«Пять ночей с Фредди»: стоит ли смотреть фильм по знаменитой хоррор-игре
27 октября 2023 года в зарубежный прокат и на стриминге Peacock вышел фильм «Пять ночей с Фредди».
Это киноадаптация популярной хоррор-игры об охраннике пиццерии, который должен отработать пять ночных смен и не попасться кровожадным аниматроникам.
Разбираемся, стоит ли смотреть фильм — и чем он понравится фанатам.
Что за «Пять ночей с Фредди» (Five Nights at Freddy’s)
Дата премьеры: 27 октября 2023 года в мировом прокате
Страна производства: США
Режиссер: Эмма Тамми
Сценаристы: Сет Каддебэк, Эмма Тамми, Скотт Коутон
В ролях: Джош Хатчерсон, Пайпер Рубио, Элизабет Лэйл, Мэттью Лиллард, Мэри Стюарт Мастерсон, Кэт Коннер Стерлинг, Дэвид Линд
Жанры: ужасы, драма
Фильмы, похожие на «Пять ночей с Фредди»: «Страна чудес Вилли», «Оно»
Продолжительность: 1 час 49 минут
Где смотреть: Peacock. Сервис официально недоступен в России
🐻 «Пять ночей с Фредди» здорово адаптирует игровой сюжет — но слишком его перегружает
Сторож Майк Шмидт по ошибке принимает посетителя торгового центра за похитителя детей и избивает его. Из-за этого герой теряет работу. В центре трудоустройства мужчине предлагают только одну вакансию — должность ночного охранника в «Пиццерии Фредди Фазбера». Она некогда была популярна своими аниматрониками — механическими животными-маскотами, которые развлекали детей. Майк не хочет работать допоздна, но соглашается, потому что иначе может потерять опеку над младшей сестрой.
Девушка-шериф показывает Майку пиццерию и рассказывает о несчастных случаях, которые произошли здесь еще в 1980-е. При таинственных обстоятельствах пропало несколько детей — после этого заведение закрылось. Уходя, она предупреждает: закусочная хранит много тайн. Майк не придает этому значения, но позже замечает, что с аниматрониками «Пиццерии Фредди Фазбера» и правда что-то не так: по ночам они будто оживают и выходят на охоту.
Авторы «Пяти ночей с Фредди» правильно подошли к адаптации оригинального сюжета. Первая игра была незамысловатым хоррором об охраннике, который выживает в окружении кровожадных кукол. В рамках полуторачасовой картины такой сюжет мог бы выглядеть утомительно. Поэтому в фильме столкновение Майка и аниматроников случается лишь ближе к финалу. В остальном «Пять ночей с Фредди» — скорее мистический детектив.
За неудачами и бессонницей Майка, оказывается, скрывается травма. В подростковом возрасте он стал свидетелем похищения младшего брата. Шмидт убежден, что видел похитителя, но не может вспомнить его лицо. Поэтому каждую ночь он пьет снотворное, включает звуки природы и вешает перед лицом плакат с лесом, где пропал его брат.
Так Майк пытается вернуться в прошлое и докопаться до правды. По ходу картины оказывается, что в поиске ответов герою могут помочь аниматроники. Дело в том, что в них заперты души похищенных детей. Вскоре призраки и вовсе появляются во снах Шмидта.
Вот только новые сюжетные линии поданы слишком сумбурно. В двух часах хронометража авторы пытаются уместить и историю пропажи пятерых детей, и драму про борьбу за опеку над ребенком, и детектив. Из-за этого фильм теряет минималистичность оригинала.
Картина не может равномерно сконцентрироваться на нескольких темах. Поэтому многие сцены совсем не вызывают эмоций. Например, скомканным вышло появление главного антагониста серии — Уильяма Афтона. Для незнакомого с играми человека кульминационный момент выглядит как появление совершенно случайного персонажа с двумя минутами экранного времени и короткой предысторией. И это все — где-то между сюжетами о пропавших детях, братьях и тете, которая хочет забрать у протагониста сестру.
🐰 В картине запоминающиеся и жуткие антагонисты
Разработчик Скотт Коутон решил сделать хоррор-игру «Пять ночей с Фредди» после негативных отзывов на его адвенчуру Chipper & Sons Lumber Co. про бобренка Тайка. Игроки и пресса говорили, что животные там напоминали ужасающих аниматроников. После шквала критики Коутон хотел уйти из геймдева, но позже решил превратить баг в фичу и построить всю игру вокруг страшных зверей.
Авторы экранизации понимают, за что многие изначально полюбили игру. Поэтому тоже делают ставку на запоминающиеся образы зловещих кукол-роботов.
Особенность аниматроников Коутона в том, что они почти статичны. Если Пирамидоголовый в Silent Hill постоянно преследует игрока и нападает на него, то движения кукол из «Пяти ночей с Фредди» ни игроки, ни зрители почти не видят: они появляются из ниоткуда и неподвижно смотрят в объектив. Из-за этого злодеи большую часть времени скорее держат игроков в напряжении, чем пугают.
В картине эту особенность злодеев передают необычным способом. Во-первых, Фредди и его друзья не всегда злые. В некоторых сценах зрителям показывают, как аниматроники развлекают аудиторию: танцуют, играют и поют. Это усыпляет бдительность аудитории. И на контрасте делает эпизоды с неподвижно стоящими в темноте медведем и уткой еще более зловещими.
Во-вторых, внешний вид кукол очень проработан. Практически ту же историю про злых аниматроников три года назад уже показали в «Стране чудес Вилли» с Николасом Кейджем. Но там роботы были неуклюжими и потрепанными — они соответствовали эстетике дешевого треш-фильма. «Пять ночей с Фредди» же больше похож на студийный слэшер, поэтому куклы в нем выглядят более ухоженными. Легко поверить, что их можно воспринимать и как веселых друзей детей, и как кошмарные машины для убийств.
🦊 «Пять ночей с Фредди» — атмосферный фильм, но страшного в нем мало
«Пять ночей с Фредди» тяжело назвать страшным фильмом. Отчасти это связано с возрастным рейтингом 12+. Если в игре недостаток кровавого экшена компенсировало вовлечение пользователя, то в фильме не хватает даже пугающих скримеров. А нерасторопность аниматроников делает все потенциально страшные эпизоды комично затянутыми.
Мешает и резкий монтаж с огромным количеством склеек — с его помощью, видимо, тоже пытались снизить градус экранного насилия. Но вместо этого зритель просто теряется в пространстве. Хочется, чтобы сцена поскорее закончилась.
При этом «Пять ночей с Фредди» аутентично воссоздает жуткую атмосферу оригинальной серии. Как и герои видеоигр, Майк использует хитрые манипуляции с вентиляционными шахтами и дверьми, чтобы отбиться от аниматроников. Съемка тоже удачно отражает настроение игры: авторы то помещают героев в уютные просторные и светлые помещения, то сковывают их в тесных комнатах или окружают мебелью и аниматрониками.
К сожалению, авторы «Пяти ночей с Фредди» будто не могут определиться, какое кино они снимают. С одной стороны, это детский слэшер о роботах-убийцах. С другой — неспешная драма о зацикленности на прошлом. Поэтому зрители во время просмотра могут почувствовать недосказанность.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult