«Малина с молоком — м-м-м!»: воспоминания о даче и детстве, от которых щемит в груди
Детство многих людей проходило у бабушки в деревне или на даче.
Пока взрослые таскали тяжелые лейки и окучивали грядки, можно было соорудить шалаш, поиграть с друзьями в карты или искупаться на речке. Читатели Т—Ж поделились историями тех времен, от которых накатывает ностальгия. Может, какая-то из них отзовется и в вашем сердце — приходите в комментарии, будем вспоминать вместе.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
О самых интересных журналах на свете
У меня в детстве была не дача, а садовый участок с домиком, но жить там не жили. Я все детство читал там книги, журналы «Вокруг Света» — их там было огромное множество стопок, и это было одно из самых интересных занятий. Остальное мне не нравилось. А родители с энтузиазмом все обрабатывали, и это был, можно сказать, образцовый участок.
Потом умерла бабушка, я вырос и уехал, постарела и заболела мама. Сейчас, когда постарел отец и умерла мама, там никто не бывает. И я стараюсь там не бывать, потому что, когда видишь, как обветшал дом и все в зарослях дикой ежевики, появляется щемящее чувство потери. Сейчас я бы по-другому оценил то время.
О лунной дорожке и малине с молоком
У меня только положительные воспоминания о даче. Родители купили участок в 1978 году, мне 10 лет. Туалет был первым строением. Туалет-сарай. Потом небольшой дом, щитовой, на два этажа. Участок на берегу Оби. Сколько с балкона я смотрел на лунную дорожку!
Особо меня не припрягали — так, полить-накачать, прополоть чуток. У бабушки все росло: клубника, вишня, крыжовник. Малина с молоком — м-м-м! И ребятишки были, рыбалка, костер на берегу, страшные истории.
Бабушка умерла, а мама уже не так относилась к даче — мне отдала, ездить перестала. А я, когда купил деревенский дом, отдал дачу брату, он теперь там рулит.
О бане, драниках и Наталье Орейро
Дача в детстве — это отдельная планета, со своим временем, особыми дачными друзьями и абсолютным балдежом.
Помню, как любили ходить в баню и слушать там хиты Наталии Орейро или Алсу. Затем распаренные выходили на улицу, чтобы вылить таз с водой в мяту, и замирали от красоты заката. А в это время мятный запах растекался вокруг. Потом мы быстрее бежали есть бабушкины горячие драники. И так было хорошо!
А вечером лежишь на втором этаже, в своем воображаемом замке, и болтаешь с подружкой о своих мечтах и о том, какой будешь, когда станешь взрослой.
О медведках с прицепом и помидорах, дозревающих на газетке
Помню, как полола грядку и из земли вылезла медведка с прицепом. Фу-у-у! И как мы с братом собирали красную смородину, а на кустах сидели гусеницы или пауки с паутиной. Вляпаешься в эту паутину — и непонятно, отчего громче визжишь: от неприятного ощущения на руке или оттого, что не знаешь, куда этот паук побежал. Вдруг под рубашку?
Я любила то время, даже несмотря на то, что многое на даче для меня как для белоручки было страшно. Нравилось забираться на второй этаж бани, где на газетке дозревали зеленые помидоры и пахло как в теплице. И нравилось прикалываться над братом, который собирал смородину преимущественно себе в рот. Многое бы отдала, чтобы вернуться туда, где мы были детьми и нас было двое. Сейчас брата уже нет в живых.
О веселых поездках на электричке
С детства ездила на дачу к бабушке. Именно там я научилась плавать, лазать по деревьям, разводить костер, печь в его углях картошку, управлять весельной лодкой, рыбачить, собирать ягоды и грибы. Мое лето на даче — одно из самых лучших и счастливых времен моей жизни.
Помню, как мы возвращались в переполненной электричке. Пассажир случайно из-за давки и движения поезда заехал ногой в ведро с клубникой нашей соседки по даче. Женщина эта была страсть как возмущена, а пассажир ей говорил: «Вам-то что? Переберете ягоды дома, в огороде еще вырастут, а мне как с такой ногой в ягодах до дома идти?» :)
Об ароматном травяном чае и оладушках
В возрасте 7—15 лет я любил дачу: там было хорошо жить вместе с родными людьми. Это было беззаботное детство, в котором мы с братом целыми днями бегали на речку или играли в саду, а по вечерам ужинали бабушкиными пирожками или оладьями, запивая их чаем из растущих в саду ароматных трав.
Иногда после рабочего дня к нам приходила моя мама, и мы сидели в беседке всей семьей, а по праздникам к нам присоединялись другие родственники, и тогда за столом собирались по 10—12 человек.
Повзрослев, я потерял интерес к этому месту. Появились другие увлечения и дела: работа и подработки, машина, гараж, водомоторный транспорт, путешествия. После того как я побывал во множестве мест с дикой природой, дача стала казаться слишком маленькой, скучной и зажатой из-за соседей со всех сторон.