БЕСПЛАТНЫЙ КУРС
Как быть взрослым

Я совмещаю несколько работ в ИТ и зарабатываю от 60 000 до 150 000 ₽

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография.

Профессия: ИТ-специалист

Город: Санкт-Петербург

Возраст: 33 года

Опыт работы: 13 лет

Выбор профессии

Увлекался компьютерами ещё с детства, со школы. Примерно с 2000 года. Родители покупали нам с братом книги по ПК и журналы "Хакер", "Chip" и т.п. Все свободные средства тратил на толстые книги по железу и языкам программирования. Было очень интересно и перспективно. Также родители всячески стимулировали самостоятельное обучение. Мне нравилось всё — инновационность сферы, автоматизация рутинных процессов, уважение общества.

Со старших классов школы подрабатывал чем получалось — в основном услугами по сборке ПК, переустановке ОС и программ, обучением "компьютерной грамотности".

В то время не было особого разделения на IT-специальности, в институте всё это делилось на два лагеря — "инженер-программист" и "инженер-системотехник". Я пошёл на вторую.

Потом работал у интернет-провайдера — подключал абонентов к проводному интернету, настраивал сетевое оборудование и компьютеры пользователей.

Суть профессии

Думаю, суть профессии по специальности ("инженер-системотехник") не знает никто — она давным-давно устарела, не успев попасть в образовательные программы ВУЗов.

На свою нынешнюю основную работу я попал на должность "IT-специалист". В обязанности именно в моей компании входит обеспечение бесперебойной работы всей IT-инфраструктуры иностранного завода (как мне было сказано), но по факту у нас туда входят и монтажные работы, и консультирование пользователей, и закупка оборудования, и работа в принципе со всем оборудованием, втыкающимся в розетку, будь то электро-чайник или даже ламинатор).

Ближе всего моя должность к должности системного администратора, только с огромным количеством доп.задач. Системный администратор в классической компании — это такой сотрудник, который настраивает IT-оборудование компании, его связь с пользователями (права доступа, роли), а также занимается обслуживанием и масштабированием всего этого.

То есть, например, есть компания из 20 человек, которые работают в 2 разных офисах. Руководитель для них хочет иметь общее хранилище данных с разными доступами, корпоративную почту, телефонию и видеонаблюдение офисов. Вот реализацией всего этого и занимается системный администратор — настраивает хранилище, администрирует пользователей, их права доступа, занимается резервным копированием данных, управлением почтой и оборудованием.

Больше всего раздражает обилие задач, не входящих в компетенцию системного администратора — а именно работа с неграмотными пользователями и выполнение за них их работы. Системный администратор не занимается совершенствованием навыков работы на ПК сотрудников, а также не консультирует их по работе в MS Office, не ремонтирует ламинаторы, не настраивает телевизоры и т.п. В нашей компании, увы, именно этого от меня и ждут.

Место работы

Работаю на 3-4 работах. Основная — сисадмин завода и там же управляю производственным планированием. Должность называется Deputy manager of IT & Production Control. Этим я занимаюсь уже почти 9 лет в иностранной компании, мы — маленький завод, поставщик огромного предприятия. Сотрудников тут не ценят совсем — восточный подход. Считается, что сотрудник должен делать всё, что ему поручат, но не должен сдохнуть с голода.

Например, в 2016 году работодатель оценил качество моей работы по IT (когда проблемы с IT в принципе закончились), и предложил "развиваться дальше" — заниматься производственным планированием и контролем. На тот момент у меня уже была вторая работа, но я всё же согласился, поверив в светлое будущее. В итоге мою должность переименовали, а заниматься я стал помимо IT-инфраструктуры:

И… за всё это мне накинули 2000 рублей… Не в час, не в день, а в месяц. 2000 рублей в месяц, Карл!

Конечно, после этого я пришёл к директору и сказал, что не хочу всем этим заниматься, хочу rollback. Однако уже было нельзя — в восточной компании пути назад почему-то нет. Считается, что ты должен с радостью и энтузиазмом брать на себя новые задачи, ну и ждать высокой оценки компании. По оценке нашего директора, меня оценили очень высоко.

На тот момент уходить из компании мне не хотелось, потому что я активно развивался в другой сфере, сидя на основной работе, да и привык уже как-то. Мне было важно, чтобы от меня просто отстали — я максимально всё автоматизировал и упростил, отшлифовал так, чтобы ко мне было не прикопаться, но в то же время, чтобы я мог заниматься своими делами.

Рабочий день

Утром до 7:50 необходимо сделать производственный план на день, проверить работоспособность производственного оборудования и программного обеспечения, передать план поставщикам и мастерам смены на производство, согласовать его с директором.

