«Императрицы»: высокобюджетный урок истории в российском прокате — стоит ли его смотреть
26 октября 2023 года в российский прокат вышел фильм «Императрицы». Это продолжение цикла картин о главных русских императорах.
«Императрицы» — прямое продолжение фильма «Петр I: Последний царь и первый император». Режиссер Андрей Кравчук в документально-художественной манере показывает историю Российской Империи с 1709 до 1761 года.
Рассказываем, стоит ли идти на «Императриц» в кино.
Что за «Императрицы»
Дата премьеры: 26 октября 2023 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Андрей Кравчук
В ролях: Юлия Пересильд, Иван Колесников, Игорь Гордин, Ксения Утехина, Анастасия Талызина, Мария Пересильд, Анна Уколова
Жанры: история, драма
Фильмы, похожие на «Императриц»: «Жанна Дюбарри», «Петр I: Последний царь и первый император», «Адмиралъ», «Викинг»
Продолжительность: 1 час 50 минут
Где смотреть: в российских кинотеатрах
«Императрицы» пробуют рассказать историю в необычном формате — но не предлагают ничего нового
18 декабря 1709 года царь Петр Первый возвращается в Москву после разгрома армии короля Швеции Карла Двенадцатого. Под гром салютов по случаю победы в Полтавской битве на свет появляется внебрачная дочь Петра — Елизавета Петровна.
Елизавета растет. Петр балует дочь и обещает выдать замуж за короля Франции Людовика Пятнадцатого. Но планы императора рушатся после его смерти. Правитель не оставляет наследника престола, в России начинается эпоха дворцовых переворотов. Сохранить молодую империю и реализовать планы первого русского императора предстоит его последователям: в первую очередь Екатерине Первой, Анне Иоанновне и Елизавете Петровне.
«Императрицы» — вторая картина исторического киноцикла «Русь» о знаковых русских правителях. Его отличительная черта — необычный формат: авторы совмещают документалистику и художественное кино. Большая часть ленты разыграна профессиональными актерами на манер костюмированной драмы вроде «Короля» с Тимоти Шаламе или недавней «Жанны Дюбарри». Но есть и эпизоды с закадровым лектором, интервью с экспертами, инфографикой и даже анимационными вставками.
Выбор формата авторы объясняют двумя причинами. Первая отчасти маркетинговая: такая картина должна заинтересовать молодую аудиторию, которой скучно учить историю по учебникам и лекциям. Вторая — сценарная: привязка к документалистике позволяет быть достоверными и минимально использовать художественные допущения.
Но намерения авторов вызывают вопросы. Заинтересовать современных школьников можно либо смелыми и яркими проектами, либо короткими форматами. Режиссер Андрей Кравчук же снимает двухчасовые исторические документалки с реконструкцией событий. Подобные картины, хоть и с копеечными бюджетами, школьникам показывают как раз на «скучных» уроках истории.
В результате как художественное кино «Императрицы» недалеко уходят от «Викинга»: здесь тоже основные события проговаривают за кадром, а вся художественная ценность кроется в красивом и масштабном визуальном ряде. Как документальный фильм «Императрицы» тоже едва ли работает. Авторы хотят быть достоверными и познавательными, но все важные события показывают мельком. Платьям, макияжу и развлечениям Елизаветы внимания уделяют больше, чем ее реформам.
Картина очеловечивает историю — правда, из-за этого теряется фокус
Документально-художественный формат все же имеет и плюсы: «игровая» часть картины смогла придать сухому уроку истории человеческое лицо и драму. Историю Российской Империи тесно связали с личностью Елизаветы Петровны: страна растет вместе с будущей императрицей.
Это добавляет дворцовым интригам и политическим играм эмоциональности. Зритель видит не сухую сводку дат и имен — ему показывают, как повороты русской истории влияли конкретно на Елизавету. Как победные салюты в день рождения окружили ее атмосферой праздников, а ночные перевороты во дворце до старости лишили сна.
Такое решение позволяет раскрыть более интимные детали жизни героини. Например, переживания Елизаветы насчет взросления и угасания ее красоты. Проскальзывает даже тема упущенного времени и потерянной молодости. Ее не ожидаешь от фильма о правителях.
Вот только из-за зацикленности на Елизавете авторы практически не уделяют внимания ни другим императрицам, ни самой Руси, в честь которой назван цикл. Беглое упоминание правления Екатерины Первой еще можно объяснить его непродолжительностью. А вот десять лет власти Анны Иоанновны кажутся обделенными экранным временем.
«Императрицы» — очень красивое кино
От типичной документалки-реконструкции «Императриц» отличает размах — выглядит картина действительно впечатляюще. Удивляют как минимум аутентичность костюмов и декораций.
Картину снимали не в павильоне, а в Большом Екатерининском дворце. Поэтому фильм поражает роскошью и погружает в атмосферу императорских балов и приемов.
На драматургию влияет и работа со светом. «Императрицы» не просто бесконечно показывают убранство дворцов. Сцена с казнью через холодную палитру и «грязную» картинку передает ощущение тревоги и злости. А сцены с молитвами Елизаветы создают интимную атмосферу за счет компактности кадра, который частично закрыт тенью.
Складывается впечатление, что игровая и документальные части «Императрицы» не очень дружат друг с другом. С таким богатым визуальным рядом хотелось бы увидеть более интересные драматургические ходы. Но в итоге сюжет объясняет закадровый голос. А идея достоверно и подробно рассказывать о русских императорах слабо реализована. Ведь фильм больше внимания уделяет размышлениям о красоте, любви и скоротечности времени. С помощью «Императриц» не получится подготовиться к экзамену по истории. Но и как кино на вечер их вряд ли выберешь.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult