Как проехать на паромах по Северной Европе
Паромы — популярный и удобный способ путешествий по европейским столицам: Хельсинки, Таллину, Стокгольму.
Поездка на паромах по Балтийскому морю почти всегда дешевле перелета и быстрее, чем путь по земле. Из Таллина можно доплыть в Хельсинки за 15 € (708 ₽) и 2,5 часа. 48-часовой круиз из Хельсинки в Стокгольм и обратно стоит 71 € (1653 ₽). Поездка из Стокгольма в финский город Турку обойдется в 19 € (944 ₽). По пути увидите десятки тысяч островов и ветряные электростанции в море.
Я часто бывала в Северной Европе и восемь раз путешествовала на паромах разных компаний из Финляндии, Эстонии и Швеции. Для меня это три в одном: поездка в другой город, возможность сэкономить на отеле и перелете и немного развлечься.
Паром — это не только путь из точки А в точку Б, но и попутные удовольствия. Во время плавания можно посидеть в кафе и выпить коктейль с видом на море, увидеть скалистые острова и удивиться самодостаточности северян, которые живут на морском побережье вдали от городов. Еще на паромах слушают концерты, смотрят кино и покупают очередные духи в дьюти-фри.
В сентябре 2019 года я проплыла по маршруту Санкт-Петербург — Таллин — Хельсинки — Стокгольм. На все билеты потратила 50,5 € (3487 ₽), на еду — еще 44 € (3026 ₽). Расскажу, как организовать такое путешествие, когда выгоднее брать билеты и чем заняться на пароме.
О чем расскажу
Что за паромы
По Балтике в 2023 году ходят корабли трех паромных компаний: эстонской «Таллинк-Силья», финских «Викинг-лайн» и «Экеро-лайн». Путешествовать на них можно круглый год. Поездка на пароме займет меньше времени, чем на автобусе, машине или поезде.
Северные паромы не похожи на средиземноморские или карибские круизные лайнеры. До того как впервые отправиться в плавание по Балтике, я была в карибском круизе на 15-палубном корабле компании «Роял Карибиан». В сравнении с ним балтийские паромы показались мне бедными и потрепанными. Многие из них сошли с верфи в конце 1980-х годов. Они сильно уступают круизным лайнерам в размерах, количестве и качестве развлечений, комфорте кают. Разница между ними — как между пятизвездочным отелем и скромной провинциальной гостиницей.
Но у них и другое предназначение. Большие лайнеры — это плавучий Лас-Вегас и дорогостоящий отпуск «все включено». Паромы Балтики — это в первую очередь удобный и доступный способ передвижения. Они как гигантские маршрутки с ресторанами, каютами и видом на море. Пока плывешь на пароме, встречаешь по пути еще пять-семь таких же кораблей. Ежедневно они перевозят десятки тысяч людей между Финляндией, Эстонией и Швецией.
По моему опыту, обстановка на пароме сильно зависит от дня недели. В будни атмосфера на кораблях спокойная и размеренная. В выходные велик шанс плыть вместе с гуляющей финской и шведской молодежью и полночи слушать, как за дверью веселятся студенты. Для них паром выходного дня — это вечеринка на море.
Первый раз я ехала на пароме в будни в Стокгольм. Корабль был тихим и приличным, в ресторанах с дорогим вином сидели взрослые финны и шведы. Во второй раз я плыла в Таллин в пятницу. Всю ночь за дверью шумели, кто-то громко разговаривал и иногда падал. Дневной паром в субботу был плавучим пикником: на открытых палубах не прекращались веселые вечеринки. Корабль, отплывающий во вторник, снова был похож на чинный бал: публика сидела в дорогих барах с шампанским.
Как устроен паром
Почти все паромы устроены одинаково. Обычно на них 11—12 палуб. Нижние отведены для автотранспорта и самых дешевых кают. На верхних палубах находятся рестораны, кафе, магазины и каюты подороже.
Каюты. Большая часть кают находится на 6—11-й палубах. Не советую брать размещение на вторых-третьих палубах: там шумно из-за двигателя.
На большинстве паромов можно купить только каюту целиком: заплатить за одно место, как в поезде, не получится.
