Как россияне сдают ЕГЭ
Семеро из десяти россиян считают, что ЕГЭ нужно отменить.
Причем в 2022 году сторонников единого государственного экзамена стало почти вдвое меньше, чем было в 2009: тогда его поддерживали 25% россиян, сегодня — 13%. Результаты соцопросов показывают, что распространено и другое мнение: ЕГЭ должны сдавать только те, кто собирается поступать в вуз. Такой позиции придерживаются 73% россиян. Сейчас экзамены обязаны сдавать все выпускники средних образовательных учреждений.
Мы посмотрели, как менялись правила ЕГЭ, как изменения повлияли на результаты и какие предметы чаще всего выбирают школьники.
Как менялись правила ЕГЭ
Единый государственный экзамен — форма государственной итоговой аттестации, которую проходят школьники одиннадцатых классов средних учебных заведений: школ, лицеев и гимназий. ЕГЭ с 2009 года служит одновременно выпускным экзаменом, который позволяет оценить, чему ученики научились в школе, и вступительным — в вузы.
Два предмета — русский язык и математика — обязательны для всех выпускников. Другие можно выбрать по желанию, в зависимости от того, на какой факультет и специальность собирается поступать выпускник. Например, чтобы поступить на факультет компьютерных наук, нужно сдать информатику и профильную математику. Чтобы обучаться романо-германской филологии, необходимо сдать на ЕГЭ один из иностранных языков и обществознание. Обязательные предметы для каждого учебного направления устанавливает вуз.
За последние 12 лет изменения вносили в экзамены по каждому предмету. Правила сдачи экзаменов и содержание КИМ, то есть контрольно-измерительных материалов, менялись, как пишут сами организаторы ЕГЭ, «существенно или незначительно». Незначительные изменения — это, например, изменение формулировки или критериев оценки задания. Существенные корректировки — это, как правило, добавление в экзамен новых блоков заданий или изменение формата.
Чаще всего что-то меняли в ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам. Лидеры здесь — русский язык и обществознание: их корректировали по 12 раз. Возможно, причина в том, что эти предметы входят в тройку самых сдаваемых. Меньше всего трогали экзамен по китайскому языку: правки вносились два раза. Правда, этот предмет появился в перечне ЕГЭ только в 2019 году.
Мы собрали некоторые ключевые изменения, внесенные в ЕГЭ по разным дисциплинам, и посмотрели, как это отражалось на результатах школьников.
2012 год. В экзамене по истории появилось задание «Исторический портрет»: нужно выбрать одного из трех предложенных деятелей и написать о нем сочинение. Результаты школьников после введения нового задания практически не изменились: средний балл по итогам экзамена — 52,1. Годом ранее — 51,3.
2013 год. Произошла крупная утечка данных ЕГЭ: в интернет попали реальные экзаменационные варианты, в социальных сетях школьники решали задания и делились результатами за деньги. В итоге средний балл почти по всем предметам сильно вырос. Например, с 2009 по 2012 год результаты ЕГЭ по химии улучшались в среднем на один-два балла ежегодно, а в 2013 прирост составил сразу 10 баллов: 67,8 против 57,8 годом ранее.
Также заметно увеличился средний балл на экзамене по обществознанию. Если с 2009 по 2012 год результат среднестатистического школьника был на уровне 55—56 баллов, то после утечки данных в 2013 году он вырос до 59.
2014 год. Ужесточили контроль за процедурой сдачи экзаменов: пункты проведения ЕГЭ оснастили металлодетекторами и камерами видеонаблюдения. Также более жестким стал допуск тех, кто сдавал экзамен досрочно. В результате средний балл снизился по всем предметам, если сравнивать с 2013 годом: например, по русскому — с 63,9 до 62,5, по математике — с 49,6 до 39,6, по английскому — с 73 до 61,2.
2015 год. Экзамен по математике превратили в два с разными уровнями сложности: базовый и профильный. Базовый должны сдавать все школьники, профильный могут выбрать выпускники, которые планируют поступать в вуз на направления, где требуется этот предмет. Сдавать оба экзамена нельзя.
После этого нововведения средний балл по математике базового уровня вырос с 3,9 до 4,2 — здесь используют обычную школьную пятибалльную шкалу. Первый экзамен профильного уровня школьники сдали в среднем на 45,6 балла — для получения аттестата нужно было набрать как минимум 27.
