Как развить у ребенка функциональную грамотность
Дети часто не понимают, зачем читать «Войну и мир», вычислять логарифмы и учить закон Ома.
Но в жизни могут пригодиться любые знания. Главное — уметь их применять. Тот, у кого это получается, и есть функционально грамотный человек. Расскажу, как ребенок может им стать и как проверить его уровень.
Вы узнаете
Что такое функциональная грамотность
Не все понимают разницу между функциональной грамотностью и грамотностью в широком смысле этого слова. Базовая грамотность — это умение использовать академические знания для решения предметных задач в школе. Например, считать на математике или выделять основную мысль текста на уроке литературы.
Функциональная грамотность — это умение применять полученные знания на практике при решении повседневных задач. Допустим, разобраться в договоре при устройстве на работу, рассчитать необходимую дозу лекарства по инструкции.
Или еще пример. Когда школьник на уроке математики правильно решил задачу на деление — он грамотный. А когда посчитал, сколько карманных денег можно тратить в день, чтобы выделенной родителями суммы хватило на неделю, — он функционально грамотный.
Детям не всегда очевидно, что знания, которые дают в школе, бывают полезными в жизни. Поэтому иногда можно услышать от ребенка что-то вроде: «Зачем мне таблица Менделеева, если я хочу быть предпринимателем?» Но, например, тот, кто знает свойства химических элементов и поэтому хранит нашатырный спирт в подходящей таре, не отравится. Возможно, это знание действительно не потребуется предпринимателю в его работе, но может пригодиться в жизни.
Понятие «функциональная грамотность» было впервые использовано ЮНЕСКО в 1950-х годах. Так назвали «совокупность умений читать и писать для решения житейских проблем». В 1970-х термин уточнили и он стал распространяться в мире. С тех пор функционально грамотными начали считать тех, кто может пользоваться письмом, чтением и счетом для решения жизненных задач и возможной помощи окружающим.
В России термин стал использоваться только в 2000-х, когда российские школьники начали принимать участие в международном исследовании качества образования PISA . Каждые три года его проводит ОECD — Организация экономического сотрудничества и развития.
PISA — это особая проверка изученного в школе материала. Ребят не просят вспомнить формулы и термины или процитировать правила и отрывки из учебников, а предлагают решить практико-ориентированные задания на размышление и анализ.
Тестирование проводят для того, чтобы определить эффективность действующей системы образования страны и оценить вклад школы в формирование потенциала детей и их готовности вступить во взрослую жизнь. Для этого в современном мире недостаточно просто уметь читать и писать.
Для чего нужна функциональная грамотность
Функционально грамотный ребенок, попадая в разные ситуации, начинает на практике использовать знания, которые получил в школе или где-то еще, что позволяет ему нормально существовать в современном мире. Это и есть глобальная цель — научиться применять доступную информацию в жизни и опираться на свой багаж знаний.
Например, студент может использовать формулу расчета площади прямоугольника во время ремонта, когда захочет выяснить, сколько нужно купить керамической плитки или обоев. Конечно, рассчитать объемы может и привлеченный специалист, но он берет за это деньги. Когда сформирован навык практического применения, жизнь становится проще и экономичнее.
Благодаря функциональной грамотности человек может объяснить процессы и явления, с которыми сталкивается в жизни, установить причинно-следственные связи. Например, чтобы понять, что белье дольше сохнет в сырую погоду, достаточно опыта. Но знания, полученные на уроках географии, подскажут, что дело в высокой влажности воздуха на фоне низкого атмосферного давления.
Виды функциональной грамотности
В основе каждого вида функциональной грамотности лежат знания в какой-либо области — математике, русском языке и так далее. При этом они используются в разных сферах, в том числе для получения новых знаний.
Читательская грамотность требуется для выполнения множества задач, где нужно осилить текст. Но осилить — значит не просто прочитать или прочитать как можно быстрее. А осмыслить, найти в нем связи, понять, что скрыто между строк.
Когда ребенок собирает в интернете информацию для доклада по истории, ему нужна читательская грамотность. Он должен:
- понять и проанализировать прочитанное;
- вычленить главную мысль;
- составить свое повествование;
- сделать выводы.
Школьник учится этому на уроках русского языка и литературы и затем использует в освоении другого предмета.
Естественно-научная грамотность связана с применением знаний по физике, химии, биологии и географии в жизни. Это, например, когда мы:
- слегка дуем на тлеющие угольки, чтобы заставить костер снова разгореться;
- обильно проливаем лунку водой перед посадкой растений на даче;
- надуваем воздушный шарик не слишком сильно, чтобы он не лопнул.
Для развития естественно-научной грамотности нужно создавать условия, в которых дети могут экспериментировать, исследовать и задавать вопросы. Важно также развивать у них критическое мышление и способность видеть связи между различными явлениями и процессами в природе.
Математическая грамотность — это не только арифметические действия, но и понимание логики вычислений: что к чему прибавить, что из чего вычесть, что на что умножить или разделить. В этих вопросах не поможет калькулятор. Сюда же относится способность анализировать и интерпретировать данные, использовать математические модели для решения проблем, аргументировать свои рассуждения, делать логические выводы.
Ребенок может применить математическую грамотность, когда определяет пропорции ингредиентов для оладушек или помогает бабушке вычислить сумму, на которую вырастет ее пенсия после индексации.
Финансовая грамотность включает в себя умение разбираться в финансовых инструментах и услугах, способность планировать бюджет, критически относиться к рекламным предложениям, осознавать свои финансовые цели и продумывать их достижение.
Финансово грамотный школьник, например, сообразит посчитать, что выгоднее: купить одну большую пиццу или две маленькие. Он знает, сколько карманных денег нужно откладывать в неделю, чтобы за месяц накопить на наушники.
Глобальные компетенции связаны с умением уважительно взаимодействовать с другими людьми, понимать и ценить культурное разнообразие, осознавать общечеловеческие проблемы, такие как социальное неравенство, климатический кризис и так далее.
Пример такой компетенции, важной для школьников, — умение избегать конфликтных ситуаций и знать, как вести себя в случае буллинга.
Креативное мышление позволяет искать решение задачи нестандартным путем. Например, нужно наградить победителей соревнования. Классическое решение: купить медали и в финале вручить их детям. Нетривиальное: приготовить особенные авторские сувениры.
Оценивать этот вид функциональной грамотности особенно сложно, потому что креативность — понятие субъективное. И развивать ее нужно бережно, не навязывая ребенку свои представления о красоте.
Компьютерная, или цифровая, грамотность в России выделяется отдельно от функциональной, так как грамотность надо уметь исследовать и измерять, а критерии должны быть четкими и понятными для всех. Пока их не разработали, эти навыки не оценивают и они стоят особняком.
Цифровая грамотность включает умение работать на компьютере, искать информацию, отличать факты от фейков, владеть цифровыми инструментами — например, знать, как отсканировать QR-код, чтобы оплатить покупку. В век технологий такие навыки очень полезны.
Молодые люди сейчас показывают высокий уровень компьютерной грамотности, а вот пожилые могут испытывать трудности даже с элементарными действиями — например, подготовкой текстового документа. Проблему пытаются решить с помощью компьютерных курсов.
Уровни функциональной грамотности
Согласно исследованию PISA, в основном выделяют шесть уровней функциональной грамотности: уровень 1, 2, 3 и так далее. Чем больше цифра, тем грамотнее человек. Иногда еще говорят об уровне «ниже первого» или фактически нулевом, когда знания не дотягивают до необходимого минимума.
Для наглядности разберем, какие навыки есть у школьника с разными уровнями читательской грамотности.
Первый уровень делят на три подуровня:
- 1с: учащийся понимает предложения с обычной лексикой и несложными синтаксическими структурами.
- 1b: устанавливает простые связи между соседними предложениями.
- 1а: понимает основную тему или замысел автора во фрагменте текста на знакомую тему и способен установить простую связь между несколькими фрагментами. Также может найти нужную часть текста и поразмышлять о его цели и важности информации.
Второй. Школьник выделяет основную мысль в тексте средней длины. Понимает взаимосвязи внутри него.
Третий. Понимает буквальный смысл одного или нескольких текстов объемом не больше страницы. Может делать как базовые, так и более сложные выводы. Находит нужные данные с помощью косвенных подсказок. Сравнивает и противопоставляет точки зрения нескольких авторов.
Четвертый. Учащийся понимает более длинные и сложные тексты. Может сравнивать мнения авторов и делать выводы на основе нескольких источников. Запоминает контекст. Способен размышлять над стратегиями, которые авторы используют для изложения своих точек зрения, основываясь на характерных особенностях текстов вроде заголовков и иллюстраций. Может сравнивать и противопоставлять утверждения, оценивать надежность источника.
Пятый. Школьник понимает длинные тексты. Обнаруживает причинно-следственные связи, отвечает на косвенные вопросы, замечает предвзятость автора, а также оценивает достоверность утверждений.
Шестой. Понимает длинные и абстрактные тексты, в которых интересующая информация глубоко встроена и лишь косвенно связана с заданием. Может сравнивать, противопоставлять и интегрировать информацию, которая представляет потенциально противоречивые точки зрения. Задумывается об источнике текста. Способен сравнивать и противопоставлять информацию в разных текстах, выявляя расхождения.
По такому же принципу уровни грамотности выделяют в остальных ее видах. Например, первый уровень естественно-научной грамотности означает, что ребенок может использовать базовые научные знания для описания простых явлений. Учащийся с третьим уровнем отличает научные проблемы от ненаучных и способен находить доказательства, подтверждающие научное утверждение. Шестой уровень — подросток, используя свои знания, предлагает гипотезы, которые объясняют новые научные явления, события и процессы, делает прогнозы.
Школьник с начальным уровнем финансовой грамотности может увидеть разницу между потребностями и желаниями, принимает несложные решения о повседневных расходах, распознает назначение простых финансовых документов вроде счета в кафе. А высокий уровень говорит о способности планировать в долгосрочной перспективе, анализировать сложные финансовые продукты и решать нестандартные финансовые проблемы.
В России придерживаются менее дифференцированной — трехкомпонентной — характеристики: выделяют базовый, повышенный и высокий уровни функциональной грамотности.
Как развивать функциональную грамотность
В школе. Согласно ФГОС , функциональную грамотность должны формировать в школах.
Часто занятия выносят в отдельный внеурочный курс, который так и называется — «Функциональная грамотность». На него выделяют час в неделю. В рамках курса у учеников разных классов в течение года развивают разные виды функциональной грамотности.
В своей работе учителя могут использовать платформы и ресурсы, где собраны соответствующие задания — например, «Учи-ру», ФИПИ или РЭШ . Доступ везде организуется по-разному. На «Учи-ру» пароли и логины есть у каждого ученика, и их знает преподаватель — на случай если кто-то забыл или потерял. На сайте ФИПИ размещен открытый банк заданий по естественно-научной и читательской грамотности: можно скачать их и использовать на уроках. А в РЭШ доступ к упражнениям открывается по логину и паролю учебного заведения.
Бывает, что школы интегрируют занятия в основной учебный процесс. А если руководство осознает важность функциональной грамотности и решает, что какой-то из компонентов особенно востребован, то также может организовать кружок или отдельное направление в проектной деятельности. Сегодня, например, часто выделяют финансовую грамотность.
Логичнее рассматривать функциональную грамотность как метапредметное явление и развивать ее за счет системной работы, постоянно устанавливая межпредметные связи. Например, изучая поэзию, можно коснуться географии: обратить внимание, в каком месте было написано стихотворение. А если обсудить с детьми, какое время или эпоха в нем описаны, можно найти связи с историей.
Если бы в школе подтягивали знания по одному предмету, изучая смежную тему на другом, это бы сделало систему образования более цельной. А еще помогло бы ребенку понять, что те или иные объекты, процессы и явления бывают предметами изучения разных школьных дисциплин, что в мире все взаимосвязано и это взаимосвязи важны и интересны.
Но пока так получается не всегда. Например, на географии изучать координаты начинают в пятом классе, а на математике ось координат проходят в шестом. В итоге образуется разрыв между предметами, который делает знания фрагментарными, и школьникам кажется, что каждый раз они изучают что-то новое.
Дома. Если родители хотят развивать функциональную грамотность ребенка, им поможет специальная учебная литература — тренажеры для школьников с разными заданиями.
Ключ к успеху в этом деле — регулярность. Даже с одним занятием в неделю должны появиться заметные результаты.
