«Тайлер Рейк: Операция по спасению 2» — чем хорош один из лучших боевиков 2023 года
16 июня 2023 года на Netflix вышел боевик «Тайлер Рейк: Операция по спасению 2» с Крисом Хемсвортом в главной роли.
Это прямое продолжение фильма 2020 года. В основу франшизы лег комикс Ciudad, над сценарием которого работали режиссеры последних «Мстителей» Джо и Энтони Руссо.
Рассказываем, почему второй фильм о Тайлере Рейке — это один из главных боевиков 2023 года.
Что за «Тайлер Рейк: Операция по спасению 2» (Extraction 2)
Дата премьеры: 16 июня 2023 года
Страна производства: США
Режиссер: Сэм Харгрейв
В ролях: Крис Хемсворт, Голшифте Фарахани, Адам Бесса, Торнике Гогричиани, Тинатин Далакишвили, Идрис Эльба, Ольга Куриленко
Жанр: боевик
Фильмы, похожие на «Тайлер Рейк: Операция по спасению 2»: «Джон Уик», «Рейд»
Продолжительность: 2 часа 2 минуты
🔫 «Операция по спасению 2» — боевик с продуманной драмой
Сразу после событий первого фильма раненого Тайлера Рейка вылавливают из реки недалеко от Дакки. Герой впадает в кому и приходит в сознание спустя два месяца. Друзья по оружию покупают Тайлеру домик в Австрии и предлагают пересмотреть жизненные ценности: возможно, мужчине стоит уйти на пенсию.
Но героя посещает незнакомец в исполнении Идриса Эльбы. Он передает Тайлеру задание от бывшей жены — вызволить ее сестру с двумя детьми из грузинской тюрьмы. Там их удерживает муж — осужденный криминальный авторитет.
«Операция по спасению 2» масштабнее предыдущего фильма — особенно в плане сценария. Сюжет первой части рассказывал о пути героя из точки А в точку Б. Казалось, что Тайлер Рейк отправился на опасную миссию ради денег. Но зритель постепенно понимал, что на самом деле герой тяжело переживает потерю ребенка — и просто хочет умереть в бою.
В сиквеле детальнее раскрывают характер Рейка. Тайлер не просто мчится на миссию в надежде поймать пулю: пару лет назад его сын умер от лейкемии. Герой не выдержал давления, бросил семью и под надуманным предлогом отправился в Афганистан. Теперь солдат бесконечно искупает вину и ищет цель в жизни.
Скорее всего, авторы хотели показать, чем их протагонист отличается от главного экшен-героя современности — Джона Уика. И у них отлично получилось. Теперь мотивация Тайлера выглядит куда оригинальнее, чем у персонажа Киану Ривза: тот сперва мстил за собаку, а после просто пытался выжить.
Благодаря драме мы лучше понимаем героя и переживаем за него в каждой экшен-сцене. Но в то же время желание авторов раскрыть персонажа сильно замедляет ритм картины.
Первая часть не давала ни секунды на передышку: враги гнались за Тайлером весь путь. А вот сиквел постоянно отвлекается на отношения героя с семьей, поэтому динамичный экшен уступает место драме об отношениях отцов и детей. Из-за этого к середине фильм начинает утомлять — хочется перемотать его до следующей драки или перестрелки.
🎮 Фильм напоминает видеоигру — причем не только боевыми сценами
«Операция по спасению 2» — зрелищный боевик для фанатов жанра. Бессмертный главный герой в лучших традициях блокбастеров 80-х бьет, давит и крушит толпы врагов. В качестве оружия используются садовые принадлежности и тренажеры, а мотивация злодеев — семейные традиции и кровная месть.
Но ощущается все это не как цельный фильм, а скорее как набор уровней в видеоигре. Даже персонажи соответствующие. Торнике Гогричиани играет харизматичного злодея с заготовленной пафосной речью, а армрестлер Леван Сагинашвили — грозного мини-босса с мощными кулаками.
«Джон Уик 4» в перестрелках цитировал шутер The Hong Kong Massacre. «Операция по спасению» же ни к чему сознательно не отсылает, но эстетикой напоминает милитари-шутеры: тут и необычный сеттинг, и огромные арсеналы оружия, и колоритные второстепенные персонажи.
🤺 Экшен даже лучше, чем в первой части
Две части «Операции по спасению» снял бывший каскадер и постановщик боевых сцен Сэм Харгрейв. Он работал над экшеном в фильмах Marvel, DC и «Взрывной блондинке» Дэвида Литча. В боевиках про Тайлера Рейка автор использовал весь свой каскадерский опыт — и снимал максимально приземленные боевые сцены с минимумом эффектов.
В сиквеле «Операции по спасению» режиссер по-прежнему удивляет экшеном. Герои совмещают рукопашный бой с использованием огнестрельного оружия, а сражаются не только с толпами врагов, но и с боевыми вертолетами.
Градус накала, как и в первом фильме, поддерживает мастерская операторская работа. Ручная камера постоянно преследует героев и меняет углы съемки в зависимости от контекста. Во время драк она переезжает из стороны в сторону — и показывает, на чьей стороне преимущество, — а после дает общий план. Все для того, чтобы показать, как Тайлер расстреливает толпы неприятелей из пулемета.
Особенно впечатляет 20-минутная сцена побега из тюрьмы. В ней почти нет склеек — а те, что есть, очень грамотно замаскированы. Поэтому напряжение постоянно растет, а зрителю кажется, что весь экшен происходит в режиме реального времени. Герои успевают посетить тюремные камеры, подраться с сотнями заключенных во дворе, сбежать на бронированной машине и скрыться на несущемся поезде.
А еще в экшен-сценах очень мало компьютерной графики. Крис Хемсворт выполняет большинство трюков сам — даже дерется с горящей рукой и передвигается по поезду на скорости 50 километров в час.
Съемки массовой драки проходили на улице, а не в павильоне с зелеными экранами. В кадре задействовали 400 актеров и каскадеров. Благодаря этому фильм получился не только масштабным, но и реалистичным.
Правда, экшен распределен неравномерно. Эффектный побег из тюрьмы показывают почти за полтора часа до финала — складывается впечатление, что со временем ставки снижаются. Акты словно поменяли местами: в первой боевой сцене герой убивает сотни врагов, а в последней — сражается со злодеем один на один.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult