Как я пыталась купить часы на маркетплейсе и попала на мошенников
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Этот развод показался очень нестандартным, поэтому расскажу о нем.
Наивно думала, что на мошенников попадают только какие-то другие люди и что я-то точно «ну нет, никак и никогда». Но вот и сама попалась.
Решила купить себе женственные часы с GPS и пришла к выводу, что мне нужны Apple Watch. Стала искать, где это выгоднее сделать. И вижу — на «Мегамаркете» они стоят 17 000 ₽, а везде за эту модель хотят 32 000—45 000 ₽. Подумала, что, вероятнее всего, по такой цене мне не продадут, максимум — отменят заказ и вернут деньги. Это же официальный «Мегамаркет», что может пойти не так?
Собственно, так и случилось: через полчаса после того, как оформила заказ, пришло сообщение об отмене и возврате денег. Я даже не расстроилась и спокойно пошла заказывать часы по рыночной стоимости.
А на следующий день мне в «Телеграм» написали с «Мегамаркета» — точнее, в профиле была аватарка с их логотипом. И говорят, что я вчера заказывала у них часы Apple Watch на сумму — и называют точное значение.
Объясняют, что у них изменились правила и они больше не работают с продавцами, которые ставят заведомо низкую цену и этим привлекают к себе внимание покупателей, а потом отменяют сделку. Поэтому теперь мне обязаны продать товар за указанную цену. Но так как по факту его у продавца нет, тот готов продать его через Ozon, где он лежит на складе. Еще и с дополнительной скидкой за доставленные неудобства — часы будут стоить 14 700 ₽. Интересует ли меня такое?
Я засомневалась, но решила посмотреть, что будет дальше.
Сказала, что интересует, и ждала, что сейчас начнется разводилово с номером карты для оплаты и прочим — но нет. Написали, что сейчас мне в «Сбербанк-онлайн» придет ссылка для оплаты и, если предложение мне еще интересно, нужно оплатить и ждать товар. Никакой дополнительной информации не нужно — у них все есть, оформляют так же, как было оформлено изначально.
Ссылка для оплаты реально пришла в «Сбербанк-онлайн». Нажимая на нее, я проверила, что оплата уходит действительно в Ozon — это позже подтвердил и сотрудник поддержки Сбера. Так как никаких номеров карт я не называла, а деньги ушли в Ozon, мне стало очень любопытно, получу ли я часы. Подумала, что в крайнем случае Ozon просто отменит заказ и вернет деньги. И это было моей ошибкой — я заплатила, деньги ушли.
Дальше с того же аккаунта в «Телеграм» мне пришла ссылка со словами, что нужно скачать приложение для отслеживания доставки. Я не решилась это сделать: вбитая в голову техника безопасности меня спасла. Полагаю, что по ссылке был бы какой-либо фишинг и захват доступа к моим банковским приложениям.
Так что я стала просто ждать, что произойдет дальше. Дальше аккаунт якобы «Мегамаркета» был удален вместе со всей перепиской, так что я даже не успела сделать скрин.
После этого я написала в Сбер, «Мегамаркет» и Ozon, рассказала о ситуации и стала выяснять, есть ли возможность вернуть платеж.
Сбер повел себя очень адекватно: временно заблокировал карту, попросил скрин переписки, хотя бы то, что я присылала этим мошенникам. Убедился, что я не сообщала никаких данных карты, после чего разблокировал ее. Платеж заблокировать и вернуть не успели, хотя проверяли и пытались это сделать. Запрос в Ozon на возврат со своей стороны тоже написали, но шансов практически нет.
Поддержка Ozon сказала, что по платежу они не могут найти номер заказа — а мне мошенники не присылали ссылку на его номер. Как я сейчас понимаю, схема такая, что мошенники что-либо реально заказывают на Ozon для себя, а ссылку на оплату присылают таким, как я.
Оплаченный мной товар спокойно забирают, после чего не знаю, что с ним делают, — может быть, им он реально может пригодиться. Или где-то в другом месте продают.
«Мегамаркет» сразу стал отнекиваться, что их сотрудники никакие данные никуда не передают. Хотя на самом деле я просила в поддержке эту информацию донести до сотрудника службы безопасности и проверить продавца, у которого я изначально заказывала часы за 17 000 ₽. Надеюсь, они это сделали и начали лучше проверять своих продавцов.
