Для нас с мамой круиз — самый удобный вид путешествия.
За неделю можно посмотреть несколько европейских городов. Еще не надо тратиться на рестораны или готовить самостоятельно: буфет на корабле работает 20 часов в сутки. Каюта похожа на номер в неплохой гостинице, а виды с балкона в открытом море не сравнить ни с чем.
В круизах по Европе мы бываем 2 раза в год — весной и осенью. За последнюю поездку в каюте с балконом заплатили 100 тысяч рублей на двоих. Из них сам круиз стоил всего 38 тысяч.
Обычно круиз обходится мне в два раза дешевле, чем путешествие по суше. Расскажу, как его купить и на чем можно сэкономить.
Потратили на двоих за 9 дней круиза — 102 600 Р
Авиабилеты в Рим и обратно | 40 000 Р |
Круиз | 38 100 Р |
Чаевые на корабле | 10 500 Р |
Трансфер в порт | 6700 Р |
Ночевка перед круизом | 4500 Р |
Возвращение в аэропорт | 2800 Р |
Зачем идти в круиз
Много стран. В круизе можно комфортно посмотреть сразу несколько стран. Когда путешествуешь по суше, на переезды тратишь больше времени, чем на осмотр достопримечательностей. В европейских круизах все наоборот: ночью плывешь в другую страну, а днем гуляешь по городу. За время стоянки мы проходим 10—15 км, осматриваем пару музеев и соборов, закупаемся на рынке и распродажах.
В более длинных круизах дней в море больше и они могут идти подряд. Атлантический океан корабли пересекают без остановок за 4—6 дней.
Комфорт. Круизы подходят для отдыха с пожилыми родственниками. В таком путешествии никто не устанет от переездов и не потеряет багаж. Еще корабль хорошо приспособлен для инвалидов: везде есть пандусы, лифты и специально обученный персонал. Людям старше 55 лет круизные компании иногда дают скидки.
Дети. В круизе удобно с детьми. Обычно на лайнерах есть детская комната для малышей и развлечения для подростков: аквапарк, бассейны, кинотеатр, спортивные площадки, веревочные парки, дискотеки и мастер-классы.
На кораблях интересно. Некоторые пассажиры вообще не сходят на берег во время стоянок. Лайнер огромен, там всегда есть чем заняться. Развлечения интернациональные: опера, классические концерты, джаз, дискотеки, «Цирк дю Солей», кулинарные классы и дегустации, уроки рисования и танцев, спортивные классы.
Если хотите тишины, можно просто загорать у бассейна с книгой. За неделю на корабле я успеваю прочитать пару произведений.
Круизный лайнер — это такой плавучий курорт. Легко забыть, что ты в море, а не на суше. На некоторых лайнерах даже есть настоящие парки с лавочками в тени деревьев.
А еще можно посмотреть места, куда дорого и неудобно добираться самостоятельно. Например, на Аляску или остров Пасхи в несколько раз дешевле попасть на корабле, чем по воздуху или суше.
Круизы из России
Круизный сезон в России короткий — с мая по август. Для сравнения, в Средиземном море круизный сезон не прекращается вообще.
В России два круизных порта — Санкт-Петербург и Владивосток. Путешествия оттуда дорогие, и их мало. Например, порт Барселоны летом предлагает 228 вариантов, а Санкт-Петербурга — 22. Мы с мамой покупаем круизы в Европе.
Летом 2020 года из Петербурга в Хельсинки, Таллин и Стокгольм будет ходить только один корабль «Косты». Самый дешевый круиз на 6 ночей обойдется в 70 000 Р на двоих. Тур на 10 ночей до Осло будет стоить 281 000 Р на двоих — и это самая дешевая каюта.
Из Владивостока можно отправиться только в Японию на старом маленьком корабле компании «Коста». Когда я писала эту статью, дешевая каюта на двоих стоила 143 000 Р.
Многие путают круизы с путешествием на пароме «Принцесса Анастасия», который ходит из Санкт-Петербурга. Но он сильно отличается от круизных лайнеров. В первую очередь паром предназначен для доставки пассажиров, транспорта и грузов из одной точки в другую, поэтому на нем можно перевозить автомобили и собак. На круизных лайнерах животные запрещены и нет специальной палубы для транспорта.
Еще паром не такой комфортный, как лайнер. «Принцессе Анастасии» почти 35 лет. Стандартные каюты там похожи на купе в старых поездах, кают с балконами нет, а питание платное. Самая дешевая каюта с завтраками и ужинами обойдется в 571 € (40 541 Р) за 4 ночи. Это дороже, чем круиз по Средиземному морю на новом круизном лайнере.
Мы с мамой никогда не стартовали из Санкт-Петербурга, потому что не удавалось поймать низкую цену. Я жду падения цен в следующем июне и куплю недельный круиз, если он будет стоить не больше 500 € (35 500 Р) на двоих.
Круизы по Европе
Круизов по Европе — десятки. Лайнеры останавливаются в портах Испании, Италии, Франции, Великобритании и других стран.
Вот, например, маршрут одного из самых популярных недельных круизов по Средиземному морю: Барселона, Марсель, Генуя, Рим, Палермо, Мальта и один день в море. Он круговой — это значит, что круиз можно начать из любого порта. Стоимость зависит от города, в котором турист садится на лайнер. Обычно дешевле круизы из Барселоны, Генуи и города Чивитавеккья в 80 км от Рима.
Круиз по Европе считается недорогим, если ночь на человека во внутренней каюте обходится в 50 € (3550 Р). Недельный дешевый круиз на двоих стоит 700 € (49 700 Р) и меньше. Обычно их можно поймать в несезон: по Средиземноморью — с ноября по март, а по фьордам — весной.
Межконтинентальные круизы
Бывают круизы, например, из Европы в Северную или Южную Америку, из Европы в Азию и наоборот. Цена ночи в длинных круизах меньше, поэтому двухнедельное трансатлантическое путешествие может стоить 700 € (50 400 Р) на человека. В такой круиз я отправлюсь, когда найду попутчика: мама не переносит перелеты на дальние расстояния.
В межсезонье корабли перегоняют с континента на континент. Например, весной с Карибских островов на Средиземное море, осенью обратно. Они идут с минимальным количеством остановок. Подобные «перегонные» круизы дешевле остальных: не так много желающих провести неделю в море, не сходя на берег. Цена на такие круизы может падать до 15 $ (960 Р) за сутки.
Как устроен круизный корабль
У дорогих компаний есть плохие корабли, у дешевых — хорошие. На корабле-гиганте всегда будет шумно и тесно, а маленький дорогой лайнер может оказаться плавучим домом престарелых. Перед тем как бронировать круиз, я читаю отзывы о корабле на форуме Винского, круизном форуме «Навимба» и cruisecritic.com.
Современный круизный корабль может вмещать 2000—8000 человек. Там есть тематические рестораны и бары, казино, спа, открытые и закрытые бассейны, джакузи, аквапарк, магазины, спортзал, кабинет врача и салон красоты.
Корабли бывают размером с двадцатиэтажный дом. У каждой лестницы и лифта размещен удобный стенд с картой. Из любой точки корабля до бассейна или ресторана можно добраться максимум за 5 минут. Правда, иногда приходится долго ждать лифта или они приходят переполненные. Обычно я хожу по лестницам.
Несколько палуб полностью заняты каютами. На большой «Меравилье» таких палуб семь. Они похожи на коридоры в отелях. Каюты с четными и нечетными номерами расположены на разных сторонах корабля. Моя мама как-то прошла по кругу три раза в поисках нашей каюты, пока не поняла, что идет по неправильной стороне.
|
|
Обычно в каюте размещаются вдвоем, но есть и семейные номера на четверых. Такие каюты надо брать за год или полтора: их меньше, чем двухместных. Часто семье дешевле взять две каюты, чем одну на всех.
Мы всегда выбираем каюту в центре корабля на средних палубах. На верхних сильнее ощущается качка в шторм. На нижних может быть шумно, если рядом технические помещения, рестораны или бассейн.
Нам никогда не попадались плохие каюты, потому что я долго выбирала каждую на плане корабля. Но на форумах много историй о вибрации от винтов, неработающей канализации, неприятных запахах и шумных соседях. Если у меня есть несколько номеров на выбор, я гуглю их: в интернете можно найти отзывы о конкретной каюте и ее фотографии.
Какие бывают круизные компании
Круизные компании можно поделить на три категории.
Недорогие круизные компании — это итальянские MSC, Costa и немецкая Aida. Почти все круизы я купила у них. Стандартная стоимость — 50 € (3550 Р) за человека в сутки. У MSC и «Косты» много кораблей, которые не заполняются на 100%, поэтому всегда есть скидки. Детей часто можно взять бесплатно или за небольшую доплату.
В новогодний круиз на 11 ночей можно отправиться за 898 € (63 758 Р) на четверых. Это хорошая цена.
Круизы средней ценовой категории продают компании Royal Carribean, Princess, Holland America Line, TUI. У «Туи» в стоимость всегда включены чаевые и напитки. Для этих компаний низкая цена — 100 € (7100 Р) за человека во внутренней каюте. В недельный круиз по Канарам с двумя детьми в декабре можно съездить за 778 € (55 238 Р). Две недели на Карибах обойдутся в 2430 € (172 530 Р).
Дорогие круизы — у Celebrity, Azamara, Oceania, Сunard. Хорошая цена — 200 € (14 200 Р) за человека в сутки. Недельный круиз на двоих по акции стоит 2398 $ (153 472 Р). Никаких скидок для детей у этих компаний нет.
Чем корабль дороже, тем он меньше и спокойнее: обычно на них нет развлечений для детей, ярких шоу и дискотек до утра. Такие корабли рассчитаны на взрослую респектабельную публику. Еда на них всегда лучше: в буфете будут ягоды, соленый лосось и палтус. «Туи» раз в неделю проводит икорный завтрак с несколькими видами красной и черной икры.
Из чего складывается стоимость круиза
В стоимость круиза входят портовые сборы, питание и развлечения. Еще на цену влияет тип каюты, питание и чаевые.
Каюты бывают трех типов: внутренние без окна, внешние с окном или балконом. Самые дешевые — внутренние.
Стоимость каюты зависит от корабля. На старых лайнерах, где больше внутренних кают, номер с балконом будет стоить в разы дороже, чем без окон. Например, на маленькой «Магике» каюта с балконом обойдется в 1398 € (99 258 Р), а внутренняя — в 758 € (53 818 Р). Разница в цене — почти в два раза. На большом «Спектруме» стоимость кают отличается всего на четверть: с балконом обойдется в 1582 $ (101 248 Р), внутренняя — в 1270 $ (81 280 Р).
