица» — там мы регулярно обедаем в таких поездках. Добрались до Краснодара уже под вечер.
Расходы
На четверых взрослых мы потратили 50 136 ₽. При этом на лыжах катались только двое. Если бы катались вчетвером, вышло бы 62 736 ₽: дополнительно заплатили бы 4000 ₽ за два дня проката двух лыжных комплектов, 4800 ₽ — за два ски-пасса на полный день, 3800 ₽ — за два ски-пасса за полдня.
Траты на поездку на Домбай на четырех человек — 50 136 ₽
Отель | 20 000 ₽ |
Еда в кафе и столовых | 12 180 ₽ |
Ски-пассы | 8600 ₽ |
Прокат лыж на двух человек за два дня | 4000 ₽ |
Бензин | 2800 ₽ |
Продукты в магазине | 1056 ₽ |
Катание на коньках за двух человек | 1000 ₽ |
Прогулочный ски-пасс для одного человека | 500 ₽ |
Траты на поездку на Домбай на четырех человек — 50 136 ₽
Отель | 20 000 ₽ |
Еда в кафе и столовых | 12 180 ₽ |
Ски-пассы | 8600 ₽ |
Прокат лыж на двух человек за два дня | 4000 ₽ |
Бензин | 2800 ₽ |
Продукты в магазине | 1056 ₽ |
Катание на коньках за двух человек | 1000 ₽ |
Прогулочный ски-пасс для одного человека | 500 ₽ |
Что в итоге
Домбай — хороший горнолыжный курорт. Нам с братом понравилось там кататься больше всего, но, наверное, потому, что повезло и с погодой, и со снегом. В предыдущих поездках на другие курорты везло меньше. Очень понравились трассы. Но на Домбае, мне кажется, их меньше всего — один общий склон и не так много направлений. В Архызе и на Эльбрусе, насколько помню, есть два склона для катания, на Красной Поляне много трасс в разных направлениях.
Что касается качества трасс, то все зависит от количества снега. Например, на Эльбрусе в позапрошлом году снега было очень мало, поэтому и кататься было почти невозможно.
Сам поселок тоже неплохой. Из интересных особенностей: цены на блюда всегда начинаются от 50 ₽. Как мы поняли, так делают, чтобы округлять итоговую сумму и было проще давать сдачу — банковские карты к оплате не принимают. При этом сами продавцы часто дают скидки или округляют цены в пользу клиента. Например, один из ужинов обошелся нам в 1150 ₽, но кассир сделала скидку и попросила к оплате только 1000 ₽. К тому же чай и хлеб в столовых Домбая был бесплатный.
Минус в этой поездке — отель. Эпопея с завтраком, отношение к постояльцам, отключение отопления и света — не такого мы ждали от курорта. Но все равно советую съездить на Домбай: даже если не катаетесь на лыжах, стоит посмотреть местные горные пейзажи.
Напоследок хочу спросить у читателей про завтрак. Сталкивались с тем, что он включен во все дни, кроме дня выезда? Может, действительно существует такая практика? Напишите, пожалуйста, в комментариях.