Как посмотреть Екатеринбург и Уральскую биеннале за выходные
Я работаю медиатором — рассказываю людям об арт-объектах на выставках. В октябре мы с подругой спонтанно взяли билеты и улетели в Екатеринбург на биеннале.
Уральская индустриальная биеннале — художественный фестиваль, который проходит с 2010 года. Мы решили, что это отличный повод познакомиться со столицей Урала и современным искусством. Фестиваль проводят в разных исторических зданиях города, заполняя их арт-объектами. Например, на почте или в бывшей гостинице вдруг появляются картины и инсталляции. Площадками биеннале становятся местные музеи, здания кинотеатров и промышленные предприятия.
Расскажу, как лучше спланировать посещение фестиваля, что там можно увидеть и сколько денег придется потратить. Еще перечислю здания в стиле конструктивизма и стрит-арт-объекты Екатеринбурга, которые тоже стоит посетить, совместив их осмотр с биеннале.
Траты в Екатеринбурге за выходные на одного — 12 648 ₽
Перелет из Москвы в Екатеринбург и обратно | 7000 ₽ |
Еда | 1960 ₽ |
Жилье | 1924 ₽ |
Такси из аэропорта в город и обратно | 1000 ₽ |
Входные билеты на биеннале | 700 ₽ |
Поездки на метро | 64 ₽ |
Траты в Екатеринбурге за выходные на одного — 12 648 ₽
Перелет из Москвы в Екатеринбург и обратно | 7000 |
Еда | 1960 ₽ |
Жилье | 1924 ₽ |
Такси из аэропорта в город и обратно | 1000 ₽ |
Входные билеты на биеннале | 700 ₽ |
Поездки на метро | 64 ₽ |
О чем расскажу
Как добраться
Мы летели в Екатеринбург на самолете из Москвы. Билеты купили у S7 за пять дней до поездки за 7000 ₽ в обе стороны. Перелет длился 2,5 часа, на борту давали напитки и злаковый батончик.
Из аэропорта Кольцово до центра города ехать полчаса. Мы взяли «Яндекс-такси», заплатили 500 ₽. Еще можно сесть на автобус № 1 на остановке около аэропорта и доехать до Центрального железнодорожного вокзала. Автобус ходит каждые полчаса, время в пути — от 40 минут до часа. Проезд стоит 30 ₽. Есть аэроэкспресс, но из аэропорта он ходит всего два раза в день: в 08:29 и 20:31. Неудобно, зато дешево: 64 ₽.
На мой взгляд, если едете на выходные, удобнее вылетать в пятницу вечером или субботу утром. Мы летели ночью, а заселение в квартиру было в 14:00, и поспать нам не удалось. Всю субботу ходили по выставкам и городу как зомби.
Где поселиться
Жилье в Екатеринбурге лучше снять ближе к центру, где сосредоточены все достопримечательности и локации биеннале. В отелях, например Hyatt Regency, Hyatt Place, Tenet, Novotel, во время биеннале действует программа лояльности для путешественников: жилье можно забронировать со скидкой до 20%. Везде достаточно сказать промокод «Биеннале» при бронировании, никакие другие подтверждения не нужны.
Мы сняли жилье на Airbnb. Бюджетная квартира-студия на двоих стоила 1935 ₽ в сутки. Она располагалась в старом советском доме 1937 года на проспекте Ленина. Это центр города: от квартиры до одной из локаций биеннале на Главпочтамте можно дойти за 14 минут. Хозяин разрешил нам заселиться раньше, а внутри было все необходимое, даже питьевая вода.
Как устроена биеннале
Биеннале проводят один раз в два года. Мероприятия делят на основной проект, который проходит в разных зданиях Екатеринбурга, и работу арт-резиденций в городах и поселках региона.
Площадки в Екатеринбурге. В 2021 году в городе под фестиваль отданы восемь локаций: здание городского цирка, Главпочтамт, бывший кинотеатр «Салют», Уральский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина, фотографический музей «Дом Метенкова», новый цех действующего Уральского оптико-механического завода — УОМЗ, Музей истории и археологии Урала и Белая башня на Уралмаше.
Разные локации, по задумке кураторов, позволяют максимально задействовать в биеннале город, превратить его в участника выставочного проекта. Их цель — сделать искусство частью жизни Екатеринбурга.
За посещение каждой площадки нужно платить отдельно. Вход стоит от 100 до 500 ₽. Билеты на перформансы в цирке, выставки в Доме Метенкова и Уральском филиале ГМИИ им. А. С. Пушкина нужно покупать на месте. Вход в Музей истории и археологии Урала можно оплатить на сайте музея за 100 ₽. На Уральский оптико-механический завод и в бывший кинотеатр «Салют» продают общий билет за 500 ₽ на сайте музея имени Пушкина.
- 1200 ₽
Главпочтамт можно посещать бесплатно. Белая башня в качестве локации работала до 1 ноября. Посещение всех площадок обойдется в 1200 ₽. Выставки открыты с 12:00 и до позднего вечера, понедельник — выходной.
Арт-резиденции в регионе. Еще художники приезжают на уральские предприятия и создают арт-объекты в городах и поселках Урала: Кыштыме, Сатке, Челябинске, Соколе, Асбесте, Нижнем Тагиле, Полевском и Черноисточинске. Главное условие — работа с уральским индустриальным наследием.
Например, художник Павел Отдельнов исследовал аварию 1957 года на химкомбинате «Маяк» около Кыштыма. Результатом стала выставка «Звенящий след». А Иван Горшков вдохновлялся технологией обработки меди и работой Кыштымского медеэлектролитного завода, КМЭЗ, и создал в Кыштыме скульптуру «Дразнилка». Короткие документальные фильмы обо всех арт-объектах можно увидеть на итоговой видеоинсталляции в Верхней Пышме.
Из Екатеринбурга до арт-резиденций можно доехать на машине, рейсовых автобусах или взять тур от организаторов биеннале. Например, организованная поездка в Верхнюю Пышму стоит 700 ₽. В тур входит посещение двух выставок и экскурсия с куратором, а также беседа с художником Павлом Отдельновым и искусствоведом Мариной Соколовской. Можно отправиться в Верхнюю Пышму самостоятельно на междугороднем рейсовом автобусе № 111 Екатеринбург — Среднеуральск, проезд стоит 33,5 ₽.
Другая интересная поездка от организаторов — в Сокол и Кыштым. Она занимает весь день и стоит 2500 ₽. Именно там можно увидеть выставку «Звенящий след» о последствиях атомной аварии и инсталляцию «Дразнилка» в реке Кыштымка.
Но мы решили никуда не выезжать и за два дня осмотреть экспозиции в городе.
Что можно увидеть на биеннале
В этом году биеннале проходит под девизом «Время обнимать и уклоняться от объятий». Это измененная фраза из Екклесиаста — книги, входящей в Ветхий Завет. Кураторами основного проекта выступила команда из Берлина. Вдохновением для них стал роман-антиутопия Евгения Замятина «Мы», поэтому каждая локация биеннале отсылает к его героям и образам. Например, Главпочтамт становится воплощением персонажа романа I-330, а все экспонаты в нем посвящены идее революции и свободы, в которую верит герой.
Локации биеннале лучше изучить с медиатором — проводником, помогающим зрителю найти подход к искусству. В «Салюте», УОМЗе, цирке и на Главпочтамте есть бесплатные экскурсии, где рассказывают об основных идеях выставок. Они проходят по будням в 19:00, в выходные — в 12:00, 15:00 и 18:00. Для участия нужно купить входной билет и зарегистрироваться на стойке информации.
Если приехать в Екатеринбург в пятницу, то в субботу можно попасть на две экскурсии в 12:00 и 15:00 — например, на Главпочтамт и в «Салют», которые расположены рядом, — а вечером отправиться на перформанс в цирк. В какой последовательности осматривать локации, не имеет значения.
На следующий день можно доехать до УОМЗа, чтобы попасть на экскурсию в 12:00, заехать в Уральский филиал ГЦСИ, а дальше осматривать город. Если больше интересует индустриальная часть биеннале, то стоит поехать в Сокол и Кыштым или Верхнюю Пышму.
За два дня мы успели посетить три площадки фестиваля и два перформанса, а еще погулять по городу. Мы были в довольно расслабленном состоянии, не спешили и старались насладиться путешествием, поэтому посмотрели не все. Опишу то, что нам удалось увидеть.
Площадка Уральского оптико-механического завода меня поразила: это действующее предприятие, внутри разносится шум от работающих двигателей, а экспозиция отделена от производственной части тонкой перегородкой.
Там можно увидеть закольцованный кадр из фильма израильской художницы Яэль Бартаны «Две минуты до полуночи», на котором крупным планом изображено лицо женщины с длинными седыми волосами и пронизывающим взглядом. Это последняя часть проекта о том, что было бы, если бы женщины правили миром.
Другой арт-объект — огромная белая салфетка боснийской художницы Шейлы Камерич, которую она вязала 700 дней. Салфетка похожа на сеть и отсылает к традиционному разделению домашних дел в семье, труду женщин и их желанию вырваться из привычных стереотипов. Есть работа болгарского художника Антона Стоянова из грязных белых носков, которые он собрал за время карантина. Он всегда рисует в белых носках, и в этом случае они стали для него символом работы взаперти и тяжелого периода пандемии.
Выставка в здании бывшего кинотеатра «Салют» посвящена главному герою романа «Мы» Д-503 — математику и инженеру. Это сложный персонаж, он склонен к рефлексии и много рассуждает. Так и зрителям в «Салюте» предстоит порассуждать на темы, поднимаемые художниками.
