Как я путешествовала на Flixbus по Европе

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Последнее время, наблюдая рост цен на нефть и газ, становится совершенно ясно, что не только счета на электроэнергию стремительно ползут вверх, но и путешествия совсем скоро начнут обходиться нам значительно дороже.

Потому опыт поездок на прекрасных автобусах ярких оттенков свежескошенной зелени придется читателям как нельзя кстати. Хотелось бы рассказать о некоторых деталях и подробностях путешествий и осветить некоторые из маршрутов.

Несколько лет назад, когда я находилась заграницей, моя подруга ночью написала: «Едем с тобой на Сицилию в августе!» Я сказала «Окей», отшучиваясь, однако, на следующее утро она прислала мне «нашу» бронь на Airbnb. Делать было нечего, обещания нужно сдерживать: как и полагается всякому порядочному человеку, я проверила свои финансы, а их баланс был близок к нулю. Осознав, что до Палермо (прим. Столица Сицилии) всё-таки нужно как-то добраться, я стала изучать способы бюджетно добраться до места назначения.

На тот момент я уже трижды путешествовала с помощью FlixBus: в Будапешт, Марсель и Афины. Все мои путешествия обычно начинались с Венеции.

В поездках на автобусах по Европе можно столкнуться с разными попутчиками и слоями населения. Можно встретить и высоких сербов-водителей, иногда переходящих в своих разговорах на русский; индийских студентов, которые всегда готовы рассказать о науке, жизни и индийской философии (что вы вряд ли сможете отказаться); итальянские семейные пары с детьми, которые безостановочно плачут, а родители не менее эмоционально ругаются; дружелюбных мигрантов; обычных пассажиров, совершающих деловую поездку: а можно и грустно смотрящих вдаль мужчин, с детально вытатуированным терновым венком на голове Иисуса, который занимает все их плечо.

В некоторым смысле, поездку на FlixBus можно рассматривать в качестве быстрой экскурсии по интересующей вас стране. Не всегда маршрут автобуса лежит вдоль самой живописной местности, но, тем не менее, очень часто вас ждут красивые пейзажи за окном, и вам будет на что посмотреть.

Каждый FlixBus оснащен мягкими сидениями, ремнями безопасности и туалетом (который иногда может не работать, но это редкость). По пути будет несколько остановок, где можно легко перекусить и сходить в туалет (некоторые станции оснащены довольно прилично и выглядят чисто, что опять же, зависит от вашего маршрута).

Венеция — Будапешт

Поездка на автобусе из Венеции в Будапешт занимает около 11 часов и обойдется вам примерно в 30 евро, если покупать билет заранее. По опыту могу сказать, что путешествие в 11 часов на автобусе довольно изматывающее, к тому же итальянские водители любят быструю езду и вас будет немного укачивать. Приятный бонус — впечатляющие виды за окном, особенно горная граница между Словенией и Италией, горные серпантины и живописные словенские сельскохозяйственные угодья.

Маршрут пролегает через столицу Словении — Любляну, где у вас будет остановка примерно на 40 минут. После того, как вы пересечете Любляну, пейзажи уже будут больше напоминать Россию — поля, трава, дороги, дорожные знаки, но ехать еще придется довольно долго.

Автовокзал в Будапеште находится рядом с метро, что очень удобно.

Венеция — Марсель

Это один из захватывающих маршрутов для экскурсии на автобусе и пересечения границы Италия — Франция вдоль Итальянской, а потом и Французской Ривьеры. К сожалению, обычно FlixBus не предусматривает прямого маршрута Венеция — Марсель и вам придется доехать сначала до Турина, а потом уже пересесть на автобус до Марселя.

В Турине несколько автобусных вокзалов и чтобы найти нужный, у меня заняло немало времени: в какой-то момент я попросила подсказать, где находится вокзал — как оказалось, болгарина, шедшего с семьей, который говорил по-русски, и он довел меня прямо до автовокзала, что я даже успела сесть на свой автобус. Думаю, мне повезло.

Онлайн-карты в интернете, к сожалению, не всегда точны — но все-таки постоянно совершенствуются, так что советую вооружиться Google maps и другими современными способами навигации. Конечно, недурно и знать несколько слов по-итальянски (или языка той страны, где вы находитесь), чтобы спросить то, что вам нужно и понимать значение сторон света на этом языке (запад, восток, юг, север, вправо, влево, вперед, назад).

Маршрут Турин — Марсель очень живописен, вы едете вдоль участка итальянской Ривьеры, а потом попадаете на границу с Францией и едете вдоль берега моря, минуя такие места как Монако, Ницца и Канны. Когда подходит граница Италия — Франция, вас ждет череда тунелей, и выезжая из каждого из них, вы увидите красивые острова с небольшими постройками, белоснежные яхты и просто насладитесь прекрасными видами. В Ниццу автобус заедет, чтобы оставить часть пассажиров и вы сможете рассмотреть центр города и улочки подробнее.

Автовокзал Марселя выглядит довольно прилично, гораздо лучше, чем другие места в городе — на мой взгляд, однозначно лучше, чем ЖД вокзал. К поездке в Марсель я бы отнеслась с большим вниманием и, может быть, скорее использовала его как транзитный город, осторожно прогулявшись несколько часов по городу и зайдя в пару церквей и пройдясь по набережной (можно еще забраться в замок на горе).

Марсель — Барселона

У меня оказалась пара свободных дней в Марселе, и я решила съездить на Flixbus’e в Барселону. Билет Марсель-Барселона стоит около 15 евро, а поездка занимает примерно 6—7 часов. Можно выехать вечером и приехать ранним утром в Барселону, провести там день и уехать обратно в Марсель. Так как было темно и хотелось спать, я мало что разглядела по дороге, но помню, что периодически были красивые виды.

Автовокзал Барселоны мне не понравился, он двухэтажный, устаревший, довольно грязный, с трудом можно было найти нужные табло и объявления. Найти место, чтобы сесть, было тоже сложно, и самое главное, на нем чувствуешь себя довольно небезопасно, потому что он полон подозрительных персонажей. Может быть, если путешествовать компанией, поездка будет восприниматься по-другому.

В Барселоне, как известно, совершается много краж и нужно тщательно следить за своими личными вещами и стараться не разговаривать с незнакомыми людьми, а когда ты не выспался после ночного рейса автобуса, это делать немного сложнее. Но в целом, если выбраться на набережную и прогуляться по зоопарку и центральному парку с обилием пальм, а также заглянуть в католический собор с потрясающими скульптурами и белоснежными гусями, совершающими неспешный променад туда-сюда, забраться на вершину собора и пройтись по местному рынку с диковинными художественными поделками, то полученных впечатлений хватит, чтобы немножко проснуться и оправдать пребывание на автовокзале.

Венеция — Афины (через Белград и Салоники)

Как-то в конце декабря, когда все европейцы разъезжаются по домам, чтобы встретить Рождество в семейном кругу, мне пришла идея совершить путешествие в Грецию и встретить Рождество в колыбели античной цивилизации, побывав по пути (и, может быть, ненадолго останавливаясь) в городах Балканских стран и нескольких городах Греции. Мне думалось, что это отличная идея и поэтому я решила ничего не бронировать на своем пути — буду решать остановиться ли в определенном месте на основе полученных впечатлений. В интернете я прочитала, что существует поезд Белград — Салоники и решила, что непременно воспользуюсь им — комментарий на форуме "I strongly do not encourage anyone to use this option to travel" меня не остановил.

Купив билет на Flixbus Венеция — Белград (стоит примерно 60 евро, дорога занимает 18 часов), я стала ждать наш автобус. Поездка началась несколько необычно: похоже, что автобус продал немного больше билетов, чем нужно (люди покупали билеты у водителя с рук на месте), и я уже стала опасаться, что мне не хватит сидячего места. Симпатичная высокая блондинка с ярким макияжем и на каблуках была кем-то вроде кондуктора, и когда она окликнула меня и показала на свободное место в автобусе, мое сердце радостно забилось.

Когда вы выезжаете из Италии, вас всегда сопровождают шикарные виды. Маршрут автобуса был непростой, в течение поездки, в том числе ночью, нужно было выходить из автобуса примерно пять раз для проверки документов. Думаю, мы пересекали границы Италия — Словения, Словения — Хорватия, Хорватия — Сербия. Иногда остановки длились больше часа, и наши паспорта забирали на некоторое время, а позже возвращали обратно.

Большинство автобусных остановок уже не были столь хорошо оборудованными, как некоторые в Италии — может быть, начали немного напоминать некоторые автобусные остановки в российских городах где-нибудь в районе Западной Сибири, но иногда встречались и более современные варианты.

Автобус остановился недалеко от ЖД вокзала в Белграде, и я сразу пошла узнать по поводу поезда в Салоники. ЖД вокзал Белграда, скорее всего, не ремонтировался с советских времен. Разламывающиеся двери, полуоторванные таблички, не работающие табло, скрипучие двери, отсутствие нормальной уборной — это примерно то, что он из себя представлял в декабре 2017 года. Окрестности ЖД вокзала тоже были не самыми уютными, но я забралась чуть дальше в город и зашла попробовать национальные рогалики из теста и другие сдобные изделия в местное кафе.

Сербский язык похож на церковнославянский, так что можно встретить много устаревших для нас, но активно использующихся у них в обиходе, слов. Работники кафе были очень гостеприимны и всегда радостно реагировали, когда узнавали, что ты из России.

Пришло время поезда до Салоников. Чтобы найти свой поезд, нужно было потрудиться. Пытаясь немного подражать сербскому, я спросила у женщины на вокзале, тот ли это поезд или нет — никаких индикаторов вокруг нигде не было. Поезд напоминал списанный немецкий электровоз начала 90-х годов, но в целом был комфортабельный. В Сербии тоже оказалось довольно много мигрантов и людей разных национальностей, и так как поезд был ночным, и я заметила что никто не проверяет, в каком именно купе ты сидишь, я нашла свободное место и там же обосновалась. Вскоре ко мне присоединилась милая женщина среднего возраста с небольшим пуделем. Она немного разговаривала по-русски.

Когда было раннее утро, мы пересекали границу с Македонией. Пограничник зашел, стал проверять документы, и даже сказал несколько фраз на русском. Увидев у меня итальянскую визу, он попросил 10 евро на кофе.

Оказалось, что поезд идет до Скопье (прим. столица Македонии), а потом нужно пересесть на автобус до Салоников. Пересев на автобус, я иногда обращала внимание на появление оливковых деревьев и изменение ландшафта, но так как не спала уже вторую ночь, просто засыпала. Граница с Грецией прошла для меня в тумане, но и проверка документов заняла немного времени. Когда мы въезжали в Салоники, я ожидала увидеть какие-нибудь древние анфилады или просто современные европейские дома и строения, но мы проезжали мимо бесконечных рядов амбаров с осыпающимися стенами.

Через какое-то время мы подъехали к АВТО — по совместительству — ЖД вокзалу, и я уже решила, что не буду останавливаться в Салониках. ЖД вокзал в Салониках оказался, хоть и небольшим, но довольно уютным, и я быстро смогла купить себе билет до Афин, забронировать гостиницу, выпить вкусного кофе и попробовать местную выпечку.

Поезд Салоники-Афины шел около 8 часов и стоил примерно 60 евро. Греческие железные дороги напоминают Российские до ремонта. Используются поезда n-летней давности, по-видимому, тоже списанные. Когда я нашла свое место, через какое-то время рядом села женщина. Когда она открыла свою записную книжку, я увидела русские буквы. Оказалось, что она переехала 30 лет назад в Грецию вместе с мужем-этническим греком, из СССР.

