«Поначалу стучал пальцами по кар­тонке»: как наш сын учится играть на фортепиано

«Поначалу стучал пальцами по кар­тонке»: как наш сын учится играть на фортепиано

И на что мы потратили 170 000 ₽ за год
6
Аватар автора

Екатерина Власова

ожидает в коридоре

Страница автора

Если мама — скрипачка, а папа играет на контрабасе, скорее всего, ребенок легко найдет себя в искусстве.

Но заинтересоваться музыкой могут не только дети из музыкальных династий — особенно если родители этому способствуют. Наш пример это подтверждает.

Увлечение сына музыкой началось в три года. Когда ему было шесть, он понял, что хочет сесть за фортепиано. Мы совершенно не музыкальная семья, но желание горячо поддержали.

Расскажу, как увлечь ребенка музыкой, что поможет поступить в музыкальную школу и какая нагрузка ждет впереди.

С чего началось увлечение ребенка музыкой

Мы живем в Москве. Сейчас сын учится игре на фортепиано в частной музыкальной школе. Однажды он сам заявил, что хотел бы играть. И хотя я не преследовала цель влюбить ребенка в музыку, возможно, мои действия и решения создали благоприятные условия для этого. Расскажу, что этому способствовало.

Колыбельные я пела сыну с первого дня после выписки из роддома. Это был наш обязательный ритуал перед сном в течение трех лет. Став старше и укладываясь в постель уже самостоятельно, ребенок по привычке слушал что-нибудь на ночь. Как правило, выбирал спокойные мелодии и аудиосказки.

Я предлагала сыну советские и современные профессиональные записи, где текст озвучивают актеры дубляжа, а повествование сопровождают различные звуки, мелодии и песни героев. Могу порекомендовать канал «Папмамбук», радиоспектакль «Волшебная семерка, или Путешествие нот», сказки «Город в табакерке» и «Али-Баба и сорок разбойников», аудиоспектакль про Алису Льюиса Кэрролла.

Нашим абсолютным хитом стала аудиокнига «Приключения Котобоя» Андрея Усачева. Истории из этой серии есть в печатном варианте, но аудиоверсии первых книг тоже прекрасны. Каждую украшают песни, которые сын самостоятельно выучил и пел всегда, когда оставался наедине с собой. Так у меня возникла мысль записать ребенка на вокал или другие музыкальные занятия: интерес к этому виду творчества явно прослеживался.

Группа музыкального развития в частном детском центре стала первым шагом. Сына приняли в нее довольно рано: ему было три года и два месяца. На прослушивании он показал себя подготовленным: хорошо говорил, мог долго быть сосредоточенным и включенным — это важно. Даже частные центры не берут в такие группы всех желающих: в раннем возрасте многие дети еще не способны усваивать материал, работать и не мешать остальным.

На музыкальных занятиях малыши разучивали веселые песни, ритмично двигались, слушали и сами играли на фортепиано и ударных инструментах. Сын обожал эти уроки, всегда выходил после них по-хорошему заведенным и радостным. К сожалению, через пару месяцев из-за пандемии клуб временно закрыли. Тогда я решила сама заниматься с ребенком дома.

Домашние занятия проходили так: мы включали альбомы детской музыки разных композиторов, что-нибудь воображали, пели и двигались. Часто выручал «Детский альбом» Чайковского: под него можно было превратиться в сказочных героев, сыграть в скачки на лошадях, устроить марш солдатиков или покружиться в вальсе.

Родителям, которые тоже хотят развивать у детей образное мышление, эмоциональное восприятие и слуховую память, советую играть во что-то подобное — даже если вам тяжело раскрепоститься и проявить фантазию. У детей как раз очень естественно получается воображать, они любят дурачиться и перевоплощаться, поэтому им как минимум будет весело.

Альбомы с детской музыкой есть у Прокофьева, Шумана, Слонимского, Дебюсси, Майкапара, Гречанинова. «Танцы кукол» Шостаковича обычно любят девочки. Мальчикам можно предложить цикл ярких образных пьес «Карнавал животных» французского композитора Сен-Санса.

На мой взгляд, в раннем возрасте приобщение к музыке происходит легко и непринужденно: дошкольники любят подражать, пробовать свои силы во многом, что их окружает. По сравнению с детьми постарше у них больше свободного времени, поэтому любые музыкальные занятия легко вписываются в распорядок дня.

Наши домашние концерты в итоге затянулись: в семье случилось прибавление и мы не смогли быстро возобновить работу с профессиональным педагогом. Вернулись к занятиям только через год — выбрали вокальную студию в районной библиотеке.

Как-то на рождественские праздники мы оказались в коломенском кафе — там было фортепиано. Усевшись за инструмент, сын начал подбирать мелодию на слух: у него уже зарождалось желание музицировать
Как-то на рождественские праздники мы оказались в коломенском кафе — там было фортепиано. Усевшись за инструмент, сын начал подбирать мелодию на слух: у него уже зарождалось желание музицировать

Занятия в вокальной студии проходили два раза в неделю: одно групповое, другое сольное. Сын учился именно петь — ритмики и игр уже не было. Ему нравилось, он ходил туда три года. За это время здорово укрепил голос, выучил десятки песен разных жанров, выступил на множестве камерных концертов и нашел друзей.

В студии дети поют под аккомпанемент фортепиано. Думаю, отчасти именно занятия вокалом и живое аккомпанирование пробудили интерес к инструменту. Однажды во время прогулки сын скатился с горки и вполне осознанно заявил, что хочет научиться играть. Ему было шесть лет.

Он поступил в музыкальную школу — об этом подробно расскажу дальше, — но продолжал посещать студию. Спустя год пришлось оставить вокал. В школе выросла нагрузка, поэтому сохранить в расписании вокальные уроки мы не смогли.

Это отчетный концерт вокальной студии перед новогодними каникулами в 2022 году. Дети выступали для нас каждый сезон, обычно две-три песни пели хором и минимум одну сольно
Это отчетный концерт вокальной студии перед новогодними каникулами в 2022 году. Дети выступали для нас каждый сезон, обычно две-три песни пели хором и минимум одну сольно

Я уверена, что любое детское увлечение может перерасти во что-то большее, если поддержать и проявить родительский энтузиазм, смекалку, мудрость. В случае с музыкой это, например, означает иногда начать прослушивание не с классики, а с более популярных жанров. Дети особенно восприимчивы к тому, что по душе маме или папе.

Если ребенок любит читать, интересы можно совмещать, выбирая музыкальные истории. Малышам могут понравиться истории про Конни, дошкольникам — детектив о пропавшем треугольнике, детям постарше предложите «Волшебную флейту». А если готовы к чему-то более серьезному, включите сочинения Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева по мотивам детских сказок.

Мне всегда нравился театр. Я стала выбирать детские музыкальные спектакли и брать с собой сына. Со временем он накопил богатый зрительский опыт — теперь может высидеть любое мероприятие в филармонии
Эта книга будет интересна детям, которые любят энциклопедии и музыку. Читатели узнают, например, сколько волос на смычке, почему контрабас такой большой, а мычание под душем — это музыка
1/2
Мне всегда нравился театр. Я стала выбирать детские музыкальные спектакли и брать с собой сына. Со временем он накопил богатый зрительский опыт — теперь может высидеть любое мероприятие в филармонии

Где можно учиться музыке

Уровень мастерства музыкантов критически зависит от срока обучения. Как правило, двери в профессию закрыты для тех, кто не начал учиться с детства. Если планируете, что ребенок будет серьезно заниматься музыкой, старший дошкольный и младший школьный возраст оптимальны для того, чтобы начать. И конечно, в любом возрасте можно пробовать петь и играть на инструменте для души.

Мы наперед изучили возможные варианты — расскажу о них подробнее.

Репетиторы и частные музыкальные школы обучают вокалу и игре на инструментах платно. Занятия подойдут детям, которые тянутся к музыке, но не готовы много и напряженно работать. Например, пока не могут проявить усидчивость, а их заинтересованность сильно зависит от того, насколько увлекательно подан материал.

Иногда родители предпочитают репетитора, так как это удобнее: допустим, он работает рядом с домом. Также кружковый формат выбирают, когда детей отдают на музыку для общего развития или хочется нащупать и оценить их интерес. А еще кружки хороши в качестве подготовки перед поступлением в государственную музыкальную школу. Так у ребенка больше шансов пройти конкурсный отбор и учиться бесплатно.

Государственные музыкальные школы и детские школы искусств, по сути, стоят на старте музыкального образования. Предполагается, что дети, которые в них поступают, делают это осознанно, поэтому к ним предъявляют больше требований, чем в обычных кружках. В приоритете академическая музыка, а посещать уроки нужно регулярно. В музыкальной школе никто не услышит ваши просьбы сбавить темп и осовременить репертуар, «чтобы ребенку было интереснее учиться».

Обучение может продолжаться от пяти до девяти лет. Срок зависит от образовательной программы и возраста, в котором ребенок начинает заниматься.

Предпрофессиональную программу осваивают дети, которые готовятся к поступлению в профильные вузы и хотят построить музыкальную карьеру. Общеразвивающая программа построена чуть более лояльно. Источник: shalyapin.music.mos.ru
Предпрофессиональную программу осваивают дети, которые готовятся к поступлению в профильные вузы и хотят построить музыкальную карьеру. Общеразвивающая программа построена чуть более лояльно. Источник: shalyapin.music.mos.ru

Средняя специальная музыкальная школа дает не только музыкальное образование — в ней дети осваивают программу и обычной общеобразовательной школы. Правда, в урезанном варианте, так как основной упор делают на развитие музыкальных навыков.

Таких учреждений в стране мало. Например, в Москве спецшкол всего две: Центральная музыкальная школа и Московская специальная музыкальная школа им. Гнесиных. Если ребенок приходит в них в семь лет, учеба начинается с подготовительного отделения и длится 11—12 лет. Поступить можно не только в первый класс: ежегодно дети отчисляются по собственному желанию или их отсеивает педсовет, поэтому появляются свободные места. Для тех, кто начал учиться позже, срок обучения меньше.

Подготовка серьезная, требования высокие, скидок на возраст нет. Чтобы учиться в спецшколе, нужно быть не только одаренным, но и дисциплинированным, готовым к ежедневному каторжному труду за инструментом. К моменту поступления в вузы остаются только самые сильные.

Музыкальные училища, колледжи принимают подростков с аттестатом общеобразовательной школы по итогам вступительных испытаний. Формально участвовать в конкурсном отборе могут все — для этого не нужны корочки об окончании музыкальной школы. Но без подготовки поступить все равно не получится.

Обучение длится четыре года. После выпускнику открыт путь в консерваторию. Те, кто не хочет учиться дальше, со средним профессиональным образованием могут работать педагогами в детском саду, музыкантами в оркестре, руководителями ансамбля, звукорежиссерами.