После этого я обычно занимаюсь текущей операционной деятельностью — работаю в 1С и SAP по продажам, производству, инцидентам, стоимости продукции и т.п.

После отражения текущей деятельности, получив данные от сотрудников склада, составляю всякие производственные отчёты — по отгрузкам, остаткам, перемещениям товаров и комплектующих.

Всё это время с 8 утра меня задалбывают тупые пользователи — кто-то не может распечатать документ на 2 сторонах листа, кто-то не видит кнопку "Ок" на форме какого-нибудь приложения, у кого-то "не работает интернет" (хотя медленно открывается определённый сайт), кто-то не умеет сканировать документы и считает, что я должен этому научить, у кого-то ламинатор сжёг бумагу и хотят, чтобы я его почистил…..

Потом минут 10 у меня обед, после которого стараюсь хоть как-то что-то успеть по своим делам и другим работам (пока вышеупомянутые изверги осуществляют приём пищи).

После обеда обычно что-то случается на производстве, и от меня ждут устранения и корректировки плана. Занимаюсь этими инцидентами.

Дальше в течение дня занимаюсь текучкой в зависимости от периода — то закрытием месяца, то настройкой резервного копирования, то миграцией баз SQL, то чем-нибудь ещё. Задачи есть всегда, и всегда непрофильные, разумеется.

Случай

Лучше всего мою работу характеризуют ежедневные курьёзные задачи и пожелания пользователей и руководства, которые очень далеки от IT.

Например, выбрать ламинатор для покупки и починить его в случае поломки. Ошарашивают также претензии, что у кого-то в AutoCAD не так что-то на проекте начерчено.

Когда речь заходит о масштабировании производственных процессов (там, где надо разработать и написать новое ПО, оттестировать его, внедрить на производство, связать воедино с базами данных) — то, чем у нас занимаются несколько иностранных подрядчиков, там начальник обычно (иностранец): "Ну а ты почему это не делаешь? Ты же айти! Иди и сделай!"

Поэтому я в целом хочу сменить направление или даже сферу деятельности.

Подработки

С подработками в системном администрировании скудно — пытались с другом организовать компанию по IT-аутсорсингу, год всё было хорошо, а потом закрылись в кризис 2014-2015 — не потянули конкуренцию с гигантами.

Я нахожу подработки в других сферах — в SMM, например. Занимаюсь поддержкой соцсетей крупных брендов — модерацией, публикацией контента, проведением конкурсов. Также занимаюсь всякими отчётами, сбором статистики, анализом данных из разных баз.

В крупную ИТ-компанию вот устроился недавно на удалёнку — посмотрю, что там, но пока не нравится.

Постоянно ищу новые сферы деятельности, хотя может и стоит углубиться в специфичное IT-направление, но пока не знаю, в какое.

Доход

Мой доход сильно зависит от результатов на подработках. Т.к. на основной работе несмотря на две разные должности и огромную ответственность, зарплата что-то порядка 50-60 в месяц (да, даже не 300). А сейчас с марта у нас простой, и там вообще тысяч 30 наверное.

На подработках в целом 50-150 получается, постоянно работаю над увеличением объёмов.

Расходы

Я лет 10 веду учёт всех расходов — разношу по категориям всё до рубля. Каждую трату и покупку. Категории создал себе сам, по ним и веду учёт. Например, утром я поздравил коллегу в ВК с днём рождения — отправил гифт за 35 рублей — занёс в категорию Подарки. 2 раза пил кофе из автомата — ещё 2 траты по 45 рублей ушло в категорию "Еда на работе". Люблю всё считать, поэтому, думаю, разучиться вести учёт уже не смогу.

Экономия

Задумываться об экономии на чём-то начал после февральских событий, когда на основной работе объявили простой, а на второй ушли все крупные иностранные бренды и доход на ней рухнул процентов на 80-90.

Вообще я довольно экономный человек — люблю считать, а довольствуюсь малым. У меня практически нет расходов на развлечения, на всякие безделушки и "лайфстайл". Чем больше я зарабатываю, тем меньше меня волнует, какого бренда у меня футболка или смартфон, какой автомобиль и есть ли у меня борода. Чем больше доходы превышают расходы, тем увереннее я себя чувствую и тем меньше трачу (хоть и парадокс).

Финансовая цель

Цель у меня примерно по-Кийосаки — "выбраться с крысиных бегов". То есть иметь накопления, приносящие пассивный доход, покрывающий все основные расходы. Я иду к этой цели 10й год — сначала надо было решить жилищный вопрос, потом ещё по мелочам, потом финансовая подушка, теперь пытаюсь сформировать основной капитал.

Будущее

Не вижу вообще будущего в системном администрировании. Какая-то умирающая сфера, задачи непрофильные, а потолок дохода без серьёзного обучения довольно скудный — в моём городе едва-ли можно найти выше 150 000 в месяц, и это на полную занятость.