В этом же году внесли существенные изменения в экзамен по русскому языку. В частности, КИМ разделили на две части: задания с кратким и с развернутым ответом. Возможно, именно из-за этого средний балл вырос с 62,5 до 65,9.
В экзамены по иностранным языкам вернули раздел «Говорение», который исключили в 2009 году. Эту часть экзамена можно сдать по желанию, чтобы набрать дополнительные баллы. В итоге средний результат увеличился с 61,1 в 2014 году до 64,8 в 2015.
2017 год. Из экзаменов по физике, химии и биологии исключили задания с выбором одного правильного ответа. В последующие годы тестовую часть убрали практически из всех экзаменов. Как видно по итоговым баллам, это не ухудшило ситуацию: по биологии средний результат остался на уровне 52 баллов, по химии снизился на 0,9 балла, а по физике, наоборот, вырос — с 50 до 53,2.
2019 год. Первый раз проводится ЕГЭ по китайскому языку. До этого, в 2016 году, пробный экзамен могли сдавать только амурские школьники.
2021 год. Серьезные перемены произошли в экзамене по информатике: его полностью перевели в компьютерный формат. Это позволило включить в КИМ задания на практическое программирование. В итоге средний балл увеличился с 61,2 до 62,8.
2022 год. Из КИМ по истории и обществознанию убрали одно из самых сложных заданий — сочинение. Это положительно сказалось на общем результате: средний балл по обществознанию в 2022 году вырос на 8,4%, с 56,4 до 61,1, по истории — на 18%, с 54,9 до 64,8.
Из экзамена по профильной математике исчезли простые задания, которые соответствовали базовому уровню. Зато появились задачи на анализ функции и сложную вероятность. Из-за этого снизился процент выпускников, которые сдали предмет на 70 и более баллов — столько нужно набрать по математике и русскому тем, кто претендует на золотую медаль. Поэтому часть школьников осталась без аттестатов с отличием.
Также увеличилась доля выпускников, не сдавших экзамен по математике вообще, то есть не набравших минимального количества баллов. В 2022 году профильную математику не сдали 20,5% учеников, в2021 — 7,6%. Несмотря на это, средний балл по математике вырос — с 55,1 до 56,68.
В экзамене по литературе появились задания на знание зарубежных произведений, хотя раньше вопросы касались только отечественных. В самом масштабном задании — сочинении — стали оценивать не только то, как выпускник раскрыл тему, но и грамотность. Это отразилось на общем результате: средний балл по этому предмету снизился с 66 до 60,8, а количество стобалльников уменьшилось с 1355 до 1072.
Какие предметы школьники выбирают чаще всего
Всего в 2022 году ЕГЭ можно было сдавать по 15 предметам: это русский язык, математика — базовый и профильный уровни, информатика, физика, химия, биология, география, обществознание, литература, история и иностранные языки — английский, немецкий, испанский, французский и китайский. Мы посмотрели, как менялась популярность разных предметов у школьников.
Русский язык. Его сдают все выпускники средних учебных заведений. Более того, этот предмет учитывается при поступлении на все вузовские направления в России — всего их 294, если считать бакалавриат и специалитет. Чтобы получить аттестат, на экзаменах по обязательным предметам школьник должен набрать минимальное количество баллов, по русскому языку это 24 балла. Чтобы получить шанс поступить в вуз, нужно набрать минимум 36 баллов.
Математика. Как мы говорили выше, экзамен по математике бывает двух уровней сложности — базовый и профильный. В 2020 и 2021 годах базовый экзамен по математике отменили из-за коронавируса. А тем, кто собирался поступать в вуз, разрешили сдать обязательные предметы в формате государственного выпускного экзамена, ГВЭ. По сути, это то же самое, но с более простыми заданиями.
Раньше такую форму использовали как альтернативу ЕГЭ для учеников с ограниченными возможностями здоровья и для тех, кто находится в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и колониях.
Преимущество профильной математики в том, что ее результаты, в отличие от базовой, засчитываются при поступлении в вуз. Минимальные требования для получения аттестата по математике — 3 балла для базового уровня сложности и 27 для профильного. Чтобы поступить на учебное направление, где требуется профильная математика, нужно набрать хотя бы те же 27 баллов.