Сэкономить можно, если купить гарантированную каюту. В этом случае путешественнику сообщают только тип каюты — внутренняя или с балконом. Точное расположение становится известно ближе к дате отплытия. Экономия может быть существенной. Например, в круизе по югу Европы гарантированная внутренняя каюта на двоих стоит 1890 € (134 190 Р), а конкретная внутренняя каюта — 3500 € (248 500 Р). Экономия — 1610 € (114 310 Р).
Если брать гарантированную внутреннюю каюту в несезон, можно надеяться на бесплатный апгрейд до каюты с окном или балконом. Но иногда туристам не везет и каюта оказывается у моторного отсека, над шумной общественной палубой или далеко от лифтов.
Мы с мамой всегда выбираем конкретную каюту. Но я решила рискнуть и впервые купила на 2021 год гарантированную каюту в круиз из Марселя в Венецию. Ближе к дате отплытия круизная компания сообщит ее номер. Посмотрим, повезет мне или нет.
Еда и алкоголь. Все напитки на кораблях, кроме воды, кофе и чая в буфете, платные. Алкоголь входит в стоимость, если вы купили пакет «все включено».
Если вы выпиваете на корабле три порции алкоголя в день, выгоднее купить тур с включенными напитками. Это будет дешевле, чем приобретать их на корабле. Например, круиз от «Косты» по Франции и Италии с включенным алкоголем стоит всего на 100 € (7100 Р) дороже обычного.
Мы с мамой выпиваем в день по бокалу вина, поэтому пакеты с напитками не берем. С мужем и друзьями я поеду в круиз только по системе «все включено».
Чаевые. Обязательная доплата почти во всех компаниях — чаевые за обслуживание на корабле. Это примерно 10 € (710 Р) в сутки за взрослого и 5 € (355 Р) за ребенка, в американских компаниях — 15 $ (960 Р) независимо от возраста. За день до окончания круиза вы получите счет со своими тратами и чаевыми, который нужно оплатить картой или наличными на ресепшн.
Отказаться от уплаты чаевых можно на кораблях MSC, «Селебрити» и «Океании». Для этого нужно подойти на ресепшн на второй-третий день круиза. Отказ от чаевых ни на что не влияет. Некоторые туристы раздают чаевые персонально, кто-то не платит их вообще.
Где покупать круиз
Круизные компании — это MSC, «Коста», «Аида», «Туи». Для каждой страны перевозчик предлагает свою цену. Я всегда включаю VPN, захожу на несколько национальных сайтов и сравниваю цены. Один и тот же круиз может стоить по-разному для россиян и итальянцев — обычно не в нашу пользу.
В марте 2019 года я сэкономила на круизе, купив его на французской версии сайта «Косты» costacroisieres.fr. Шестидневный тур из Марселя в Венецию на март 2021 года обошелся мне в 358 € (25 418 Р) на двоих. На российском сайте он стоил 680 € (48 280 Р).
Чтобы купить круиз у французов, надо было указать адрес во Франции. Я использовала адрес случайного отеля в Париже и изменила номер дома на несуществующий. Так я за 5 минут сэкономила 320 € (22 720 Р). Все документы компания прислала мне на электронную почту.
В таблице я сравнила цены на один и тот же круиз на российском рынке и за границей, выбирала произвольно. Ни один круиз не был дешевле в России.
Стоимость круиза на одного в 2019 году в России и за рубежом
Корабль и порт отправления | Цена в России | Цена в Европе или США |
---|---|---|
«Веендам» из Венеции | 160 000 Р | 105 000 Р |
«Рефлекшн» из Лиссабона | 150 000 Р | 57 500 Р |
«Меравилья» из Барселоны | 117 000 Р | 48 000 Р |
«Нью Статендам» из Амстердама | 60 000 Р | 53 500 Р |
«Фаволоза» из Савоны | 50 000 Р | 36 000 Р |
Агентства продают круизы на форумах «Навимба» и Винского. Удивительно, но покупать круиз у агентов чаще дешевле, чем напрямую у круизной компании: агенты получают скидки и снижают собственную комиссию, чтобы продать больше круизов.
Еще агенты часто предлагают бонусы: включенные чаевые, пакеты напитков, ужины в платных ресторанах, бесплатный интернет или бортовой кредит — деньги на любые траты на корабле. Однажды агент предложил нам с мамой пакет из 12 напитков на каждого и бесплатную минеральную воду. Так мы сэкономили минимум 100 € (7100 Р).
Когда выгоднее покупать
Обычно самые низкие цены бывают за 1,5—2 года и за 1,5—2 месяца до круиза. Если вам нужен определенный маршрут и корабль, советую не ждать скидок. К концу продаж могут закончиться каюты на четверых или останутся только дорогие каюты с балконами. Круиз на 2021 год я купила почти за 2 года до отплытия за 36 € (2556 Р) с человека в сутки.
На Новый год, католическое Рождество и Пасху круизы не дешевеют: слишком много желающих их купить. Такие круизы тоже лучше брать на старте продаж.
Нам с мамой неважно, на каком корабле плыть, поэтому мы часто покупаем горящие круизы. Но когда находишь вариант в последний момент, есть риск потратиться на авиаперелет: обычно к дате вылета он только дорожает. Последний круиз мы покупали за полтора месяца и потратили на авиабилеты по 20 000 Р. За полгода до этого их продавали по 7000 Р.
