Бесит!
7K

Бесит, что правила ЕГЭ постоянно меняются

83

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции.

Аватар автора

Кирилл Казаков

сочувствует старшеклассникам

Страница автора

Моя мама — завуч. Каждый год она занимается организацией ЕГЭ, готовит к нему ребят. И вот что ее раздражает.

Представим ситуацию: в девятом классе ученик сдал ОГЭ и решил пойти в десятый класс. Ему предстоит два года усердно готовиться к ЕГЭ, который он сдаст по окончании одиннадцатого класса. По идее, у ребенка уже должно быть примерное представление о том, какими будут задания и структура итогового экзамена через два года.

Но происходит следующее: ученик окончил десятый класс, а структура ЕГЭ и контрольно-измерительные материалы поменялись — в них собран материал, который учащийся встретит на экзамене. Поэтому в одиннадцатом классе его план подготовки изменится, хотя изначально он на это не рассчитывал.

Это произошло с экзаменом по математике профильного уровня. Сейчас, например, из него удалили часть заданий, которые построены вокруг реальной жизни, но добавили новые — на оперирование функциями и вероятностями. Система оценки тоже поменялась — правда, несильно.

В ЕГЭ по истории заданий стало меньше — 19 вместо 25, но некоторые из них усложнились: например, стало труднее работать с источниками. Также в них спрашивают больше о всемирной истории, а сам экзамен сократился практически на час — с 3 часов 55 минут до 3 часов.

Мама считает, что подобные поправки неправильны и несправедливы: иногда их больше, иногда меньше, но что-то меняется каждый год.

Необходимо, чтобы ребенок, который перешел в десятый класс, точно знал структуру, содержание и систему оценки ЕГЭ и два года готовился по ним. Это не значит, что экзамен нельзя менять: можно, но для тех учеников, которые только начали учиться в десятом классе.

Пусть они готовятся по обновленным вариантам, а нынешние одиннадцатиклассники — по старым, тем, что ввели, когда они перешли в десятый класс. Иначе получается, что ученик в десятом классе решал одно, а в одиннадцатом классе вопросы изменились и нужно решать совсем другое.

Также не стоит забывать, что учителя тоже каждый год «готовятся» к ЕГЭ: слушают лекции по изменениям, делают презентации. Меняющиеся требования отвлекают и их от основной работы.



РедакцияТоже не любите, когда правила игры постоянно меняются?
  • AlexanderВсё как в жизни, меняется с некоторой скоростью. Те кто умеет решать задачи, а не действовать по шаблону находятся в более выгодном положении. Тоже ничего нового. PS когда я сдавал ЕГЭ в начале его существования КИМы менялись по 2-3 раза за год. И почему-то ни я, ни учителя не считали это какой-то проблемой. Задания менялись до неузнаваемости (особенно С), но оставались в большинстве своём в канве школьной программы. Мне, к примеру, нравилась тригонометрия, но на реальном экзамене её было очень мало, хотя полно в том, по чему я готовился.20
  • Екатерина АлександроваСчитаю, что КИМы нельзя менять по 2 года. Утверждать для тех, кто в 10 и не менять их в 11.2
  • Олча АртнаСдавал ГИА в 2010, а ЕГЭ в 2012, тогда правила тоже стремительно менялись, но по мне, всё было норм. Тогда еще был переход к Болонской системе, мы были вторым поколением бакалавров. По сути к ЕГЭ можно спокойно за 1 год подготовиться без репетитора. Я никогда их не нанимал, как и большинство моих знакомых. Проблемы со сдачей ЕГЭ, в основном, у тех кто и так плохо учился, у остальных проблем нет.30
  • Евгений РусановДо ЕГЭ вообще неизвестно было ничего. В чём проблема? Почему все хотят, как попроще? Учись нормально, а не готовься к конкретным шаблонным решениям, и всё будет ок.42
  • Аврора ГлушневаЗа 2 года готовиться только к тому, что будет на ЕГЭ)? То есть, цель обучения - просто сдать экзамен? Думаю, выпускник с претензией на 5 вообще не должен волноваться о содержании экзаменационной программы...21
  • Георгий АлавердянАврора, это бред, простое наяривание на экзамены — опухоль современного образования и не только российского. Это не проверка знаний, а проверка подготовленности к каким-то текстами, которые с реальной жизнью и знаниями могут ничего общего не иметь.14
  • Аврора ГлушневаГеоргий, вы сами попробуйте сдать ЕГЭ профиль. Реальная жизнь? Ну тогда большинству математика пригодится только деньги считать.5
  • Аврора ГлушневаГеоргий, эээ. Прошу прощения. Где в ЕГЭ тесты )?6
  • Аврора ГлушневаГеоргий, тест подразумевает выбор варианта. В ЕГЭ , по крайней мере, по математике, такого нет и близко. Задачи. И профиль достаточно сложные. На фото задачи средней сложности.10
  • Сергей ШмелевЯ репетитор физики и сам 4 года подряд сдавал ЕГЭ на высокие баллы. Если хорошо знать предмет, то нетрудно сдать и ЕГЭ. Но есть одна тонкость, на мой взгляд. Можно и не очень знать физику, а просто натаскаться на сдачу ЕГЭ и сдать на хорошие баллы. Поэтому пусть меняют правила и формат сдачи, иначе зубрилы окажутся самыми умными - а это не так.18
  • Артем КалеевЕвгений, ну так проблема в том, что сама система ЕГЭ (и школьного образования в целом) склоняет к зубрёжке шаблонов. Ты можешь написать шикарное сочинение по русскому языку, но если в нём не будет чего-то такого, что стоит в чек-листе методички у проверяющего, тебе снизят баллы. А методички постоянно меняются. Лично у меня было так, что в математике профильного уровня в последней части нам подкинули экономические задачи, которых до этого не было вообще нигде — ни в материалах для подготовки, ни в заданиях прошлых лет. В школьной программе таких задач не было в принципе. И как к этому готовиться? Пусть уж обозначают правила игры: или вы делаете шаблонные задания, или прямо так и говорите, что конкретно в этой части экзамена теперь всегда будут задачи олимпиадного уровня с разными условиями из года в год. А не делаете в одном году так, а в другом — иначе. Это рандом, к которому нельзя быть готовым. В случае с ЕГЭ по английскому у нас вообще был какой-то сюр: в 70% работ (!!) моего региона ОБНУЛИЛИ эссе. Когда мы пошли выяснять на апелляцию, в чём дело, нам ответили, что эссе якобы не соответствовало каким-то там лингвистическим правилам, которые не проходятся в школьной программе даже. Когда мы посоветовались на этот счёт с учителями и преподавателями разных вузов, они сказали, что это полная чушь и такое «правило» толком нигде не применяется. К сожалению, сейчас уже не смогу сказать, о чём точно шла речь, дело было давно. И это коснулось большинства работ в регионе! Само собой, в следующих годах такого бреда нигде больше не происходило. Поэтому, пожалуйста, не нужно сетовать, мол, современные школьники лишь бы хотят как проще. Наоборот — хочется прозрачности, а её сейчас нет. Правила игры не обозначены, из года год всё меняется, и годы подготовки могут пойти прахом, если составителей заданий в твоём регионе дёрнуло в последний момент поставить задание посложнее. Так не должно быть.24
