Правда ли, что образование, полученное в престижном зарубежном вузе, меняет жизнь к лучшему?

Вопрос читательницы Т⁠—⁠Ж

Правда ли, что образование, полученное в престижном зарубежном вузе, меняет жизнь к лучшему?

Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.

Растим ребенка — он еще тоддлер — и уже задумываемся о его будущем.

Так уж вышло, что мы с мужем сделали шаг по социальной лестнице благодаря хорошему образованию и благоприятно складывающейся корпоративной карьере. Для ребенка хочется лучшего — в идеале, чтобы он шагнул еще выше навстречу финансовому благосостоянию и лучшему окружению.

В связи с чем возник вопрос: образование в топовых вузах мира — допустим, в Гарварде — значительно повышает шансы выпускников на успех? Речь о тех, кто обучался бесплатно за счет грантов и стипендий.

Известно ли вам, как сложилась жизнь у наших соотечественников после обучения в таких вузах? Действительно ли это мощный социальный лифт, доступный для молодежи, или его роль переоценена? Сильно ли помогает наработанный там нетворкинг для последующей жизни или студенты разбегаются по миру и после выпуска не особо общаются друг с другом?

Редакция
Учились за границей? Насколько этот опыт оказался полезен?

Тоддлер оказался ребенком 1-3 лет
А родители уже планируют как его в Гарвард запихать)))
Как мама двух подростков скажу, что все зависит от самого ребенка, его (1) мотивации, (2) способностей, (3) социального интеллекта.
В вашем возрасте невозможно понять, сможет и главное захочет он учиться в топовом вузе или вообще не получит высшего образования
Большинство проблем от завышенных ожиданий родителей, их понтов и желания реализоваться в своих детях. Дети учатся в очень хорошем лицее, насмотрелась

90

Черный, что такое социальный интеллект, поясните пожалуйста.

0
Отредактировано

Максим, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82
Ссылки на Вики почему-то неактивны
Тогда так
Социальный интеллект (англ. social intelligence) — это совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации[1].

Понятие социального интеллекта часто связывают с понятием эмоционального интеллекта, говоря о том, что идея эмоционального интеллекта выросла из социального. Однако большинство авторов считают, что эти понятия являются просто пересекающимися[1]. Социальный интеллект пересекается с коммуникабельностью

1
Отредактировано

Черный, разве социальный интеллект это что-то врожденное, типо разве нельзя у ребенка развить те параметры, которые Вы перечислили, или это сложно (я точно не знаю)?

0

Училась не в топовых вузах, но обычных зарубежных вузах на грантах и стипендиях. В Чехии PhD. и Англии Erasmus. С того старта, что я начала (родители живут в провинциальном городе вдвоем на зарплату 20000 руб, мать работает на заводе рабочей 25 лет, отец работает урывками где придется, последние несколько лет вообще не работает, у него проблемы со здоровьем и обычная лень, у нас даже собственной квартиры не было, жили у бабушки) удалось пройти достаточно.

Главное в топовых вузах - это окружение. Ты начинаешь по-другому мыслить, сравнивать, анализировать. Кроме того, после окончания, у тебя есть знакомства и ты постоянно мониторишь ситуацию на рынке труда, какова зарплата и условия в компаниях, где работают знакомые, как туда можно попасть. В зарубежных корпорациях всегда много реферальных программ, когда твои знакомые тебя могут порекомендовать и получить за это деньги.

Тебе сложнее, это правда. Сложно, когда все тусуются, а у тебя не хватает на это денег, сложно, когда все наслаждаются жизнью, а ты думаешь, хватит ли тебе денег на следующую неделю, все путешествуют, когда на выходные все уезжают к семьям, а ты ходишь кругами по маленькому городу и сходишь с ума, пока еще не налажены связи и иностранный язык ты знаешь, мягко скажем, так себе.

В общем, сложностей много, но окружение тянет тебя вверх.

72
Отредактировано

Сейчас как раз учусь в одном из таких вузов. Короткий ответ - да. Но есть множество нюансов. Начать можно с того, что большинство грантов - предназначено для граждан страны в которой вуз.

Вторая самая важная деталь, это источник мотивации самого студента. Если он сам захотел уехать, сам выбрал программу, сам к ней подготовился и сам поступил, это лифт. Если его изнасиловали родители и пропихнули в «крутое» место где все «как в сказке», это бесполезно.

Мне ещё далеко до детей, но думаю в этом вопросе правильным будет подготовить разные возможности для ребёнка, и в момент выбора - описать плюсы и минусы каждой и дать подростку самому решить, чего он хочет.

Важная деталь, учить лучше английский и начинать подготовку к поступлению в вуз, или старшую школу за границей - примерно с 9-ого класса, так как в большинство топовых мест нужен топовый английский.

Последний комментарий, большинство русских студентов которые учатся в лучших американских вузах, до этого проучились в американских школах 1-2 года. Из Российских школ в Гарвард практически не берут. Возможно есть исключения, победители международных олимпиад и звездное спортсмены.

Можете задать мне вопросы которые вас интересуют больше всего.

39

Kirill, это про поступление. А основной вопрос автора был про актуальность сведений про нетворкинг и лифт в последующей жизни.
Чем конкретно полезен Гарвард детям не из элиты?

2

Как человек, получивший бакалавриат в провинциальном российском вузе, где все недостатки нашей системы образования были возведены в абсолют, а затем поступивший в магистратуру в один из престижных американских вузов, могу сказать, что это правда: образование действительно служит мощным социальным лифтом. Ярмарки вакансий, летние стажировки по твоей специальности и с упором на практику, карьерные центры, где тебя учат писать CV и проходить собеседования, куча сообществ по интересам - всё это очень помогает в будущем. Сразу скажу, что нечто похожее было у меня и в российском университете, но разница в подходе и реализации - колоссальна.
Второй важный момент - окружение. Разносторонние, умные, ищущие и открытые ко всему новому (и это не только студенты) люди. Когда концентрация таких людей выше среднего, ты сам постоянно растешь, заражаешься всеобщим энтузиазмом и не позволяешь душе лениться.
По поводу грантов и стипендий - обучение в том же Гарварде неподъемно и для большей части американцев, но Гарвард входит в число need-blind университетов с огромным endowment, т.е. если общий годовой доход семьи меньше 65000 долларов, то студент имеет право подать на финансовую помощь, которая покрывает не только обучение, но и страховку, проживание, перелеты до дома и т.д. Need-blind значит, что ваше финансовое положение не снижает ваши шансы на поступление.
И несмотря на то, что тут пишут о том, что ребенок должен решать сам, хочу добавить, что я была бы благодарна своим родителям, если бы они повлияли на меня в школе и посоветовали поступать в США на бакалавриат. Для undergraduate студентов возможностей здесь ещё больше, а кампусная жизнь ещё ярче. Поэтому хочу посоветовать вам не давить на ребенка, а мягко наставлять и показывать, какие есть возможности в мире. Топ-вузы США практикуют holistic approach при приеме студентов, поэтому важно, чтобы ваш ребенок не закапывался в книги, не руководил тридцатью благотворительными организациями и получал лишь 100 баллов на экзаменах - куда важнее, чтобы у он был всесторонне развит, эрудирован, жаден до знаний и смог внятно объяснить приемной комиссии - почему именно он принесет что-то новое и ценное в сообщество университета.

28

arnsae, работу получилось найти после магистратуры?

1

Fcük, да, на данный момент работаю на позиции energy analyst.

4

умерьте амбиции и оставьте ребёнка в покое. может, не хватит ему способностей на иностранный вуз. может, не захочет уезжать (я не захотела в 15 из-за сложности в изучении языков. да и, откровенно говоря, я российский вуз с трудом тянуда). растить надо счастливого ребёнка, а не успешного.

26
Отредактировано

Руслан, :D да, эти карапузы уже тренера нашли и поднялись на ступеньку выше к финансовому благосостоянию и лучшему окружению.

6

Павел Дуров закончил СПбГУ, и ничего, как то барахтается в этой западной среде акул капитализма без phd

Касперский, Сегалович, продолжать ?