Но даже переплатив за перелет, мы сэкономили на общей стоимости поездки: потратили 102 600 вместо 132 100 Р.
Как менялась стоимость круиза
Расходы | Цена в июле | Цена в декабре |
---|---|---|
Круиз | 93 600 Р | 38 100 Р |
Билеты на самолет | 14 000 Р | 40 000 Р |
Чаевые на корабле | 10 500 Р | 10 500 Р |
Трансфер в порт | 6700 Р | 6700 Р |
Ночевка перед круизом | 4500 Р | 4500 Р |
Дорога в аэропорт | 2800 Р | 2800 Р |
Итого | 132 100 Р | 102 600 Р |
Горящий круиз нужно оплачивать сразу, все остальные — за 45—90 дней до их начала в зависимости от компании. Если покупать круиз заранее, путешественник вносит только депозит. Он бывает возвратным и невозвратным. Например, у компании MSC на американском рынке возвратный депозит стоит 199 $ (12 736 Р) с человека, у «Роял Карибиан» — 500—900 $ (32 000 —57 600 Р).
Часто круизные компании устраивают акции с уменьшенным депозитом — иногда до 1 $ (64 Р). В таком случае можно сразу забронировать несколько вариантов и потом выбрать самый удобный.
Визы
Для круиза по большинству европейских стран нужна только шенгенская мультивиза. В таком круизе смотрят Лондон без визы и экономят 95 £ (7596 Р) на ее получении. Еще без визы Великобритании в круизе можно посетить Гибралтар.
Во время круиза по Канарам лайнеры иногда заходят в Марокко, но россиянам в такой поездке достаточно шенгенской визы. Для трансатлантического круиза, например из Италии в Бразилию, Аргентину или на Кубу, иногда нужен только шенген. Если круиз по Карибским островам начинается или заканчивается на Мартинике или в Гваделупе, требуется длинный французский шенген или виза в заморские территории Франции. Виза в США нужна в любом круизе, где есть заход хотя бы в один американский порт. То же касается и Канады.
Я никогда не получала визу под круиз, но делала такую для мамы. Круиз начинался в Риме и заканчивался в Генуе, по пути была остановка в Палермо. Из семи дней путешествия три приходились на Италию, по одному — на Францию, Испанию и Мальту. За визой мы обратились в визовый центр Италии. Дополнительно к стандартному пакету документов я приложила круизный ваучер и письмо от круизного агента. Визу дали на год, она стоила 65 € (4615 Р).
Еда
Еда на круизных лайнерах — в неограниченном доступе 20 часов в сутки. У нас с мамой разные вкусы, но мы обе всегда довольны питанием. По моему опыту, еда на дешевом корабле лучше, чем по системе «все включено» в отелях Греции и Турции.
Рестораны. При посадке за каждой каютой закрепляют место и время ужина в одном из ресторанов. Столиков на двоих мало, поэтому на «Меравилье» нас посадили за стол для шестерых с другими пассажирами.
Мы практически не ходили в рестораны. Там душно, долго обслуживают, нужно приходить к определенному времени, а порции маленькие. Все напитки там платные, даже вода. Вместо ресторана мы ходили в буфет.
Буфет открыт с 6 утра до 12 ночи. Он работает по принципу шведского стола в ресторане: берешь еду и садишься за любой свободный столик. Количество подходов неограниченно — можно есть сколько хочешь. Каждый вечер основное блюдо в буфете повторяет ресторанное.
Выбор в буфете огромный: фрукты, свежая пицца, сыр, колбасы, супы, мясо и рыба, азиатская еда, десерты и выпечка. Еще можно самому собрать салат или бургер. На завтрак добавляются станции с яйцами и блинчиками, можно заказать омлет с начинками. На «Меравилье» за стеклянной витриной в буфете каждый день делают моцареллу.
В буфете есть автоматы с водой, кофе и кипятком для чая. Многие туристы ходят туда со своими бутылками и наполняют их, потому что бутылка воды на корабле стоит почти 3 € (213 Р). На каждом столе есть кнопка вызова официанта — можно заказать из бара любые платные напитки.
Развлечения в круизе
Каждый вечер стюард приносит в каюту программу развлечений на следующий день. У немецких компаний программа только на немецком, у большинства остальных — на языке пассажира.
Почти все развлечения на корабле бесплатные. Платные отмечены звездочкой: это некоторые спортивные классы, спа-процедуры, боулинг и лотереи. Спа-процедуры на корабле очень дорогие. Массаж стоит от 100 € (7100 Р), боулинг — 30 € (2130 Р) за полчаса, лотереи — 2—10 € (142 —710 Р) за карточку, посещение «Цирка дю Солей» — от 15 € (1065 Р). На верхней палубе есть бесплатные водные горки и веревочный парк, но в несезон из-за сильного ветра они часто закрыты.
Итальянские круизные компании MSC и «Коста» делают яркие театральные представления. Каждый день — новый спектакль. В зале примерно 1000 мест. Шоу повторяют трижды за вечер, поэтому место можно найти всегда. В морской день добавляют одно дневное представление. В нашем последнем круизе по Средиземному морю это была итальянская опера. Иногда на палубах дают камерные концерты, но места на них найти труднее, поэтому приходится слушать музыку стоя.
В своем первом круизе мы практически не выходили из каюты, а теперь каждый вечер отправляемся в театр. Постановки незамысловатые: в основном это международные хиты разных лет, классические танцы и акробатические номера. Артисты показывают трюки даже в условиях качки и шторма. За все время наших путешествий было отменено только одно представление «Цирка дю Солей» в сильный шторм.
На всех круизных кораблях есть открытые бассейны и джакузи. На «Меравилье» есть еще закрытый бассейн и джакузи на 15-й палубе, но из-за сильного запаха хлорки мы там не купались. У всех бассейнов дежурят спасатели, даже зимой, когда никто не плавает.
Как добраться до начальной точки круиза
По моему опыту, самые удобные города для старта круиза по Средиземному морю — Барселона и Генуя. В Барселону летает много регулярных рейсов, а до Генуи легко добраться на поезде из Милана или прямым рейсом «Победы». Порты в этих городах расположены в центре города. До порта в Барселоне можно взять такси из аэропорта за 35 € (2485 Р) или доехать из центра на специальном шаттле за 3 € (213 Р). Порт Генуи расположен напротив железнодорожного вокзала. Такси из аэропорта стоит 20 € (1420 Р).
Я часто покупаю круизы из Чивитавеккьи — это порт в 80 км от Рима. До круиза мы останавливаемся на несколько дней в Риме или ночуем рядом с портом. До Чивитавеккьи из Рима ходят электрички, цена билета — 4,60 € (327 Р). В последнем круизе мы заказывали трансфер из аэропорта у хозяев квартиры в Чивитавеккье за 90 € (6390 Р). Официальное такси из аэропорта в порт стоит 130 € (9230 Р).
Карибские круизы часто стоят дешевле, чем перелет туда. Популярные у российских туристов круизы по Карибам без американской визы начинаются и заканчиваются в доминиканской Ла-Романе, гваделупском Пуэнт-а-Питре или в столице острова Мартиника Фор-де-Франсе.
Лететь на Гваделупу или Мартинику дешевле и удобнее из Парижа: это заморские территории Франции, куда часто бывают чартеры. Цены на билет в одну сторону начинаются от 100 € (7100 Р). Для сравнения, билеты на двоих из Москвы на Гваделупу или Мартинику и обратно через Париж обойдутся примерно в 1000 € (71 000 Р). Чартеры в Доминикану летают из Бельгии, Германии, Франции. Есть прямые рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга. Перелет стоит 800—1000 € (56 800 —71 000 Р).
Перелет в США стоит от 20 000 Р, но к его стоимости нужно добавить стоимость визы и ее получения. В круиз со стартом в ОАЭ отправиться легко и недорого: прямой перелет из Москвы в Дубай и обратно стоит около 17 000 Р.
Опытные любители круизов советуют приезжать в город минимум за сутки до отправления корабля. Это дороже, чем прилететь в день начала круиза, но дешевле, чем догонять корабль. Мы всегда приезжаем заранее. Из-за непогоды компания может изменить порт выхода, а авиакомпания — отменить или перенести рейс.
Чтобы не рисковать, перед последним круизом мы прилетели в Италию за день до отплытия. Это было правильное решение: в те выходные «Аэрофлот» отменил 130 рейсов. Ночевка в Чивитавеккье стоила 60 € (4260 Р) за комнату с завтраком.
Я советую заранее изучить, как проходит посадка и высадка. Регистрация на корабль обычно заканчивается за 2 часа до отправления — приезжайте в порт вовремя.
Как выходить в город и что нужно знать о тратах
Время выхода в город и возвращения на корабль указано в ежедневных программах и на информационных экранах по всему кораблю. Если корабль ночует в порту, можно вернуться в любое время или остаться в городе до утра. Для выхода и возвращения на корабль нужна корабельная карточка.
В каждом порту круизная компания предлагает трансфер до города на фирменных автобусах. Добраться самостоятельно в разы дешевле. Например, первый раз в Барселоне мы потратили на корабельный трансфер до города и обратно 18 € (1278 Р). В следующем круизе воспользовались портовым автобусом за 8 € (568 Р) на двоих. Еще можно дойти пешком: порт находится в получасе ходьбы до главной туристической улицы Ла Рамбла.
В Марселе круизная компания предлагает свой трансфер за 18 € (1278 Р) с человека, а поездка в центр на такси стоит 20 € (1420 Р). Мы нашли попутчиков на стоянке и доехали за 5 € (355 Р) с человека. На Мальте мы сэкономили 40 € (2840 Р), отказавшись от туристического автобуса. Недалеко от порта есть остановки общественного транспорта и лифт в столицу Валлетту за 1 € (71 Р).
В новых городах мне хватает дня стоянки, чтобы понять, хочу ли я вернуться туда еще раз. Я планирую прогулки по путеводителю «36 часов» и отмечаю нужные точки в приложении «Мэпс-ми». Короткие маршруты по главным достопримечательностям есть в рубрике Т—Ж «Город за один день».
В городе мы заходим перекусить в знаковое городское кафе или на рынок. Экономные путешественники возвращаются обедать на корабль или берут бутерброды и фрукты в буфете утром. Формально выносить еду с корабля запрещено, но за этим никто не следит.
В первом круизе мы старались обежать весь город: уходили раньше всех и возвращались последними. Это было утомительно, и на корабле мы только спали. В следующем круизе мы уже никуда не торопились и гуляли в городах максимум по 6 часов, зато активно проводили вечера на корабле.