  • кровохлебкаСергей, а случается просто ошибка выжившего. Я сдавала физику в 2009 году, люто ее ненавидя и не понимая, наугад сделала тестовую часть и наобум ответила на задания второй части. Последний блок вообще даже читать не стала. Просидев в общей сложности на экзамене 20 минут, мало того, что набрала баллов куда больше минимального порога, так еще и успешно поступила на техническую специальность.3
  • Богиня ДраматизмаПравила - это хорошо. Плохо, когда за правилами ничего не стоит. Вот только что на совещании с вышестоящей организацией слушала одного совсем нестарого товарища, строчившего как из пулемета про цели, задачи и результаты, которых должны достичь те, кому он это рассказывает. Было ощущение, что я на экзамене слушаю ответ зубрилы. На любой вопрос о правомерности и применимости этих самых целей и результатов - пауза и "мы пометим для себя ваш вопрос". ЕГЭ не ЕГЭ, а вот тупая зубрёжка - это зло.2
  • ВеленаЕвгений, в смысле? Выдавали список вопросов. По ним готовишься. Они же в точно таком же виде-в билетах.1
  • Веленакровохлебка, сдавала химию точно так же, за месяц до экзамена начала ее учить с нуля. Сама. Сдала на 4.1
  • MeivОткрою тайну, оценки в школе не имеют значения. В ВУЗе тоже.5
  • Артем КалеевВелена, да, я закончил вуз — и, честно скажу, сдавать сессии и курсовые мне было в разы комфортнее, чем готовиться к ЕГЭ :) Но во всяком случае — мы сейчас говорим про ЕГЭ, а не про вузы. Даже если, как вы сказали, в вузах плохо, это не значит, что ЕГЭ не должно меняться. Всё должно меняться — и школьное образование, и высшее. А суждения в духе «в вузах ещё хуже, даже не жалуйтесь на ЕГЭ» — это какая-то деструктивная философия. Ну и да, в ЕГЭ объективность заканчивается там, где начинается вторая часть, которую оценивают не по правильным ключам, а по методичкам.24
  • Магомед МагомедовНу вот ЕГЭ ж отменять хотят, будут как в совке перед самой объективной и непредвзятой в мире комиссией отвечать на рандомные вопросы.16
  • АмброзиоАврора, после первого семестра вышмата все эти задачи из егэ покажутся вам просто нереально простыми4
  • Аврора ГлушневаАмброзио, я окончила магистратуру по математике, и, собственно, ее преподаю. Задания с фото - да. Но не последние задачи ЕГЭ. И уж точно тут никакого теста нет и близко, как утверждали выше. 17 и 18 зада в егэ для действительно умных ребят.3
  • Аврора ГлушневаМагомед, комиссия, конечно же, самая лучшая была в советское время. Поддерживаю. Ну шо, Уася , хоть 1 билет выучил? Вот его и рассказывай, троечку поставим.4
  • АмброзиоАврора, Георгий сказал, что профиль не сдавал, но в других егэ действительно есть тесты (физика, например). И не вижу проблемы в том, что пара заданий из егэ являются сложными, иначе как отсеивать людей для топовых вузов? Или предлагаете брать всех в мгу/мфти, кто может решить простые уравнения и потом отчислять их после первых семестров из-за неуспеваемости за действительно умными? Так ведь и людей меньше получит соответствующее им образование (талантливые попадут в слабые вузы из-за рулетки, допустим, и не раскроют свой талант) и деньги начнут расходоваться не эффективно на обучение.2
  • АмброзиоАврора, окончательно потерял о чем вы хотите донести. Почему-то гоните про профильную математику и про то, что она большинству не понадобится. Так егэ по профильной математике и не является обязательным, базовая версия на уровне 2+2 для всех, кому душа лежит к творчеству/гуманитарию. Профильная нужна инженерам/программистам/ученым и в своей сфере математику они используют на более высоком уровне, что есть в егэ.2
  • AnnaОлча, просто сдать - согласна. Но если нужен высокий балл, лучше с репетитором. Причем репетитор не гарантия, пахать придется.5
  • AnnaЕвгений, проблема не в том, что задания непростые. А в том, что не все задания с жизнью хоть как-то пересекаются. Приходится зубрить то, что больше никогда и нигде не понадобится и то, как это правильно оформить, что уж точно больше нигде, кроме ЕГЭ, не нужно. Знание предмета высокий балл не обеспечит, придется именно в технику ЕГЭ погрузиться.0
  • Олча АртнаAnna, что именно считать высоким баллом? Я сдавал 5 предметов, из которых 3 предмета (русский, история, общество) на 85+, математику на 73 балла и только информатику на 61 балл, притом я к информатике готовился от силы пару недель. Репетитор - для тех кто самостоятельно осилить материал не может, остальные спокойно могут подготовиться и без него. Я не могу сказать что весь год прям сидел и зубрил, на подготовку тратил минимальное количество усилий. Даже в моё время была куча ресурсов в интернете, которые учили паттернам решения вопросов ЕГЭ. Не было смысла зубрить весь школьный курс, достаточно хорошо учиться и в 11 классе паттерны пару раз изучить.7
