Можно ли вернуть деньги за провоз багажа в самолете, если не воспользовался услугой?
Купил билет на рейс из Москвы в Мурманск, в стоимость входил провоз до 10 кг багажа. Я думал, что возьму много вещей, и заранее оплатил услугу «Дополнительный багаж» за 1500 ₽. Она позволяла взять еще один чемодан весом до 20 кг.
В итоге дополнительный багаж мне не понадобился, — я взял на борт один чемодан весом до 10 кг. На стойке регистрации сотрудник сказал, что я могу вернуть деньги за неоказанную услугу, если обращусь в авиакомпанию. Но когда я написал перевозчику, тот ответил, что возврат не положен. Якобы багаж — неотъемлемая часть договора воздушной перевозки, изменение которого в одностороннем порядке не допускается. Законно ли это, если услуга не оказана?
Сотрудник авиакомпании неправ. Вам обязаны вернуть деньги за дополнительную услугу, которой вы не воспользовались. Подать заявку на возврат вы можете и до, и после вылета. Расскажу подробнее.
Почему деньги за багаж должны вернуть
Авиакомпания может не возвращать только деньги за провоз багажа, который включен в билет. Потому что эту услугу нельзя выделить из цены перевозки. По вашему тарифу это место багажа весом до 10 кг.
Но вы оплатили дополнительную услугу — провоз до 20 кг багажа. Она не входит в стоимость билета. И отказаться от нее, если вы не брали второй багаж, можно в любой момент — даже после перелета.
Авиакомпания обязана вернуть вам деньги. Если она этого не сделает, нарушит закон, поскольку это неосновательное обогащение .
Отказ от провоза дополнительного багажа не может считаться односторонним отказом от исполнения договора перевозки, потому что самой услугой перевозки вы воспользовались — улетели из Москвы в Мурманск.
Обычно авиакомпании публикуют инструкции о том, как вернуть деньги за провоз дополнительного багажа, если клиент не воспользовался услугой. Проверьте информацию на сайте вашего перевозчика.
Если договор с перевозчиком предусматривает, что возврат за такую услугу не положен, эти пункты можно оспорить в суде. Обычно их признают недействительными, потому что они ущемляют права потребителей.
Что делать в вашей ситуации
Напишите претензию по образцу и отправьте ее перевозчику в течение полугода с даты перелета . Ее можно выслать заказным письмом, в том числе электронным при помощи сервиса Почты России, или передать лично в офис авиакомпании. Если будете вручать документ лично, сделайте второй экземпляр для себя, чтобы сотрудники поставили на нем отметку о получении.
После того как перевозчик получит претензию, у него будет 30 дней на ответ.
Если авиакомпания не вернет деньги, вы можете обратиться в суд и потребовать выплатить вам :
- Стоимость неоказанной услуги.
- Компенсацию морального вреда.
- Неустойку, которая не должна превышать стоимость билета. Неустойку считают по формуле: не возвращенная в срок сумма × 3% × период просрочки. Просрочка начнется с даты, когда истечет 30 дней на рассмотрение претензии.
- Штраф — 50% от присужденной судом суммы.
Сначала направьте иск по почте в авиакомпанию. Затем вместе с подтверждением об отправке — в суд. Иск подают по месту вашего жительства, адресу ответчика или месту заключения или исполнения договора. Если сумма иска до 100 000 ₽, обращаются в мировой суд, если больше — в районный суд. При цене иска до 1 млн рублей, как в вашем случае, пошлину платить не нужно .
Дополнительно можете пожаловаться в Роспотребнадзор на нарушение прав потребителя. Есть несколько вариантов:
- заполнить форму на сайте ведомства с авторизацией через портал госуслуг, чтобы Роспотребнадзор провел внеплановую проверку по вашему обращению;
- отправить жалобу почтой в территориальное управление Роспотребнадзора вашего региона — можете выслать электронной заказное письмо сервисом Почты России;
- прийти на прием к специалисту Роспотребнадзора в вашем городе.
Роспотребнадзор не поможет вернуть вам деньги. Но ведомство вынесет авиакомпании предписание об устранении нарушений или оштрафует ее. Документы о результатах проверки ведомства будут дополнительным подтверждением ваших требований в суде. Но и без них вы можете выиграть дело.
Многие пассажиры не хотят тратить время и нервы, чтобы судиться из-за небольших сумм. Авиакомпании этим пользуются. Если бы процессов было больше, возможно, нарушения бы прекратились. Тем более что есть положительная судебная практика по таким делам.
Жительница Красноярска заплатила 6099 ₽ за авиабилет, 299 ₽ за выбор места и 1599 ₽ за провоз багажа. Но не смогла полететь, потому что легла на плановую операцию.
Пассажирка потребовала, чтобы авиакомпания вернула ей деньги. Она считала, что отказ от перелета был вынужденным — по состоянию здоровья. Ведь если человек снялся с рейса из-за болезни и может подтвердить это справкой врача, авиакомпания обязана вернуть стоимость перелета. Но перевозчик в выплате отказал, и пассажирка пошла в суд.
Мировой судья в возврате денег за билет отказал, поскольку операция у пассажирки была плановая, а значит, не может быть основанием для вынужденного отказа. А вот деньги за дополнительные услуги, которыми женщина не воспользовалась, присудил к возврату.
По решению мирового судьи авиакомпания должна вернуть пассажирке 1599 ₽ за провоз багажа, 299 ₽ за услугу выбора места и 949 ₽ штрафа за то, что деньги не перечислили добровольно. Апелляция оставила решение мирового судьи в силе .