«Шерегеш оказался слишком суров»: чем меня разочаровал горнолыжный курорт
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
В январе 2023 года мы поехали кататься на сноубордах в Шерегеш.
До этого были на Эльбрусе, Домбае, Амирсое и в Сочи. В этот раз выбрали Кемеровскую область, так как читали, что горы там довольно высокие с хорошим уклоном. На большинстве трасс даже опытные сноубордисты спускаются на заднем канте, чтобы гасить скорость.
За два месяца до поездки мы купили билеты из Москвы до Новокузнецка — в новогодние праздники на двоих вышло 40 000 ₽. Потом начали искать жилье. Сначала смотрели варианты на «Авито», но когда писали владельцам, они озвучивали цены по 10 000 ₽ за ночь. Нам это показалось неоправданно дорого. Забронировали отель за 32 557 ₽ на шесть ночей — он был самым дешевым из доступных на «Островке». Еще около 10 000 ₽ потратили на ски-пассы на четыре дня.
С учетом питания, такси и мелких расходов вся поездка обошлась больше чем в 100 000 ₽. В первую очередь мы ждали хорошего катания. К сожалению, с ним не сложилось. Но кроме качества трасс нас разочаровали и другие моменты.
![Шестидневная поездка в Шерегеш, на которую мы потратили больше 100 000 ₽, не оправдала ожиданий](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/dont-go-sheregesh-01.mknvwzppggxz..jpg)
Транспорт
Первая проблема, с которой мы столкнулись, когда прилетели, — транспорт. Планировали доехать из аэропорта до Шерегеша за 1000 ₽ на рейсовом автобусе, но он не пришел. Жутко замерзли, пока ждали на остановке. Когда попытались зайти обратно в терминал, чтобы погреться, нас не пустили.
От аэропорта до Шерегеша — около 180 километров. На такси такая поездка стоила запредельных денег. Мы добрались до автовокзала в Новокузнецке и выяснили, что ближайший рейс на горнолыжный курорт — через семь часов. Чудом повезло найти машину на «Бла-бла-каре». Доехали за два часа, заплатили по 500 ₽.
Во время отдыха с транспортом тоже было непросто. Нам ни разу не удалось дождаться автобуса из поселка до склона. Хотя на «Яндекс-картах» было написано, что он ходит. Приходилось ездить на машине по 3—7 километров в одну сторону. Цены начинались от 300 ₽, но «Яндекс-такси» получалось вызвать не всегда: спрос очень высокий.
На подъезде к горе стояли в пробках, а когда пытались уехать обратно в отель, долго ждали машину. После катания люди выстраивались на парковке и по очереди садились в подъезжающие такси. Мы взяли телефон у первого водителя, который нас подвозил, и обычно звонили ему, но он не всегда был свободен.
Жилье
Жили в «Шоротеле» — скромной трехэтажной гостинице. На мой взгляд, с учетом довольно удаленной локации она стоила слишком дорого. Нас поселили на последнем этаже. На первом была блинная, откуда разносились запахи еды. При этом завтрак не входил в стоимость проживания, да и заведение открывалось, когда мы уже были на склоне.
Номер оказался просторным, но холодным. Мы попросили обогреватель и включали его на ночь. Ходить босиком по ковру было небезопасно: дважды мне в ногу вонзалась металлическая стружка.
![Интерьер нашей гостиницы](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/dont-go-sheregesh-02.5u3qt2rk41de..jpg)
Трассы
На склоне действовала система отдельных ски-пассов для разных секторов, в которой было сложно разобраться. В кассах ничего толком объяснить не могли. Мы не всегда были уверены, что, спустившись по новой трассе, не нужно будет доплачивать за подъем. И однажды действительно попали в такую ситуацию.
Это произошло, когда в секторе А из-за сильного ветра закрыли нижний подъемник. Спустившись, мы не смогли подняться, так как у нас был ски-пасс в сектор Е. Пришлось платить по 400 ₽ с человека, иначе понадобилось бы ехать к нужному склону на такси.
После того как мы покатались на всех трассах в секторах A, B, F и Е, я расстроилась, потому что ни одна не понравилась по уровню уклона. Либо слишком пологие, либо слишком крутые «красные» — когда замерзали, спуск по ним становился опасным.