Самая дешевая каюта на пароме — двухместная, без окон. Она стоит от 20 € (690 ₽). В ней есть маленькая ванная комната с душем, туалетом и небольшой раковиной. Четырехместная каюта экономкласса похожа на купе в вагоне, только теснее, — сидя друг напротив друга, будете тереться коленками. В ней тоже есть маленькая ванная комната. Такая каюта стоит от 30 € (830 ₽).
- 20 €
Еще на паромах есть дорогие просторные двухкомнатные каюты на верхних палубах со своим балконом на море. Каюта с отдельной гостиной и бесплатным мини-баром стоит от 365 € (28 743 ₽)
Палубы. На дневных паромах между Хельсинки и Таллином и между Стокгольмом и Турку продают места на палубах. Такие билеты стоят от 15 € (1181 ₽) в одну сторону. В круизах с ночевкой на европейских паромах «Викинг-лайна» и «Таллинк-Сильи» палубное место купить нельзя.
Развлечения. Две-три палубы на пароме всегда отведены под развлечения: ночные клубы и казино. Один из клубов обязательно с большой сценой: там вечером выступают музыканты. Для детей есть игровая комната, для взрослых — спа-салон, сауна с джакузи, иногда даже с небольшим бассейном.
Верхняя палуба открыта для прогулок. В теплое время года там работает бар. Пассажиры пьют коктейли и смотрят на море. В хорошую погоду отправление парома — это небольшой ритуал, когда все собираются на верхней палубе и смотрят, как удаляется город. Если мимо проплывает другое судно, пассажиры машут друг другу руками.
Еда. На паромах есть палуба с 3—5 ресторанами и барами. Можно купить круиз с питанием по системе шведского стола в отдельном ресторане. Здесь он называется буфетом. Обычно там большой выбор блюд: около 20 видов рыбных закусок из сельди, салаки, креветок и лосося, 7—10 видов холодных мясных закусок, 20 горячих блюд, включая вегетарианские, сыры, десерты. Из напитков — кофе, чай, вода, пиво и столовое вино без ограничений.
Шведский стол подойдет тем, кто любит плотно позавтракать или поужинать. Я его не покупаю. Вечером он стоит от 29 € (2755 ₽) — за эти деньги можно поесть в ресторане. Если хочется сэкономить, можно купить хорошего сыра и колбасы в дьюти-фри или принести еду с собой на паром.
- 29 €
Дьюти-фри есть на всех кораблях. В них я часто покупаю духи и косметику. Многие финские пассажиры ящиками закупают пиво и джин-тоник: на корабле алкоголь стоит в несколько раз дешевле, чем в магазинах Финляндии. Для некоторых финнов паром — это плавучий «Ашан».
Маршруты
Финляндия в марте 2023 года не пускает российских туристов через внешнюю границу Шенгена. При этом россияне могут прибыть в Финляндию с целью туризма из других стран Шенгена, в том числе на пароме. Такая же ситуация с Эстонией. Швеция в марте 2023 года выдает визы российским путешественникам.
В 2023 году паромы ходят между Хельсинки, Таллином и Стокгольмом. Из любого из этих городов можно уехать в два других.
Билеты покупают на сайтах компаний. Подтверждение и посадочный талон приходят на электронную почту. Можно подписаться на рассылку и получать письма со скидками. Еще билеты продают агентства, но они обычно дороже.
Для посадки нужен загранпаспорт с шенгенской визой и номер бронирования, который указан в письме.
Из Санкт-Петербурга до 2020 года ходил паром «Принцесса Анастасия» компании Moby SPL. На нем можно было доехать до Таллина или Хельсинки. В 2023 году паромов из Санкт-Петербурга по Балтийскому морю нет.
В европейских столицах есть три паромные компании: «Таллинк-Силья», «Викинг-лайн» и «Экеро-лайн». Самые низкие цены — с сентября до середины декабря и с середины января до конца апреля. Это традиционное время акций. Например, в 2019 году можно было взять круиз из Хельсинки в Стокгольм за 22 € (1732 ₽). Это стоимость каюты на двух или четырех человек за две ночи на пароме и день стоянки лайнера в городе.
Таблица с ценами на март 2023 года поможет сориентироваться в примерной стоимости разных направлений. Цены меняются в зависимости от покупательского спроса и сезона, например в мае или на выходных будет дороже. Цена указана за каюту для двух человек.
Стоимость билетов на паромы «Таллинк-Сильи» и «Викинг-лайна» в марте 2023 года
«Таллинк-Силья» | «Викинг-Лайн» | |
---|---|---|
Хельсинки — Стокгольм — Хельсинки | От 99 € (5431 ₽) за круиз | От 71 € (3384 ₽) за круиз |
Хельсинки — Таллин — Хельсинки | От 32 € (1968 ₽) | От 39,8 € (1889 ₽) |
Таллин — Хельсинки | От 15 € (1338 ₽) | От 16,9 € (1574 ₽) |
Стокгольм — Хельсинки | От 96 € (8658 ₽) | От 67 € (6926 ₽) |
Стокгольм — Турку | 19 € (944 ₽) | 32 € (2283 ₽) |
Стоимость билетов на паромы «Таллинк-Сильи» и «Викинг-лайна» в марте 2023 года
«Таллинк-Силья» | |
Хельсинки — Стокгольм — Хельсинки | От 99 € (5431 ₽) за круиз |
Хельсинки — Таллин — Хельсинки | От 32 € (1968 ₽) |
Таллин — Хельсинки | От 15 € (1338 ₽) |
Стокгольм — Хельсинки | От 96 € (8658 ₽) |
Стокгольм — Турку | 19 € (944 ₽) |
«Викинг-Лайн» | |
Хельсинки — Стокгольм — Хельсинки | От 71 € (3384 ₽) за круиз |
Хельсинки — Таллин — Хельсинки | От 39,8 € (1889 ₽) |
Таллин — Хельсинки | От 16,9 € (1574 ₽) |
Стокгольм — Хельсинки | От 67 € (6926 ₽) |
Стокгольм — Турку | 32 € (2283 ₽) |
Стоимость билетов на паромы «Экеро-лайна» в марте 2023 года
Хельсинки — Таллин — Хельсинки | 15 € (1193 ₽) за круиз по акции 23 € (1829 ₽) без акции |
Таллин — Хельсинки | 19 € (1750 ₽) |
Стоимость билетов на паромы «Экеро-лайна» в марте 2023 года
Хельсинки — Таллин — Хельсинки | 15 € (1193 ₽) за круиз по акции 23 € (1829 ₽) без акции |
Таллин — Хельсинки | 19 € (1750 ₽) |
Самое короткое плавание — между Хельсинки и Таллином: 2—2,5 часа в одну сторону. Это удобный способ добраться из финской столицы в эстонскую и наоборот. Ежедневно есть больше 10 рейсов. Билет на такой паром можно купить за 15 € (750 ₽).
У «Викинг-лайна» и «Таллинк-Сильи» есть круиз Хельсинки — Стокгольм — Хельсинки, у «Таллинк-Сильи» еще и Стокгольм — Хельсинки — Стокгольм. На борту проведете две ночи, один день уйдет на осмотр города. Это удобно: не надо тратиться на перелет и отель. Такой круиз стоит от 71 € (1653 ₽) в двухместной каюте без питания.
Помимо Таллина и Хельсинки из Стокгольма можно добраться до финского Турку за 19 € (944 ₽).
Когда лучше ехать
Летом можно провести полкруиза на открытой палубе, глядя на море и острова. Но в это время не бывает таких скидок, как осенью. Например, круиз в Таллин из Хельсинки с ночевкой на борту летом 2019 года стоил от 25 € (1725 ₽), а осенью — 10—18 € (787—1417 ₽).
В сентябре приятно путешествовать, потому что погода часто солнечная, а у паромных компаний начинаются акции. Я шесть раз ездила на паромах в сентябре, и все время было по-осеннему тепло и ясно: +15…18 °C.
С ноября до середины января улицы Хельсинки, Таллина и Стокгольма украшены к Рождеству. Зимний круиз проходит в атмосфере праздника, с Санта-Клаусом и елками. Популярны поездки в конце декабря, накануне католического Рождества.
Новогодние и рождественские круизы начинают продавать еще в сентябре. Цены на них выше. Круиз из Хельсинки в Таллин в конце 2019 года стоил 42 € (2898 ₽) против стандартных 25 € (1725 ₽), в Стокгольм — 174 € (12 006 ₽) вместо обычных 40—60 € (2760—4140 ₽).