Один из городов, который мы обошли за 6 часов, — Палермо. Порт находится в самом центре. Мы с мамой сходили на знаменитый рынок Балларо и по магазинам, выпили кофе на панорамной террасе, дошли до кафедрального собора и древних городских ворот, заглянули в несколько церквей. Входные билеты в музеи в Палермо стоят дешево, а собор бесплатный. Всего мы потратили в городе около 30 € (2130 Р).
В среднем в каждом городе мы тратим 30 € (2130 Р) на еду и входные билеты. Экономные путешественники осматривают достопримечательности снаружи и берут еду на корабле.
Чтобы сэкономить в городе, можно найти попутчиков и разделить с ними траты на экскурсии и трансферы. В дешевый популярный круиз отправляются по 200—500 человек с форума. Они сообща заказывают экскурсии, арендуют машины, помогают найти отель поближе к порту и удобные билеты на самолет. В последнем круизе форумчане посоветовали мне удачное место для ночевки в порту.
Попутчиков удобно искать на «Навимбе». Там есть отдельная ветка для каждого круиза, в общей сложности там больше сотни тем.
Как подготовиться к круизу
Изучите корабельный дресс-код. В буфете лайнеров MSC и «Косты» встречаются люди в полотенцах и сланцах. В дорогих круизах от «Кунарда» без костюма не пустят в ресторан. На немецких кораблях дресс-код всегда демократичный: в ресторан вечером можно прийти в джинсах. На корабле дорогие услуги прачечной — берите немнущиеся вещи.
Возьмите аптечку и купите страховку. Мы берем стандартную аптечку, но все, кроме антибиотиков, можно купить на корабле или в городах. По всему лайнеру расставлены автоматы с дезинфицирующей жидкостью и напоминания о необходимости мыть руки: кишечные инфекции редко, но случаются.
Возьмите туристическую симкарту. Интернет на корабле платный и очень дорогой. Пакет на неделю у MSC стоит 70 € (5000 Р). Я пользовалась безлимитным интернетом «Билайна» за 350 Р в сутки. Обычно сигнал пропадает через два часа после выхода в море.
Пройдите электронную регистрацию на сайте круизной компании. За 2 недели до начала круиза зайдите на сайт круизной компании и пройдите электронную регистрацию по номеру брони. Некоторые агентства регистрируют туристов сами — уточните это при покупке круиза. При посадке на корабль нужно показать распечатанные круизные документы.
Запомнить
- Покупайте дешевый круиз сразу: низкие цены долго не живут.
- Выбирайте дешевую гарантированную каюту. Если повезет, ее заменят на балкон. Если не хотите рисковать, покупайте конкретную каюту в середине центральных палуб.
- Получите все визы — без них не посадят на корабль.
- Найдите попутчиков: вместе организовать путешествие дешевле.
- Приезжайте в город как минимум за сутки до начала круиза.
- Возьмите медицинскую страховку и туристическую симкарту.
Благодарю, столько подробностей о малознакомом виде путешествий в одном месте!
Бывал на MSC, больше меня ни в какой круиз не затащить:
- Абсолютно везде дичайшие пробки из людей
- Сервис и staff attitude - пробивает дно. Людей можно понять: выходных нет вообще или около, рабочий день - от 16-ти часов. Но в плане ощущений мне как пассажиру не легче.
- Интернет. Дико дорогой и не работает
- Тебе постоянно пытаются что-то впарить по дикой цене
- Качество продукта (еда, развлечения и все остальное - очень низкое (много людей, уставший персонал, желание что-то все таки впарить)
- Если едешь один, то 99%, что бронировать и платить ты будешь за двоих
Короч, тоже же all inclusive в какой нибудь Турции в плане продукта и сервиса - на три головы выше.
И да, флер романтики улетает уже тогда,.когда стоишь час с лихом под солнцем, ожидая когда все или многие из 2к+ пассажиров пройдут все чеки и поднимутся на борт
Anton, совершенно с вами не согласна! У вас какая-то странная информация! all inclusive в какой нибудь Турции в плане продукта и сервиса - рядом даже не стоит. И никаких дичайших пробок из людей там точно нет, все очень грамотно и равномерно распределяется, особенно сейчас.
Огромное Вам спасибо! Очень загорелся идеей!
Летом в аэропорту Пальмы познакомилась с семьей, которая как раз возвращалась из круиза по Средиземноморью. Они все так здорово расписали, что я тоже загорелась идеей отправиться в такое путешествие. Сейчас частенько катаюсь на MOBY SPL и Tallink, и даже такие паромы – прямо любовь) Александра, спасибо за ваш рассказ – много полезного узнала для планирования своего будущего круиза! Подскажите еще, пожалуйста, каково на лайнере в шторм? Сильная ли качка?
Алёна Канина, меня сильно укачивает в машине, поэтому всегда с собой вожу Драмину - так ни разу не воспользовалась. Качка страшит в первый раз, скорее, психологически: страшно засыпать - вдруг проснешься уже под водой?) Когда сильно качает, заметно уменьшается количество людей на общественных палубах. Зимой из-за шторма корабли часто пропускают сложные порты типа Мальты.
Алёна, за полгода работы на круизном лайнере сильная качка была только один раз: я имею в виду, когда сами по себе перемещались незакрепленные предметы и наш медицинский отдел сделал пассажирам около двух сотен инъекций от морской болезни за несколько часов. А вообще качка почти никогда не ощущается. Стугерон лучше драмины - от него не хочется спать.
Алёна, Там нет качки. Если есть шторм, тона верхних пабах ощущается немного меньше, чем в поезде. А на нижних даже не чувствуется. В сильный шторм не попадала.
Все хорошо, только MSC брать не стоит, ужасный сервис, особенно на Меравилье. Огромное кол-во людей и мало общественных пространств. Усталый персонал и очереди на ресепшн, в случае любой нештатной ситуации будет огромная головная боль. И все эти люстры от Сваровски уже не помогут. На мой взгляд Holland American Line - хороший компромисс между уровнем и стоимостью.
Dmitry, поэтому мы плаваем на больших кораблях типа Меравильи только зимой-весной. Фотографии променада сделаны в час пик (около 20.00), никаких толп нигде не было, очередей на посадку-высадку тоже. Летом - только маленькие недешевые корабли, конечно: ХАЛ, ТУИ, Селебрити.
Александра, я правильно понимаю, что ваша рекомендация - брать круизы на больших кораблях в несезон(весна, осень, зима), а на маленьких плыть летом?
danie, да, именно так. На кораблях-гигантах летом как в метро в час пик. Но сейчас непонятно, что будет с круизной отраслью вообще (как и с любой туристической): наш круиз в апреле не состоялся, перенесли на октябрь, но не уверена, что и в октябре состоится. Вся отрасль в вынужденном простое.
Александра, а как сейчас? Какие перспективы на 2021 год?
Иван, такие же туманные, как и во всей круизной отрасли. Мы должны были поехать в круиз в апреле прошлого года. Два раза его переносила, точнее выбирала другой круиз. Вместе с круизом переносили и билеты. На круизе денег я не потеряла, но и в круиз до сих пор не уехала. Сейчас он по расписанию в мае с Пальмы, но пока корабли ходят в круизы без высадки. Желающие есть, как ни странно! И с высадкой ходили круизы по Канарам и Греции, но только для жителей Германии.
Александра, очень надеюсь, что мне удалось приложить руку к этой славе на Винском.
Александра, видимо слава уже идет за кораблем:) Мы были в ноябре 2017го, когда ему еще не было года.
Dmitry, Dmitry, даааа, тогда слава о нем шла такая, что я даже думала отменить купленный круиз на апрель 2018. Но с тех пор были на Меравилье уже дважды и пойдем еще, если поймаем балкон за 500 долларов!
Спасибо за отличную статью! Как я вас понимаю! ))
Я была в недельном средиземноморском круизе и получила огромное удовольствие. Я поняла, что это мое! Каждый день новый город, а то и новая страна. Тебя везут, кормят, развлекают и все это удовольствие за 50 евро в сутки (в среднем)!
Плавали на Costa Diadema в феврале (в Барселоне было +18). Шикарное совершенно новое круизное судно, огромное, полный восторг! Еда, удобства, услуги, персонал - все на высшем уровне. Готовилась к круизу 2 недели, смотрела что где можно посмотреть за один день, а то и за несколько часов, и как добраться от причала, где стоит судно в город и обратно. Эти изыскания помогли сэкономить много денег на трансферах и ненужных предлагаемых экскурсиях. В Марселе и Пальме-де-Майорке круизные причалы находились на расстоянии 7-8 км! Но ходили маршрутные такси примерно за 2 евро с человека. Все эти моменты надо знать заранее, потому что время нахождения в каждом порту очень ограничено, а посмотреть хочется много.
Я была с дочерью и каждый день мы уходили с судна после завтрака и возвращались за 1,5 часа до отплытия. Есть четкие правила по возвращению на судно, нельзя прийти на полчаса. Уставали так, что хватало сил сходить в ресторан и посидеть потом где-нибудь послушать живую музыку, иногда потанцевать. В каюте только спали как убитые.
Завтраки и обеды были в ресторане-буфете. Хотя обедали мы только один раз, когда весь день были в море. В другие дни возвращаться на обед из города не было никакого смысла.
Как Александра и писала, многие делали на завтраке бутерброды, чтобы взять с собой. Но мы поняли это только под конец круиза, как обычно полагая, что еду из ресторана с сбой брать нельзя. Ужинали в другом ресторане, и мне это очень понравилось! Каждый день новое меню, можно выбрать из 3-4 вариантов блюд в каждом разделе меню: салат или закуска, основное блюдо и десерт. Да, порции действительно были не большие, но это всегда было что-то эксклюзивное! И голодные мы не уходили. И еще мне понравилось, что в меню всегда было отмечено, что было приготовлено из свежих продуктов, а что из замороженных. Это касалось в основном рыбы и морепродуктов.
Еще для меня было открытием в ресторане, что можно взять бутылку вина и не обязательно ее допивать. Вино укупоривают, подписывают и на следующий вечер тебе приносят. Мы это увидели в первый же вечер и делали так же!
Еще надо отметить, что в круизе люди вокруг тебя постоянно меняются, потому что в каждом порту кто-то выходит и кто-то заходит. Мы садились в Чивитавеккья недалеко от Рима, большинство итальянцев и французов сели в Савонне. А в Марселе завалила толпа молодежи, мне показались они выпускниками школ и очень сильно разбавили в основном возрастную публику.