В основном профильный уровень математики требуется для поступления на направления, связанные с техникой, технологией и естественными науками. Но есть и гуманитарные факультеты, где абитуриентам нужно сдать профильную математику: например, психологии, менеджмента, социологии.
В первый год после появления математики профильного уровня ее сдали 72% выбравших этот предмет одиннадцатиклассников. С тех пор она занимает первое место по популярности среди необязательных предметов.
Но в последние годы математику профильного уровня сдают реже. В 2022 году, после усложнения, о котором мы писали выше, количество сдающих профильный экзамен снизилось на 21% — с 366 до 302 тысяч.
Обществознание. Изначально именно оно было самым популярным среди необязательных предметов: в 2010 году этот экзамен выбрали 47% школьников, в 2011 — 34%, в 2012 — 51%, в 2013 — 60%, данных по 2014 году нам найти не удалось. После появления профильной математики обществознание стало вторым по популярности экзаменом.
Обществознание требуется для поступления как на гуманитарные, так и на прикладные специальности: маркетинг, логистика, журналистика, реклама и PR, медицина и здравоохранение.
Количество желающих сдать экзамен по обществознанию также снижается: в 2022 году его выбрали около 38% сдающих ЕГЭ, годом ранее — 45%.
Физика. Этот предмет остается в пятерке самых популярных и в 2022 году сравнялся с информатикой: на последнем ЕГЭ обе дисциплины сдавали 14% школьников. Физика нужна для поступления на технические направления и специальности, связанные с ИТ: нефтегазовое дело, фундаментальная математика и механика, наноинженерия. В этом году инженерные и технические специальности получили больше всего бюджетных мест — 251 тысячу.
Информатика. В последние годы экзамен «Информатика и ИКТ» вошел в пятерку самых сдаваемых. Если в 2010—2013 годах его выбирали около 7% участников ЕГЭ, то в 2022 году — вдвое больше. Это связано с повышенным интересом школьников к ИТ-профессиям. По данным исследования «Суперджоба», треть абитуриентов хотят стать программистами. Для поступления на специальности, связанные с компьютерными науками или прикладной математикой, нужны профильная математика и информатика.
Иностранные языки. Также за последние 12 лет на треть выросло количество школьников, которые сдают иностранные языки. В основном рост произошел за счет английского: в 2010 году его сдавали 8% участников ЕГЭ, в 2022 — около 12%.
Другие языки — немецкий, французский, испанский и китайский — сдают реже, и с годами количество участников почти не увеличивается. Например, и в 2010, и в 2022 году немецкий выбрали 0,4% сдающих ЕГЭ. Возможно, это связано с тем, что в основном в школах преподают английский язык.
История. Популярность экзамена по истории немного снизилась, но он остается в числе востребованных — его сдают 12% школьников. Причина — повышенный интерес к профессиям юриста, экономиста и управляющего менеджера. История и обществознание — две дисциплины, которые чаще всего нужны абитуриентам для поступления на эти направления в вузы.
Биология. В 2022 году экзамен по биологии сдавали 15% школьников, что меньше, чем годом ранее, однако предмет остается третьим по количеству участников.
По данным исследования, которое провели RAEX и «Поступи онлайн», у российских абитуриентов вырос интерес к специальностям «фундаментальная медицина» и «биологические науки» — об этом свидетельствует посещаемость профильных страниц сайта «Поступи онлайн».
География. Первое место в рейтинге предметов-аутсайдеров — у географии: на протяжении 12 лет ее сдают не более 3% выпускников. Низкая популярность дисциплины связана с тем, что она мало где числится в требованиях при поступлении в вузы. Однако в 2022 году ЕГЭ по географии появился в списках на 11 факультетах МГУ, например на геологическом, экономическом, политологии и мировой политики. Это должно повысить популярность предмета.
Литература. По этой же причине на едином государственном экзамене не востребована литература — ее сдавали не более 7% школьников. Учебных направлений, где требуется знание литературы, не так много: 721 программа на 352 вуза, то есть 13,4% от всех программ. В основном они связаны с медиа, искусством и дизайном: журналистика, телевидение, искусствоведение, актерское искусство, живопись.
Для сравнения: сдав обществознание, можно поступить на 2170 направлений в 860 вузах — это 40,4% программ, которые представлены в высших учебных заведениях России.