Такие творческие вступительные испытания ожидают поступающих в Московский государственный колледж музыкального исполнительства им. Ф. Шопена. Источник: mgkmi.ru
Такие творческие вступительные испытания ожидают поступающих в Московский государственный колледж музыкального исполнительства им. Ф. Шопена. Источник: mgkmi.ru

Консерватории и музыкально-педагогические вузы принимают исключительно выпускников спецшкол и музыкальных училищ, то есть учреждений среднего специального образования в сфере музыки.

Стать именитым дирижером, виртуозным исполнителем, перворазрядным педагогом или музыковедом невозможно без окончания консерватории, даже если за плечами учеба в музыкальной школе. Срок обучения в консерватории — пять лет.

Если ребенок серьезно настроен получить музыкальное образование, ему придется много учиться
Если ребенок серьезно настроен получить музыкальное образование, ему придется много учиться

Почему сын пошел в частную музыкальную школу

Наш сын учится в центре культуры и искусств, в котором действует частная музыкальная школа-студия. Вот почему мы ее выбрали.

Государственных музыкальных школ в пешей доступности нет. А искать варианты, до которых нужно добираться на машине, — значит здорово усложнить себе жизнь. Я и сейчас вожу ребенка, но это совсем близко и в перспективе сын сможет ходить к педагогу сам.

Желание заниматься возникло у сына посреди года. Если бы мы решили, что ребенок будет поступать в государственную музыкалку, ждали бы 1 сентября несколько месяцев — а нам нравится принимать решения и действовать без промедления. В частную школу сына приняли сразу же — для этого он прошел только прослушивание.

Сначала хотелось попробовать формат кружка. Пока сын не связывает свою профессиональную жизнь с музыкой — мечтает быть космонавтом, — поэтому мы начали с факультативных занятий. Остаток учебного года ребенок играл на фортепиано только два часа в неделю. У нас была возможность присмотреться к центру и преподавателю, оценить возможности и энтузиазм сына.

Со временем мы убедились, что нас все устраивает:

  1. У школы есть лицензия на образовательную деятельность.
  2. Дети осваивают те же предметы, что и в государственном учреждении: сольфеджио, музыкальную литературу, ансамблевое пение.
  3. Наш педагог окончила Ярославское музыкальное училище им. Л. В. Собинова и с отличием Московский гуманитарный университет им. М. А. Шолохова. У нее квалификация преподавателя фортепиано, сольфеджио, музлитературы.
  4. Выпускникам выдают свидетельство по итогам изучения программы.

Мы решили, что сын будет заниматься более серьезно. С сентября 2024 года он начал учиться по общеразвивающей программе, которая предполагает обязательное посещение определенного количества часов и изучение конкретного материала.

Какой бывает образовательная программа

В государственных и частных музыкальных школах обучение ведут по двум программам: предпрофессиональной и общеразвивающей. Они различаются продолжительностью обучения, учебной нагрузкой, требованиями к ученикам.

Каждая школа сама утверждает программу. Предпрофессиональную разрабатывают на базе федеральных требований в области музыкального искусства  . Общеразвивающую строят с учетом рекомендаций министерства культуры.

Предпрофессиональная программа объемная и сложная, предполагает, что ребенок серьезно мотивирован и будет много трудиться. Она составлена для работы с музыкально одаренными детьми, которые готовятся к поступлению в учреждения основного профессионального образования и хотят связать карьеру со сферой искусства.

Работая с учениками по этой программе, педагоги развивают все музыкально-исполнительские способности, ставят технику, стараются освоить значительное количество произведений и добиться высокого уровня исполнительского мастерства  . Основа репертуара — академическая музыка. Дети регулярно проходят контрольные испытания, участвуют в конкурсах, выступают на публичных концертах.

Общеразвивающая программа позволяет освоить скорее базовые навыки. Она заточена под детей, которых родители хотят продвинуть в музыкальном плане: добиться красивой игры, натренировать мозг понимать классическую музыку. С учащимися работают те же преподаватели, но требуют чуть меньше  .

В зависимости от школы в репертуар общеразвивающей программы включают легкую классику, эстрадную и народную музыку в хорошей обработке, пьесы современных композиторов, ансамблевые переложения музыкальных шедевров.

Как правило, педагоги подбирают не самые трудные произведения, которые тем не менее обладают художественными достоинствами и хорошо развивают технически. В будущем из таких учеников вырастают различные специалисты индустрии и грамотная публика для музыкантов-виртуозов.

Мой ребенок учится по общеразвивающей программе, и я не могу назвать процесс досугом. В течение года ему предстоит выучить десяток произведений. И хотя перед сыном не стоит задача добиться технического совершенства игры, педагог не ставит высокие оценки за смазанное, примитивное или неточное исполнение.

Ребенок, который несколько лет отучился по общеразвивающей программе, с большой долей вероятности уже не сможет перейти на предпрофессиональную. Наверное, есть исключения, когда мотивация настолько высока, что ученик успевает нагнать разницу. Но все-таки типичны обратные ситуации: дети уходят с предпрофа на программу попроще или вообще бросают музыкальную школу.

Это результаты прослушивания в школу искусств им. Л. Н. Оборина в Москве: кого-то рекомендуют на предпрофессиональную программу, кого-то — на общеразвивающую. Некоторых детей не принимают. Источник: oborin.arts.mos.ru
Это результаты прослушивания в школу искусств им. Л. Н. Оборина в Москве: кого-то рекомендуют на предпрофессиональную программу, кого-то — на общеразвивающую. Некоторых детей не принимают. Источник: oborin.arts.mos.ru

Как поступить в музыкальную школу на бюджет

Если ребенок будет поступать в государственную школу на бюджет, лучше заранее начать к этому готовиться. Например, записаться в группу раннего развития в детской школе искусств или на подготовительное отделение в музыкальной школе. Это поможет присмотреться к инструменту и педагогам.

Если подготовиться основательно не получилось, рекомендую перед прослушиванием взять в школе консультацию. Там подробнее расскажут о критериях отбора, и вы будете понимать, чего ожидать. А еще есть платные индивидуальные консультации — ребенка прослушают в менее нервозной для него обстановке, в присутствии родителей. Можно даже показать педагогу видеозапись игры на инструменте.

Школы проводят такие консультации перед очередным набором. Информацию о времени и стоимости услуги лучше искать на сайте школы. В Москве за это просят в среднем 1000—1500 ₽.

Обычно специалисты рекомендуют, что подтянуть к вступительным испытаниям, и в целом могут сказать, стоит рассчитывать на бюджетное место в конкретной школе или лучше сразу ориентироваться на платное отделение. Считаю, это полезно: родители получают либо дополнительную уверенность, либо отрезвляющий комментарий — и не подвергают ребенка лишнему стрессу.

Еще школы за символическую плату предлагают пробные короткие занятия на любом инструменте. Это может быть интересно для выбора альтернативного варианта. Если пройти по конкурсу на желаемый инструмент сложно — популярными считаются фортепиано, саксофон, гитара, — можно попробовать те отделения, где претендентов на место меньше. Например, аккордеон.

Можно выбрать хоровое отделение — так сделала дочь моей подруги. Девочка занималась фортепиано с репетитором на дому в течение года, у нее есть природные данные, но она не прошла по конкурсу: набирали мало детей. А на хоровое ее взяли: там высокая вокальная нагрузка и минимальная на инструменте, но тем не менее.

Школы сообщают о приеме детей заранее, обычно эту информацию размещают на сайте учреждения. После, если освободились места, могут объявить дополнительный набор.

Чтобы поступить, нужно подать заявление и пройти прослушивание.

Подать заявление можно дистанционно. В нем родители указывают данные своего паспорта и свидетельства о рождении ребенка или его паспорта. В Москве на бюджетное отделение записываются через портал «Мос-ру». Жители Московской области подают электронные заявления на региональном портале госуслуг uslugi.mosreg.ru. Остальные регионы — через федеральный портал госуслуг.

Запись начинается с апреля, а вступительные испытания проходят в мае — июне. На момент начала обучения ребенку должно быть не меньше шести с половиной лет.

У некоторых детей есть право на преимущественное поступление. Это:

  1. Сироты и оставшиеся без попечения родителей.
  2. Дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
  3. Дети участников боевых действий на Украине.

Но и у них должны быть творческие способности, чтобы наравне со всеми преодолеть отбор и освоить программу.

Пройти вступительные испытания придется очно. Приемная комиссия оценивает природные данные детей: слух, музыкальную память и чувство ритма. Ребенку могут предложить воспроизвести голосом звуки, попевки или определить количество звучащих нот. Музыкальную память проверяют с помощью повторения незнакомой мелодии. Обычно просят ее пропеть или прохлопать ритмический рисунок.

Также на прослушивании нужно исполнить подготовленную песню или произведение. Совет оценивает выразительность исполнения и чистоту интонирования. Смотрят и на и общее развитие. Поэтому лучше подготовить к этому ребенка, чтобы он не растерялся, когда беседа пойдет на отвлеченные темы, — педагоги любят выяснять интересы, кругозор и серьезность настроя.

Для поступающих устанавливают проходной балл. На бюджет зачисляют тех, кто его преодолел. Детям, которые не набрали достаточно баллов на прослушивании, могут предложить учиться платно.

На мой взгляд, ребята из мегаполисов и малых городов при поступлении находятся в неравных условиях. Если на периферии в музыкальных школах иногда вообще нет конкурса на бюджетное место и требования к претендентам скорее компромиссные, в столице и других крупных городах набор высокий, зачисляют самых перспективных детей.

Пробиться тяжело не только в именитое учреждение — при профильном училище, — но и в районную школу. К примеру, в московской школе им. Ф. И. Шаляпина в мае 2024 года было 64 выпускника. Ровно столько же ребят приняли в сентябре. Вероятно, в зависимости от рейтинга школы можно говорить о конкурсе 5—15 человек на одно бюджетное место и не сильно ошибиться в расчетах.

По моим ощущениям, в музыкальную школу в Москве и других крупных городах не попасть с нулевыми навыками. Если идея учиться музыке пришла спонтанно и ребенок не готовился к поступлению, шансы пройти у него минимальные. Все-таки на прослушивании предстоит соперничать не с начинающими, а с ребятами из подготовительных групп, которые осваивают инструмент с пяти-шести лет.

Почему мы предпочли акустическое фортепиано электронному

Во время учебы в музыкальной школе ребенку понадобятся:

  1. Музыкальная канцелярия: нотная тетрадь, дневник, карандаши, ластики.
  2. Учебные пособия по сольфеджио и музыкальной литературе, которые предстоит купить родителям.
  3. Концертная форма. Точную информацию о дресс-коде стоит искать на сайте своей школы: в некоторых музыкалках довольно строгие правила не только к одежде, но и к обуви.
  4. Инструмент для домашних репетиций.

Поначалу дома не было фортепиано. Первые несколько месяцев сын отрабатывал домашнее задание на картонке с изображением октавы — это нормальный временный вариант.

На первых занятиях по фортепиано дети много рисуют ноты и картинки про них. Если дома нет инструмента, отыгрывают на картонке: расстояние между напечатанными клавишами такое же, как на инструменте. Пальцами нужно простукивать мелодии — поначалу они элементарные, — как в классе показал учитель
На первых занятиях по фортепиано дети много рисуют ноты и картинки про них. Если дома нет инструмента, отыгрывают на картонке: расстояние между напечатанными клавишами такое же, как на инструменте. Пальцами нужно простукивать мелодии — поначалу они элементарные, — как в классе показал учитель

Когда учитель предупредила, что в новом учебном году без фортепиано уже не обойтись, мы стали изучать тему. Бюджет позволял ориентироваться на подержанное акустическое или цифровое фортепиано: музыкальные школы не разрешают синтезаторы, но допускают цифровые инструменты. Изначально мы склонялись к нему по двум причинам:

  1. У электронных инструментов много полезных опций: возможность играть в наушниках, регулировать громкость, записывать исполнение и прослушивать его для анализа.
  2. Цифровые фортепиано удобны: они легкие, мобильные, не требуют регулярной настройки и поддержания температурного режима.

О недостатках «цифры» нам рассказала педагог сына. Она не настаивала на акустическом инструменте, но предупредила, что, если ребенок несколько лет будет учиться играть на бюджетном электронном фортепиано, это может затянуть учебный процесс и отразиться на нем негативно. Вот почему.

У цифровых инструментов может страдать звукоизвлечение. Главный фактор правильного извлечения звука и беглой игры — навык удара. Нервность кончика каждого пальца воспитывается при правильном нажатии на клавиши. Именно поэтому маленьким детям нужно ставить пальцы на плотной, упругой клавиатуре.

Электронные инструменты с тугими клавишами существуют давно, но они не по карману рядовой семье. А бюджетные варианты, которые мы могли бы себе позволить, сильно уступают дорогим аналогам по качеству клавиатуры.

Нам показалось, что оттачивать техническое мастерство на ватных клавишах дома бесперспективно: ребенок каждый раз приходил бы к преподавателю с неуверенным нажатием и дрожащими пальцами. Кроме того, в нашей школе дети учатся исключительно на акустических инструментах. Не хотелось создавать дополнительный стресс из-за необходимости переключаться с одних ощущений на другие.

Цены на профессиональные цифровые пианино, которые по свойствам звука и туше максимально приближены к акустическому инструменту, впечатляют. Источник: muztorg.ru
Цены на профессиональные цифровые пианино, которые по свойствам звука и туше максимально приближены к акустическому инструменту, впечатляют. Источник: muztorg.ru

На цифровых фортепиано детям сложно воспроизвести оттенки звука. Форте, пиано, крещендо, диминуэндо  с трудом ощущаются на недорогой электронике. Извлекаемый на акустике звук зависит от силы прикосновения, мышечного напряжения. Он может быть разнообразным: после нажатия молоточек ударяет по струне, и от того, как палец нажал — сильно, плавно, с оттяжкой, — зависит звучание.

Этого совсем нет у недорогих электронных фортепиано: как ни нажимай на клавиши, звук одинаков по громкости и продолжительности, не зависит от воли исполнителя и его эмоционального желания. В результате качество звука, управление динамикой, музыкальность хромают. И даже если педагогу удается объяснить, как правильно делать, проработать навык на уроке, дома ребенок чаще всего его теряет.

Преподаватели говорят, что ребенок, который играет на цифровом инструменте, часто стучит, то есть звук похож на стук. Это как рассказать стихотворение: можно прочитать с интонацией, а можно просто отчеканить слова — вроде бы рифма есть везде, а впечатление разное.

В итоге мы с мужем решили искать акустический инструмент. Пришли к выводу, что цифровыми фортепиано должны пользоваться люди, которым в детстве поставили руку на акустике. В этом случае мягкая клавиатура уже не помешает и удастся оценить преимущества электронного инструмента в полной мере.

Также, на наш взгляд, цифровое пианино можно использовать как запасной вариант, например для дачи, где играть обычно приходится нечасто. И конечно, «цифра» — это выход, если не получилось найти приличное акустическое фортепиано и квалифицированного настройщика. Думаю, такая проблема возможна в маленьких городах.

Как мы покупали фортепиано

Определились с брендом. Подбором инструмента занимался муж. Сначала пытался справиться собственными силами — читал статьи, обсуждения на форумах. Но его ресурса хватило только на то, чтобы определиться с марками. Круг поиска сузился до чехословацкого Petrof и немецкого Zimmermann. Дальше без эксперта было уже не справиться.

Обратились за помощью к специалисту. Мы не рекомендуем искать фортепиано без профессиональной помощи: рискуете купить материал на дрова. В объявлениях выставляют довольно информативные фотографии начинки инструмента, но неопытному человеку в этом сложно разобраться.

Иногда люди продают очень старые инструменты, которые выглядят неприглядно, но по итогу поддаются реставрации, дают отличный звук и подходят для домашних занятий. Только специалист способен оценить состояние конкретного фортепиано, назвать точную сумму восстановления, реставрации и спрогнозировать капризность инструмента.

Даже если обыватель догадается открыть инструмент, чтобы проверить механику, можно пропустить дефекты в раме, поломанные колки, испорченное сукно, залипающие клавиши. Источник: avito.ru
Даже если обыватель догадается открыть инструмент, чтобы проверить механику, можно пропустить дефекты в раме, поломанные колки, испорченное сукно, залипающие клавиши. Источник: avito.ru

Обозначили бюджет, сроки и желаемые размеры инструмента. Подборщика фортепиано муж нашел на «Авито» по отзывам. Наш запрос выглядел так: необходимо фортепиано для занятий, которое долго держит строй, маленьких размеров, внешний вид не важен, бюджет на все — 50 000 ₽, срок — неделя.

Мы подрядились только в сентябре, вернувшись домой после отпуска. Занятия в музыкальной школе уже шли полным ходом, требовались ежедневные репетиции, поэтому искали инструмент в пожарном режиме.

Оплатили фортепиано, его ремонт и настройку. Мастер искал инструмент там же, где мы мастера, — на «Авито». И лично на всех этапах контактировал с продавцами. Мы остановили поиски на первом же варианте. Заплатили за услуги специалиста 3500 ₽.

Нам достался Zimmermann 1959 года выпуска, за которым в последний раз сидели в конце 80-х годов. Больше 40 лет инструмент просто стоял в квартире, которую теперь продавали одновременно со всем имуществом. Его не портили неумелые руки, он не использовался в качестве полки. Мастер разобрал внешние панели и диагностировал: нам повезло, после небольшой реставрации и при должном уходе это фортепиано прослужит не одно десятилетие. За него просили 30 000 ₽, нас это полностью устраивало.

Фортепиано понадобился мелкий ремонт и полное поднятие строя. Настройщик справился с работой за шесть часов. Взял за нее 9500 ₽. Возможно, если бы было больше времени, нам бы удалось дождаться момента, когда на продажу выставят инструмент, требующий только настройки. Впрочем, со слов настройщика я поняла, что, если покупаешь с рук, идеальных инструментов при любом бюджете не бывает.

Фортепиано как у нас можно найти на сайтах объявлений и сейчас. В музыкальной школе, где учится сын, стоят советская «Лирика» и чешский Petrof. Моя одноклассница, которая работает преподавателем в Париже, играет на Kawai. Источник: avito.ru
Фортепиано как у нас можно найти на сайтах объявлений и сейчас. В музыкальной школе, где учится сын, стоят советская «Лирика» и чешский Petrof. Моя одноклассница, которая работает преподавателем в Париже, играет на Kawai. Источник: avito.ru

Заказали доставку. Инструмент перевезли по городу, подняли на пятый этаж, занесли в квартиру и установили в комнате за 10 000 ₽. Контактами надеждой бригады с нами поделился настройщик. Интересно, что стоимость перевозки зависит не только от расстояния, которое преодолел инструмент, но и от его цены. Доставка фортепиано из более высокого ценового сегмента обошлась бы дороже.

Советую не брать транспортировку на себя: пианино — очень хрупкий и при этом тяжелый груз с приличными размерами и нечетким центром тяжести. Доставить его самостоятельно будет весьма трудно.

У доставщиков, которые этим занимаются, есть приспособления, чтобы облегчить работу: пояса, тележка, специальные держатели в машине. Кроме того, рабочие несут ответственность за сохранность инструмента при транспортировке.

Выбрали место для фортепиано. Нельзя размещать его близко к источникам холода или тепла: инструмент реагирует на колебания влажности и температуры в помещении, где находится.

Под воздействием солнца деревянные поверхности выцветают, а само пианино нагревается. Сквозняк от работы кондиционера может спровоцировать расслоение и растрескивание древесины. От температурных колебаний и влажности также может треснуть резонансная дека, войлок молоточков рискует напитаться влагой, а колки и струны — перестать держать строй.

И даже если фортепиано стоит в идеальном месте, каждые полгода — после отключения и включения отопления — нужно его снова настраивать. Это стоит 3000— 5000 ₽.

На нашем фортепиано заметны сколы и потертости. По-хорошему, его можно было бы отполировать — есть мебельщики, которые на этом специализируются. Но нас внешнее состояние инструмента не особо заботило. Было гораздо важнее, что он вписывается в небольшую детскую со своими габаритами: 52 см в глубину, 140 в ширину и 109 в высоту
На нашем фортепиано заметны сколы и потертости. По-хорошему, его можно было бы отполировать — есть мебельщики, которые на этом специализируются. Но нас внешнее состояние инструмента не особо заботило. Было гораздо важнее, что он вписывается в небольшую детскую со своими габаритами: 52 см в глубину, 140 в ширину и 109 в высоту

Сколько платим за занятия

Сын начал посещать занятия в школе в марте 2023 года. Тогда мы платили 9500 ₽ в месяц, за три месяца отдали 28 500 ₽. С 1 января 2024 года стоимость повысили до 10 000 ₽. Всего за обучение в студии в прошлом учебному году мы заплатили 90 000 ₽, из них 38 000 ₽ стоили занятия с сентября по декабрь, 50 000 ₽ — с января по май, 2000 ₽ отдали за участие в отчетных концертах.

Месячный абонемент оплачивается полностью, даже если из-за каникул или праздничных дней уроков выходит меньше, чем обычно. Частные музыкальные школы тоже подчиняются требованиям министерства образования и корректируют учебное время, чтобы дети могли отдохнуть. С июня по август студия не работает. Кроме летних каникул за год были еще осенние, зимние и весенние.

В течение учебного года дети дважды выступают на отчетном концерте — в декабре и мае, после промежуточной и итоговой аттестации
В течение учебного года дети дважды выступают на отчетном концерте — в декабре и мае, после промежуточной и итоговой аттестации

За время учебы сын несколько раз болел. Вопрос о возврате денег я не поднимала — даже не знаю, что на этот счет написано в договоре. Но нам никогда не отказывали, если мы просили перенести урок на другой день или сдвинуть время из-за отъезда или других обстоятельств.

С сентября 2024 года сын учится не факультативно, а по углубленной общеразвивающей программе. К двум академическим часам добавились сольфеджио и хор. Теперь стоимость обучения при оплате за месяц — 14 500 ₽.

Мы потратили на фортепиано и факультатив в музыкальной школе 171 500 ₽

Занятия118 500 ₽
Фортепиано30 000 ₽
Доставка инструмента10 000 ₽
Ремонт и настройка9 500 ₽
Подбор пианино3 500 ₽

Мы потратили на фортепиано и факультатив в музыкальной школе 171 500 ₽

Занятия118 500 ₽
Фортепиано30 000 ₽
Доставка инструмента10 000 ₽
Ремонт и настройка9 500 ₽
Подбор пианино3 500 ₽

Когда ребенок играет дома, чтобы не мешать соседям

Игра на музыкальных инструментах нарушает тишину, поэтому, репетируя дома, нужно соблюдать правила. Так, в Москве запрещено шуметь ночью, с 23:00 до 07:00  . В Подмосковье нарушение тишины и покоя не допускается в будни с 21:00 до 08:00, в выходные и нерабочие праздничные дни — с 22:00 до 10:00. Также нельзя шуметь ежедневно с 13:00 до 15:00  .

Мы живем в панельном многоквартирном доме с превосходной слышимостью. Поэтому, когда купили фортепиано, я предупредила соседей сверху о репетициях сына и предложила звонить мне напрямую, если это будет приносить неудобства. Соседи ответили, что звуки фортепиано им совершенно не помешают, и пожелали нам удачи: они родители взрослой дочери, которая училась в музыкальной школе.

Чтобы не нарушать покой жильцов дома, мы не откладываем репетиции на поздний вечер. Обычно сын играет на инструменте, когда все еще на работе. Также мы не разрешаем детям бесцельно барабанить по клавишам: это расстраивает инструмент и испытывает соседское терпение.

Сколько времени занимают учеба и самоподготовка

Прогресс в игре зависит не только от индивидуальных способностей ребенка. Чтобы пальцы и кисти приобрели беглость, уверенность, легкость, нужна регулярная тренировка. Во время занятий пианисты многократно повторяют определенные приемы, внимательно вслушиваются в интонацию извлекаемых звуков и контролируют движения, формируя привычку хорошего звукоизвлечения. Это удается не сразу, поэтому заниматься приходится в школе и дома.

Помимо практических занятий в программе есть обязательные для посещения музыкально-теоретические предметы. Вот примерная учебная нагрузка в первом классе:

  • общеразвивающая программа — четыре урока в неделю по 45 минут: две специальности, одно сольфеджио и один хор;
  • предпрофессиональная программа — пять с половиной уроков в неделю по 45 минут: две специальности, полтора сольфеджио, то есть 65 минут, один хор и одно слушание музыки.

Если ребенок учится на предпрофессиональной программе, скорее всего, этого количества часов на достойную подготовку к промежуточной аттестации не хватит. Стоит закладывать время и деньги на дополнительные часы занятий со школьным педагогом или репетитором. В Москве в зависимости от статуса музыкальной школы или школы искусств индивидуальный урок с преподавателем обходится в 1400—3500 ₽.

Нагрузка на учеников общеразвивающей программы скромнее, но и им предстоит готовиться к каждому уроку без исключения. Дети, которых природа наградила хорошей памятью, слухом, координацией движений, на первых порах могут уделять сконцентрированной домашней работе за инструментом 30—40 минут в неделю. Лучше делить это время на отрезки по 10 минут и заниматься три-четыре раза в неделю.

К концу второго полугодия первого учебного года сын научился играть пять произведений: два этюда, «Марш дошкольников» композитора Лонгшамп-Друшкевичовой, «Танец» и «Вальс-мюзет» С. Аллерма. Проигрывание всей программы занимает не более пяти минут. Ради такого скромного результата ребенок регулярно занимался за инструментом 20—30 минут ежедневно — кроме двух дней, когда у него были уроки с педагогом
К концу второго полугодия первого учебного года сын научился играть пять произведений: два этюда, «Марш дошкольников» композитора Лонгшамп-Друшкевичовой, «Танец» и «Вальс-мюзет» С. Аллерма. Проигрывание всей программы занимает не более пяти минут. Ради такого скромного результата ребенок регулярно занимался за инструментом 20—30 минут ежедневно — кроме двух дней, когда у него были уроки с педагогом

По нашему опыту, рекомендованного для самоподготовки времени бывает недостаточно, чтобы к зачетной неделе идеально исполнять произведения. Некоторые мелодии сын играет отлично, другие — прилично, а в некоторых он так и не добился выполнения нужных элементов. Но это тот результат, к которому мы пришли, стараясь сохранить баланс между удовольствием от занятий и проявлением трудолюбия.

А еще для нас важно, чтобы работа за инструментом проходила без слез и стресса и у сына оставалось свободное время для отдыха и других увлечений.

Сейчас мое присутствие во время домашних репетиций — главная мотивация для ребенка. Если я нахожусь в соседней комнате, пока сын играет, он отвлекается. А если, как педагог, сижу рядом на стульчике, ему сразу понятно, кто его зритель. Я всегда говорю, что одно-два произведения из его программы мне особенно нравится слушать, и тогда сын может сыграть их еще лично для меня, а не ради репетиции.

Когда младшего ребенка нет дома и есть много времени, старший может провести за фортепиано и час подряд: играет, разговаривает, импровизирует. А в дни перед каникулами, когда уже накопилась усталость и объективно тяжело, я устраиваю детский концерт с билетами: оба ребенка читают стихи, поют песни, показывают фокусы, старший исполняет свои произведения, потом уступает место младшему, и тот как будто тоже играет — это всех веселит. Игровая форма занятий здорово работает.

В начальной школе очень непросто долго концентрироваться, думать сразу про две руки, держать в голове каждый следующий шаг и учитывать рекомендации педагога по технике. Поэтому детям нужна помощь взрослых. И если ребенок придет на урок неподготовленным, спрашивать о домашней рутине будут в том числе с родителей. Именно они должны научить ребенка выделять время для занятий в своем распорядке и справляться с трудностями.

Гениальный педагог-скрипач Петр Столярский говорил: «Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые мамы».

Кажется, фраза емко описывает степень моральных усилий, ответственности и прочего вклада родителей в успех ребенка при получении музыкального образования. Серьезное обучение требует много времени, терпения и работы в течение нескольких лет. И это лучше понимать в начале пути, ведь решение о том, что семилетний ребенок будет поступать в музыкальную школу, чаще всего все-таки принимают взрослые.

Родителям будущих музыкантов на заметку

  1. Учиться музыке можно бесплатно в государственной музыкальной школе. В частных школах с лицензией тоже дают качественное образование, а дети получают соответствующее свидетельство.
  2. Чтобы поставить руку, ребенку лучше заниматься на акустическом инструменте: на электронном детям бывает сложно воспроизвести оттенки звука. Также может страдать звукоизвлечение.
  3. Если хотите купить домой фортепиано, бывшее в употреблении, доверьте подбор специалисту. Доставку инструмента закажите у профессионалов. Каждые полгода пианино нужно настраивать.
  4. Репетиции дома не должны быть наказанием: всегда соблюдайте временной режим, чтобы не перегрузить ребенка.
  5. Без помощи родителей детям не справиться. Поддерживайте своего ребенка и помогайте ему выстроить комфортный режим дня.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Екатерина ВласоваСколько тратите на увлечения детей? Поделитесь опытом:
  • porcorosso1Вот это я понимаю, подход. Сколько же всего изменилось, с момента, когда я пришла в музыкальную школу в 5 лет в 1999 году. Ф-но выбирали по принципу "ласточка или красный октябрь", музыкалка стоила 70 рублей в месяц и бесплатных мест не было в принципе, а после музыкальной школы я поступила в училище, поспорив с педагогом, что займу на республиканской олимпиаде по теории музыки призовое место. Искренне желаю удачи и вам и вашим детям. Музыка - это лучший воспитатель для ребенка. Бойтесь кризиса третьего класса, может захотеть бросить. Но тут важно проявить настойчивость и преподнести ребенку первый урок - доводить начатое до конца, не сдаваясь перед первыми трудностями. Но я уверена, что у вас все получится. Спасибо за отличную статью!6
  • АльдекМузыка для детей - это дорога в мир и на начальном этапе только от родителей зависит , будет ли этот путь тропинкой в тайге или шестиполосным автобаном :) А как инструмент социализации музыка всегда стояла вне конкурса:)2
  • Гаврилова С. В.Альдек, Как преподаватель по классу фортепиано с 40- летним стажем, добавлю, что на начальном этапе 99% зависит от учителя.) Поддержка родителей, конечно, безценна, но только учитель влюбит и поведёт за собой в этот прекрасный и волшебный мир.❤️ Желаю всем, кто отдаёт своего ребенка в музыкальную школу, найти такого Учителя.1
  • АльдекГаврилова, преподаватель - это по умолчанию понятно, это основа. Искренне жаль , что этого не понимают в Минобрнауки .Ведь на любом уровне понятно , что учителями на всех ступенях обучения должны быть самые лучшие и самые креативные люди , способные уже на уровне школы распознать в детях их способности и направить в нужное русло . Поздравляю Вас с наступающим Праздником - Днём учителя! И с прошедшим - Днём музыки!🤗🎶0
  • Оксана ПлисковскаяДочь в метро услышала скрипичный квартет, и всё. Никаких колыбельных не пела, особо классику не слушали. Вообще не собирались давать детям музыкального образования, приоритет естественным наукам. Когда пошли на экзамен, оказалось что идеальный слух, и зачислили во 2 класс по сольфеджио к олимпиадникам. Читать с листа начала на 3 день. Простые пьесы разбирает по видео. Мой "талант матери" в том, что я купила скрипку, и печатаю ей ноты. Если ребёнку истинно дано, то нет никакой нужды в родительском подвиге. Занимается дочь около часа, сама. Я присутствую только для настройки скрипки и в качестве слушателя. Школа у нас самая лучшая- государственная. Прекрасные учителя, стоимость 2300р в месяц. 2 урока скрипки в неделю, хор, сольфеджио и слушание музыки. Ещё и бесплатно приглашают на прекрасные концерты.1
  • Игорь ГорбуновВ отличие от других производителей, Роланд даже в бюджетные пианино ставит отличную механику, передающие различные нюансы звука. Популярные Casio и Yamaha экономят, но вот Роланд не идёт на компромиссы. Может с преподавателем сходить в музыкальный магазин и попробовать на месте? Преподаватели зачастую с необоснованным предубеждением относятся к цифровым инструментам0