Но если все-таки это сам «Мегамаркет» — в смысле его сотрудники — сливает информацию, то это просто треш и очень нехорошая история. Этой статьей я надеюсь привлечь и их внимание к безопасности данных.
Общайтесь с поддержкой маркетплейсов только через чаты внутри приложений или на сайте
У многих компаний действительно есть служба поддержки, которая отвечает на запросы в мессенджерах. Но в том-то и дело, что только отвечает: ни одна служба поддержки никогда не напишет вам в мессенджер первой. Если с вами нужно будет связаться, маркетплейс напишет в чат на сайте или в приложении. На крайний случай — пришлют письмо на электронную почту или даже позвонят, но все равно предложат перейти в приложение, чтобы дооформить заказ.
Настоящий менеджер маркетплейса не предложит вам получить компенсацию или начать зарабатывать 100 тысяч в день на выкупе товаров. Настоящий служащий Центрального банка не предложит перевести деньги на защищенный счет. И тем более ни один настоящий майор ФСБ не позвонит по поводу утечки данных.
Теперь давайте разберемся, что же произошло с Анфисой. Для начала нужно понять, как работают маркетплейсы. По большей части они не продают товары самостоятельно, а лишь предоставляют место для торговли другим продавцам.
Поэтому не стоит думать, что если вы оформили заказ на маркетплейсе, то вас как-то защитит бренд и репутация площадки. Начать торговать умными часами может любой, кто зарегистрирует ИП или ООО. Если менеджеры будут с лупой проверять каждого нового продавца, пострадает и бизнес маркетплейсов, и бизнес честных начинающих предпринимателей.
Маркетплейсы рассчитывают на систему отзывов — я сам не покупаю ничего у продавцов, у которых нет хотя бы сотни положительных оценок. Пусть за меня рискуют другие.
Как я понимаю, Анфиса как раз решила рискнуть и купила товар у непроверенного продавца, соблазнившись большой скидкой. Также она посчитала, что сотрудники «Мегамаркета» слили данные мошенникам. Это совсем не обязательно: продавец получает контактные данные покупателя, чтобы как минимум суметь связаться с ним по поводу доставки.
Но мошенники изначально не собирались ничего продавать: им нужно было собрать как можно больше заказов, чтобы получить данные. Собрав имена и номера телефонов, они отменили все заказы, в том числе и заказ Анфисы. Скорее всего, после этого алгоритмы маркетплейса заподозрят что-то неладное и продавца заблокируют на площадке. Но мошенники всегда смогут найти нового номинального директора, на которого зарегистрируют очередную мутную компанию.
Далее аферисты зарегистрировали аккаунт в «Телеграме», поставили на аватарку логотип «Мегамаркета», пробили номера покупателей и каждому написали с предложением оформить заказ на другой площадке. Если честно, такое предложение мне кажется неправдоподобным: вряд ли хоть какая-то компания добровольно направит клиента к конкурентам.
Анфиса посчитала, что «поддержка» отправила ей ссылку на оплату заказа в маркетплейсе Ozon. Но у этого маркетплейса есть одноименный банк — на самом деле мошенники прислали Анфисе запрос на перевод денег через СБП именно на карту этого банка.
Функция запроса денег через СБП есть у большинства крупных банков. Ее используют не только мошенники: с ее помощью честные компании выставляют счета клиентам, а дети просят у родителей деньги на крупные покупки.
Думаю, из-за схожести названий мошенники и выбрали именно «Ozon Банк». Этот момент смутил даже сотрудника поддержки Сбербанка. Но поддержка маркетплейса Ozon подтвердила, что никакого заказа на их площадке не было.
Обращаться в поддержку маркетплейсов в таком случае бессмысленно: Анфиса перевела деньги на карту физического лица, а не на счет компании. Единственное, что может помочь, — это обратиться в полицию с заявлением о мошенничестве. Но даже в этом случае шанс вернуть деньги крайне мал: аферисты быстро выводят украденное за границу через цепочку подставных лиц.
Подробнее о том, как написать заявление в полицию так, чтобы вам помогли, мы рассказали в одноименном уроке бесплатного курса «Как защититься от мошенников».