Как отказаться от навязанного питания в поезде?

44
Аватар автора

Артем Коротков

спросил в Сообществе

Страница автора

Во многих поездах, обычно фирменных, у большинства или всех вагонов категория У1, то есть в стоимость включен один прием пищи за поездку. Отказаться от него нельзя. Например, это большинство купейных и спальных вагонов в поездах № 9/10 «Жигули» Москва — Самара, № 063/064 Самара — Санкт-Петербург. А в некоторых поездах № 059/060 «Волга» Нижний Новгород — Санкт-Петербург это все вагоны, кроме плацкартных и купе для людей с инвалидностью.

Считаю это прямым нарушением подпункта 5 пункта 2 статьи 16 закона о защите прав потребителей, который запрещает обуславливать приобретение одних услуг, в данном случае перевозки, приобретением других — питания. Пять лет назад ФАС уже обязывала РЖД это устранить, о чем в сети есть короткая заметка, однако они взялись за старое.

Год назад я писал в ФАС и Роспотребнадзор по этому вопросу, но получил отписки с предложением пользоваться другими поездами. Во время поездки ходил к начальнику поезда с требованием оформить отказ от питания для последующего обращения за возвратом, но тоже получил отказ.

Что сделать, чтобы отказаться от навязанного питания в поездке?

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Обязать перевозчика не включать питание в стоимость билета через суд не получится. Такие иски могут подавать только управления Федеральной антимонопольной службы и Роспотребнадзора или прокуратура. Но если УФАС и Роспотребнадзор отвечают отписками, их можно обжаловать.

Еще вы вправе через суд потребовать деньги за питание. Расскажу, как это сделать.

Письма о путешествиях и эмиграции
Истории о том, где отдыхать, учиться и жить, — в вашей почте по воскресеньям. Бесплатно

Что говорит закон о дополнительных услугах, от которых нельзя отказаться

Проезд и провоз багажа — это основная услуга, которая входит в билет. А питание, белье, гигиенический набор — дополнительные. У клиентов должно быть право от них отказаться. Если перевозчик не дает такой возможности, он нарушает закон о защите прав потребителей: согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 16 закона о защите прав потребителей нельзя обуславливать покупку одной услуги приобретением другой.

В отличие от авиаперелетов у пассажиров поездов почти нет выбора, какой компанией путешествовать. Они могут воспользоваться услугами ОАО «РЖД», его дочерних компаний, например АО «ФПК», или одной из частных компаний, таких как «Гранд-сервис-экспресс». Но последние охватывают меньше направлений, чем ОАО «РЖД». Поэтому железнодорожные перевозки — сфера естественной монополии  , и ее регулирует антимонопольное законодательство.

По закону о защите конкуренции, если компания доминирует на рынке, она не вправе ущемлять интересы потребителей. В том числе навязывать клиенту невыгодные условия или те, что не относятся к предмету договора.

На практике суды считают услугу навязанной, если у путешественника не было альтернативы. Например, все билеты на этот поезд предлагали только с питанием.

С такой ситуацией столкнулся житель Комсомольска-на-Амуре. Он купил билет с предоплаченным питанием в купе поезда в Хабаровск. На кассе мужчина просил не включать в стоимость дополнительные услуги, но сотрудница отказалась что-то менять.

Пассажир отправил письменную претензию начальнику вокзала, но не получил ответа. Тогда в присутствии начальника поезда и проводника он составил акт. В нем указал, что отказался от питания, а продуктовый набор вернул проводнику.

Когда мужчина вернулся домой, он отправил заявление на возврат денег на имя начальника вагонного участка. Ему отказали.

Пассажир обратился в суд. Он потребовал взыскать с перевозчика стоимость питания — 728 ₽, неустойку за то, что деньги не вернули в срок, — 1026,48 ₽, а еще моральный вред — 728 ₽.

