От Чайковского до «Списка Шиндлера»: как выбирают музыку в фигурном катании
Существует не так много дисциплин, где соревнования проводятся с обязательным музыкальным сопровождением.
А в случае с фигурным катанием это не просто фоновая мелодия, а неотъемлемая часть проката, от которой во многом зависит результат. Рассказываем, как музыка влияет на программу фигуристов, какие произведения можно услышать на крупных соревнованиях и почему Бизе лучше Вивальди.
Как смотреть фигурное катание
Музыка — важная составляющая фигурного катания, но прежде всего судьи оценивают техническую часть выступления: прыжки, вращения, поддержки и другие элементы программы. О том, как разобраться в соревновательной части фигурного катания, вы можете узнать из нашего большого материала про этот вид спорта.
Правила использования музыки в фигурном катании
Задача спортсменов и тренеров — не просто подобрать подходящий программе ритм и тему, но и соблюсти ряд правил, установленных организаторами турнира. Помимо мировых первенств есть небольшие региональные или выставочные соревнования, на каждом из них могут быть свои требования к музыке — и фигуристам приходится подстраиваться.
Основные требования. Согласно действующему регламенту ISU, Международного союза конькобежцев, фигуристы-одиночники и спортивные пары могут выбрать в качестве музыкального сопровождения любое произведение со словами или без. Единственный критерий — продолжительность композиции. Временные рамки довольно жесткие: допускается погрешность не больше 10 секунд.
Продолжительность номеров по правилам ISU
Короткая программа / ритм-танец | Произвольная программа / произвольный танец | |
---|---|---|
Одиночное и парное катание | 2 минуты 40 секунд | 4 минуты |
Юниоры, одиночное и парное катание | 2 минуты 40 секунд | 3 минуты 30 секунд |
Танцы на льду | 2 минуты 50 секунд | 4 минуты |
Юниоры, танцы на льду | 2 минуты 50 секунд | 3 минуты 30 секунд |
Продолжительность номеров по правилам ISU
Одиночное и парное катание | |
Короткая программа / ритм-танец | 2 минуты 40 секунд |
Произвольная программа / произвольный танец | 4 минуты |
Юниоры, одиночное и парное катание | |
Короткая программа / ритм-танец | 2 минуты 40 секунд |
Произвольная программа / произвольный танец | 3 минуты 30 секунд |
Танцы на льду | |
Короткая программа / ритм-танец | 2 минуты 50 секунд |
Произвольная программа / произвольный танец | 4 минуты |
Юниоры, танцы на льду | |
Короткая программа / ритм-танец | 2 минуты 50 секунд |
Произвольная программа / произвольный танец | 3 минуты 30 секунд |
В танцах на льду музыке уделяется еще больше внимания, поэтому и правила здесь отличаются. Во-первых, продолжительность короткой программы немного увеличена. А во-вторых, пары должны использовать темы и ритмы, объявленные ISU.
В сезоне-2022/23, например, основной темой были латиноамериканские танцы. Взрослые спортсмены должны были использовать в программе не менее двух ритмов из предложенных: сальса, бачата, меренга, мамбо, ча-ча-ча, румба и самба. При этом дорожку шагов — один из обязательных элементов — необходимо было исполнить в другом латиноамериканском стиле.
У юниоров тема отличается и тоже объявляется перед каждым сезоном. В сезоне-2022/23 основную тему ритм-танца — танго — нужно было совместить на выбор с пасодоблем, фламенко, испанским вальсом, фанданго, болеро, хотой, севильяной или милонгой.
Как менялись правила. За последние 50 лет Международный союз конькобежцев несколько раз менял требования к музыке в фигурном катании. Например, до 1980-х спортсмены могли использовать только классические композиции, исключения допускались в танцах на льду. Затем фигуристам разрешили миксовать классику с инструментальными произведениями, то есть музыкой без слов.
Спустя еще почти двадцать лет, в 1997 году, для танцевальных дуэтов убрали ограничения — в этой дисциплине разрешили использовать авторские произведения с текстом. А в 2014 году, после Олимпийских игр в Сочи, такое же изменение внесли для одиночников и спортивных пар.
Как музыка влияет на оценку в фигурном катании
Оценка выступления фигуристов состоит из двух частей: Element Score, куда входят все технические элементы программы, и Component Score, то есть оценки за компоненты.
Музыка, сопровождающая прокат, — один из таких компонентов. Хотя систему оценок продолжают дорабатывать, Component Score то и дело вызывает споры среди спортсменов и болельщиков, потому что зависит от субъективного восприятия каждого судьи.
До сезона-2022/23 оценка за компоненты состояла из пяти критериев: интерпретация музыки, перформанс, владение коньком, связующие элементы и композиция. На конгрессе ISU в Пхукете приняли решение сократить количество критериев до трех: мастерство катания, представление, композиция. По каждому из трех пунктов судьи выставляют оценку от 0 до 10 с шагом 0,25.
Музыкальное сопровождение влияет на оценку за представление и композицию. В первом критерии учитывается, как фигурист интерпретировал мелодию и выразил эмоции, что тоже сильно зависит от музыки. В оценке за композицию судьи обращают внимание на то, как хореография сочетается с произведением.
Особенно ценится выделение музыкальных акцентов подходящими элементами. Если фигурист выполняет прыжок в соответствии с темпом мелодии, это оценят дополнительными баллами Grade of Executive, то есть за класс исполнения. Бонусная оценка не превышает 10% от базовой стоимости элемента, но все равно может повлиять на итоговый результат спортсмена.
Выбор музыки в фигурном катании
Каким бы художественным ни было фигурное катание, в первую очередь это соревновательный вид спорта. Поэтому при выборе музыки для программы фигуристы и тренеры учитывают не только личные предпочтения, но и систему оценок. Произведение должно одновременно раскрывать идею выступления и позволять выполнить все задуманные технические элементы.
Далеко не все музыкальные жанры подходят для этих задач, поэтому в фигурном катании долгое время звучала преимущественно классическая музыка. Со временем количество жанров в мировой культуре увеличилось, а спортсмены начали использовать монтаж и авторские произведения, поэтому разнообразие пришло и в спорт: сейчас на соревнованиях можно услышать популярные радиохиты, рок-музыку и хип-хоп.
Музыку для фигурного катания условно можно разделить на три основные категории: классическую, авторскую и народную.
Классическая музыка. С нее начиналась история дисциплины, ее до сих пор активно используют современные фигуристы. Самые популярные авторы в этой категории — Моцарт, Шопен, Чайковский. Русский композитор и его «Лебединое озеро» пользуются особым спросом: только на Олимпийских играх в Пхенчхане было представлено восемь вариаций музыки из этого балета.
Народная музыка. Некоторые фигуристы, особенно на международных соревнованиях, стремятся подчеркнуть свою идентичность. Для этого они выбирают произведения, ассоциирующиеся с их страной. Современный фолк — редкий жанр в фигурном катании, но существует немало культовых композиций, отражающих национальную культуру разных народов.
Семикратный чемпион Европы и бронзовый призер Олимпиады Хавьер Фернандес на чемпионате Европы 2019 года использовал известную испанскую мелодию «Малагенья». А советские фигуристы Ирина Роднина и Александр Зайцев, которые однажды выиграли чемпионат мира без половины музыкальной дорожки, один из самых известных своих номеров ставили под «Калинку».
Авторская музыка. Многие спортсмены, особенно в последние годы, предпочитают известным произведениям оригинальную музыку, написанную специально под их программу.
У этого подхода есть объективный плюс: так проще совместить все необходимые технические элементы в одном прокате и сохранить комфортный темп выступления. Но иногда это мешает донести художественную мысль программы: судьи и зрители остаются без контекста и вынуждены додумывать историю номера самостоятельно.
Самая популярная музыка в фигурном катании
Есть ряд музыкальных произведений, которые регулярно звучат на соревнованиях самого разного уровня. Кроме уже упомянутого «Лебединого озера» это музыка из балетов «Щелкунчик» Чайковского и «Ромео и Джульетта» Прокофьева, саундтреки к фильмам «Мулен Руж» и «Список Шиндлера», композиции из оперы «Кармен» Жоржа Бизе.
Композитор из Канады Хьюго Шуинар объясняет популярность «Кармен» контрастом: главная героиня — харизматичная привлекательная женщина, которая любит танцевать, но заканчивается история трагически, Кармен убивает отвергнутый кавалер. Противоположные настроения помогают не только передать эмоции фигуриста, но и контролировать темп программы.
Известные композиции в целом упрощают восприятие художественной идеи проката: зрителям и судьям не нужно объяснять либретто программы или рассчитывать на идеальную актерскую игру спортсмена.
Кроме того, у фигуристов и тренеров есть условный список «счастливой музыки», которая чаще приносит олимпийские медали. Например, с «Лебединым озером» побеждали Оксана Баюл в 1994 и Алина Загитова в 2018, а с музыкой Бизе чемпионства добились Катарина Витт в 1988 и Татьяна Навка с Романом Костомаровым в 2006.
«Несчастливая» музыка в фигурном катании
В противовес «счастливой музыке» в фигурном катании есть два композитора, которых стараются избегать в олимпийский сезон: это Сергей Рахманинов и Антонио Вивальди. Самой известной «жертвой» Рахманинова можно назвать Мишель Кван: американская фигуристка трижды каталась под его музыку на Олимпиаде — в 1998, 2002 и 2006 годах, но победы так и не добилась, хотя считалась претенденткой на золото.
Итальянская фигуристка Каролина Костнер выступала на Олимпийских играх под музыку Вивальди два раза — в 2006 и 2010. В обоих случаях спортсменка даже не приблизилась к пьедесталу: на домашнем первенстве в Турине она стала девятой, в Ванкувере — шестнадцатой. Олимпийскую медаль Костнер заработала лишь в 2014 году, выступив под «Болеро» Мориса Равеля и «Третью песню Эллен» Франца Шуберта.
Кто работает с музыкой в фигурном катании
Если фигуристы решают выступить под оригинальное произведение, они обращаются к студиям и личным саунд-дизайнерам — в зависимости от уровня спортсмена. Из современных композиторов, которые занимаются созданием музыки для фигурного катания, можно выделить двоих наиболее заметных: это Александр Гольдштейн и Карл Хьюго.
Канадец Карл Хьюго — пионер среди профессиональных саунд-дизайнеров в спорте, он одним из первых начал работать со спортсменами индивидуально. Хьюго с детства увлекался музыкой, а после просмотра фильма «Ледяные замки» решил связать свое увлечение с фигурным катанием. Композитор начал карьеру в начале 1990-х: сперва снял клип с участием спортсменов, а затем написал композицию для выступления Изабель Брассёр и Ллойда Айслера, двукратных бронзовых призеров Олимпийских игр.
В следующие три десятилетия Карл Хьюго поработал с десятками известных фигуристов. Только для Олимпиады 2022 года в Пекине он в сотрудничестве с Хьюго Шуинаром написал музыку для более чем полусотни спортсменов из 14 стран, включая чемпионов в танцах на льду Габриэлу Пападакис и Гийома Сизерона из Франции. Работы канадского дуэта композиторов можно услышать не только на крупных турнирах, но и на различных ледовых шоу.
Александр Гольдштейн считается одним из самых успешных композиторов в мире фигурного катания. На его счету 20 золотых медалей на Олимпийских играх, под его музыку побеждали в том числе Алексей Ягудин, Тесса Вертью и Скотт Моир, Мерил Дэвис и Чарли Уайт. Сам Гольдштейн отмечает свой вклад в успех спортсменов, но не преувеличивает его: «Когда элементы спорта и искусства правильно сбалансированы, тогда это интересно всем».
Что в итоге
- Музыка — один из важнейших элементов в фигурном катании. Спортсмены строят свою программу вокруг музыкального сопровождения или, наоборот, подбирают композиции под нужные параметры. Для известных фигуристов музыку сочиняют индивидуально.
- На заре фигурного катания музыка служила лишь фоном — спортсмены даже не выбирали, что будет играть во время выступления. Во второй половине 20 века мелодия стала частью проката: фигуристы начали синхронизировать движения с музыкой, а затем — придавать ей художественные смыслы.
- Это отразилось на правилах соревнований: сначала были разрешены только классические произведения, затем появились другие жанры, а позже — песни со словами. Кроме того, при оценке выступления стали учитываться художественные компоненты, а исполнение элемента в ритм музыке теперь приносит дополнительные баллы.
- Несмотря на разнообразие жанров, в фигурном катании сохраняются некоторые традиции: наиболее популярной остается классическая и народная музыка. Кроме того, у фигуристов есть проверенные произведения, например балет «Лебединое озеро» и опера «Кармен».
- У каждого соревнования есть свои требования к музыкальному сопровождению. Для официальных турниров под эгидой ISU нужно уложиться в строгие временные рамки, а в танцах на льду — использовать тему сезона, например латиноамериканские ритмы.