Кто-то здесь написал, что круиз – отдых для пенсионеров. Не могу согласиться. Хотя конечно пенсионеров много, у них есть средства и время для этого. Но многие пенсионеры даже не сходят с судна, может быть уже были не раз, может быть им и на судне хорошо, я не знаю. Было много молодых пар с маленькими детьми, были люди разных возрастов. И развлечений здесь достаточно для всех. Я любила вечером посидеть в Рок-Клубе и потанцевать. Практически у меня не хватило времени на театр, я приходила туда, когда все места уже были заняты и стоя в проходе я просто слушала музыку. Я для себя отметила еще много интересных мест, которые нужно будет посетить в следующий раз! ))
Александра просто профессионал в круизах. Меня очень восхитили цены, по которым она умудряется их покупать. Я теперь тоже отслеживаю цены на нескольких сайтах, но таких цен как у нее я не видела. Наверное, этому надо еще поучиться!
Alla, спасибо за очень важное добавление про вино в ресторане! По поводу цен - первый наш круиз тоже стоил больше 1000 евро за 6 ночей, что неоправданно дорого для MSC, конечно!
Я жду, когда любимый тиньков турагенство откроет :)
С авиабилетами авиасейлз (Костя RIP ) решил вопросы, с отелями букинг рулит.
Осталось таки что бы кто нибудь с чартерами и формированием продукта решил. И поскольку руки, кроме тиньковских, походу у всех из задницы, лучше бы ,что бы это были вы.
Антон, А у вас канал шикарный!!!
Спасибо большое за такой подробный рассказ. В круизе ещё не была, но планирую недельный на декабрь 2020 по Персидскому заливу. Мне понравилось в статье инфа про VPN) сейчас тоже хочу проверить цену из другой страны, хотя и от Dreamlines она не кажется высокой. Но ради интереса проверю
Нина, на Навимбе в теме про дешевые круизы путешественники выкладывают такие находки: проверять все страны мира долго! Если смотрите "Косту", то учитывайте, что на скандинавском и некоторых других рынках у них в цену уже включены чаевые.
Александра, спасибо за совет! Я уже и на форуме зарегистрировалась, начала читать его. Раньше про него и не знала.
В Марселе ходит бесплатный городской шаттл до метро "Жюльетт". Выход по пешеходной разметке минут 10 от терминала.
Борис, в нашем первом круизе мы заплатили по 18 евро за трансфер, который останавливался ровно там же, где и бесплатный шаттл! Но в Марселе так и не пришлось воспользоваться этим шаттлом: всегда попадаем на ливень и едем на такси.
Большое спасибо за ваш гигантский труд - так подробно все описать! Сама была в круизе 2 раза и знаю все плюсы и минусы. Главное достоинство - посетить несколько городов за раз, но это и главный минус - за короткое время толком страну не почувствовать. Но ведь можно и задержаться или приехать раньше. Комфортно - да, о еде не надо беспокоиться и пр. Минус - очень дорогие корабельные экскурсии, которые стоит брать ТОЛЬКО при крайней необходимости. В первом круизе мне все это напомнила давно забытое - жизнь в студенческом общежитии... В общем, стоит попробовать всем. Молодец, что маму берете.
Валентина, спасибо! Цены на экскурсии на корабле совершенно неадекватные, конечно!
Правильно ли я понял, что можно сначала купить круиз, а затем оформить визы?
Павел, если исходить из того, что круиз можно купить за 2 года, а визу только за 3 месяца оформляют - то "да"
Если у вас не all inclusive, то в ресторане можно купить бутылку воды 1 раз, забрать её и дальше доливать из халявного кулера. С "чужой" водой в ресторан могут не пустить.
И да, алкоголь спокойно проносится с берега, особенно перелитый в пластиковую тару.
Александра, на лайнерах возле источников воды пишут, чтобы пользовались каждый раз новым стаканом. Это не жадность, это бактериальный барьер. Так что вопрос не в "тратиться", а в том, чтобы заботиться о своем здоровье и здоровье остальных пассажиров. Столько людей в одном месте - инфекция распространяется молниеносно.
Огромное спасибо, все так подробно! Давно мечтаю побывать в таком круизе, но нет попутчика, а одной не очень комфортно.
Александра, спасибо огромное за такую подробную и толковую статью!! Никогда не ездила в круизы, считала, что это запредельно дорого. Но с вашими лайфками про форумы и впн оказывается всё доступнее, чем кажется! Очень круто, спасибо! Захотелось попробовать. :)
Александра, я уже писала, что мне очень понравилась ваша статья. Поздравляю вас с Новым годом и дарю всем НЕ питерцам небольшой лайфхак,как дёшево ездить в круиз в Стокгольм. Из Петербурга опытные питерцы обычно не ездят в круизы в Стокгольм , а ездят из Хельсинки. Стоимость всей поездки просто смешная. Можно вообще съездить за 3000 рублей вместе с дорогой до Хельсинки и круизом в Стокгольм, правда, на 1 день, но никто не мешает взять 2 или 3 круиза подряд, и тогда получится 3 дня в Хельсинки и 3 дня в Стокгольме за смешные 39 евро за каждые 2 ночи в круизе на 2-4-х человек в зависимости от каюты. Я в этом ноябре брала 4-х местную каюту вообще за 19 евро!!! И такие цены не редкость для компании Викинг лайн по маршруту Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки. Кроме того, из Хельсинки можно супердёшево взять круиз в Таллин. А в Хельсинки из Петербурга очень много недорогих автобусов, но я больше люблю поезд Аллегро, если брать билет заранее, то он обойдётся в 2000р. в одну сторону, это в 2 раза дороже автобуса, но гораздо быстрее и удобнее. Да, цены даны БЕЗ питания и экскурсий.