Представитель компании заявил, что мужчина согласился с условиями перевозки и дополнительной услугой, когда купил билет. Но суд сказал, что билетов в купе без питания на поезд не было. Значит, перевозчик ограничил право выбора истца. Поэтому компания обязана возместить траты — 642 ₽ за оплату питания, 905,22 ₽ неустойки и 728 ₽ за моральный вред — и выплатить штраф 1137,61 ₽. Апелляционная инстанция оставила решение в силе. 

Когда у путешественника есть выбор, суды, как правило, принимают сторону перевозчика.  Они говорят, что пассажир мог не ехать в фирменном вагоне, где в билет входит питание и другие дополнительные услуги, а вместо этого купить билеты в обычный вагон СВ, купе или даже путешествовать в плацкартном. Там предоплаченных услуг нет.

Иногда суды и вовсе могут сказать, что пассажиру необязательно было ехать конкретно этим поездом.

Например, так было в ситуации, с которой столкнулся житель Московской области. Мужчина хотел взыскать с перевозчика деньги за дополнительные услуги, которые входили в билет, — питание и гигиенические принадлежности. Он потребовал вернуть 1374 ₽, выплатить 3503,70 ₽ неустойки, штраф и компенсировать моральный вред — 25 000 ₽.

Билеты мужчина покупал, чтобы попасть в санаторий. Он выбрал конкретный поезд, потому что для держателей соцпутевок к нему подавали автобус до санатория.

Суд сказал, что пассажир мог купить билет на поезд в вагон экономкласса либо плацкартный. Тарифы на проезд в таких поездах регулирует государство, и в них не включают дополнительные услуги. Еще суд указал, что у истца была возможность приехать другим поездом и самому добраться до санатория.

В компенсации пассажиру отказали. Апелляция и кассация оставили решение в силе. 

Как вернуть деньги за навязанную услугу

Вернуть деньги можно только за услугу, которой вы не воспользовались. Но даже в этом случае гарантии, что все получится, нет. Вот что я рекомендую сделать.

Сначала сообщите проводнику, что отказываетесь от питания, позовите начальника поезда и составьте акт об этом.

Затем напишите досудебную претензию по образцу. Приложите к ней билет и акт.

Отправить претензию можно в течение трех лет после покупки билета. Это делают Почтой России по юридическому адресу перевозчика, а в случае с РЖД можно воспользоваться виртуальной приемной. Если отправляете документ почтой, лучше выбрать заказное письмо, чтобы отслеживать доставку.

У компании есть 10 дней на ответ. Если она не вернет деньги, придется идти в суд. Иск можно подать по месту проживания, покупки билета или месту нахождения перевозчика.

К иску приложите акт и билет. Еще можно добавить распечатанные и подписанные вами скриншоты с сайта железнодорожной компании, на которых видно, что отказаться от питания нельзя. На снимках с экрана укажите дату и время, когда их сделали, адрес интернет-страницы и информацию о компьютере. Заверять скриншоты у нотариуса необязательно.

В суде вы можете потребовать:

  1. Возврата денег за питание.
  2. Выплаты неустойки. Ее считают по формуле: Сумма к возврату × 1% × Период просрочки. Просрочка начинается через 10 дней после того, как компании предъявили запрос на возврат денег. Например, если вы направите перевозчику требование о возврате 10 октября — с 21 октября.
  3. Штраф — 50% от суммы иска. Его взимают за то, что деньги не вернули добровольно.

Если у вас накопилось несколько билетов, можете подать один иск сразу за все. Но неустойку придется считать отдельно по каждому случаю. Главное, чтобы с момента покупки билетов не прошло больше трех лет: это срок исковой давности. Если какой-то билет купили раньше и представитель перевозчика обратит на это внимание суда, скорее всего, в выплате откажут.

Если билеты с предоплаченным питанием, при выборе вагона и места указан значок вилки и ложки. Источник: rzd.ru
Если билеты с предоплаченным питанием, при выборе вагона и места указан значок вилки и ложки. Источник: rzd.ru
В этом билете указано, что питание включено в стоимость
В этом билете указано, что питание включено в стоимость

Можно ли через суд обязать компанию убрать из билета дополнительные услуги

Если вы хотите изменить систему и защитить всех пассажиров от навязывания услуг, напрямую судиться с перевозчиком бессмысленно. Надо обращаться в Роспотребнадзор, УФАС или прокуратуру. А уже эти ведомства могут обязать компанию поменять условия продажи билетов или обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц. Если найдут нарушения, могут выписать штраф по части 2 статьи 14.8 кодекса об административных правонарушениях: перевозчику — 10 000—20 000 ₽, должностному лицу, например директору, — 1000—2000 ₽.

Например, житель Москвы столкнулся с такой же проблемой, что и вы. В 2013 году он покупал билеты из столицы в Самару и обратно для своей семьи. В билет входили допуслуги. То есть питание, постельное белье, печатная продукция и санитарно-гигиенический набор  .

Истец заявил, что в билетах указана только общая стоимость перевозки пассажиров. По его словам, в розничных магазинах продукты стоят почти в два раза дешевле. А рацион не подходит для детей, вегетарианцев и верующих.

Мужчина направил перевозчику претензию, в которой просил учесть доводы главного диетолога Нижегородской области. Клиент не требовал вернуть ему деньги, но попытался через суд признать включение допуслуг в билет незаконным. Но компания на это не отреагировала.

Суд сказал, что перевозчик был прав, поскольку пассажир купил билеты в вагон повышенной комфортности, а тарифы на них не регулируются государством. Истец мог выбрать другой вагон, где нет дополнительных услуг.

Еще суд пояснил, что с иском о нарушении запрета на злоупотребление доминирующим положением может обращаться только ФАС, поэтому в удовлетворении заявленных требований отказал. Апелляция оставила решение в силе. 

Если территориальные управления ФАС и Роспотребнадзора отвечают отписками, можете обжаловать их отказы в главных управлениях или районном суде. На это есть три месяца с момента, как вы получили ответ ведомства. В суд обращаются по месту жительства пассажира или адресу ответчика.

Укажите в иске, какую жалобу подавали в ведомство и что вам ответили. Пропишите, что нарушается ваше право на защиту интересов потребителя. К заявлению приложите копии писем и квитанцию об уплате госпошлины — 300 ₽  .

Такое дело должны рассмотреть за месяц, а если оно окажется сложным — за два. В течение трех дней после того, как суд примет решение, вам должны выслать копию.

Если суд признает бездействие ведомства незаконным, он обяжет его сделать свою работу.



Анастасия КорниловаСталкивались с проблемой навязанного питания? Расскажите, как пытались ее решить:
  • ЮиПА в самолете вы тоже оформляете отказ от питания?9
  • Артём КоротковЮиП, я в них не летаю )0
  • Биполярная ЗвездаПрекрасный вопрос, тоже хочу узнать ответ на него.7
  • Полина СпасоваСегодня столкнулась с такой же ситуацией, когда возвращалась от бабушки домой в Спб. Поезд «Арктика», маршрут Мурманск-Мск, затянула с покупкой остались одни билеты в купе с включенным питанием, в которых нельзя отказаться от него. Причем заметила это уже после покупки билета, так как в приложении практически незаметно этого пункта, текст о питании в скрытом тексте в описании вагона. Мне ехать 4 часа, зачем мне этот кислый ужин в поезде??? Я регулярно езжу на поездах по данному направлению, и не хочу платить за эту услугу!16
  • ТёмаТы чего-то пеареуслажняегь. Просто скажи проводнику что тебе еда не нужна и всё. Никто тебя есть не заставляет насильно.3
  • kuskus kuskusИщи форум сутяг8
  • Системный инженерГога, точно, всегда же можно в пространство между вагонами "сходить")15
  • Лимончеллапокупайте билеты в не фирменные поезда, или просто не ешьте. Можно подумать без еды билет будет стоить в 2 раза дешевле. Прям даже завидно становится, что у человека главная проблема в жизни - еда в поезде30
  • Артём КоротковНектарин, я же написал, что нет возможности отказаться.14
  • Far AwayНектарин, автор хочет не "не есть", а "не платить за еду, которую он все равно не ест".13
  • Артём КоротковЕсли бы ) это оплачивается на этапе покупки билета, отказаться и вернуть деньги не вышло даже через начальника поезда.5
  • Артём КоротковДамир, нет возможности отказаться оплатить. Вопрос в деньгах и только в них.8
  • Артём КоротковГога, нет, не вариант, ибо платить придётся в любом случае. Других вагонов может не быть, я описал это с примерами поезда, где их нет совсем.6
  • Артём Коротковjuarhala, если вы хотите поесть, для вас есть вагон-ресторан и услуга заказа питания в купе. И с какого рожна это из возможности превращают в незаконную обязанность, мне и не ясно.10
  • ЛимончеллаАртём, о, это где же в центре Москвы 2 обеда можно взять за 600 рублей? Комбо "5 за 300" в кфс, вы про эти обеды? Тогда уж лучше гречка с котлетой))20
  • Артём КоротковОльга, мне нравится кафе Му-му, недели три назад рублей в 350 поел очень сытно где-то недалеко от Красной площади. Суп, гарнир и мясо под сыром, РЖД так и близко не накормит. Кстати, о птичках — в Рускеальском экспрессе однажды пришлось взять билет с питанием. Ну, думаю, хоть 500р и переплатил, но хотя бы сыт буду. Ну-ну — принесли какой-то позорный бургер и на выбор что-то алкогольное, то есть мало того что заплатил, так ещё и выкинул самую дорогостоящую часть, ибо не пью. Мало того, что отказаться нельзя, так ещё и сервис днищенский.0
  • ЛимончеллаАртём, ага-ага. Я не поклонник данного заведения, но достаточно воспользоваться Гуглом, чтоб оценить ценник. И в 350 впихнуть полноценный обед с мясом нереал.13
  • Артём КоротковОльга, блин, да, наврал, извините. Тогда это один обед, зато полноценный, сытный и гораздо более вкусный.1
  • Oxygen2023Полина, сами же себе и ответили - не затягивать с покупкой билетов, если знаете, что выбор поездов маленький. По моему направлению наоборот очень мало купе с услугами и много плацкарта. Кстати, в "купе с услугами" в услуги входит не только питание, но и гигиенический набор и пресса.3
  • Биполярная ЗвездаOxygen2023, на тот гигиенический набор без слез не взглянешь. Неудобные тапочки, зубная паста и щетка, которые ничего не чистят. Это абсолютно бесполезная фигня, которая засоряет планету лишним пластиком. Насчёт покупать билеты заранее. Знаете, не у всех расписана жизнь на год вперёд. У меня лично отпуск и выходные плавающие и узнаю я о них не ранее, чем за месяц. И почему-то очень часто купе на удобные мне время и даты только с ненужными мне питанием и набором. То есть я вынуждена оплачивать мусор.15
  • MakiritoГога, Ну к примеру мой случай: жена и ребенок не любят эту еду в поездах, нам проще купить с собой что мы любим, зачем мне переплачивать за то, что я и так не буду, когда те же деньги могу потратить на еду из магазина, подготовившись к поездке?11
  • НеОнАртём, только в поезде нет выбора. А в центре Москвы есть0
  • Елена БяковаНемного не в тему САБЖа. Выкупив купе мне запретили пользоваться больше, чем 1 комплектом постельного. Спросила, оплачивается ли бельё отдельно. Ответ: "Нет" Если бы были другие варианты, как ехать без ущемления прав с животными, обязательно бы выбрала НЕ ПОЕЗДОМ. По моему направлению есть фирменный поезд и неудобный по времени (везёт целый световой день, вместо ночи на фирменном). Есть выбор в фирменном, т.е. можно без питания. Ехать не очень долго. Но опционально есть с питанием.0
  • Курочка ДрёмаМожно сэкономить место а чемодане и не волноваться о еде, но нет, человек не может жить без цели отстоять попранные права. А если все даже на первый взгляд ок, он найдёт, до чего докопаться. Ведь всем известно, что в России права граждан нарушают всегда и везде. Если вам так не кажется, вы: а) ватник, б) тупой, в) гоните, вы не в России.1
  • Мирослав СвободинА почему наши депутаты до сих пор не озаботятся этим важным для многих вопросом? Чего они ждут?0
  • Undisclosed MuseАртём, не всем достаточно спального места. фирменные поезда могут отличаться очень сильно. есть и обычные поезда с нормальными составами, но не все. в итоге: фирма едет на насколько часов меньше, есть кондер, биотуалет, в целом состав новее и чище, возле каждого места розетка, лучше бельё, те же пледы. это существенные различия. я сталкивалась с ними в поездах по маршрутам Мск - Оренбург и Мск - Волгоград, и после фирмы обычные больше не покупала, т.к. на мой взгляд переплата тысячи (в один конец, плацкарт) таки того стоит.1
  • Артём КоротковUndisclosed, ну вот разве что расписание существенно лучше. Кондёр, биотуалет, розетки, нормальное бельё и так есть.0
  • Ordinary PersonУ нас наоборот проблема, что многие направления не предлагают питание! А ведь такая удобная услуга0
  • ЧёрноКотовый КоточёрновичХз, с навязанным не сталкивался, но когда приходится ехать в поезде - последнее время беру хотя бы обед, потому что вполне себе неплохо и удобно. Да и ценник, в общем-то не особо велик, с учетом того, что поездки нечастые.0
  • Биполярная ЗвездаFar, то есть производить бесполезный пластиковый мусор и продавать его насильно - это нормально? О социальной ответственности бизнеса слышали что-нибудь? Или вы из тех, кому насрать в подъезде норм - убирайте кому не нравится? Заметили, что в моем комментарии, на который вы отвечаете, ни слова о питании? Но пишете вы мне зачем-то о нем. А почему я, отвечая, должна волноваться о ваших чувствах? Или всё-таки мы все друг другу что-то должны, чтобы не скатиться?1
  • user2796543На поезд 59 Нижний Новгород - Санкт-Петербург на декабрь т.г. в вагон СВ навязанное 2х разовое питание, набор и пресса стоят без нескольких рублей 5500 на человека1
  • боряНектарин, если ты заплатил 5000 руб. за 2У и тебе на завтрак принесли мюсли (которые я в жизни не ел. т.к. это не моя еда) с детским йогуртом и вареньем + омлет с колбасками + сырники (размороженные) со сметаной (росагроэкспорт). Попробуй это все съесть! Дальше описывать не буду. А сейчас хотят сделать 4У. Причем 2 вида питания на завтрак, обед /ужин и это будет стоить уже 10000 руб. на человека! Есть не заставляют. но деньги за питание берут!0
  • user2955567Покупала билет на 69 и обратно 70 Иркутск Красноярск, и Красноярск Иркутск по проездному билету к месту следования кардиологического центра на операцию.И меня заставили дополнительно доплатить по 1100, и обратно 1100.Есть эту еду было не возможно, Спросили у мужчины, который развозил этот корм( по другому назвать нельзя )Он ответил, что это всё загрузили в Москве в замороженном виде.Обратно вообще уже испорченный , подпахивал.Почему я должна платить за недоброкачественнный паёк ? Он мне даром не нужен, не то, что за деньги.Что за собирательство денег с населения ?В купе все выбросили эту еду в мусорку.Что за издевательство ?1