В ноябре у «Викинг-лайна» бывают предновогодние распродажи. В 2019 году такие акции шли с 5 по 12 ноября. В это время можно было купить круиз в Стокгольм за 31 € (2139 ₽). Но это была каюта на самой нижней палубе — пришлось бы спать под шум двигателя. На пятой и шестой палубах каюта стоила уже 81 € (5589 ₽).
В январе после праздников начинаются самые большие скидки. В 2020 году самые выгодные акции шли с 7 января до 2 февраля. Можно было взять билеты на поездки до конца марта.
Погода зимой суровая, поэтому билеты дешевые. Если повезет и не будет ветра, можно постоять на палубе минут 15, немного подпрыгивая от холода. Если будет ветер и мороз, за пару минут можно превратиться в замерзшую мумию. Скорее всего, смотреть на море захочется только из окна парома.
А вот на берегу при этом не всегда холодно. Зимой в Стокгольме может быть 0…+2 °C, в Хельсинки и Таллине средняя температура в феврале — −1…+1 °С.
Как сэкономить на пароме
Если промониторить цены разных компаний, можно немного изменить маршрут и сэкономить на дороге.
В 2019 году вместо парома Стокгольм — Хельсинки за 50 € (3450 ₽) я отправилась в Турку за 12 € (828 ₽), а оттуда доехала до Хельсинки на автобусе «Оннибус» за два часа и 4 € (276 ₽). Вышло в 3 раза дешевле.
Иногда паром позволяет сэкономить на гостинице. На «Островке» цены на жилье в столице Финляндии в 2023 году начинаются от 6000 ₽ за ночь, если не искать дешевый отель заранее. Так же было и в 2019 году. Однажды вместо отеля я выбрала мини-круиз в Таллин и сэкономила. Билет на паром с ночевкой обошелся в 25 € (1725 ₽). Я переночевала в каюте, утром позавтракала в городе, прогулялась центру Таллина и за 2,5 часа доплыла обратно в финскую столицу. Хорошо провела время и немного сберегла бюджет.
- 25 €
Круизы в Стокгольм тоже удобны тем, что можно совместить ночевку и дорогу. Ночью, пока паром идет из города в город, можно спать, а днем — гулять. Если лететь на самолете, придется платить еще и за отель.
Паромы из Таллина
Паромные компании. Из столицы Эстонии отправляются суда «Таллинк-Сильи», «Викинг-лайна» и «Экеро-лайна». Оттуда можно за 2,5 часа доплыть до Хельсинки, а за ночь — до Стокгольма.
«Экеро-лайн» ежедневно совершает пять рейсов между Хельсинки и Таллином. На паромах можно добраться из одного города в другой от 15 € (787 ₽).
В 2019 году я покупала билет «Экеро» без каюты по маршруту Таллин — Хельсинки за 10 € (787 ₽). Билет лучше брать заранее, ближе к отправлению цена растет. Поскольку «Экеро-лайн» обычно дешевле других паромов, я ожидала, что и сервис здесь будет как в плацкартном вагоне: главное — доехать. Но это оказался чистый приятный паром, на котором можно хорошо провести время. Многие пассажиры не берут каюты, и весь корабль спланирован так, чтобы всем было комфортно на внутренних палубах.
Для меня плавание между Таллином и Хельсинки — это как будто ты сел в кафе и оно плывет в другой город. По пути попадаются маленькие скалистые островки. С моря панорамы обеих столиц красивы и позволяют по-другому увидеть город.
Пассажиры мини-круизов обычно выходят в Таллин на 3,5 часа. Этого достаточно, чтобы осмотреть самые известные достопримечательности и перекусить в одном из местных ресторанов. Я написала отдельную статью о прогулке по Таллину за один день.
Терминалы. В Таллине два терминала. Они находятся недалеко друг от друга, в одной гавани. В терминал А приходят паромы «Экеро-лайна» и «Викинг-лайна». Паромы «Таллинк-Сильи» швартуются в терминале D. Оба терминала небольшие, сориентироваться просто. Можно прибыть за час до отплытия, успеть зарегистрироваться, пройти на паром и немного поразглядывать с палубы город.