![Указатели на вершине горы Зеленой](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/dont-go-sheregesh-03.wpvozducupi5..jpg)
![Вывеска на прокате в секторе Е](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/dont-go-sheregesh-04.glgrfqfekn6l..jpg)
Единственная трасса, которая показалась мне относительно комфортной, — «Панорама». К сожалению, мы нашли ее в последний день. Оптимальный вариант для сноубордистов, не открывших для себя фрирайд. Была даже линия «волн» для желающих попрыгать через трамплины, а внизу — отдельная парковка. Но много неудобства доставляли снегоходы, которые курсировали там постоянно. Приходилось останавливаться и отъезжать в сторону, чтобы пропустить их.
Большинство подъемников в Шерегеше кресельные, открытые. Согреться, пока поднимались наверх, не успевали, скорее наоборот. На рыжей канатке есть закрытые гондолы, но спуск слишком крутой, даже смотреть на него снизу мне было страшно.
![Линия волн на трассе «Панорама»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/dont-go-sheregesh-05.s6wqszoll1in..jpg)
![Вечерний иглу у подножия сектора Е](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/dont-go-sheregesh-06.qjb3ys4henwt..jpg)
Климат
Еще одно разочарование — климат. Для меня в Шерегеше в январе оказалось очень холодно. Температура держалась на отметке −13 °С. Ближе к вершине мороз становился сильнее, ветер на фоне высокой влажности казался зверским. Иногда было «молоко» — туман и околонулевая видимость. Солнце за всю поездку показалось один раз. В тот момент удалось увидеть с горы поселок, но он был окутан дымкой. Говорят, это из-за близости угольного завода. На качестве воздуха такое соседство тоже сказалось: первые дни у нас першило в горле.
Из-за плохой погоды несколько раз закрывали вторую очередь подъемников или даже трассы целиком. Иногда это затягивалось на час, иногда — на четыре. Мы одевались максимально тепло, при спуске становилось жарко, а во время подъема все замерзало, я не чувствовала рук. В холодные и мрачные дни согреться не помогало ничего, поэтому после каждого спуска приходилось идти в ресторан.
![Вид с трассы «Каскад»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/dont-go-sheregesh-07.cgwwdm3uvqba..jpg)
Инфраструктура в поселке
Когда трассы закрывали из-за непогоды, мы шли гулять в поисках сувениров или обедать. Еда в поселке показалась средней, выделить какое-то место не могу. В заведениях на горе кормили вкуснее, но в них было дороже. В целом цены в кафе Шерегеша — на уровне московских.
По разу сходили в местный кинотеатр и баню рядом с отелем. Еще в поселке есть небольшой каток. Можно было заказать катание на снегоходах, но для этого пришлось бы ехать наверх на подъемнике — мы не стали. В остальном заняться больше нечем. Какой-то особенной атмосферы я не почувствовала: в Шерегеше отдыхают обычные люди из разных городов.
![Главная площадь поселка Шерегеш, из-за елки выглядывает кинотеатр «Мустаг»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/dont-go-sheregesh-08.4wvv1bijnevi..jpg)
![Каток в поселке размером с хоккейную коробку](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/dont-go-sheregesh-09.qumckycklsht..jpg)
![Этот магнитик я увидела в аэропорту и поняла, что он очень хорошо описывает эту поездку](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/dont-go-sheregesh-10.btz4faytnq7o..jpg)
Что в итоге
Шерегеш оказался для меня слишком суров во всем: трассы, подъемники, климат, цены. Это хорошая альтернатива зарубежным курортам, так как добраться туда можно относительно недорого. Но нужно быть готовым не к самым комфортным условиям. Думаю, место больше подходит для крепких мужчин или катания на учебной трассе.
Из плюсов могу отметить только отсутствие очередей. По сравнению с тем, что в то же время происходило в Сочи, казалось, что в Шерегеше совсем мало народу, хотя с каждым днем людей прибавлялось.
Желания повторно ехать в Шерегеш у меня не возникло. Главным образом из-за склонов: они мне не подходят. С гораздо большим воодушевлением отправлюсь еще раз в Узбекистан на курорт Амирсой, на Эльбрус или Домбай.