Я постоянно учусь чему-то новому — прохожу всякие курсы, смотрю лекции. Последний законченный курс — "Financial Markets" в Yale University. Сейчас смотрю лекции в Академии Яндекса, также есть пара активных курсов на Skillbox, но они по качеству на уровне дна — забросил, жалко выкинутых денег.

Я очень устал заниматься тем, что мне не нравится и что не имеет перспектив. Хочется углубиться в какую-то IT-сферу, но пока не знаю, как, и что нужно для этого. В принципе, я довольно универсальный офисный сотрудник — могу работать с данными, с оборудованием, понимаю циклы разработки ПО, мне нравится понимание сути продукта, его технологическое развитие.

Больше всего мне нравится и понятен финтех — я понимаю как в IT, так и в финансах и экономике.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Еггог

Какой же вы системный администратор? Ваша профессия называется эникейщик.

8
Снусмумрик

Бывшие сисадмины обычно успешно вкатываются в DevOps, направление популярное и активно развивающееся. Задачи интереснее, плюс есть возможность работать полностью на удаленке, в отличие от админов.

4
Алексей Тыжпрограммист

Снусмумрик, на самом деле там очень мало общего. Более-менее просто тем, кто был сисадмином именно в IT-компании, которая занимается разработкой ПО. То есть сисадмин, который непосредственно развертывал на оборудовании нужны для разработки. А если компания не занимается разработкой, то там почти нет пересечений. У нас в говнозаводе, например, только один *nix-сервер, и это телефония. Никакой контейнеризации, никакого управления нагруженным кластером, никакого SLA по доступности.

1
Снусмумрик

Алексей, может, и мало общего, но сразу двое моих друзей перекатились из обычных админов в магазине инструментов/запчастей в девопсы. Фишка в том, что достаточно быть сообразительным, остальному научат на месте - специальность всё-таки молодая и специально ей нигде не обучают.

0
Evgeniy Berendyaev

Снусмумрик, для девопса нужно знать computer science - сети, операционные системы, алгоритмы, system design. Всему этому уже много десятков лет. И тем более этому обучают в вузах.
Справедливости ради, в вузах уже обучают и инструментам, абстрагирующим сложность от пользователя: куберу, облакам и т.п.
Но владение только этими инструментами стоит ноль рублей ноль копеек. kubectl apply можно и обезьяну обучить, и даже сисадмина. Толку от этого не будет.

0
Снусмумрик

Evgeniy, могу расписать аналогичный список для разработчика, чему учат в вузах - алгоритмы, языки, сети, инструменты, правда, это не мешает перекатываться в разрабы даже изначально далеким от этого людям. Что то, что это - не rocket science, признайте.

0
Evgeniy Berendyaev

Снусмумрик, ну да. Некоторые люди так даже добираются до больших зарплат. Вся проблема заключается в том, что такие сотрудники учат только то, что им требуется для работы, и при этом - в объёме только таком, чтобы выполнить определённую задачу.
Потом на собеседовании получается прикольная штука - приходит человек с тайтлом "сеньор", с зарплатой очень даже сеньорской, хочет зп ещё выше, но в ответ на элементарные вопросы мнётся и выдаёт что-то на уровне даже не первокурсника, а птушника.
Не то чтобы таким сотрудником быть западло по каким-то абстрактным этическим соображениям - но ведь на хорошие места в хорошие команды не получится попасть "хоть тушкой, хоть чучелом".
А прожигать карьеру в стартапах, которые про крипта блокчейн ставки на спорт - пожалуйста, вопрос в том, что такой сотрудник будет делать, потеряв там работу.

0
Mr. Promo

Автор, рекомендую вам валить из конторы. Это какой-то полный трэшак - отвечать за продакшн плэннинг, проджект менеджмент, картриджы, ламинаторы и косяки в автокаде. Ппц какой-то, если честно.
Видимо, вас гнут, и вы прогибаетесь.
Что нужно сделать:
1) обучаться тому, что интересно (в вашем случае переход на стандартный ИТ будет в разы быстрее).
2) до конца обучения не уходить что работы, чтобы было на что жить.
3) очертить свой круг обязанностей. С экселем и ламинаторами - сразу нахер, сам должен знать, иначе пусть увольняют его за несоответствие занимаемой должности.
4) вас будут прессинговать на тему того, что вы должны, но уволить вас не смогут по ТК (заранее посмотрите свои обязанности в должностных инструкциях)
5) любые запросы вне ваших прямых обязанностей - огрызайтесь. Это удивляет, но начинаешь уважать такого человека, и всяким г* вас уже не закидают.

Быть добрым и классным парнем хорошо, если тебе 18 и это твой первый день на работе. Но за 10 лет должно появиться самоуважение и другие должны это чувствовать.

4
Анна Котюк

С такой работой очень много приходится тратить на алкоголь)))

3
Игорь Петрашевский

Сисадминство после 2008 года - дно. Расходная статья, на которой всегда будут экономить. Аналогичное дно - эмбед.

1
Виктория С

Игорь, столько уметь и так в себя не верить?16000 на алкоголь и 400 за стрижку?надеюсь это за элитные напитки...

1
Алексей Тыжпрограммист

Виктория, на алкоголь много, да. А стрижек у нас дешевле 400 и не найти, увы.

0
Alex Rott

Алексей, имелось в виду другое. Не жалеете на алкоголь, но экономите на парикмахерах или барбершопах

0
Алексей Тыжпрограммист

Alex, да, я понял, но в целом не сильно экономлю, нет такой задачи. Статью написал, чтобы другие не повторяли моих ошибок.

0
Evgeniy Berendyaev

Игорь, а почему после 2008?

0
Игорь Петрашевский

Evgeniy, до кризиса 2008 сисадов и эникеев была нехватка, бизнес пёр как на дрожжах. после 2008 был спад, после 2014 и облаков еще спад, а теперь ойти вообще никуда не деться

0
Системный инженер

"не консультирует их по работе в MS Office"
Да ладно, сплошь и рядом.

1
Evgeniy Berendyaev

Я бы посоветовал автору бросать завод и вкатываться в разработку на какой-нибудь Джаве. Пройти курсы по самой Джаве, курсы по алгоритмам, сделать пет-проджект, самообразовываться.
Уходить из системного администрирования (тем более "офисного", а не энтерпрайзного) нужно как можно быстрее - это работа, отжирающая огромное количество сил и при этом стоящая какие-то невероятно маленькие деньги (потому что скиллов не надо никаких).
В девопс уходить не нужно.

0
Alex Daarov

Evgeny,
Работал сисадмином в крупной компании и я бы не сказал что не нужно скилов и отнимает много времени.
Скилы - виртуализация, кластера, написание скриптов, Exchange нужно наизусть знать и в шеле и в графическом интерфейсе и тд.
По поводу времени - я работал час в день, больше нет работы. Всё автоматизированно. З/П выше значительно чем средняя по Москве в целом. На удаленке раз за 1 год в офис заезжал подписать что-то. И ещё раз дисковую полку собрать. Все.
Иногда мог день не подключаться, если что-то срочное и так звонят.

0
Evgeniy Berendyaev

Alex, то, что вы рассказываете, очень странно.
"Крупная компания" и "один час работы в день" как-то не вяжется - в крупняках обычно задач гораздо больше, чем можно успеть сделать.
Тот же Exchange в энтерпрайзах пока ещё основной инструмент коммуникации и - не побоюсь этого слова - документооборота, и бизнес генерирует кучу хотелок по поводу электронной почты.
В моей карьере был период, когда в энтерпрайзе 10к пользователей был 1 выделенный инженер Exchange и 2 администратора, которые делали прогрумленные им задачи, плюс выделенный приходящий PFE. Работы у них было дофига не только по самому Exchange, но и по интеграции его с различными системами, и они буквально зашивались, капасити команды явно не хватало.
Плюс в современном айти менеджменте сложно представить ситуацию, когда человек работает 1 час в день и получает зп выше рынка - это спалят после первого же спринта и либо насуют задач по самые помидоры, либо предложат парт-тайм.

0
Mr. Promo

Evgeniy, да в крупняках там мало кто шарит в ИТ. Так что никто не осмеливается трогать, вдруг всё в тартарары полетит. Так что про 1 час в день вполне реально, если сам автоматизировал и никому не говоришь об этом))
На Хабре была статья про этичность чувака, который за счёт автоматизации работал 15 мин в день :)

0
Alex Daarov

"Работаю на 3-4 работах" - во-первых это полный отказ от хобби и жизни. Да и скорое выгорание.
Во-вторых на 4х работах 150к в сумме? На 4х должно быть в 4 раза больше в ИТ.
600к. Не знаю что там в Питере, но 150к это низкая з/п даже для одной работы. Особенно учитывая, что например нормальная 3 или 4 комнатная квартира в Москве стоит 20-25 миллионов не в маргинальном районе. Если не хочешь жить в конуре и среди приезжих.

0
Romanus

А кроме ИТ другие профессии ещё остались? Все герои как инкубаторные, словно кругом одни "ИТ-специалисты" (привет юристам и экономистам, которых "переизбыток").
Я, конечно, понимаю, что это сейчас, как владение естественным языком - нужно каждому, но хотелось бы и альтернативные истории.

0

Сообщество

Лучшее за неделю