Порт и пассажирские терминалы находятся в десяти минутах ходьбы от Старого города — главного туристического района Таллина. Общественным транспортом пользоваться не надо.
Еда. В «Экеро» четыре кафе, два из них двухэтажные и размещаются сразу на двух палубах. Цены в сравнении с ресторанами на других паромах здесь ниже. Дорогих ресторанов с лобстерами и шампанским на «Экеро» нет, но есть шведский стол за 32 € (2361 ₽).
В кафе на пароме есть кофе, бургеры, супы, паста. Если принесете свои бутерброды, никто не выгонит.
Развлечения. В панорамном баре на носу — огромные окна высотой в две палубы и вид на море. На вечерних рейсах здесь выступает группа с солистом. При мне исполняли «Бесаме мучо» и другие международные ретро-хиты. В соседнем кафе пели рок-баллады. Что немаловажно, приятным голосом.
Дьюти-фри на «Экеро-лайне» мне показался чуть меньше, чем на паромах «Таллинк-Сильи» и «Викинг-лайна». Как и везде, здесь продается немного косметики, духи, алкоголь, конфеты. Цены на косметику на всех кораблях примерно одинаковые, разнятся иногда в 1—2 € (69—138 ₽). Каталог с ценами есть на сайте парома.
Паромы из Хельсинки
Паромные компании. По моим ощущениям, из Хельсинки уходит больше всего паромов по всем направлениям. Большинство рейсов самого известного финского перевозчика «Викинг-лайн» идут именно отсюда. Паромы «Экеро» и «Таллинк-Сильи» тоже отправляются ежедневно.
Терминалы. В Хельсинки 2 паромные гавани и 4 терминала. Два из них находятся в самом центре города. Если вы гуляли по Хельсинки и доходили до Рыночной площади у моря, то, скорее всего, видели в гавани большие лайнеры. Гавань называется Южной, здесь расположены терминалы «Викинг-лайна» и «Таллинк-Сильи». Отсюда уходят корабли на Стокгольм.
Два других терминала находятся в Западной гавани. От Рыночной площади туда можно дойти за 36 минут или доехать на трамвае. В Западную гавань приходят паромы «Экеро-лайна» и те корабли «Таллинк-Сильи», которые курсируют в Таллин.
В Западной гавани первым на пути будет терминал 1. Чуть дальше находится терминал 2 — новый, большой и современный. Оттуда в Таллин отходят рейсы «Экеро-лайна» и «Таллинк-Сильи».
Чуть дальше находится терминал 2 — новый, большой и современный. Не удивлюсь, если все рейсы Западной гавани постепенно переведут именно туда. Сейчас оттуда в Таллин отходят рейсы «Экеро-лайна» и двух паромов «Таллинк-Сильи».
Дальше на примере парома «Таллинк-Сильи» расскажу про плавание из Хельсинки.
У «Таллинк-Сильи» 12 паромов. Каждый ходит по определенному маршруту: в Стокгольм, Таллин, на Аландские острова. Я путешествовала из Хельсинки в Таллин на судне «Силья Европа». В марте 2023 года оно временно не ходит. Раньше оно отправлялось из Хельсинки вечером и через 2,5 часа прибывало в Таллин. Пассажиры ночевали на борту, а в 08:00 выходили в город. В 12:30 паром отправлялся обратно.
- 2—2,5 часа
Суда «Таллинк-Сильи» отходят от трех разных терминалов в зависимости от маршрута. Из Южной гавани, что в центре Хельсинки, уходят паромы в Стокгольм. Из Западной гавани уплывают три парома в Таллин. Запоминать не обязательно: нужный терминал отправления будет указан в подтверждении бронирования, которое придет на почту после покупки. На сайте компании (сайт недоступен из РФ) написано про каждый из них и указаны адреса. Однажды я перепутала терминалы и чуть не опоздала на паром — рекомендую сразу проверять, откуда уходит ваш корабль.
Еда. В списке ресторанов, как правило, всегда есть итальянское заведение, рыбный ресторан, «Бургер-кинг» и демократичное кафе с ценами ниже, чем в ресторанах.
Шведский стол здесь называют «Гранд-буфет», чтобы подчеркнуть большой выбор и уровень сервиса. На «Таллинк-Силье» ему отводят носовую часть с хорошим видом на море. Меню можно посмотреть на сайте.
Если путешествуете экономно, можно купить еду в дьюти-фри. В магазинах «Таллинк-Сильи» самый большой выбор закусок: 5—6 видов сыра, 7—8 видов колбасы или вяленого мяса. Есть даже тушенка из лося.
Развлечения на «Таллинк-Силье» такие же, как и везде: ресторанная палуба, ночной клуб, казино, дьюти-фри, магазины с сувенирами и одеждой, сауна. Есть салон красоты и массажный салон.
Выбор в магазинах даже в небольших таллинских круизах показался мне богаче, чем у «Викинг-лайна» в поездке до Стокгольма. Сувениров здесь больше, еды и напитков в дьюти-фри, на мой взгляд, тоже. Иногда мне кажется, что доход от продаж в дьюти-фри едва ли не выше, чем от продажи кают. После открытия в кассах почти всегда очереди.
Паромы из Стокгольма
Паромные компании. В столицу Швеции приходят паромы «Викинг-лайна» и «Таллинк-Сильи».
Паромы «Викинг-лайн», на мой взгляд, самый живописный и удобный вариант путешествия в Стокгольм. Они швартуются недалеко от Старого города. С палубы видно крыши Гамла-Стана — старого города Стокгольма. Корабль так величественно вплывает в бухту столицы Швеции, что настрой сразу праздничный.
Морской путь сюда идет по Стокгольмскому архипелагу. Это два часа красивых видов на небольшие скалистые островки, деревянные шведские дома, ухоженные гавани, маленькие яхты и уютный прибрежный мир. Ради этого стоит отправиться в Стокгольм на пароме хотя бы раз. Для меня пейзажи за окном — самое интересное в плавании в Швецию.
Терминалы. В Стокгольме два основных терминала в разных концах города. Ближе к Старому городу находится терминал компании «Викинг-лайн». Он называется Стадсгарден, но можно запомнить просто «Викинг-лайн». От терминала до Старого города можно дойти за 25 минут. Дорога идет вдоль гавани, сбиться с пути невозможно: Старый город видно все время.
«Таллинк-Силья» приходит в терминал Вяртахамн. Туда и оттуда лучше ехать на общественном транспорте. С 9:00 до 21:00 можно ехать на автобусе № 76. Ранним утром — на метро до станции «Гардет». С 07:00 до 21:00 можно ехать на автобусе № 76. Учтите, что в 5:30—7:00 поезда ходят с интервалами в 15 минут. Я из-за этого чуть не опоздала на паром в Турку.
От метро к терминалу Вяртахамн несложно дойти по указателям. Там на каждом повороте размещены стрелки с надписью и нарисованным корабликом. Часть пути пройдет по мосту, похожему на крытый трап. Сбиться с пути трудно.
Еда. На паромах «Викинг-лайна», на мой взгляд, больше дорогих ресторанов. Здесь три шампань-бара с разными видами игристых вин, бар с морепродуктами, где подают лобстеров и прочие морские деликатесы. Даже в обычном кафе бутерброды с семгой сервируют красивее и аппетитнее, чем на других паромах. А вот бар на палубе здесь уступает «Таллинк-Силье»: он меньше по площади. Во второй половине сентября 2019 года бар вообще был закрыт, хотя погода позволяла.
Развлечения. На самом корабле все тот же набор развлечений, что и на других паромах. Рестораны, сауна и спа, детская комната, казино, дьюти-фри, небольшой магазин с одеждой и косметикой.
Запомнить
- С помощью паромов можно легко и выгодно перемещаться между Таллином, Хельсинки и Стокгольмом.
- Для поездки нужна шенгенская виза.
- Туристы не могут попасть в Финляндию и Эстонию из России через внешнюю границу Шенгена. При этом въезд для россиян в оба государства из других стран Шенгена не запрещен. Швеция выдает визы путешественникам из России.
- Самые низкие цены — с сентября до середины декабря и с середины января по апрель. Распродажи надо ловить за 1—2 месяца.
- Выгодней покупать напрямую на сайтах паромных компаний. Можно подписаться на их рассылку и получать письма со скидками.
- Адрес нужного терминала указан в подтверждении, которое придет по почте.
- Лучше приходить в порт как минимум за час до отправления.
Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan