Как отказаться от навязанного питания в поезде?
Во многих поездах, обычно фирменных, у большинства или всех вагонов категория У1, то есть в стоимость включен один прием пищи за поездку. Отказаться от него нельзя. Например, это большинство купейных и спальных вагонов в поездах № 9/10 «Жигули» Москва — Самара, № 063/064 Самара — Санкт-Петербург. А в некоторых поездах № 059/060 «Волга» Нижний Новгород — Санкт-Петербург это все вагоны, кроме плацкартных и купе для людей с инвалидностью.
Считаю это прямым нарушением подпункта 5 пункта 2 статьи 16 закона о защите прав потребителей, который запрещает обуславливать приобретение одних услуг, в данном случае перевозки, приобретением других — питания. Пять лет назад ФАС уже обязывала РЖД это устранить, о чем в сети есть короткая заметка, однако они взялись за старое.
Год назад я писал в ФАС и Роспотребнадзор по этому вопросу, но получил отписки с предложением пользоваться другими поездами. Во время поездки ходил к начальнику поезда с требованием оформить отказ от питания для последующего обращения за возвратом, но тоже получил отказ.
Что сделать, чтобы отказаться от навязанного питания в поездке?
Обязать перевозчика не включать питание в стоимость билета через суд не получится. Такие иски могут подавать только управления Федеральной антимонопольной службы и Роспотребнадзора или прокуратура. Но если УФАС и Роспотребнадзор отвечают отписками, их можно обжаловать.
Еще вы вправе через суд потребовать деньги за питание. Расскажу, как это сделать.
Что говорит закон о дополнительных услугах, от которых нельзя отказаться
Проезд и провоз багажа — это основная услуга, которая входит в билет. А питание, белье, гигиенический набор — дополнительные. У клиентов должно быть право от них отказаться. Если перевозчик не дает такой возможности, он нарушает закон о защите прав потребителей: согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 16 закона о защите прав потребителей нельзя обуславливать покупку одной услуги приобретением другой.
В отличие от авиаперелетов у пассажиров поездов почти нет выбора, какой компанией путешествовать. Они могут воспользоваться услугами ОАО «РЖД», его дочерних компаний, например АО «ФПК», или одной из частных компаний, таких как «Гранд-сервис-экспресс». Но последние охватывают меньше направлений, чем ОАО «РЖД». Поэтому железнодорожные перевозки — сфера естественной монополии
По закону о защите конкуренции, если компания доминирует на рынке, она не вправе ущемлять интересы потребителей. В том числе навязывать клиенту невыгодные условия или те, что не относятся к предмету договора.
На практике суды считают услугу навязанной, если у путешественника не было альтернативы. Например, все билеты на этот поезд предлагали только с питанием.
С такой ситуацией столкнулся житель Комсомольска-на-Амуре. Он купил билет с предоплаченным питанием в купе поезда в Хабаровск. На кассе мужчина просил не включать в стоимость дополнительные услуги, но сотрудница отказалась что-то менять.
Пассажир отправил письменную претензию начальнику вокзала, но не получил ответа. Тогда в присутствии начальника поезда и проводника он составил акт. В нем указал, что отказался от питания, а продуктовый набор вернул проводнику.
Когда мужчина вернулся домой, он отправил заявление на возврат денег на имя начальника вагонного участка. Ему отказали.
Пассажир обратился в суд. Он потребовал взыскать с перевозчика стоимость питания — 728 ₽, неустойку за то, что деньги не вернули в срок, — 1026,48 ₽, а еще моральный вред — 728 ₽.
Представитель компании заявил, что мужчина согласился с условиями перевозки и дополнительной услугой, когда купил билет. Но суд сказал, что билетов в купе без питания на поезд не было. Значит, перевозчик ограничил право выбора истца. Поэтому компания обязана возместить траты — 642 ₽ за оплату питания, 905,22 ₽ неустойки и 728 ₽ за моральный вред — и выплатить штраф 1137,61 ₽. Апелляционная инстанция оставила решение в силе.