Моя поездка была отнюдь не скучной — она рассказала мне историю всей своей жизни: как они нищенствовали после переезда, как протекала их крыша зимой, как трудно найти работу в Греции, как она попала под машину в Греции и ей сделали один рентген, после чего назначили принимать аспирин- а когда приехала в Россию, то сделали сложную операцию на черепе и так далее.

Мы подъезжали к Афинам, и мой третий день в пути наконец заканчивался. Я взяла такси и приехала в гостиницу. Оказалось, что мой номер уже занят, и гостинице очень жаль… мне порекомендовали остановиться в другой гостинице неподалеку. Мой новый номер оказался большим и довольно уютным и стоил около 20 евро за ночь. К сожалению, в соседнем номере семейная пара из трех (?) человек не планировала спать по ночам, но чуть позже они съехали. Через пару дней я поняла, что мой отель находится близко к арабскому кварталу. Еще примерно через пару дней, я заметила, что надписи в отеле «транслитерируются» на арабском.

Цены в Греции значительно ниже итальянских, а кухня довольно вкусная и разнообразная. Последующие дни я посещала музей Акрополя и другие Афинские достопримечательности, центр города оказался довольно уютным. Афины были полны мигрантов, потому что это одна из точек, через которую они пребывают в ЕС. Запомнились башмаки греческих офицеров, которые стоят у парламента и смена караула — очень необычно.

Погуляв и восстановив силы, и поняв, что Рождество встречать в Афинах мне не хочется, я пошла в офис авиакомпании и купила прямой перелет Афины — Рим. Даже перед Рождеством, стоило это немного дешевле, чем мое захватывающее путешествие в Грецию через Балканы.

Венеция — Палермо

…Осознав, что до Палермо (прим. Столица Сицилии) всё-таки нужно как-то добраться, я стала изучать способы бюджетно добраться до места назначения. Что же, после поездки в Афины даже 24-часовое путешествие по Италии не пугало меня.

Купив билет Flixbus Венеция — Рим (примерно 8 часов в пути, можно купить за 7—20 евро), я дополнила его билетом уже другой автобусной компании Рим — Палермо.

Пожалуй, это было одним из самых красивых путешествий на Flixbus’e. Если вы потратите чуть больше евро, купив билет у лобового стекла, у вас будет прекрасный обзор, и вы сможете увидеть и туманные холмы Флоренции, и город на скале Орвиетто и рассмотреть разные города Италии намного подробнее.

Был август, и пересадка в Риме была мучительна. Город раскален, даже в тени тебе становится плохо, вода в бутылках быстро нагревается и перестает быть прохладной… Самая красивая часть пути- именно дорога Рим — Палермо. Природа становится более южной, насыщается яркими красками, необычные пейзажи сменяют друг друга, можно наблюдать море самых разных оттенков и цветов, и лазурь, и нежно-голубой… холмистые местности сменяются прекрасными долинами. Контингент в автобусе тоже периодически меняется, неаполитанцы больше любят татуировки и различные серьги в ушах, громкие разговоры — больше, чем северные сограждане.

Почти ночью, автобусы заезжают на огромную плотину и всех просят выйти из автобусов — так перевозят с материковой Италии на Сицилийский остров. Юг Италии славится производством вина и аграрной продукции, сельскохозяйственные пашни чередуются с некоторыми памятниками античности. Пожалуй, это одно из самых ярких впечатлений от путешествий на автобусе, которое, возможно, было не самым безопасным.

P. S. Недавно появился безлимитный билет по Италии на три последовательных дня региональными поездами, который стоит 26 евро (искать на сайте Trenitalia).

АнтонинаА вы путешествовали на автобусах по Европе? Поделитесь впечатлениями: