«На занятиях 90% времени разбираются кейсы»: 5 особенностей учебы в иностранных вузах
Система образования в зарубежных вузах во многом отличается от российской.
В потоке «Читатели учатся за границей» герои регулярно рассказывают об опыте обучения в иностранных университетах. Собрали их истории и сделали подборку мнений об особенностях заграничного учебного процесса.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Прикладные предметы и задания
Самый запомнившийся курс — проектная работа в производстве. Мы разделились на команды и должны были за месяц сконструировать из подручных материалов производственную линию, соединяющую кубики «Лего» в разных вариациях. Чья линия успешно соединит 20 кубиков быстрее всех, тот и победил.
Нашу группу разбили на подгруппы и дали реальный проект в глобальной компании, где мы выступали в качестве консультантов. Мне посчастливилось работать с Emirates. В конечном счете мы успешно защитили наш проект перед менеджментом организации. Это также было неотъемлемой частью дипломной работы.
На занятиях 90% времени разбираются кейсы. На парах в основном студенты усваивают материал путем диалога с преподавателем и между собой, посещение занятий и непосредственное участие необходимы для хорошей оценки за курс.
К каждой лекции каждого курса преподаватели задавали прочитать кейсы, которые были основой обсуждения на паре. Кейс мог быть как пять страниц, так и 15—20. Лекция строилась таким образом: минут 20—30 занимало обсуждение теоретической и технической части — например, объяснение, как работает технология ИИ, которую применяла компания в кейсе, — а потом шло обсуждение самой ситуации. Также были проекты, для которых нужно было объединяться в группы.
В магистратуре Высшей школы менеджмента СПбГУ есть технические курсы по статистике, методам анализа, а студенты Индийского института менеджмента проходят это еще на бакалавриате, поэтому таких предметов в магистратуре нет. Девять из десяти студентов там имеют инженерный бэкграунд, и обучение строится, по сути, на том, как увидеть возможности для использования знаний в бизнесе.
Гибкий учебный план
На моей программе «Международные культурные и бизнес-исследования» почти весь свой учебный план можно было выбрать — считаю, это очень круто и мотивирует студентов. Единственная обязательная дисциплина была невероятно скучной. Я уже даже не помню ее длинного названия, но это самый бесполезный предмет в моей жизни.
Можно было выбрать сколько угодно иностранных языков — стандартные европейские или такие уникальные, как индонезийский или тайский. Все преподаватели — носители языка. По английскому у меня были профессоры из США, ЮАР и Великобритании.
В обучении были общие обязательные предметы, профильные по группам и дисциплины по выбору. Я выбрала к посещению теорию и практику перевода, бизнес-коммуникацию, преподавание английского языка как иностранного.
Поскольку это была программа по обмену, обязательных к посещению лекций было не слишком много, скорее давали возможность ознакомиться с особенностями учебного процесса, жизнью в кампусе и культурой.
Развитая инфраструктура
Мне очень нравились классы с компьютерами на каждого студента. Можно было на перерыве самому распечатать домашнее задание и сидеть в любой аудитории хоть до закрытия универа, если там не проводились занятия. Я в тот период проходила сторонний онлайн-курс по английскому и любила оставаться в классе до конца дня, чтобы выполнить все задания в тишине.
Все лекционные аудитории в универе были открыты — в любой момент можно было прийти в свободную и позаниматься. Все учебники печатались за копейки в копистерии и сшивались в удобные книги.
В кампусе несколько библиотек — по одной у каждого факультета. Все они отличаются по дизайну. Немецкие студенты обожают сидеть в библиотеке, а в период сессии занимают места с семи утра. Думаю, что некоторые там и ночуют.
Многие немцы даже на каникулах не уезжают и остаются в кампусе, чтобы спокойно написать домашние работы. Чтобы упростить жизнь студентам, руководство установило в библиотеках «светофоры»: теперь достаточно зайти на сайт вуза и в режиме реального времени посмотреть, сколько свободных мест в библиотеках.
Но не учебой единой сыт человек — в университете не меньше 50 студенческих организаций по интересам. Из них я состояла в трех, а в одной даже год была лидером.
Отдельный восторг — спортивные секции. За 15 € (1477 ₽) в семестр ты получаешь безлимитный доступ ко всему что душе угодно: волейбол, айкидо, восточные танцы, зумба, балет, гимнастика для спины — это только те занятия, которые я лично попробовала. Можно выбрать даже квиддич. Отдельно оплачиваются фитнес-зал и плавание с инструктором, цены очень низкие.
Упор на самостоятельное обучение
Учеба очень комфортная, но надо тратить много времени на самообразование. Нагрузка распределена хорошо: в одном семестре только два модуля, поэтому вы будете хорошо сфокусированы.
В течение модуля вы посещаете лекции по три — шесть часов в день, сдаете групповые и индивидуальные работы, делаете проекты с местными компаниями. Также перед экзаменами даются свободные недели, чтобы у вас было время подготовиться.
Весь год ты проходишь отдельные курсы, за участие в которых получаешь баллы в зависимости от их длительности. Для окончания обучения и получения диплома требуется набрать 240 баллов. Поэтому есть возможность окончить университет приблизительно на полгода быстрее, чем рассчитано программой, проходя дополнительные курсы и практики.
Нужно отметить, что большое внимание уделяется самообразованию. Из условных 50 учебных часов, выделенных на курс, 30 предназначены именно для самостоятельного изучения материала.
Много времени уходило на выполнение домашних заданий и научную работу, так как программа магистратуры была интенсивной и требовала активного участия.
Помощь при поиске работы
При университете есть карьерный центр, где любой может получить бесплатную консультацию на немецком и английском. С карьерным экспертом университета я «дружу» на «Линкед-ин» и ее добрые слова помню до сих пор.
Есть и нетворкинговые клубы для финансистов, консультантов, международников, юристов и так далее.
Одно из главных различий между большинством российских вузов и Индийским институтом менеджмента и другими топовыми университетами Индии в том, что здесь есть так называемые placements — дни карьеры. В середине первого года обучения в кампус приезжают представители самых разных компаний и набирают студентов на практику. То есть абсолютно у всех будет место для практики летом перед вторым годом, и в большинстве случаев это значит, что, скорее всего, после обучения студентам не придется искать работу, потому что они смогут получить оффер.
Компании понимают, что в Индийском институте менеджмента учатся лучшие студенты, и потому сами к ним приезжают. Искать работу — значит тратить дополнительное время: с конкуренцией в Индии это сделать очень трудно, к тому же у студентов мало свободного времени. Возможно, в случае Индии такой подход, когда набор на работу происходит в самом кампусе, только усиливает неравенство: корочка там значит очень много.
В России студенты в большей степени предоставлены сами себе в поиске работы. Да, есть кейс-чемпионаты и дни карьер, но даже если ты из топового вуза, искать работу должен сам.