Когда у путешественника есть выбор, суды, как правило, принимают сторону перевозчика.
Иногда суды и вовсе могут сказать, что пассажиру необязательно было ехать конкретно этим поездом.
Например, так было в ситуации, с которой столкнулся житель Московской области. Мужчина хотел взыскать с перевозчика деньги за дополнительные услуги, которые входили в билет, — питание и гигиенические принадлежности. Он потребовал вернуть 1374 ₽, выплатить 3503,70 ₽ неустойки, штраф и компенсировать моральный вред — 25 000 ₽.
Билеты мужчина покупал, чтобы попасть в санаторий. Он выбрал конкретный поезд, потому что для держателей соцпутевок к нему подавали автобус до санатория.
Суд сказал, что пассажир мог купить билет на поезд в вагон экономкласса либо плацкартный. Тарифы на проезд в таких поездах регулирует государство, и в них не включают дополнительные услуги. Еще суд указал, что у истца была возможность приехать другим поездом и самому добраться до санатория.
В компенсации пассажиру отказали. Апелляция и кассация оставили решение в силе.
Как вернуть деньги за навязанную услугу
Вернуть деньги можно только за услугу, которой вы не воспользовались. Но даже в этом случае гарантии, что все получится, нет. Вот что я рекомендую сделать.
Сначала сообщите проводнику, что отказываетесь от питания, позовите начальника поезда и составьте акт об этом.
Затем напишите досудебную претензию по образцу. Приложите к ней билет и акт.
Отправить претензию можно в течение трех лет после покупки билета. Это делают Почтой России по юридическому адресу перевозчика, а в случае с РЖД можно воспользоваться виртуальной приемной. Если отправляете документ почтой, лучше выбрать заказное письмо, чтобы отслеживать доставку.
У компании есть 10 дней на ответ. Если она не вернет деньги, придется идти в суд. Иск можно подать по месту проживания, покупки билета или месту нахождения перевозчика.
К иску приложите акт и билет. Еще можно добавить распечатанные и подписанные вами скриншоты с сайта железнодорожной компании, на которых видно, что отказаться от питания нельзя. На снимках с экрана укажите дату и время, когда их сделали, адрес интернет-страницы и информацию о компьютере. Заверять скриншоты у нотариуса необязательно.
В суде вы можете потребовать:
- Возврата денег за питание.
- Выплаты неустойки. Ее считают по формуле: Сумма к возврату × 1% × Период просрочки. Просрочка начинается через 10 дней после того, как компании предъявили запрос на возврат денег. Например, если вы направите перевозчику требование о возврате 10 октября — с 21 октября.
- Штраф — 50% от суммы иска. Его взимают за то, что деньги не вернули добровольно.
Если у вас накопилось несколько билетов, можете подать один иск сразу за все. Но неустойку придется считать отдельно по каждому случаю. Главное, чтобы с момента покупки билетов не прошло больше трех лет: это срок исковой давности. Если какой-то билет купили раньше и представитель перевозчика обратит на это внимание суда, скорее всего, в выплате откажут.


Можно ли через суд обязать компанию убрать из билета дополнительные услуги
Если вы хотите изменить систему и защитить всех пассажиров от навязывания услуг, напрямую судиться с перевозчиком бессмысленно. Надо обращаться в Роспотребнадзор, УФАС или прокуратуру. А уже эти ведомства могут обязать компанию поменять условия продажи билетов или обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц. Если найдут нарушения, могут выписать штраф по части 2 статьи 14.8 кодекса об административных правонарушениях: перевозчику — 10 000—20 000 ₽, должностному лицу, например директору, — 1000—2000 ₽.
Например, житель Москвы столкнулся с такой же проблемой, что и вы. В 2013 году он покупал билеты из столицы в Самару и обратно для своей семьи. В билет входили допуслуги. То есть питание, постельное белье, печатная продукция и санитарно-гигиенический набор
Истец заявил, что в билетах указана только общая стоимость перевозки пассажиров. По его словам, в розничных магазинах продукты стоят почти в два раза дешевле. А рацион не подходит для детей, вегетарианцев и верующих.
Мужчина направил перевозчику претензию, в которой просил учесть доводы главного диетолога Нижегородской области. Клиент не требовал вернуть ему деньги, но попытался через суд признать включение допуслуг в билет незаконным. Но компания на это не отреагировала.
Суд сказал, что перевозчик был прав, поскольку пассажир купил билеты в вагон повышенной комфортности, а тарифы на них не регулируются государством. Истец мог выбрать другой вагон, где нет дополнительных услуг.
Еще суд пояснил, что с иском о нарушении запрета на злоупотребление доминирующим положением может обращаться только ФАС, поэтому в удовлетворении заявленных требований отказал. Апелляция оставила решение в силе.
Если территориальные управления ФАС и Роспотребнадзора отвечают отписками, можете обжаловать их отказы в главных управлениях или районном суде. На это есть три месяца с момента, как вы получили ответ ведомства. В суд обращаются по месту жительства пассажира или адресу ответчика.
Укажите в иске, какую жалобу подавали в ведомство и что вам ответили. Пропишите, что нарушается ваше право на защиту интересов потребителя. К заявлению приложите копии писем и квитанцию об уплате госпошлины — 300 ₽
Такое дело должны рассмотреть за месяц, а если оно окажется сложным — за два. В течение трех дней после того, как суд примет решение, вам должны выслать копию.
Если суд признает бездействие ведомства незаконным, он обяжет его сделать свою работу.
покупайте билеты в не фирменные поезда, или просто не ешьте. Можно подумать без еды билет будет стоить в 2 раза дешевле. Прям даже завидно становится, что у человека главная проблема в жизни - еда в поезде
Артём, о, это где же в центре Москвы 2 обеда можно взять за 600 рублей? Комбо "5 за 300" в кфс, вы про эти обеды? Тогда уж лучше гречка с котлетой))
Сегодня столкнулась с такой же ситуацией, когда возвращалась от бабушки домой в Спб. Поезд «Арктика», маршрут Мурманск-Мск, затянула с покупкой остались одни билеты в купе с включенным питанием, в которых нельзя отказаться от него. Причем заметила это уже после покупки билета, так как в приложении практически незаметно этого пункта, текст о питании в скрытом тексте в описании вагона. Мне ехать 4 часа, зачем мне этот кислый ужин в поезде??? Я регулярно езжу на поездах по данному направлению, и не хочу платить за эту услугу!
Полина, сами же себе и ответили - не затягивать с покупкой билетов, если знаете, что выбор поездов маленький. По моему направлению наоборот очень мало купе с услугами и много плацкарта. Кстати, в "купе с услугами" в услуги входит не только питание, но и гигиенический набор и пресса.
Oxygen2023, на тот гигиенический набор без слез не взглянешь. Неудобные тапочки, зубная паста и щетка, которые ничего не чистят. Это абсолютно бесполезная фигня, которая засоряет планету лишним пластиком.
Насчёт покупать билеты заранее. Знаете, не у всех расписана жизнь на год вперёд. У меня лично отпуск и выходные плавающие и узнаю я о них не ранее, чем за месяц. И почему-то очень часто купе на удобные мне время и даты только с ненужными мне питанием и набором. То есть я вынуждена оплачивать мусор.
Гога, точно, всегда же можно в пространство между вагонами "сходить")
Нектарин, я же написал, что нет возможности отказаться.
Артём, ага-ага. Я не поклонник данного заведения, но достаточно воспользоваться Гуглом, чтоб оценить ценник. И в 350 впихнуть полноценный обед с мясом нереал.
Ольга, блин, да, наврал, извините. Тогда это один обед, зато полноценный, сытный и гораздо более вкусный.
Артём, только в поезде нет выбора. А в центре Москвы есть
Нектарин, автор хочет не "не есть", а "не платить за еду, которую он все равно не ест".
А в самолете вы тоже оформляете отказ от питания?
ЮиП, я в них не летаю )
Ищи форум сутяг
juarhala, если вы хотите поесть, для вас есть вагон-ресторан и услуга заказа питания в купе. И с какого рожна это из возможности превращают в незаконную обязанность, мне и не ясно.
Гога, Ну к примеру мой случай: жена и ребенок не любят эту еду в поездах, нам проще купить с собой что мы любим, зачем мне переплачивать за то, что я и так не буду, когда те же деньги могу потратить на еду из магазина, подготовившись к поездке?
Прекрасный вопрос, тоже хочу узнать ответ на него.
Дамир, нет возможности отказаться оплатить. Вопрос в деньгах и только в них.
Гога, нет, не вариант, ибо платить придётся в любом случае. Других вагонов может не быть, я описал это с примерами поезда, где их нет совсем.
Ты чего-то пеареуслажняегь. Просто скажи проводнику что тебе еда не нужна и всё. Никто тебя есть не заставляет насильно.
Если бы ) это оплачивается на этапе покупки билета, отказаться и вернуть деньги не вышло даже через начальника поезда.
Можно сэкономить место а чемодане и не волноваться о еде, но нет, человек не может жить без цели отстоять попранные права. А если все даже на первый взгляд ок, он найдёт, до чего докопаться. Ведь всем известно, что в России права граждан нарушают всегда и везде. Если вам так не кажется, вы: а) ватник, б) тупой, в) гоните, вы не в России.
Артём, не всем достаточно спального места. фирменные поезда могут отличаться очень сильно. есть и обычные поезда с нормальными составами, но не все. в итоге: фирма едет на насколько часов меньше, есть кондер, биотуалет, в целом состав новее и чище, возле каждого места розетка, лучше бельё, те же пледы. это существенные различия. я сталкивалась с ними в поездах по маршрутам Мск - Оренбург и Мск - Волгоград, и после фирмы обычные больше не покупала, т.к. на мой взгляд переплата тысячи (в один конец, плацкарт) таки того стоит.
Undisclosed, ну вот разве что расписание существенно лучше. Кондёр, биотуалет, розетки, нормальное бельё и так есть.
Немного не в тему САБЖа.
Выкупив купе мне запретили пользоваться больше, чем 1 комплектом постельного. Спросила, оплачивается ли бельё отдельно. Ответ: "Нет"
Если бы были другие варианты, как ехать без ущемления прав с животными, обязательно бы выбрала НЕ ПОЕЗДОМ.
По моему направлению есть фирменный поезд и неудобный по времени (везёт целый световой день, вместо ночи на фирменном).
Есть выбор в фирменном, т.е. можно без питания. Ехать не очень долго. Но опционально есть с питанием.
А почему наши депутаты до сих пор не озаботятся этим важным для многих вопросом? Чего они ждут?
У нас наоборот проблема, что многие направления не предлагают питание! А ведь такая удобная услуга
Хз, с навязанным не сталкивался, но когда приходится ехать в поезде - последнее время беру хотя бы обед, потому что вполне себе неплохо и удобно. Да и ценник, в общем-то не особо велик, с учетом того, что поездки нечастые.
Far, то есть производить бесполезный пластиковый мусор и продавать его насильно - это нормально? О социальной ответственности бизнеса слышали что-нибудь? Или вы из тех, кому насрать в подъезде норм - убирайте кому не нравится?
Заметили, что в моем комментарии, на который вы отвечаете, ни слова о питании? Но пишете вы мне зачем-то о нем.
А почему я, отвечая, должна волноваться о ваших чувствах?
Или всё-таки мы все друг другу что-то должны, чтобы не скатиться?