Развивать функциональную грамотность можно не только за столом и с учебными пособиями — подойдут и бытовые ситуации. Допустим, ребенок хочет завести питомца. Предложите ему подумать, что для этого придется сделать. Пусть порассуждает, можно ли взять домой животное, ничего не обсудив с другими членами семьи. Важно поразмыслить, какой питомец подойдет. Если у кого-то из близких аллергия на шерсть, лучше не брать кошку или собаку, а завести, например, черепашку. Это будет связь с медициной.
Если ребенок хочет щенка и с медицинской точки зрения ничего не мешает его завести, надо выбрать породу — это уже биология. А еще предстоит подумать, где взять щенка. Если из приюта — можно вместе обсудить важность и значимость этого поступка. Если купить, то на какие деньги. Тут затрагивается тема финансов.
Подобные размышления — это как межпредметные связи в школе. Обдумывая вот так те или иные ситуации, ребенок начнет замечать, что какое-то одно решение соотносится с разными сферами жизни. И со временем будет смотреть на бытовые задачи более широко, интегрировать для их решения полученные академические знания и навыки.
Как проверить функциональную грамотность
Международные исследования. Последний раз Россия участвовала в тестировании PISA в 2018 году. Тогда экзаменаторы опросили 7608 российских подростков и оценили уровень их читательской, математической и естественно-научной грамотности. По каждому виду страна заняла примерно 30-е место из 79.
Чтобы посмотреть, с какими вопросами сталкиваются участники исследования, можно воспользоваться выборкой интерактивных заданий на основе тестов PISA разных лет. Упражнения доступны в том числе на русском языке.
Национальные исследования. Теперь в России проходят национальные исследования качества образования, НИКО. Принципы разработки заданий максимально приближены к тем, что были в PISA, но критерии немного другие и вопросы адаптированы под российские реалии.
Например, исследование PISA проверяло функциональную грамотность у школьников и студентов от 15 до 16 лет и двух месяцев. НИКО проводят среди учеников восьмых и 10 классов. Возраст важен, потому что задания должны быть близки жизненному опыту ребенка.
Поучаствовать в тестировании самостоятельно по желанию нельзя. Школьники проходят национальное исследование централизованно в школах: анкетирование в электронном виде доступно в строго назначенное время на сайте Федерального института оценки качества образования. Анкеты адаптированы к возрасту и уровню образования детей. После прохождения тестирования каждый участник получает обратную связь с пояснением, что удалось, а что нет, и рекомендациями, как подтянуть свой уровень.
Мониторинг на местах. Конечно, не каждый школьник, подходящий по возрасту, может поучаствовать в НИКО. Ежегодно в регионах формируют и утверждают списки школ, в которых проводят оценку качества образования. Национальные исследования, как и международные, в которых Россия участвовала раньше, не массовые. Поэтому прогресс в развитии функциональной грамотности школьников должны оценивать учителя.
Родители тоже могут проверить ребенка, ориентируясь на свои знания или сборники заданий с ответами. Но зацикливаться на правильности ответов не стоит. Ведь проставленная в нужном месте галочка — это не главное. Важнее сосредоточиться на самом процессе развития, чтобы ребенок учился использовать свои знания в жизни.
Запомнить
- Функциональная грамотность — это умение применять полученную в школе информацию при решении повседневных задач.
- Виды функциональной грамотности основываются на знаниях в какой-либо области — математики, литературе и других. Речь, например, о читательской, естественно-научной, математической, финансовой, компьютерной грамотности.
- В России выделяют базовый, повышенный и высокий уровни функциональной грамотности. Но международное сообщество чаще придерживается шестиуровневой системы — чем больше цифра, тем грамотнее человек.
- Дети развивают функциональную грамотность в школе — на уроках, а также внеурочном одноименном курсе. Это можно делать и дома — с помощью специальной учебной литературы и в быту.
- Прогресс в развитии функциональной грамотности школьников периодически оценивают в ходе национальных и международных исследований, а еще это делают учителя. Проверить ребенка могут и родители — с помощью сборников с заданиями и опираясь на свой опыт.
Довольны школой своего ребенка? Расскажите, что именно вам нравится, и станьте героем следующего материала