Формат выставки — возможность свободно передвигаться по всем зрительным залам кинотеатра, куда мы обычно попадаем, только покупая билет на каждый сеанс. В каждом из них демонстрируют видеоработы участников биеннале. Например, в большом кинозале показывают полную версию фильма Яэль Бартаны «Две минуты до полуночи» о том, как развивались бы события, если бы женщины правили миром. Еще можно увидеть черно-белый короткометражный фильм художницы Ларисы Сансур In Vitro о жизни после экологической катастрофы.
Необычное ощущение, когда заходишь в зрительный зал, где на экране идет фильм, но на сиденьях — никого. Можно за один вечер почувствовать себя посетителем выставки и зрителем кино, куда ты как будто попадаешь бесплатно.
Видеоинсталляции и короткометражки биеннале — последние фильмы, которые можно увидеть в «Салюте»: кинотеатр, основанный в 1912 году, закрыли в 2020, чтобы передать городскому дворцу творчества.
В Екатеринбургском цирке проходят инсталляции и перформансы, отсылающие к персонажу романа Замятина О-90. Кураторы проводят параллель между представлениями с участием людей и животных, происходящими обычно на арене цирка, и характером героини — напористым и страстным.
Здание цирка было открыто в 1980 году. Мне особенно нравится его архитектура и большой купол из полуарок. Там каждые выходные проходят перформансы, где задействуют главную арену цирка, ее оборудование и возможности освещения. Получается очень зрелищно.
Мы успели посетить два перформанса. Мне запомнился Exit from the Gallows — об обществе, которое выражает агрессию через насилие. Во время перформанса на полу лежит девушка, закутанная в три полосы красной ткани. Эти полосы прикреплены к поясу трех мужчин. В тишине они расходятся в разные стороны, освобождая девушку от ткани. Затем один из них цепляет за ее наряд страховочную цепь для трюков и подвешивает ее над ареной вниз головой. К нему присоединяется второй мужчина, и вместе они начинают раскачивать ее как маятник.
Второй — «Инверсия будущего» Ширана Элиасерова и Амира Шпильмана в сотрудничестве с художницей и исполнительницей каскадерских трюков Хельгой Вретман. В нем обыгрывают проблему адаптации человека к внешним условиям: девушка как будто пытается встать с матов, разложенных в центре арены, но мужчина каждый раз резко тянет за прикрепленную к ее спине веревку, а затем отпускает. В итоге девушка то зависает в воздухе, то ударяется всем телом о поверхность.
Происходящее сопровождают музыкальные звуки, которые создают ритмический рисунок перформанса.
До Главпочтамта мы успели дойти поздно вечером, когда он уже закрылся. Но первый экспонат можно увидеть, не заходя внутрь. На фасаде красуется вывеска в виде телеграммы: «Во все завтра зпт в которые мы предпочитаем не верить тчк».
Я читала, что внутри стоит почтовый ящик, и любой посетитель может отправить письмо себе или знакомым, но дойдет оно только через сто лет. По задумке художника, их передадут на хранение в архив УФПС Свердловской области и отправят адресатам в 2121 году. При этом во время биеннале почта работает в обычном режиме — удивительно.
Мне больше всего запомнились перформансы: они дают ощущение присутствия в моменте творения и проходят как представления в театре или цирке. Даже если вы приехали в город не за искусством и не хотите посещать остальные локации, на перформанс в цирке все же советую выделить час.
Что еще посмотреть в городе
Конструктивистские здания. Екатеринбург похож на музей конструктивизма: в городе несколько сотен конструктивистских зданий, построенных в 1920—1940 годах прошлого века. Для этого стиля характерны строгость, монолитность и лаконичность. Местные жители даже водят экскурсии по памятникам конструктивизма.
Если времени мало, то для знакомства с этим стилем достаточно пройти по проспекту Ленина: там сосредоточена большая часть подобных построек. Например, комплекс зданий «Городок чекистов», гостиница «Исеть», Музей истории и археологии Урала. Все они — локации биеннале, поэтому их можно рассмотреть не только снаружи, но и изнутри.
Белая башня — тоже памятник конструктивизма. Она построена в 1931 году и раньше выполняла функции водонапорной. Башня находится в районе Уралмаша и за годы существования стала его символом. Добраться до башни можно на метро до станции «Уралмаш», а затем пешком или на такси. На сайте башни публикуют объявления об экскурсиях. Групповая часовая экскурсия стоит 250 ₽, индивидуальная — 3000 ₽. Башня находится далеко от центра, идти пешком от метро — 40 минут. Поэтому если вы не фанат архитектуры авангарда, то ехать туда не стоит.
Здание бюро Нормана Фостера. Здание штаб-квартиры «Русской медной компании» на Горького, 57, построено в стиле известного современного архитектора Фостера, но сам он в проекте не участвовал. Автор здания — старший партнер бюро Люк Фокс.
Фасад напоминает структуру кристаллической решетки меди, его цвет снаружи и внутри тоже отсылает к меди. Выглядит впечатляюще, особенно в рамках типичных для города контрастов: высотное стеклянное здание, а рядом — старый деревянный дом. Внутрь мы не заходили, но думаю, это можно сделать.
Ельцин-центр — первый в России президентский музей, где есть арт-галерея с временными выставками и постоянная экспозиция, посвященная политике Бориса Ельцина и современной политической истории России.
- 300 ₽
В ноябре 2021 года в арт-галерее шла выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» с картинами Казимира Малевича, Эля Лисицкого, Марка Шагала и других художников. Она продлится до 20 февраля 2022 года. Вход стоит 150 ₽, общий билет в галерею и Музей Бориса Ельцина — 300 ₽. Мне понравилась идея совместить выставку о политике с искусством: можно освежить в памяти историю начала 1990-х годов или посмотреть только на картины.
Стрит-арт Тимофея Ради и Покраса Лампаса. Екатеринбург называют столицей российского стрит-арта: уличные художники оставляют на стенах муралы и граффити, а с 2010 года в городе проходит фестиваль уличного искусства «Стенограффия».
Даже если гуляешь по городу без цели, точно набредешь на интересный стрит-арт. Можно отправиться за ним целенаправленно. Екатеринбург добавили на сайт международного проекта Street Art Cities. Там есть интерактивная карта города со всеми граффити: можно легко найти любой арт-объект и увидеть его фото.
Когда мы были в городе, не знали об этой карте, поэтому все уличное искусство нашли случайно. У городского пруда на крыше одного из зданий увидели надпись «Кто мы? Откуда? Куда мы идем?». Это инсталляция уличного художника Тимофея Ради, которую он сделал для Четвертой Уральской биеннале в 2017 году.
Работы Покраса Лампаса мы обнаружили около бывшего кинотеатра «Салют». Если будете там, обязательно зайдите в переулок справа от здания. Когда неожиданно встречаешь стрит-арт от известных художников, очень впечатляешься. Уличное искусство стало настоящей частью города, и без него Екатеринбург потерял бы свою изюминку. Мне понравилось все, что я увидела, потому что в этих работах чувствуется желание сделать окружающее пространство лучше.
Еда
За два дня мы сходили в несколько кафе и ресторанов, и везде было вкусно. Мы не тратили время на поиск заведений и заходили в случайные места, ведь целью нашей поездки было в первую очередь искусство и достопримечательности.
На Урале переплетены кулинарные традиции славян, татар, башкир и финно-угров. Национальные блюда — пироги посикунчики и шаньги, блюда из мяса и дичи, грибов и густые супы. К сожалению, до уральской кухни мы не добрались, но ее блюда легко найти в местных ресторанах.
Например, я хотела попасть в ресторан «Зверобой», где подают строганину из оленя с макалом и квашеной капустой за 610 ₽, малосолы уральской рыбы за 890 ₽ и пирожки с томленой уткой, грушей и вяленой брусникой за 460 ₽. Но зайти туда мы не успели.
Нам понравилось завтракать в кофейне Simple Coffee. До 12:00 там можно взять сырники с напитком за 200 ₽, а кашу и напиток — за 180 ₽. Другое заведение, где мы ели утром, — Breakfast Unit. Мы брали матча-панкейки с пеканом и голубикой за 295 ₽, мини-панкейки с шоколадным соусом и фруктами за 275 ₽ и какао за 200 ₽. Все было очень вкусно.
Ужинали мы в ресторане «Рататуй». В меню есть пицца, роллы, салаты, паста и блюда для вегетарианцев. Ресторан запомнился творческой подачей: сырный соус в моих кабачковых оладьях с семгой за 340 ₽ напоминал молекулярную кухню. Еще мы взяли брокколи со страчателлой за 240 ₽ и мясную солянку за 195 ₽.
Что в итоге
Я рада, что у нас получилось съездить в Екатеринбург во время проведения индустриальной биеннале. Мы изучили основные достопримечательности города, вкусно поели и насладились искусством. Из-за насыщенного графика мы немного устали, но все, что я бы поменяла, — это ночной рейс, из-за которого мы не спали почти сутки.
Если вы не успеете посетить биеннале в этом году, я советую сделать это через два года, когда будет проводиться очередная. Cоветую заложить на город и выставки хотя бы три дня, чтобы точно успеть увидеть все. Я надеюсь, что и сама смогу приехать в Екатеринбург в это время. Можно подписаться на инстаграм проекта и следить за новостями, чтобы не пропустить мероприятие.