  • AnnaОлча, 85-90+ По истории и обществу специфики совсем не знаю, возможно вы и правы. Математика 73 и информатика 61 балл не высокий. Старшая дочь сдавала ЕГЭ около 10 лет назад, без репетиторов, но ей высокий балл не был нужен, хотя очень неплохо написала, русский 98 баллов. На тот момент я бы с вами на 100% согласилась. Сейчас к ЕГЭ готовится сын, как-то все сложнее стало, плюс ему нужен высокий балл. В любом случае надо учитывать еще и личностные особенности, бывают такие выпускники, которые на 100 баллов напишут без репетиторов, а бывают те, кому самый лучший репетитор не поможет. Большинство посередине и хороший репетитор их результаты улучшит.1
  • Олча АртнаAnna, вот сколько смотрел, те кто хорошо учились в школе, без проблем сдали ЕГЭ и поступили на бюджет в вузы. Притом к репетиторам практически никто не обращался. Да и надо смотреть на универ и направление. Когда я поступал, в технические вузы планка на бюджет, в зависимости от направления, начиналась со 180 баллов. В гуманитарные универы и с 265 невозможно было поступить, надо было набирать от 280 баллов. Притом был парадокс - в московские и питерские универы планка была ниже чем в сибирских универах.6
  • бакДа понятно, она завуч и готовит к ЕГЭ. Она натаскивает по шаблону, а потом что-то меняется и опля, ученики заваливают, родители ей "вставляют", вот она не рада.1
  • Катюша КовнирАмброзио, Во многих предметах больше всего влияет вторая часть, даже по русскому сочинение сейчас оценивается в 48 баллов из 100, так же можно взять ту же историю, знания одних дат не особо чем-то поможет, там надо понимать смысл многих событий, из 19 заданий там только 7 фактически тестовые, там где задания с картой вообще вариантов нет, а там где тесты надо не просто заучить даты и сопоставить их, а знать кто принимал участие в каких событий и тому подобное, можно ещё много перечислять, прорешав хоть сколько демоверсий без нормальных знаний предмета, это вообще не особо что-то даст..3
  • Катюша Ковниркровохлебка, вопрос, если вы сдавали физику, наверное она вам нужна была для поступления и значит в профессии скорей всего тоже?...0
  • Дмитрий ГладышевЕсли ученик не готов к таким переменам, то значит он не готов к экзаменам в целом. Он просто заучил шаблонные задания и всё.2
  • FaremeglioЯ во многом согласна с автором. Считаю, что изменения должны быть зафиксированы хотя бы на 2 года. Система ЕГЭ несовершенна, но во многом уже отработана, и я считаю, что её отмена приведёт к очередному переходному периоду, во время которого, как известно, не делается ничего. Ее стоит сохранить хотя бы потому, что она существует уже второй десяток лет. Тем не менее, поскольку система молодая (да, в мировой практике это считается молодая), она требует доработок и изменений. Но для удобства 9-классников темпы этих изменений можно снизить до 2 лет «обкатки».4
  • ВикторияОлча, с 2012 года ЕГЭ кардинально изменился. Тестовых заданий уже нет. И сложность повысилась очень сильно. Плюс в сентябре поменяли требования по всем ЕГЭ. Не думаю, что сегодня вы самостоятельно сдали бы ту же профильную математику на приличный балл. Большую часть заданий из второго блока в школе в принципе не проходят. Плюс ковидное дистанционное обучение ко всему этому добавьте.0
  • Наталья ГончароваМой сын девятиклассник,сейчас он сдаёт те самые ОГЭ,собирается в 10-ый класс.... Можно как угодно относиться к ЕГЭ,изменениям системы,она абсолютно не совершенна,но одного не отнять-это шанс для ребёнка поступить в ВУЗ в другом городе,потому что там,где живём мы,все продано и куплено на столетия вперёд,можно иметь 100 баллов по всем предметам,быть гением,но не пройти ни в один ВУЗ,или цена на платном отделении такая,что смотришь и думаешь:видимо,ребёнку предстоит учиться в Гарварде,а не в провинциальном институте культуры8
  • Natalia SyrkovaНе понимаю, в чем вообще проблема. Я сдавала ЕГЭ на заре его становления. Тогда вообще не думали о том, что что-то меняется. Мы покупали тоннами книги с заданиями и решали - неважно, какого оно года. Вообще я помню один показательный скандал с химией в 2019 или в 2020. Так там в части а, кажется, через валетности элементов хим таблицы были сделаны примерчики, типа cl-h. Надо было решить 4 таких и написать тот, в котором получен наименьший / наибольший результат. Все стали возмущаться, мол изначально выпустили подготовительные, где надо было из ряда просто элеметов выбрать с наибольшей наименьшей валетностью Так одна учительница правильно сказала, что мы растим стадо баранов. Мол, в принципе, весь пример усложнился ровно на полминуты вычислений. Ключевое - знать валетность. Не знаешь - ты хоть какой вариант не решишь2
  • кровохлебкаКатюша, я вполне себе прекрасно отучилась и успешно работаю по профессии, где мне особо не нужно держать в голове тот ворох школьных знаний по курсу физики или других предметов. Так же как и из университетских знаний в работе оказался актуален очень малый объем информации, даже по профильным предметам0
  • ВеленаАлиса, кого это заботит? Всех, видите, заботит только отменить "ужасный ЕГЭ". А плохое кач-во преподов - это все наговоры ленивых студентов, да. Якобы. За все годы обучения у нас было хороших преподов в вузе человека три в общей сложности, то есть те, которые и как к дерьму не относятся, и шуточки не шутят, и предмет умеют объяснять. Но это, как видите. не проблема) проблема в экзаменах. дада))1
  • Lee wayЯ из поколения,когда ЕГЭ было эксперементальным. У нас не было ни компьютеров с интернетом, ни смартфонов с wi-fi, ни ютуба,ни репетиторов, мы готовились по книжным вариантам прошлых 2 выпусков. Собирались после уроков сами или с учителями и решали. А изменения приходили по несколько раз в год, потому что где-то в другом регионе провели пробный ЕГЭ и выяснилось, что нужно менять одно-другое-третье. Да, задалбывало. Но мы не могли на это повлиять, могли только усерднее готовиться. И все, кто до введения ЕГЭ 9 лет учился хорошо/отлично, сдали также хорошо/отлично.3
  • SaltedClayСергей, для любого школьника, которому стало известно об отрицательных числах, фраза «наибольший отрицательный корень» не вызывает вопросов, потому что ему понятно, что корень должен быть одновременно отрицательным и наибольшим среди отрицательных корней уравнения. А вот задания на вероятность иногда действительно написаны непонятно, но чтобы решать такие задания необязательно что-то зубрить, достаточно просто понимать, что такое вероятность.3
  • SaltedClayMeiv, оценки в школе немного имеют значение. Аттестат с отличием дает дополнительные баллы при поступлении в вуз1
  • Аврора ГлушневаСергей, удобное оправдание .1
  • Новоселов БогданОлча, по мне так ваш случай типичная "ошибка выжившего". Я сдавал физику ЕГЭ в 2012 и варианты заданий, особенно в последней части, были сложнее университетских задач. Тогда потом организаторы признали, что борщанули. Но по итогу у меня по всем остальным предметам 80+, а физика едва 60, хотя пробный был 70 с чем то. Проблема еще в том, что приходилось сдавать работы по школьной программе по другим предметам и готовиться к ЕГЭ параллельно. Для меня это был кошмарный год в плане загруженности0
  • Дмитрий АнтиповAnna, чего? Как это не пригодятся? Если выпускник сдает экзамен профильный по математике ему не пригодятся знания в техническом вузе?3
  • Дмитрий АнтиповAnna, с жизнью они как раз пересекаются, просто в школе это не демонстрируют практически.1
  • Дмитрий АнтиповAnna, вот сколько смотрю, столько херни пишете. Он о том, что в разные направления и вузы разные проходные баллы. Потому что может быть перекос в гуманитарное направление. Они нам нахер не сдались правда, а вот 180 в технические это говорит о том, что тогда поступать не хотели на эти направления.1
  • Дмитрий АнтиповВиктория, кончено он бы не сдал сегодня на приличный бал, потому что он не школьник и к ЕГЭ не готовится)1
  • Дмитрий АнтиповВиктория, про дистанционное обучение выиграют дети, которые реально приспособлены к таким условиям. Значит у них уровнем компетенций выше в плане самоконтроля и самообразования. Они выиграют да. И эти компетенции им в вузе нужны будут однозначно, да и в будущей жизни.1
  • Сергей Шмелевкровохлебка, прямо как у Райкина: "Забудьте индукцию и дедукцию - давайте продукцию!" :)0
  • Евгений РусановАртем, да не должно быть вообще такого понятия, как подготовка к ЕГЭ. Я не готовился к ЕГЭ. Я просто учился. И сдал отлично. Я всеми правдами и неправдами отказывался от тестовых сдач ЕГЭ. Потому что зачем? Вся моя подготовка к ЕГЭ свелась к нормальной учёбе в школе, к посещению кружка по олимпиадной математике и увлечению программированием. Я посещал репетитора по физике. Но там мы проходили программу физики в ускоренном темпе. Но никак не забрили задания ЕГЭ. Это была обычная нормальная подготовка к экзамену. Но в итоге физику я не сдавал.2