Имхо, зарубежное образование это интересный опыт, но МГИМО ничем не хуже Сорбонны а бауманка - калтеха, с точки зрения старта в жизни, бизнесе, окружении и тп

Понятно что не надо пензенский педагогический сравнивать c MIT, но в целом умные амбициозные люди везде реализовываются

22

Сергей, понятно, что можно не только из нашего вуза, но даже и без высшего образования стать успешным. Вопрос лишь в том, где это вероятней.
СПбГУ в 3 раза больше студентов, чем в MIT. Но если посмотреть, сколько из них добились значимых успехов, процент в MIT будет на порядок больше. Да и в абсолютах тоже :(

4

Vadim, очень важно обозначить как мы считаем "успех"

сколько, например, президентов выпустил MIT?

6

Окей, Google: Кто такой тоддлер?

21

Евгений, а где же картинка?)

4

а нельзя разве выражаться нормальным русским языком. тодлер, нетворкинг, топовых...

вы или уж на англиском пишите, понятнее будет. а то выглядите как эммигрант с 20-ти летним стажем в бруклине (кто бывал, тот поймет)

20

Дмитрий, до сих помню: "вам колбасу писиком или послайсить?")

25

Alex, послайсить писик 🙂

0

Получила МВА в Европе. Если кратко: да, это послужило социальным лифтом.

В вопросе не хватает обозначения конечной цели - что такое успех? С-уровень в международной корпорации или возможность обеспечивать основные потребности при работе 20 часов в неделю встране со стабильное политико-экономической ситуацией?

Второе, за что зацепился глаз: почему автор исходит из получения грантов и стипендий? По моему опыту, получить их хотя и возможно, но удаётся это не столько проектам сверх-амбициозных родителей, сколько тем, кто сам "горит" идеями, готов биться за них об стены, получать отказы и всё равно идти дальше. Классические отличники, которых родители с детства натаскивали на успех, обычно или сдуваются после первых неудач, или выгорают от достигаторства родителей за свой счёт. Предугадать, какой личностью ребёнок вырастет и что будет нужно ему (!), представляется мне очень сложным.

Плюс, на большинство программ МВА, которые как раз дают серьёзный карьерных скачок - часто априори нет грантов. Обычно студенты либо сами оплачивают их в кредит, либо обучение спонсирует корпорация, где работает перспективный сотрудник.

На мой взгляд, гораздо эффективнее дать ребёнку возможность развиваться в разных направлениях и показывать мир с разными моделями успеха, чем с 2-3 лет натаскивать на Гарвард. В какой-то момент он сам определиться, чего хочет и как туда попасть.

19

Скажу про Европу по своему (и своего окружения) опыту. Если цель - оказаться в другой стране и там закрепиться, то не так важно, какого уровня этот вуз: хороший инженер может быть откуда угодно, там гораздо важнее иметь нужные навыки и подходить компании, а диплом будет скорее гарантией того, что ты все-таки знаешь, какую шестеренку куда вставлять (условно). С бизнес-школами становится чуть важнее окружение, и с одной стороны, да, оно помогает, связи полезны, особенно тогда, когда из двух схожих кандидатов выбирают того с рекомендациями, но с другой - нет такого, что без этого "топового" окружения ты будешь сильно хуже - вполне реально добиться того же.

Что касается успеха в жизни - нет, никак. Добиваются успехи те, у кого есть ум, находчивость и умение получать нужные навыки в нужный момент. Да, в топ вузах больше концентрация таких людей, и поэтому кажется, что выпускники Гарварда более успешные, просто потому что они отбирают тех самых умных находчивых ребят. Но, опять-таки, и здесь говорю уже по личным наблюдениям, способный человек добьётся успеха как после Гарварда, так и после бизнес-школы какого-то никому неизвестного городка.

Что важно (и уже упомянули выше) - после российской школы берут далеко не везде и не всегда, поэтому если планы будут действительно серьезные, надо будет решать вопрос со старшими классами.

15
Отредактировано

Мнение студента Лиги плюща: я считаю, что нет. Если человек талантлив, то он будет успешен и без какого-либо престижного диплома, а если нет - то и престижный диплом не поможет. Почему я так считаю? Я видела очень много историй, когда люди поступают в престижный вуз (скажем один из Лиги плюща, где я сама учусь), но потом бросают или их отчисляют. А отчисляют в Лиге плюща очень легко. В то же время у меня много историй людей, которые уже закончили престижный вуз (опять скажем Лиги плюща), но не смогли себя самореализовать. Все всегда зависит от человека. Конечно, поступление в престижный вуз может облегчить вашему ребенку жизнь, но ТОЛЬКО в том случае, что у него изначально были знания, мышление, и отношение к жизни и карьере, которые делают людей успешными.

15

Очень мало информации про родителей тодлера. :) сейчас то какой уровень родителей? Слова про корпоративную карьеру можно по разному трактовать. И корпорации разные бывают и понятие карьеры очень разное.

13

mvcher, а какой уровень родителей, которые живя в РФ, разговаривая по-русски, называют своего ребенка toddler? при том что сами они сделали шаг по "социальной лестнице" благодаря хорошему образованию и благоприятно складывающейся корпоративной карьере..
Советуются такие образованные, опытные и успешные люди относительно будущего своего дошколенка в Гарварде на грантах, обычно именно в Т-Ж.
Вопрос риторический.

4
Отредактировано

И после российских топовых вузов (МФТИ, РЭШ, ФКН/эконом/матфак/МИЭФ ВШЭ, ВМК/мехмат МГУ, выборочные факультеты СПбГУ) можно легко найти себе хорошую работу за границей в каком-нибудь Гугле/Фэйсбуке или поступить на PhD в тот же Гарвард. Если, конечно, для вас это является успехом :) Не знаю, в каком состоянии будет российское образование, когда ваш тоддлер вырастет, но пока и оно местами хорошо.

13

Лично знаю нашего нашего соотечественника с дипломом Гарварда и у него очень успешная карьера в финансах, но при этом я знаю людей дипломами не самых известных региональных ВУЗов сделавших карьеру в продажах и IT, так что карьера зависит далеко не только от места учебы.
И уж тем более выбирать карьеру и место учебы ребенку, который еще даже говорить не может, на мой взгляд, странно.

8
Отредактировано

Вы ребенка своего сначала спросите, хочет ли он добиваться этого успешного успеха, а то будет у вас как обычно, когда ребенок реализует мечты родителей..

Сам я закончил программу двух дипломов, два года отучился в Лондоне, дало ли мне это что то? Скорее нет, чем да. Считаю тезис "учеба за границей = успех", выдуманным, потому что за границу в основном едут дети богатых родителей, а они априори в будущем будут успешней и богаче, чем дети из простых семей.

Помню из жизни два примера, две девочки, отличницы, одна из школы, вторая из ВУЗа, обе у меня вызывали восторг своим умением учиться, обе бесплатно ездили заграницу, одна теперь работает учителем английского в онлайн школе, вторая в банке кредитки пенсионерам втюхивает. Вот как то так.

Так что я за то что бы ребенок сам выбирал свой путь, и если он не добьется успеха и не станет миллионером, меньше я его любить не стану.

6

У меня был опыт получения высшего образования в иностранном ВУЗе, если быть точнее в Финском НЕ топовом университете и я вижу в этом только позитив:

1. Бесценный опыт жизни за границей, общение с различными интересными людьми, расширение кругозора и в целом полноценная самостоятельная взрослая жизнь.

2. Получение по большей части практических знаний, нежели теоретических (по крайней мере в моем универе). Да, в каких-то областях в наших средних университетах дадут больше знаний, но по факту в работе они никому не нужны, нужны навыки (коммуникативные, работа в команде и тп).

3. Если у вас в резюме есть строчка о том, что вы учились за-границей - это визитная карточка на первое собеседование при приеме на работу. Дальше все конечно зависит от знаний и опыта.

4. Если продолжать учебы за границей, то сильно меньше сложностей с подтверждением/переводами документов.

Резюмируя, если сравнивать учиться ли в среднем ВУЗе в России или за границе, то определенно второе (по крайней мере сейчас).

P.S. Я говорю только про свой опыт в гуманитарной сфере и ничего не могу сказать про технические специальности.

5

Виктор, согласна с большинством пунктов.

0

кто то сказал

во время в вузе то что тебе преподают это только 10% , больше половины, это твои однокурсники, которые кем то станут в будущем. это твое окружение (кооператив озеро, как пример).

то что валит отсюда надо, согласен. но если вы хотите будущего для ребенка, то валите сейчас, чтобы он вырос в той среде уже, а не приехал в неё.

4

"навстречу финансовому благосостоянию и лучшему окружению" -в этой фразе вы как будто вместо союза "и" хотите поставить знак тождества.

2

Я думаю, что высшее образование стоит получать в топовом зарубежном вузе. Наши вузы очень сильно отстают. Причём основное - уменее мыслить и достигать результата.
Но ребёнок должен решить поступать сам, я лишь предоставлю ему возможность выбрать любой вуз.

2

На мой взгляд, все довольно просто: для работы за границей предпочтительнее заканчивать иностранный вуз, для работы в России - российский. Я не видел преимуществ в карьере у людей, получивших образование за рубежом, в России, не видел особо и обратного. Монетизировать окружение лондонского колледжа, продолжая семейный бизнес в Самаре, ИМХО, крайне затруднительно. Диплом экономиста даже хорошего российского вуза (и этот студенческий опыт) мало интересен работодателю в Брюсселе.
Можно рассказать здесь байку о том, как выпускница INSEAD, пришедшая в мою компанию на позицию финдиректора, на первом же корпоративе лихо перебрала и лежала ровно в предбаннике сауны, куда мы её заботливо положили. Но утверждать, что проблема лишь в том, что в INSEAD не учат пить, не стану -) Тем более, что как финдирекктор она была неплоха. Великолепна? Нет. Неплоха.

2

А почему успешные люди не хотят накопить на образование своего ребёнка в Гарварде, а сразу думают о грантах?

2

Полез в словарь переводить тоддеров с нетвокерами, ужас, вас на улицах не бьют или вы с мужем с "быдлом не общаетесь "?

1

Мой папа заработал неплохое состояние в 90х на фоне развала, у него было высшее советское образование никаких оксфордов. Это везение. Я училась не в Гарварде конечно, но в Англии, есть знакомые которые примерно в то же время учились там же. Не скажу что я несказанно богата или мои знакомые, но мы явно легче приспосабливается к жизни, видим где можно извлечь пользы больше чем другие, кругозор наш намного более богат и такой багаж мы ещё и своим детям передадим. А если к этому добавить колличество связей приобретаемое во время учёбы заграницей, то и шансы на удачу увеличиваются в сотни раз. И да, все выходцы - владельцы собственного бизнеса, как и я.

0

"Действительно ли это мощный социальный лифт, доступный для молодежи, или его роль переоценена?"

Да, действительно, пок. мере в России 100%, если выбирают между человеком с импортным дипломом заборостроительного университета (а таких в Гарварде много или любым другим) и человеком с дипломом МГУ или другого российского ВУЗа, то возьмут естественно 1-го (особенно если профессия гуманитарной направленности). А если у него будет опыт работы от 3-х лет в любой западной компании... то сможет даже подняться выше на одну ступеньку (иногда сразу берут на руководящие должности). :)

"образование в топовых вузах мира — допустим, в Гарварде — значительно повышает шансы выпускников на успех?"

Если говорить про лигу плюща, то внутри этих университетов есть студ. клубы, некоторые очень старые. Чтобы в них попасть, надо чтобы вас в них пригласили, а вас не пригласят, потому что туда не приглашают кого попало. Но в целом да: успех не гарантирован, но очень вероятен при правильных знакомствах.

0

Обучение в топовых вузах влияет на успех человека в будущем, но не за счет крутых знаний, а за счет общения с крутыми людьми. Находясь в окружении таких перспективных людей, каждый стремиться стать таким же.
80% процентов знаний после любого университета человек не будет использовать, так как все мы учимся всю жизнь. А люди, с которыми мы познакомились в нашей альма-матер, будут общаться с нами, помогать и т.д.

0
УЧЕБНИК

Как улучшить жизнь с помощью «Экселя»

Узнайте из нашего курса, как таблицы помогут планировать бюджет, считать расходы и структурировать бытовые дела. Даже если с «Экселем» на вы.
  Начать учиться  
Сообщество Т—Ж
Лучшее за неделю

Эта статья могла быть у вас в почте

Избранные материалы Т⁠—⁠Ж, которые не стоит пропускать — в наших рассылках. Выбирайте и подписывайтесь — мы уже готовим письмо для вас.
Подписаться
Вакансии Т—Ж